Куда уплыли сомалийские пираты

17.04.18 12:27

Экономика


Лодки сомалийских пиратов у борта захваченного украинского сухогруза "Фаина", 25 сентября 2008 года. Фото: dapd / US NAVY / AP Photo / East News.

Про то, что в Сомали есть злые пираты, знают все. А я вам предлагаю узнать, почему люди бросают удочки с сетями и берутся за "Калашниковы".

Ранее в Сомали существовала береговая охрана, защищавшая прибрежные воды от нелегальных рыболовов и сброса токсичных отходов. А в 1991 году, когда был свергнут президент Мохаммед Сиад Барре, страна разбилась на враждующие кланы, каждый со своей охраной. Усилия 14 (!) разных местечковых правительств объединить страну ничего не дали. США в декабре 2006 подговорили Эфиопию захватить Сомали и отобрать власть у "Союза Исламских правлений" под предлогом связи последних с "Аль Каидой". Эфиопы с задачей справились и установили в Сомали интервенционное правительство.

Черные — не люди!

Глядя на всю эту неразбериху, иностранные суда из Азии и Европы стали творить в водах Сомали полный беспредел. По данным Организации питания и сельского хозяйства ООН, за 2005 год "700 иностранных судов занималось незаконным рыболовством в зоне Сомали". По словам рыбака Джейлани Шайх Абди, -

"они не только забирают нашу рыбу, но еще и не дают нам рыбачить. Они ломают наши лодки и режут сети".

Еще более жуткий случай приключился в 1996 году в Аденском заливе в северной части Сомали, где иностранный корабль под названием "Red Jolly" сбросил контейнеры с токсичными отходами.

В 2004 году цунами выбросило несколько этих контейнеров на берег, а содержимое превратило море в местный Чернобыль. Десятки тысяч местных жителей получили серьезные заболевания: внутренние кровоизлияния, кожные нарушения, раковые опухоли, дыхательные  и другие. По словам Ника Натела, спикера в Программе ООН по борьбе с загрязнениями окружающей среды, "в море присутствовали: уран, свинец, кадмий, ртуть и другие хим вещества". От токсического отравления умерло около 300 человек. Ник потребовал у ООН провести расследование. ООН отказалась. Несмотря на очевидность факта, не было ни очистки вод, ни выплаты компенсаций.

Швейцарская фирма "Achair Partners" и итальянская фирма "Progresso" признали, что местный князек Али Мади разрешал им сбрасывать отходы по цене три бакса за тонну. Надлежащее захоронение этих отходов в Европе стоило бы около 1000 баксов за тонну.

Когда терпению приходит конец

В конце 2005 года сомалийские рыбаки вооружились и начали захватывать иностранные суда и требовать их выкупа у собственников. Было решено, что все деньги от захвата пойдут на очистку вод Сомали. Эта идея получила широкую поддержку в Сомали. Коммерческим судам запрещено иметь оружие на борту, а равно пользоваться им, что делало добычу более доступной. В 2008 бывшими рыбаками была разработана сложная тактическая операция, где уже использовались скоростные катера вместо лодок и каноэ, а также сотовая связь. Размер выкупа увеличился с 500 долларов до двух миллионов за каждое из 48 захваченных в 2008 суден.

"Мы никогда не причиняем насилия членам экипажа и не воруем их груз. Наше побережье разрушено. Мне кажется, эти деньги ничто, по сравнению с тем вредом, что был причинен нам", — подчеркнул лидер пиратов Джануна Али Ждама.

А на мировой арене

Когда представитель ООН в Сомали забил тревогу по поводу того, что сброс токсических отходов продолжается, Президент ООН во Франции Жан Морис Риперт заявил "я не буду ничего говорить по этому поводу". Военные корабли США патрулируют воды Аденского залива, но ни разу ни один из этих кораблей не воспрепятствовал сбросу токсичных отходов.

Республиканцы США требуют нового вторжения в Сомали, а на планете нет ни одного государства, протестующего против сброса ядовитых отходов в воды этой африканской страны.

Источник wsf1917

Куда уплыли сомалийские пираты

С 10 мая 2012 года самые знаменитые морские разбойники XXI века не сумели захватить ни единого торгового корабля. Главная заслуга в победе над ними принадлежит одной семье.

В 2008-м они угнали 42 корабля, заработав на выкупах около $80 миллионов. В тот год лондонский акушер Денис Цепов записал в своём ЖЖ: "Сегодня ночью приезжала рожать сомалийская девушка ослепительной красоты, вся в чёрном и в крупных бриллиантах. С нею было человек семь дерзких молодцов в костюмах Comme Des Garçons. Добыв девушке прекрасного мальчика, я набрался смелости и спросил: „А вы чем по жизни занимаетесь, ребя, если не секрет?“. Они ответили: „Простые сомалийские моряки, а вы с какой целью интересуетесь?“". Насколько бы неправдоподобна ни была эта история, она точно отражает ранний романтический миф о сомалийских пиратах, потускневший ещё скорее, чем было уничтожено само их ремесло.

 Французский тунцеловный сейнер Trevignon. В 2010 году отбил нападение сомалийских пиратов, протаранив и потопив их лодку. Фото: Marcel Mochet / AFP / East News.


Французский тунцеловный сейнер Trevignon. В 2010 году отбил нападение сомалийских пиратов, протаранив и потопив их лодку. Фото: Marcel Mochet / AFP / East News.

Принуждение к пиратству

К 2005 году, когда в Аденском заливе пираты захватили первое крупное судно международной компании, война в Сомали шла уже почти 30 лет. После войны с Эфиопией последовала серия восстаний, которая буквально разорвала страну на лоскуты, контролируемые враждующими полевыми командирами.

Отсутствием пограничной службы воспользовались браконьеры. Траулеры со всего света вычерпывали из вод Сомали тунца, креветку и лобстеров на $300 миллионов в год. Хуже того, связанные с итальянской мафией фирмы начали сброс в местные воды токсичных отходов. Так иссякал единственный источник дохода и без того нищих сомалийских рыбаков. После недолгих попыток брать "пошлину" с иностранных мусорщиков и браконьеров они открыли для себя по-настоящему выгодный бизнес.

Тактика нападений

Техническое оснащение — рации, позже появились GPS-навигаторы. Разведка — взятка чиновнику в кенийском порту. Две деревянные лодки с навесными моторами по 60 лошадиных сил разгоняются до 25 узлов (46 км/ч) и догоняют в международных водах сухогруз или танкер.

Чтобы заставить капитана сбросить ход, пираты открывают предупредительный огонь из ржавых "Калашниковых" в направлении рубки и демонстрируют готовность выстрелить из гранатомёта. Ищут борт пониже, чтобы закинуть лестницу и подняться на палубу. Захватывают капитанский мостик и под угрозой оружия уводят судно в свою гавань. Корабль, чей борт поднимается над водой хотя бы на 8 метров, или способный развить скорость выше 18 узлов (33 км/ч), остаётся неприступным.

От угроз к насилию сомалийцы переходили нечасто. С 2008 по 2012 год, когда они захватили 170 судов с 3 400 членами экипажа, были убиты 25 моряков. Ещё 37 умерли от голода или покончили с собой в плену.

Бизнес-модель

В лучшем для этого бизнеса 2010 году сумма выкупов за 47 угнанных судов составила ориентировочно $238 миллионов. Большую часть прибыли получили инвесторы экспедиций: местные лидеры кланов и владельцы катеров. Из среднего выкупа в $2,7 миллиона обычный моряк рассчитывал только на $30 000 — 75 000.

Переговоры с судовладельцами шли несколько месяцев. В это время пиратский экипаж жил на трофее, а инвестор вычитал из его доли стоимость еды, проституток, связи и местного наркотика "кат". Мало кто из рядовых сходил на берег с суммой большей, чем $10 000—20 000, но и это огромные деньги для страны, где средний годовой доход не превышает $300. The Washington Post в 2009 году процитировала ответ сомалийца на вопрос, чем пираты отличаются от боевиков из внутренних районов страны:

"Они не тощие, у них светящиеся лица, и они всегда счастливы".

одки, обычно используемые для пиратских нападений. Хобьо, северо-восточное побережье Сомали, 4 января 2010 года. Фото: Mohamed Dahir / AFP / East News.

Лодки, обычно используемые для пиратских нападений. Хобьо, северо-восточное побережье Сомали, 4 января 2010 года. Фото: Mohamed Dahir / AFP / East News.

Убытки для судоходства

2008 — 42 захвата, 2009 — 46, 2010 — 47, 2011 — 28, и каждый громко прозвучал в новостях, создавая видимость значительной угрозы мировому судоходству. Однако мимо Сомали из нефтяных государств Персидского залива в Европу и обратно ежегодно проходит не менее 21 000 торговых судов. Даже в самые тучные для себя годы сомалийцы угрожали десятым долям процента из них, а главный урон судовладельцам наносил страх.

По данным 2011 года, удорожание страховки стоило морской отрасли $635 миллионов, прокладка удалённых от берега маршрутов и дополнительные траты на топливо — $580 миллионов, траты на топливо для ускорения до безопасных 18 узлов — $2,7 миллиарда, установка защитного оборудования и наём вооруженной охраны — свыше $1 миллиарда.

Самые громкие захваты

25 сентября 2008 года — сухогруз "Фаина" с украинским экипажем вёз в Кению четыре десятка танков Т-72, гранатомёты и зенитные установки. Выкуп составил $3,2 миллиона.

8 апреля 2009 года — контейнеровоз Maersk Alabama под флагом США. Экипаж заперся в машинном отделении, заблокировал управление, а позже захватил одного из сомалийцев. Трое других отплыли прочь на спасательном катере, удерживая в заложниках капитана Филлипса. На следующий день их всех застрелили снайперы американских "Морских котиков", капитан не пострадал. В снятом по этому сюжету фильме его роль исполнил Том Хэнкс. Участвовавшая в спасении Филлипса команда спецназовцев через два года убьёт Усаму бен Ладена.

Снимок экрана от 2018-04-13 21:20:53

15 ноября 2008 года — 330-метровый супертанкер Sirius Star, перевозивший 2,2 миллиона баррелей нефти стоимостью около $100 миллионов. За крупнейшую в истории добычу сомалийцев заплачен выкуп $3 миллиона.

5 мая 2010 года — нефтеналивное судно "Московский университет"; российский экипаж забаррикадировался в трюме и вызвал на помощь военный корабль "Маршал Шапошников". Морские пехотинцы взяли корабль штурмом. По официальной версии, пиратов высадили в надувную лодку с небольшим запасом продовольствия и воды, но без средств навигации, и они не смогли достичь берега. По неофициальной, они были расстреляны.

10 мая 2012 года — угнан греческий супертанкер Smyrni с 1 миллионом баррелей нефти. По заявлению лидера пиратов, они получили рекордные $9,5 миллионов.

Военная операция

Сомалийское пиратство стало хорошей причиной наладить международное сотрудничество для защиты торговли и одновременно поводом обеспечить военное присутствие на важнейшем маршруте доставки нефти: за бандитами на лодках с навесными моторами теперь охотятся боевые корабли 21 страны. Это самая большая в истории коалиция флотов разных стран и первый в истории случай, когда все постоянные члены Совета безопасности ООН — США, Россия, Великобритания, Франция, Китай — выступают против общего противника.

Сложно сказать, достигают ли участники операции своих негласных целей, но для борьбы с прибрежным пиратством боевые корабли приспособлены мало. За год с начала их патрулирования в 2008-м количество атак на торговые суда выросло вдвое. Переломить ситуацию позже удалось только при помощи наблюдения за морем с беспилотников. При этом каждый успех патруля документировался, подчёркивая впечатляющую несоразмерность противников.

Группа захвата настигла одну из двух подозрительных лодок, замеченных с испанского десантного корабля Galicia. Фото: AFP / East News

Группа захвата настигла одну из двух подозрительных лодок, замеченных с испанского десантного корабля Galicia. Фото: AFP / East News

Победа на берегу

Удачной альтернативой дорогим и неэффективным усилиям государственных машин стала частная инициатива. В 2012 году 80% торговых судов проходили мимо Сомали с вооружёнными охранниками на палубе. Вход в порты с оружием юридически невозможен, поэтому частные военные компании содержат в регионе плавучие базы, где корабли принимают бойцов на борт и прощаются с ними, миновав опасный район. Стоимость услуг команды из 3–4 охранников колеблется от $28 000 до $38 000, что на порядок меньше минимального выкупа. Пиратам ни разу не удалось захватить охраняемое судно.

Но главная победа достигнута на берегу, и она оплачена одной семьёй — Аль Нахайян, правящей династией эмирата Абу-Даби. Серьёзно восприняв угрозу танкерному флоту, нефтяные шейхи взяли под крыло сомалийскую провинцию Пунтленд с 1,5-миллионным населением, сейчас живущую как независимое государство. В своё время на её берегах располагалось большинство пиратских баз.

Политическая ситуация в Сомали на 2013 год. Карта: James Dahl.

Политическая ситуация в Сомали на 2013 год. Карта: James Dahl.

Имея неудачный опыт создания собственной армии — "мусульмане не хотят убивать других мусульман" — Аль Нахайяны наняли в советники Эрика Принса, бывшего агента ЦРУ и создателя ведущей частной военной компании мира Blackwater / Xe Services / Academi. Он строит вооружённые силы ОАЭ из колумбийских контрактников, а с 2010 года на выделенные шейхами $50 миллионов сформировал в Пунтленде спецотряд Puntland Maritime Police Force. Инструкторами и командирами в нём стали южно-африканские наёмники, специалисты по борьбе с партизанами, известные жесточайшими методами тренировок и поддержания дисциплины — инспекторы ООН зафиксировали случаи избиения и убийства курсантов.

Результатом их работы стало создание лучшего боевого подразделения в этой части Африки. Отряд из 1 000 солдат, имеющий на вооружении катера, лёгкие самолёты и вертолёты, за два года сумел уничтожить наземные базы сомалийских пиратов и весь их промысел. С 10 мая 2012 года те захватили лишь один корабль — иранского браконьера, которого никто не хотел защищать.

"Этот проект был задуман и исполнен людьми, которых мы можем назвать париями, не являющимися частью цивилизованного общества. Но он стал одним из самых эффективных и результативных решений проблемы пиратства",

Foreign Policy цитирует Роберта Янга Пелтона, автора книги "Лицензия на убийство: наёмники на войне с террором".

В 2010 году на средства ООН в столице Пунтленда, Гарове, открылась крупнейшая в мире тюрьма для пиратов на 500 мест, и свободных там нет. Сегодня самыми опасными для судоходства районами у берегов Африки считаются воды Нигерии и Гвинеи.

Подозреваемые в пиратстве, задержанные французскими морскими пехотинцами в Аденском заливе, после выдачи их властям Пунтленда, январь 2009 года. Фото: AP Photo / East News

Подозреваемые в пиратстве, задержанные французскими морскими пехотинцами в Аденском заливе, после выдачи их властям Пунтленда, январь 2009 года. Фото: AP Photo / East News

Источник Bird in Flight

Источник: Социальный Компас

Редактор: Настасья


Аяврик

17.04.18 16:33


к последнему ФОТО "Подозреваемые в пиратстве, задержанные французскими морскими пехотинцами в Аденском заливе, после выдачи их властям Пунтленда, январь 2009 года"
невольно вспомнились куплеты из м/ф "Мюнхгаузен":

Мы бедные, мы бедные, Мы бедные пираты,
Нас очень, очень, Очень даже жаль....
Мы грабим И Корветы, и Фрегаты,
А почему? А потому, Что не привили нам мораль.



8-D

или - эта:
"А почему мы раньше злые были? Потому что у нас велосипедов не было...."

АНИЖЕДЕТИ!

Изменен: 17.04.18 16:34 / Аяврик


ti-robot

17.04.18 16:42

Не раскрыта тема английских посредников по передаче выкупа, это они в тексте названы "инвесторы"?

darkace

18.04.18 03:54

Надо понимать, что после искоренения пиратства браконьерство и сброс отходов продолжились или даже усилились?
Источник про это слабенький, правда, к сожалению.


youRA

19.04.18 17:13

Что то на ВИМе одни перепечатки пошли, нового материала нет, это все уже публиковалось.

Ыых

20.04.18 23:06

Не читал статью, ибо не интересно. Про британских страховщиков, которые всё это пиратство замутили, оплатили и снабдили наверняка ничего не написано. А таки прямые и единственные выгодополучатели. Пиратам тем негритянским много не надо, бусы, калаш и понты, дети природы, деффективные, навсегда дети, которых и пользуют "педофилы".

ВргКв

20.04.18 23:35

Вполне интересные инвестиции в Сомалиленд, с признанием как государство с последущем контролем экономической морской зоной и ....

Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям