США готовят реанимацию «северной сети поставок» в Афганистан

14.02.18 13:28

ШОС и ситуация в Азии

Автор: СЕРЕНКО Андрей

1.Американские военные и политические представители на протяжении нескольких недель говорят в СМИ о скорой активизации действий военного контингента США в Афганистане. Информагентства сообщили о готовящейся переброске резервов армии США (в частности, ВВС и спецназа) из Ирака в Исламскую Республику Афганистан (ИРА). Военно-воздушные силы США уже увеличили число боевых вылетов и количество бомбардировок в ИРА (как минимум, до 25 эпизодов в неделю). Партнеры Вашингтона по НАТО берут на себя обязательства отправить дополнительные резервы в Афганистан в ближайшее время. Президент Дональд Трамп объявил о намерении потратить 5 млрд долларов на афганскую операцию в ИРА в 2018 году. Другими словами, США и НАТО в течение нескольких месяцев (если не недель) заметно увеличат численность своего контингента в Афганистане и его боевую активность.

2.Эти перемены обернутся дополнительной нагрузкой для служб снабжения и тыла сил США и НАТО в ИРА: потребуется увеличение поставок ГСМ (в том числе авиационного бензина), боеприпасов (в том числе авиационных бомб и т.д.), продовольствия, предметов первой необходимости и т.д. Резко возрастет интенсивность грузоперевозок, с помощью которых осуществляется снабжение группировки США и НАТО в Афганистане.

3.В настоящее время снабжение западного контингента в ИРА происходит с помощью авиаперевозок (напрямую в Афганистан) и через "пакистанский транзит": грузы сначала доставляются в морские порты Пакистана, а затем сухопутным маршрутом через пакистанскую территорию и "линию Дюранда" идут в Афганистан.

4.Однако, надежность "пакистанского транзита" для афганского контингента США и НАТО в скором времени может оказаться под угрозой. Новая стратегия Дональда Трампа в ИРА предполагает усиление политического и экономического давления на Исламабад, который, по мнению Вашингтона, недостаточно активно борется с Талибаном и "Исламским государством" (ИГ — обе террористические организации запрещены в РФ). Если в соответствии со стратегией Трампа в отношении Пакистана будет введен режим санкций, то Исламабад, скорее всего, в качестве ответной меры закроет транзит грузов для западной группировки в Афганистане. Такое уже случалось, после того, как спецназ США уничтожил Усаму бин Ладена на пакистанской территории, не поставив в известность о проводимой операции власти этой страны.

5.Остановка работы "пакистанского транзита" в канун готовящегося нового американского наступления в Афганистане может если не сорвать его, то серьезно ослабить планируемый натиск против талибов и боевиков ИГ. Наверняка такой сценарий просчитывают планировщики Пентагона, для которых сегодня на первый план выходит задача быстрого запуска альтернативного пакистанскому коридору маршрута доставки грузов в ИРА.

6.Если бы не новая "холодная война" между Вашингтоном и Москвой, то американцы могли бы рассчитывать на возобновление системы транзита грузов, которая существовала в нулевые годы – через территорию России и далее республики Центральной Азии в Афганистан. Однако в настоящее время такая дорожная карта вряд ли реализуема: западные страны отказываются от сотрудничества с РФ по афганской проблеме, да и Кремль не захочет ссориться с Исламабадом, с которым он только-только начинает формировать новые союзнические отношения. Задействовать, как в 2001-2002 годах иранский коридор американцы также не смогут: между Тегераном и Вашингтоном сегодня сложились откровенно враждебные отношения, при которых иранцы, скорее, станут помогать талибам, чем воюющим против них Соединенным Штатам.

7.В сложившейся ситуации единственным доступным для США и НАТО альтернативным маршрутом поставок становится коридор Азербайджан – Казахстан – Узбекистан – Афганистан. Он предполагает доставку и концентрацию грузов в Бакинском логистическом узле (Азербайджан), затем их транспортировку воздушным или морским путем (через Каспий) в порты Казахстана, а оттуда перевозку по железной дороге в Узбекистан и далее в сухопутный порт Хайратон, расположенный на узбекско-афганской границе.

8.Запуск такого "северного" транспортного коридора (новой "северной сети поставок") требует согласования с президентами Казахстана и Узбекистана. Судя по интенсивным контактам в последние месяцы узбекского лидера Шавката Мерзиеева с президентом Афганистана Ашрафом Гани, проблем с организацией перевозок по территории Узбекистана у США и НАТО не возникнет. Недавний легкий прессинг в отношении Астаны (заморозка американским банком более 22 млрд долларов Национального фонда Казахстана) был купирован визитом казахского президента Нурсултана Назарбаева в Вашингтон, где он встретился с Дональдом Трампом. Сразу после этого арест активов Национального фонда Казахстана был снят, а сам Назарбаев, вернувшись домой, заявил журналистам, что "наш регион должен поддержать работу Соединенных Штатов в этом направлении (борьбу с терроризмом в Афганистане), потому что это для нас очень важно". Все это позволяет предположить, что Казахстан не только не станет препятствовать возможным планам организации транзита через свою территорию грузов США и НАТО в ИРА, но и примет в проекте самое активное участие.

9.В этой связи обращает на себя внимание одновременный визит в Кабул 12-13 февраля глав армий Узбекистана и Казахстана, о чем сообщил портал "Афганистан.Ру". Высшие узбекские и казахстанские военные прибыли в Афганистан для участия в региональной конференции по вопросам военного сотрудничества "в рамках борьбы с общими угрозами безопасности". "Стоит отметить, что главы армий Узбекистана и Казахстана прибыли в столицу еще в понедельник и в тот же день приняли участие в трехсторонней встрече в президентском дворце Арг, — отметил "Афганистан.Ру". По итогам встречи с военными представителями Ташкента и Астаны президент Ашраф Гани сказал журналистам: "Я принял глав армий Узбекистана и Казахстана. Их приезд отмечает начало нового этапа сотрудничества между армиями Афганистана, Узбекистана и Казахстана. Мы также обсудили вопросы борьбы с терроризмом и развития экономического сотрудничества между нашими тремя странами". Следует отметить, что в таком составе представители трех стран собирались, мягко говоря, не часто. Кроме того, в Кабуле с узбекским и казахским военачальниками встретились командующие силами США и НАТО в Афганистане. Подробности этих встреч пока не известны.

10.Любопытно, что сегодня, с подготовкой вероятного запуска американцами проекта новой "северной сети поставок" в ИРА, в самом Афганистане обострился конфликт между президентом Ашрафом Гани и губернатором провинции Балх Атта Мохаммад Нуром. Конечно, этот конфликт существует достаточно давно и обусловлен он, прежде всего, внутриполитическими причинами. Однако его резкое обострение в последнее время может быть также связано с необходимостью усиления контроля над портом Хайратон (расположен на территории провинции Балх) со стороны центрального правительства — главного западного партнера в Афганистане. Нур имеет репутацию слишком независимого политика, рассматривающего региональные страны как возможным союзником в противостоянии с командой Ашрафа Гани. Очевидно, что для спокойного функционирования "северного транспортного коридора", американцам нужен на посту губернатора Балха (единственной афганской провинции, граничащей с Узбекистаном) полностью подконтрольный и абсолютно надежный человек. Возможно, именно поэтому американские представители открыто поддерживают президента Гани в конфликте с Нуром и выступают за его "оперативную" отставку.

Источник: Афганистан.ру

Редактор: Фыва


veldinc`

14.02.18 14:36

Как только прочитал, что планируются перевозки через Каспий - на этом все, о плане можно забыть. При наличиии Каспийской флотилии, америкосам нужно обращать не к елбасы и прочим временщикам, а к России. А ответ будет заранее понятен...

argus98

14.02.18 20:48


"Запуск такого "северного" транспортного коридора (новой "северной сети поставок") требует согласования с президентами Казахстана и Узбекистана.
"(с) - а что, согласования с президентом Азербайджана уже НЕ требуется??
Посмотрел на карту - ну в общем не ахти желаю амерам всяческих успехов в транспортировке своих грузов..
ps Казахские порты Актау/Курык как раз в зоне прямой видимости из Махачкалы. Да и до Баку недалеко.


ti-robot

15.02.18 08:07

Да пусть везут - чем больше в Афган перетащат, тем меньше в Европе останется.
Можно им опять предложить аэродром для подскока занедорого.


Alanv

15.02.18 14:25

> ti-robot
Да пусть везут - чем больше в Афган перетащат, тем меньше в Европе останется.
Можно им опять предложить аэродром для подскока занедорого.
И меньше бабла в военном бюджете (коридор весьма запутан и затратен, даже только к азерам надо везти через Чёрное море и Грузию), и будут уменьшать количество совсем упоротых бородатых. Так что согласен.


киборд

16.02.18 12:48

...но наркоту прямиком по-военному в Казахстан - это не здорово...

NRoss

21.02.18 16:52

> киборд
...но наркоту прямиком по-военному в Казахстан - это не здорово...
Апередил.
Одна из функций ВТА США - доставка наркоты напрямую из Афгана в Америку (и Европу) многих тонн геры и пр. дряни. Если будет серьёзный сухопутный маршрут..., они своих так не жалеют, а что будет с транспортным коридором в Казахстане? Со множеством заинтересованных сторон.

Они (амеры) определённо хотят составить сухопутную конкуренцию казахам, азерам и киргизам в доставке всего этого дерьма в Россию. К бабке не ходи.
Сколько из Китая к нам солей гонят (у них 3 хим.комбината на севере на нас работает), теперь еще и гера в цене рухнет. Как в 90-х - каждому школьнику доступен будет? Одним словом - дерьмо у них эти СРУшники. Чего наши ФСБисты в Мексике теряются....


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям