На что рассчитывают в Татарстане, саботируя указания Путина: мнение

18.09.17 11:14

В России

Этнолингвистический конфликт в Татарстане, который возник в результате "языковой политики" Казанского кремля, продолжает набирать обороты. После весьма недвусмысленных сигналов, которые Владимир Путин послал татарстанской этнократии (и которые она предпочла не заметить), резко возросла активность родителей школьников, ободренных позицией президента России. Они уже не боятся говорить, писать и подавать заявления на отказ от принудительного обучения детей татарскому языку. Это вызывает все большее озлобление татарских националистов.

Особую ярость вызывают у них родители-татары, которые выражают солидарность с родителями русскоязычных детей. Причем некоторые уже перешли от слов к делу — они подают заявления на отказ от обучения татарскому и пишут жалобы на дирекцию школ в Генпрокуратуру РФ. В частности, в Набережных Челнах такое заявление подала Алсу Газизова.

В этой связи характерны рассуждения бывшего начальника Управления образования исполкома Казани Марата Лотфуллина, который озвучил логику рассуждений татарских националистов на дебатах "Татарский язык в системе образования России: быть или ???". Когда Лотфуллину стали говорить о том, что почти три десятилетия эксперимента по принудительному обучению татарскому ничего в итоге не дали, он заявил, что еще 150 лет назад абсолютное большинство татар не умело говорить по-русски, а преподавать русский язык среди татар во второй половине XIX века стал просветитель-одиночка Каюм Насыри (1825−1902), и вот, спустя полтора столетия, все татары умеют говорить на русском. "Вы еле-еле этот татарский язык начали изучать с нуля 30 лет тому назад, — обращаясь к родителям, заявил Лотфуллин, — и уже хотите получить результат. Вот потерпите 150 лет, и всё будет хорошо"…

Вероятно, понимая абсурдность таких заявлений и невозможность внятной аргументации, некоторые татарские националисты начинают срываться, забывая о приличиях. Доходит до обвинений русских в шовинизме, а на форумах татарских националистических СМИ уже открыто говорят, что если кому-то что-то в Татарстане не нравится, то пора ехать в "те регионы, где не заставляют изучать татарский язык".

Это возмущает русскоязычных родителей и тех татар, которые понимают, что добровольность изучения татарского языка является единственным выходом. На этом фоне изменилась тактика местной прессы, которая, в подавляющем большинстве, озвучивает позицию властей Татарстана — там стали публиковать интервью и статьи с "этнически русскими" сторонниками сохранения принудительного обучения татарскому.

Наряду с этим в официозных СМИ стали появляться тексты, где аккуратно проводится мысль, которую в течение многих лет излагал, например, председатель Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов: сохранение татарского языка — это дело самих татар, и бессмысленно надеяться, что русские станут носителями татарского языка. Соответственно, тратить силы и средства на обучение русского населения татарскому не надо, следует сконцентрироваться на том, чтобы повысить интерес к нему среди самих татар.

Характерна в этой связи статья "Никто не спасет татарский язык, кроме самих татар", вышедшая в главном рупоре национально ориентированной части татарской интеллигенции "деловой газете" "Бизнес Онлайн" и написанная от имени редакции (в которой работают, примущественно, сотрудники с русскими фамилиями — прим. EADaily ). Она представляет своего рода программу действий, чтобы татарский язык захотели изучать добровольно. Авторы советуют (по-видимому, своим сторонникам-националистам) не устраивать акций протеста: "Имеет ли смысл в этих условиях Татарстану входить в клинч с федеральным центром по языковому вопросу? Сценарий эскалации рисуется легко. Генпрокуратура пишет представление, республика его обжалует в суде, вплоть до Конституционного. Все это на фоне родительских митингов и хорошо организованной истерии в федеральной прессе. А дальше все новые „санкции“… И чем больше республика будет сопротивляться, тем выше окажется репутационная цена поражения".

Подобные тексты, публикуемые "не в интересах истины, а в интересах правды", а точнее, по воле татарской правящей элиты, все яснее свидетельствуют, что этнократия в Татарстане осознает собственное политическое и идейное банкротство: в условиях, когда значительная масса населения начинает высказывать недовольство, сохранить прежний порядок вещей (довольно абсурдный) все сложнее.

Первый раз такое недовольство проявилось в связи с банковским кризисом в Татарстане в конце 2016-го — в начале 2017-го года, когда 6 региональных банков (Татфондбанк, Анкорбанк, Интехбанк, Булгарбанк, Татагропромбанк, Спурт Банк) в республике друг за другом лопнули, а власти не смогли помочь вкладчикам. Поток критики со стороны населения был огромным, причем он был персонально направлен в адрес президента Татарстана Рустама Минниханова. Жалкие попытки спасти имидж руководства со стороны местного агитпропа — "перевести стрелки" в адрес Москвы, якобы виновной в случившемся, успеха не имели. Более того, появилась народная версия, что "родственник первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева глава Татфондбанка Роберт Мусин вывел деньги в зарубежные активы, после чего банк и лопнул".

Нынешнее упорство "элиты" относительно обязательного обучения татарскому еще больше способствует росту недовольства. Имидж руководства Татарстана среди русскоязычных жителей, дети которых в новом учебном году вновь мучаются от принудиловки (фактически, Татарстан остался единственным регионом в РФ, где власти заставляют школьников учить татарский язык вне зависимости от их национальности и желания — прим. EADaily ) прогрессивно падает.

На этом фоне приунывшие за четверть века русские активисты-общественники и родители из "новых поколений" с надеждой смотрят и слушают федеральные новости. После выступления президента России Владимир Путина на заседании Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле 20 июля о недопустимости обязательного изучения неродных языков в ущерб русскому языку было дано указание Генпрокуратуре РФ и Рособрнадзору "проверить до 30 ноября этого года соблюдение прав граждан на добровольное изучение языков из числа языков народов России и государственных языков республик".

Родители рассчитывают, что Генпрокуратура выявит факты принудительного обучения татарскому. Хотя чего их выявлять? Достаточно поговорить с родителями "без протокола"… Нужно отметить, что президент РФ дал поручение именно Генпрокуратуре, а не региональным надзорным ведомствам, которые находятся в зависимости от местных властей. Ведь ожидать от них, что они станут выявлять и пресекать факты ущемления права изучать русский язык и принудительного обучения татарскому, не приходится. И это неудивительно, ведь все прежние неоднократные попытки обратить на это внимание республиканской прокуратуры в Татарстане заканчивались отписками: все в порядке, никаких нарушений не видим. Или не хотим видеть?

Пока же власти Татарстана откровенно саботируют указания из федерального центра по языковому вопросу. Видимо, расчет у них такой: сделать несколько уступок в процессе преподавания татарского языка, но никакой добровольности не позволять. Ревизоры из Генпрокуратуры РФ наверняка будут встречены с традиционным гостеприимством, с широким размахом, с тем, чтобы потом они могли в Москве отрапортовать, что в Татарстане "все нормально".

Наконец, "татарские стратеги" могут пойти на хитрость: пообещать ревизорам исправить ситуацию. На это косвенно указывает постановление премьер-министра Татарстана Алексея Песошина "о доведении с 1 января 2018 года объемов изучения русского языка до объемов, рекомендуемых Минобрнауки РФ" (однако не указано, до какого конкретно объема — прим. EADaily ). Но когда Генпрокуратура завершит проверку, поверив обещаниям Казани все изменить, все останется, как было. А там "либо ишак помрет, либо падишах" — излюбленная тактика татарстанских правителей. Да и выборы президента РФ не за горами…

А как бы поступили действительно мудрые правители, а не татарские националисты-временщики? Изучение татарского языка давно нужно было сделать добровольным, а русский язык и русскую литературу преподавать в том же объеме, в каком ее преподают по всей России, при этом сохранив право всех желающих изучать татарский язык в любой школе республики и сохранив штат учителей татарского языка.

Да, в таком случае не только масса родителей русских детей, но и существенный процент родителей татарских детей, особенно городских, предпочтет не изучать татарский язык. Но ведь останется та часть татар (а, вероятно, и русских), для которых важно, чтобы их дети изучали татарский в школах. И вот эту часть надо поддерживать и приветствовать. Есть же примеры, когда люди старшего возраста идут на курсы изучения татарского языка, как это можно наблюдать в Казани. У учителей татарского языка будет сидеть не по 15 человек в классе (в школах Татарстана, большинство из которых смешанные, каждый класс делят на русскую и татарскую группы, с каждой из которых занимается по отдельности две учительницы татарского языка), а поменьше, но любой учитель вам подтвердит, что преподавать легче язык перед небольшой аудиторией.

При этом, обратите внимание: ни один другой предмет в школах Татарстана не вызывает такого отторжения, как татарский язык. Но все это возмущение спадет, как только его обучение сделают добровольным. Также будут сэкономлены деньги, которые сейчас безрезультатно тратятся на обучение русскоязычных школьников и на подготовку и содержание огромного числа учителей.

Пойдут ли на это нынешние власти Татарстана? Вряд ли. Ведь это будет означать политическое банкротство, полный отказ от "татарской государственности", одним из атрибутов которой, наряду с должностью президента, договора с Москвой, является и обязательный для изучения татарский язык. Поэтому здесь Казанский кремль будет стоять твердо. Правда, не исключен ряд уступок.

В частности, председатель Комитета по делам национальностей Госдумы России Ильдар Гильмутдинов (один из главных лоббистов "интересов Татарстана") сообщает, что уже вовсю идет разработка новой методики обучения татарскому языку русскоязычных детей, где будет снижена нагрузка в плане обучения, а упор будет сделан на разговорном общении, а не на грамматике. Это подразумевает и уменьшение часов татарского языка в школьном расписании (правда, не уточняется сколько), и отказ от обучения татарскому в старших классах: "Жизнь показывает, что для русскоязычных детей в том объеме, который преподается, он не нужен". Правда, на полную добровольность власти Татарстана не согласны — "обязательное изучение татарского языка должно сохраниться во что бы то ни стало".

Все это будет сопровождаться выступлениями не только татарских "родителей-патриотов", но и речами "правильных" русских родителей. Последних особенно станут выпячивать и предоставлять им трибуну в местных СМИ, показывая, что есть среди массы крикунов разумные люди. Они согласны, чтобы их дети изучали русский язык меньше, чем по всей России, они согласны платить репетиторам, но так они проявляют "уважение к народу, на земле которого живут". В этой связи весьма примечательны уже опубликованные рассуждения одного из таких "русских публицистов" Марка Шишкина, который заявил: "Как только вырастет первое татароязычное поколение русских Татарстана, этническая история Волго-Уралья выйдет на качественно новый этап". Рискну предположить, что сам мыслитель Шишкин пока остается на качественно старом этапе, поскольку татарского языка не выучил.

Кстати, если перейти от теории к практике, то велика вероятность, что Казанский кремль подключит свой репрессивный аппарат и на активистов заведут административное или даже уголовное дело "за экстремизм". Такое уже неоднократно бывало в Татарстане. Как известно, зачем решать проблему, когда можно заткнуть тех, кто слишком часто говорит о ней?

Руслан Обоев, политолог

Источник: EurAsia Daily

Редактор: Аяврик


marz

18.09.17 16:56

Все правильно написано. Обязаловка изучения предмета не нужного за пределами 1 часа езды от Казани вызывает только отторжение. При этом обязаловка наносит существенный ущерб в изучении более полезных предметов, т.к. количество учебных часов в неделе не резиновое. 1-2 добровольных часа татарского в неделю более чем достаточно для русскоязычных детей.

Изменен: 18.09.17 16:57 / marz


vova-55

18.09.17 16:57

Истерики по поводу исчезновения татарского языка глупы.
На самом деле это фальшивые истерики, призванные повысить
эмоциональный градус.
Это волчья тактика в овечьей шкуре.
Везде, где выступали подобным образом: "Мы знаем русский
язык, так давайте и вы учите местный", со временем пришли к
тому, что местная молодежь все слабее владела русским языком,
а диктат местного языка постепенно усиливался до, через
некоторое количество времени, единственного официального
(республиканского или государственного).

Изменен: 18.09.17 16:59 / vova-55


Око

18.09.17 17:57

а. Проблем с татарским языком, точней с его знанием этничесикими татарами, ощемта нет. Даже за пределами республики. Нижегородские татары, даже городские, вполне себе владеют родным языком.

Вот у казахов тех же - есть проблемы. "Асфальтные казахи" говорят и думают по-руски в массе. А у тарар нету.

б. Нац. вопрос в Казани и республике со времён Бабая всегда использовался как жупел для торга с Кремлём. Даже то пресловутое Челнинское медресе, откуда вышли все тамошние ваххабиты и пр. - всегда курировалось знамо кем.

в. Суть проблемы аффтар мельком помянул. Когда пыжили "татфондбанк" и Мусина под домашний арест пристроили, тамошние элиты ничо так себе напряглись. Если не сказать, напугались.

Есть мнение, что по схеме "Башнефти" с "Системой" могут пустить и "татнефть" с ТАИФом. Вы чо - реально думаете, что "несколько семей" активы на десятки миллиардов у.е. без боя сдадут?

Вот и "обострение нац. вопроса". Как перманентный козырь в тёрках с Москвой. Тока б не заигрались пацаны. А то ведь простым торпедам высокие материи борьбы за Власть не ведомы.



Zekans

18.09.17 19:59

А в/на Чечне чеченскому языку как обучают? Добровольно или принудительно? А как в других автономных республиках?

А почему иностранные языки - обязательны? Жизнь заставит - научишься, абсолютно незачем держать немалый штат преподавателей инъязов, оптимизировать! Если человек будет знать 1+ язык, так ведь он и думать будет "ширьше", вопросы начнёт задавать... Хотя "абырвалга" за глаза хватит...

Что же касается ситуации с татъязом - качество образования такое же(даже в нацшколах все другие предметы проводят на могучем) "галочное", как и по остальным... Главное - отчёты, совещания (а ещё выборы и прочие показушные мероприятия)... На выходе, как правило, недоучки.

Я не вижу ничего плохого в принудительном изучении татъяза, я бы добавил ещё белорусский и казахский. Во всех школах РФ. Чем больше человек знает языков, тем более он богаче духовно. Но, к сожалению, пока все сводится к тёркам Москвы и с Москвой.

Изменен: 18.09.17 20:01 / Zekans


_STRANNIK

18.09.17 22:00

Образовалось некоторое количество "свободного времени"
Тем не менее конспективно.
Любой гражданин отождествляющий себя с определенной национальной прнадлежностью должен иметь право изучать и говорить на родном (национальном языке) В том числе учить ему своих детей. Точка. Но никто не должен иметь право на территории России заставлять изучать тот или иной язык (кроме русского - который является официальным государственным языком по закону) ПРИНУДИТЕЛЬНО. И тем более припятствовать изучению русского языка.
Любой кто выступает с такими требованиями - нарушает закон. Плюс к тому, объективно способствует созданию почвы для межнациональных конфликтов. ИМХО.


vktik

18.09.17 22:07

" Выявлять и не давать гадить в дальнейшем...."

Это смотря какие у него мотивы. Если сугубо националистические, то да, а если чисто из стремления к лучшему, духовно высокому, то просто игнорировать.
Повышение духовности путём изучения татарского языка, это, наверно, не совсем правильный посыл.



msy

18.09.17 22:51

Председатель Комитета по делам национальностей Госдумы России Ильдар Гильмутдинов (один из главных лоббистов "интересов Татарстана") сообщает, что:
Они согласны, чтобы их дети изучали русский язык меньше, чем по всей России, они согласны платить репетиторам, но так они проявляют "уважение к народу, на земле которого живут".
А не ох...ел ли г-н Гильмутдинов? Эту "особенность татар" надо давно уже прекращать. Не должно быть на территории России ни одного этноса, который бы ставил свои побитые молью ценности выше общих ценностей государства и многонационального народа.


т-кк

18.09.17 23:39

.
Чистой воды национализм, разжигание межнациональной розни.
Если дальше продолжится, то вплоть до ликвидации Татарии, как национального образования.
В Татарии живёт меньше половины всех татар России, языки у них разные - нижегородские и казанские друг друга не понимают абсолютно, к тому же между ними враждебные отношения.
Так что Татария не является неким центром всех российских татар, как это пытаются изобразить местечковые нацики.


CJohn

19.09.17 09:23

Случаем, не татарин ли, со своей кодлой выпертый из Крыма, льёт долларовую водичку на лопасти Казанской мельнички???

Изменен: 19.09.17 09:24 / CJohn


ale19547797

19.09.17 09:27

В реальности единственный нормальный вариант - это опрос родителей каждого нового поступающего класса. Набирается 5-6 желающих учить язык - для них делается отдельный школьный класс. Не набирается - в топку. Собственно в остальных регионах так и делается.
Принудительное обучение бессмысленно, потому что для закрепления языка школьник должен говорить на нем дома и в родной среде
. А если он говорит только в школе на уроке - то соответственно и знания тут же улетучиваются за порогом класса.
Ну а вцелом согласен с рядом постов что это просто элемент торга элиты Татарстана, которая слишком много хапнула независимости и прав в 90-е.


т-кк

19.09.17 09:52

Око: Что это за лютый бред?

Может и бред, может и лютый, но это к казанскому татарину Лёше, который когда-то делал ремонт в моей квартире и просвещал на татарскую тему.
Другой раз делал ремонт крымский татарин, так что ещё и из его просвещений что-нибудь задвину при случае. Готовьтесь.


Нетрезвый

21.09.17 12:23

напомню, что градус национального вопроса на Украине (страна 404) поднялся именно из-за вопроса по языку...
для чего это нужно элите Татарстана? ответ очевиден: КАК ВСЕГДА ждёт рублёвого дождя от Московского кремля. Кризис ведь, деньги имеют свойство быстро заканчиваться.


valerius

23.09.17 11:47

надежда на то, что кремль убоится выступлений национализма и роста популярности экстремистских сект и ИГИЛ.

maken

23.09.17 20:21

Око, RU18.09.17 17:57Вот у казахов тех же - есть проблемы. "Асфальтные казахи" говорят и думают по-руски в массе. А у тарар нету.


"Асфальтовых казахов" становится всё меньше и меньше. Даже в Алматы и северных регионах Казахстана.


папа римский

24.09.17 20:31

Для Око, RU
Как любят цитировать богоизбранные: "Патриотизм - последнее прибежище негодяев".


Kasper

25.09.17 15:55

> Мелкотравчатый

Я бы расширил понятие ПАТРИОТИЗМ ИМПЕРИИ... Патриоты - сборище НЕГОДЯЕВ в ИМПЕРИИ. Потому как Патриотизм не совместим с ИМПЕРИЕЙ. Патриот желает хорошего токмо своей РОДИНЕ, а ИМПЕРЕЦ - своему ОТЕЧЕСТВУ - ИМПЕРИИ.
Поэтому патриотов нужно вешать...
Эко вы взвыли то. Нет уж неуважаемые, нефига тут ПАТРИОТОВ с НАЦИОНАЛИСТАМИ путать.

Завели моду понятия подменять, Патриот - это человек желающий хорошего своей СТРАНЕ. И вам этого не поменять.


Zekans

25.09.17 20:39

> _STRANNIK

Zekans, RU
.........................
Я не вижу ничего плохого в принудительном изучении татъяза, я бы добавил ещё белорусский и казахский. Во всех школах РФ. Чем больше человек знает языков, тем более он богаче духовно.
"""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
Сугубое ИМХО. Таких как Вы надо брать на учет. Выявлять и не давать гадить в дальнейшем....
Обратное ИМХО. Таким как Вы надо учить китайский. Пригодится в дальнейшем для выживания...


т-кк

25.09.17 20:45

Мелкотравчатый: "Я бы расширил..."

Дмитрий Карамазов: "... я бы сузил"


МихаилМ

26.09.17 10:12

Живу в Чувашии. Чувашский как был обязательным для изучения, так и остаётся, и влияет на цвет аттестата девятиклассников.
Кроме проблемы с нужностью самого предмета, возникают проблемы с педагогами. В некоторых школах учителей чувашского больше учителей русского, потому что класс делится на группы.фактически, Татарстан остался единственным регионом в РФ, где власти заставляют школьников учить татарский язык вне зависимости от их национальности и желания
Это неправда. У нас, абсолютно так же. За исключением того, что чувашскую литературу преподают последние два года, а не все года, как в Татарии.Zekans,
А почему иностранные языки - обязательны?
Потому что это языки международного общения. А ещё потому, что тот же английский в быту используется чаще нацязыков (песни, фильмы, заимствованнные слова).Я не вижу ничего плохого в принудительном изучении татъяза, я бы добавил ещё белорусский и казахский. Во всех школах РФ. Чем больше человек знает языков, тем более он богаче духовно.
Белопусский — искусственный язык, он и самим белорусам не нужен. Держится только на политической воле и умрёт сразу, как станет необязательным.
Ваше право изучать и хотеть. А надобности в этом нет. Почему-то все хотят засунуть свои бесполезные хотелки в нерезиновую школьную программу.


novl2000

26.09.17 11:32

Есть фильм такой, "Большой куш", там американец сетует британцу "Почему вы на английском не разговариваете, вы же сами его придумали!". Эта фраза хорошо отражает, что английский язык, как собственно и русский, это уже не национальный язык, это язык уже обобщенный, развившийся, вобравший в себя все нужное.
Изучать такие языки необходимо, потому что самые современные знания формулируются с их использованием. Есть множество языков, застывших в своем развитии. Достаточных для жизни в тех местностях и в том укладе, в котором они существовали.
Вот например, получится ли вна Украине внедрить Украинский язык. Нет. Не получится. Если приводить в пример кораблелестроение, это как сейчас начать передвигаться по морям на веслах. Это конечно можно, и из там чувства национальной принадлежности, даже некоторое расстояние так можно проплыть. Но потом все таки придется их отложить в сторону. И так для каждого человека. Если он хочет быть развитым - нужно знать хотя бы один развитый язык. Лучше конечно два. Но и один не плохо.



т-кк

26.09.17 13:16

.
Кто хочет стать космонавтом, тот должен изучать русский язык.
Иначе всю жизнь проживёт чуркой с метлой.


Аяврик

26.09.17 15:35

показательный был случай пару лет назад с переселенцами с Востока Украины - по сути с беженцами от развернувшейся гражданской войны на этнической почве бандеризации тамошнего общества - которых "гостеприимно" распределили в Башкортостан

когда они обнаружили, что их дети теперь должны учить в обязательном порядке местный башкирский язык - без права выбора и не интересуясь надо им это или не надо - то изумлению их (и возмущению) не было предела: "Там нас принуждали к обучению на чужем языке "бандеровцы", а здесь вообще не понятно кто"

:-/

вывод, на самом-то деле, очень простой: в РФ должна быть обеспечена возможность ЛЮБОЙ семье её граждан дать своим детям Среднее Образование по ОДИНАКОВОЙ ПРОГРАММЕ в ЛЮБОМ регионе страны - при их желании
Реализовав тем самым конституционное право на Образование в равной степени для всех (а не НЕ В РАВНОЙ степени - в зависимости от региона)

вот и всё

предоставляют такое право или лишают такого права родителей (и их детей) в нерусскоэтнических субъектах РФ?
вопрос риторический - потому что ответ на него знает каждый
при переезде из одного региона РФ в другой объем знаний по школьной программе будет в РФ различаться - если школьник из обычных "нормальных" субъектов РФ (ГДЕ ЭТО ТРЕБОВАНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ - ВСЕМ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ В ОДИНАКОВОМ ОБЪЕМЕ ЗНАНИЯ) переедет в особые "ненормальные" субъекты РФ (где его права открыто нарушаются - и право на получение Нормального Образования в общем с другими регоинами объеме Попирается)

ограничивается возможность выбрать "местную" или "федеральную" программу? - судиться (одназначно)

какие могут быть тут рассусоливания фарисейские?

обеспечьте людям Выбор на деле - ничего большего они не требуют

Изменен: 26.09.17 15:35 / Аяврик


ti-robot

26.09.17 16:42

Полностью согласен с Аявриком. Национальные языки могут быть только дополнительными уроками к единой образовательной программе.

GAF

26.09.17 17:07

Весь околоязыковой шум обусловлен стремлением "национальных шейхов" сохранить свое место у властной кормушки. Тем более, что языковая самоидентификация поддержиается извне в плане дробления России на национальные хутора. Что касается темы изучения языка, действует главный принцип: "насильно мил не будешь", и ничего более. Чтобы не быть голословным кратко о личном опыте. Немецкий - школа, вуз, аспирантура. Благополучно "забыл" из-за невостребованности. Французский - 10-ти месячные курсы в МГПИИЯ для работы за границей. По советским временам стимул был "будь здоров какой". Через три месяца - основной языковой экзамен. Далее - грамматика, темы по интересам и пр. Итоговый экзамен на коммуникативность. После 4-х летней работы французский поддерживается до сих пор - старые записи, приличная библиотека, Интернет. В начале нулевых возникла срочная необходимость проведения занятий, с первым набором иностранцев, на испорченном бриттами французском - английском языке. На вопрос зав.кафа? - ладно,попробую ради интереса и необходимости. Помог ранее приобретенный на всякий случай хороший франко- английский (и наоборот) словарь Лярусса. Основной проблемой стало отсутствие навыка устного общения, а не чтение лекций. К чему это все сказано было. Одним из первого услышанного от нашего преподавателя на курсах было: "Залогом успеха в изучении французского является хорошее знание русского". Действительно русский впитал в себя лучшее общекультурное из других языков, не говоря уже о технической терминологии. Самый богатый, синтаксически и грамматически, в отношении возможностей выражения нюансов высказываемого, русский язык + общекультурная,-техническая терминология с европейцами есть мощная платформа для успешного освоения иностранного языка, при условии наличия личной мотивации. Пример. Руководству вуза "вожжа попала под хвост" - английский в массы. Урезали часы на спецпредметы. Результаты более, чем скромные. Старшекурсники частенько обращаются с просьбой помочь в переводе диагностического сообщения ПВМ на "обрубленном" английском об ошибке в описании модели. В заключение к теме. Татарский, чувашский и пр. при всем к ним уважении, не могут послужить платформой для международной коммуникации, особенно в техническом плане из-за отсутствия в языке соответствующей терминологии. Хороший пример дает теряющая тормоза Окраина. Из-за отсутствия в суржике достаточной терминологии, запрет на русский автоматически привел (не только из-за вредности свидомых) к введению английского в качестве обязательного языка. России нужны англоязычные анклавы внутри своей территоррии со всеми вытекающими отсюда последствиями? Национальные языки нужно хранить. Они обогащают взаимообщение, но их изучение не должно быть принудительным. Последнее не имеет никаких шансов на успех.

Изменен: 26.09.17 17:22 / GAF


bananas

05.10.17 12:42

На самом деле вопрос очень важный. Лично мое мнение, что изучение языков титульных национальностей должно быть обязятельным для всех учеников региона. Но должно быть разделение на два курса - обязательный, один час в неделю, 1 или 2 учебных года, без зачетов. Это дань уважения гостей к хозяевам, это полезно любому человеку для общего развития лингвистических и вообще умственных способностей, даже если он потом уедет из национальной республики. Даже ограниченное знание местного языка поможет молодому человеку строить отношения с инородцами, во всех сферах, и наверняка пригодится в жизни. И второй курс, факультативный и бесплатный - для тех, кому интересно учить язык, вне зависимости от национальности. 1 или 2 учебных года, 4 часа в неделю, в небольших группах, нацеленные на результат.
Это - золотая середина. Перекос в ту или другую сторону закладывает мину под межнациональные отношения и позволяет играть на этом вопросе националистам, как русским так и инородческим, и облегчает им расшатывание нашего многонационального государства.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям