Можно ли завершить конфликт в Йемене?

19.03.18 16:30

Ближний Восток

На прошедшем в конце февраля Валдайском форуме – одном из самых престижных в России и прошедшем с участием маститых экспертов со всего мира – состоялось обсуждение путей урегулирования йеменского кризиса. Выступил на ней и министр иностранных дел России С.Лавров, четко обозначивший позицию России против военного решения конфликта в Йемене, которое попросту невозможно. Попытки арабской коалиции силовыми методами принудить хуситов, выступивших инициаторами слома сложившихся к 2014 году внутрийеменских политических балансов, к выполнению резолюции Совета Безопасности 2216 и возврату к status quo ante ни к чему хорошему не привели.

Да, жертв в Йемене на порядки меньше, чем в Сирии, но страна разрушена, три четверти ее населения голодают, дети не ходят в школу, госпитали разбомблены, повсеместно свирепствуют эпидемии холеры и других болезней. Да, международное сообщество предпринимает усилия к тому, чтобы всеми возможными способами доставлять в страну гуманитарную помощь, но она явно недостаточна и похожа на капельницу для умирающего – она не дает ему умереть, но и не помогает выздороветь.

Уже позже, 3 марта, после завершения дискуссий на Валдайском форуме в интервью эфиопской газете "Репортер", российский министр С.Лавров, размышляя о сложившейся ситуации, точно подметил, что надо быть готовыми к тому, что в одночасье восстановить национальное согласие в Йемене вряд ли удастся. "Слишком много накопилось у противостоящих там сторон претензий друг к другу, причем отнюдь не всегда необоснованных. Подобное положение дел обусловливает неготовность йеменских фракций вернуться к конструктивному обсуждению путей преодоления данных противоречий, что является на сегодня, по сути, основной проблемой в контексте урегулирования кризиса в этой стране. Это, впрочем, не должно стать поводом к тому, чтобы "опустить руки" на данном направлении", — сообщил он.

С.Лавров подчеркнул, что международное сообщество, в первую очередь ООН, должно продолжать побуждать стороны конфликта в Йемене отказаться от насилия и сесть за стол переговоров. Собственно, с самого начала острой фазы йеменского кризиса 26 марта 2015 года, когда антихуситская коалиция под предводительством Саудовской Аравии начала бомбить Йемен, российская дипломатия только этим и занималась, активно помогая спецпредставителю генсека ООН Исмаилу ульд шейх Ахмеду добиться прекращения огня. Однако все его усилия и многочисленные инициативы разбивались об отсутствие достаточной политической воли сторон. Когда же, наконец, один из главных политических игроков на политической сцене Йемена бывший президент страны Али Абдалла Салех решил разорвать союз с хуситами и зайти в переговорный процесс, он был тут же (4 декабря 2017 года) убит противниками политического урегулирования и ситуация вновь зашла в тупик.

В этой обстановке Исмаил ульд шейх Ахмед счел за лучшее объявить в январе 2018 года о нежелании продлять свой контракт и уйти с поста спецпосланника генерального секретаря ООН А.Гуттереша в феврале с.г.

Уже понятно, что новому спецпосланнику достанется тяжелое наследство и без помощи великих держав он не справится. Не случайно знаменитый колумнист "Нью-Йорк Таймс" Томас Фридман, рассуждая на страницах этого издания 7 марта о предстоящем визите в США наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана порекомендовал президенту Д.Трампу как можно скорее назначить помощника госсекретаря по Ближнему Востоку и посла Вашингтона в Эр-Рияде, в том числе и для того, чтобы помочь молодому правителю де-факто страны — главного союзника США в регионе выбраться из йеменского болота.

Что и говорить, совет дельный. Правда, не стоит забывать, что именно американцы всячески втягивали Саудовскую Аравию в этот конфликт, снабжая ее явно преувеличенной информацией о вмешательстве Тегерана в йеменские дела, поставляя Эр-Рияду в огромных количествах оружие и потакая его милитаристским инстинктам. Более того, американские специалисты обслуживали поставленную саудам технику для обеспечения ее готовности, а теперь вдруг устами Т.Фридмана заговорили о необходимости помочь урегулировать загнанный в тупик йеменский конфликт.

Надо прямо признать, что состоявшаяся 13 марта отставка Р.Тиллерсона и назначение на этот пост ястреба американской политики и директора ЦРУ М.Помпео мало помогает задекларированной Т.Фридманом задаче. М.Помпео явно поставлен разрушать, а не созидать и его скорее будет на Ближнем Востоке интересовать демонтаж иранской ядерной сделки и недопущение окончательной победы России в Сирии, а не прекращение войны в Йемене. Как известно, ЦРУ по определению занималось все годы своего существования не сбором информации, а кровавыми провокациями и организацией переворотов, а это совсем не те навыки, которые нужны для урегулирования йеменского кризиса.

Так что, скорее всего, новый спецпосланник генсекретаря ООН по Йемену останется без должной помощи со стороны США и рассчитывать ему придется на себя самого, да на помощь со стороны Москвы. Его будет преследовать дефицит новых идей и тупик, сложившийся на закате миссии Исмаила ульд шейх Ахмеда.

Так что же он может предпринять? — Как представляется, ему следует опереться на идеи и предложения, которые выдвигают сами йеменцы, прежде всего те, у кого, как говорят по-русски, душа болит за свою страну. К числу таких деятелей принадлежит бывший президент Йемена Али Насер Мухаммед, который на Валдайском форуме предложил свою программу выхода из кризиса. Автору удалось получить развернутый вариант этого плана, который, думается, может оказаться полезным для старта усилий нового спецпосланника А.Гуттереша. Вот этот план в близком к тексту изложении:

1. Прекращение военных действий и создание благоприятного политического климата для возобновления политического процесса путем оказания давления на региональные стороны. В качестве образца может быть взято соглашение о прекращении войны в Йемене в 60-е годы между монархистами и республиканцами, заключенное президентом Египта Гамалем Абдель Насером и королем Саудовской Аравии Фейсалом. Оно было заключено ими вопреки мнению самих йеменских сторон, которые не хотели окончания войны, как это имеет место и сейчас.

2. После прекращения огня — начало шагов по восстановлению доверия между противоборствующими сторонами, в соответствии с которыми следует предпринять следующее:

А) создать Президентский совет для управления переходным периодом из пяти членов;

Б) сформировать правительство национального согласия из представителей всех политических сил.

3. Формирование местных, региональных и международных военных советов для сбора тяжелых и средних вооружений у различных вооруженных группировок с последующей их концентрацией под эгидой национального министерства обороны.

4. Начало диалога между всеми политическими и общественными составляющими йеменского общества для формирования согласия относительно формы будущего федеративного государства и его формирования из двух регионов.

5. Создание конституционного комитета с тем, чтобы начать отбор предложенных проектов конституции.

6. Формирование всеобщей избирательной комиссии, которая подготовила бы всеобщие парламентские выборы и обеспечила их чистоту в соответствии с нормами демократических государств.

7. Обращение в координации с региональными и мировыми державами с призывом к финансированию плана развития, который позволил бы восстановить экономику.

8. Совет Безопасности ООН должен принять эту дорожную карту и сделать ее обязательной к исполнению.

Если проанализировать эти предложения, то они частично воспроизводят то, что пытался сделать Исмаил ульд шейх Ахмед, а частично опираются на опыт прекращения гражданской войны в Йемене в шестидесятые годы.

При каких условиях этот план, явно нуждающийся в более глубокой и детальной проработке, может сработать? — Во-первых, если США как минимум не будут пытаться этому мешать. Во-вторых, если Эр-Рияд примет политическое решение прекратить конфликт без достижения решительной военной победы над хуситами и согласиться на их участие в политической жизни своей страны. В-третьих, если будет, как минимум, учтена политическая платформа национального примирения, разработанная после запуска инициативы стран ССАГПЗ по примирению в Йемене и начала национального диалога. Заложенные в результатах этого диалога идеи федерализации Йемена могут оказаться плодотворными и предотвратить распад страны.

Россия же может обеспечить благожелательное политическое сопровождение воплощения этого плана в жизнь и должным образом воздействовать на Тегеран, чтобы не допустить его торпедирования со стороны Ирана из-за антисаудовского инстинкта, господствующего там.

Понятно, что этот путь будет тернист и усеян шипами, а не розами. Но иного варианта, кроме поисков политического урегулирования у измученной страны просто нет. И чем быстрее это осознают сами йеменские стороны, в том числе и хуситы, тем больше шансов на мир появится у гордого и древнего народа Йемена.

Максим Егоров, политический обозреватель по Ближнему Востоку, специально для интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".

Источник: Новое Восточное Обозрение

Редактор: Фыва


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям