Рынок просвещения

11.11.17 17:01

Наука, техника, образование

Елена Кондратьева-Сальгеро

Если согласиться, что запущенную болезнь лучше всего начинать лечить только с абсолютной уверенностью, что диагноз поставлен правильно, то можно, наконец, сказать, что в традиционных дебатах о тупике французской, да и всей европейской образовательной системы впервые блеснула, и пока ещё не погасла та самая истина, которая и определяет причину возникновения метастаз.

Причина эта – в подмене изначальных понятий, определяющих цели обучения и образования.

Как, собственно, и утверждалось всеми неполиткорректными критиками, на протяжении всё более погружающихся в тотальную необразованность десятилетий.

Традиционный определяющий постулат когда-то заключался в идее индивидуального прогресса, при достижении знаний, умений и навыков, и предполагал прежде всего приложение усилий, стараний и личных качеств каждого индивидуума, в борьбе за это достижение.

С приходом эры политкорректности на европейские рынки просвещения (а приходила она нежно-постепенно и потому, незаметно), c внедрением и окончательным укоренением её жёстких принципов, постулат претерпел неумолимые изменения и был нещадно кастрирован тупым зубилом по самой сути.

Mерилом достойного образования безоговорочно стало всеобщее уравнение, в котором школа превратилась исключительно  в инструмент сокращения и стирания общественных неравенств, пустив все свои остальные функции по боку.

А одновременное снижение уровня и требований, и программ, с кажущейся благородной целью предоставить всем без исключения доступ к упрощённым знаниям, без особых усилий, в свою очередь, повлекло за собой новую, ещё более серьёзную элитизацию образования.

Просто потому, что более обеспеченные родители стали более массивно отдавать своих детей в частные учебные заведения, которых “полит-откоррекченные” новшества не коснулись, где преподавание и программы оставались по-старинке жёсткими и полными, продолжающими требовать личных затрат времени и усилий.

Однако, учитывая всепроникаемость идеологических концепций и невозможность вечных бастионов, и эти заведения со временем пострадали.

Бесконечные “образовательные опыты” французских социалистов со школьными программами и методикой, начиная с обучения чтению (ср. так называемый “глобальный” метод, призывающий запоминать слова на вид, а не прочитывать их) и кончая вымарыванием целых исторических событий (см., например, бурные дебаты по поводу удаления из школьных учебников эпизода Битвы при Пуатье, дабы не ущемлять чувства учеников-мусульман) привели к настолько катастрофическим результатам, что отмазывать потуги соцправительства светлыми целями "всеобщего равенства" просто временными неудачами в какой-то момент стало практически невозможно.

Последний соц. министр национального образования Франции, Наджат Валло-Белькасем, предложила снизить количество часов на изучение французского языка, ввести изучение арабского, а также вовсе отказаться от изучения латыни и древнегреческого в средней школе.

А ещё ввести орфографическую реформу, которая позволила бы писать некоторые особо трудные для запоминания слова фонетическим способом – как слышу, так пишу.

При этом, как очень скоро выяснилось, благодаря новым модным средствам информационного общения в соцсетях, куда теперь самостоятельно постят свои соображения политики, без цензуры и корректуры, сама (бывший теперь уже) министр национального образования Франции плохо умеет грамотно изъясняться в письменном виде и делает не только пунктационные, но и грубые грамматические ошибки…

Образование в общем и целом всё чётче проявляет свою “рыночную” структуру, не формируя выпущенными кадрами постоянную эволюцию этого самого рынка, а подстраиваясь под неё.

В грубо упрощённой форме, суть тенденции стaла совсем уж откровенно и неприкрыто сводиться к известному изречению “Скрипач не нужен”.

Вот тогда-то и начали всё громче звучать изначально противившиеся этому образовательно демагогическому бреду голоса.

С приходом правительства Макрона и последовавшими сразу вслед за этим срочными экономико-политическими разборками, процесс общеобразовательной идиотизации несколько притормозился: новое правительство не отказалось открыто от всех забракованных, но ещё действующих введений социалистов, но по крайней мере приостановило некоторые запланированные им безмозглости.

В какую сторону пойдёт дальнейшее развитие национального образования Франции, а параллельно ему и соответственные программы других европейских стран, которые, хоть и не прямо взаимосвязаны, но косвенно подверженны взаимо-проникающeмy влиянию друг на друга, – пока трудно сказать.

Но все наблюдающие благодарны хотя бы за незначительную передышку, позволяющую констатировать уже накопленные результаты, попытаться сделать серьёзные выводы и подать их именно так, чтобы они реально повлияли на дальнейший вектор развития всей системы.

Собственно, результаты и есть самое интересное.

Крупнейший во Франции Институт политических исследований (Sciences Po), формирующий и выпускающий всю управленческую элиту страны, только что опубликовал тексты вступительных работ лучших учеников, с блеском прошедших конкурс 2017 и принятых на обучение в это знаменитейшее из учреждений.

А одна из самых политкорректных французских газет, “Ле Монд” (Le Monde), с восторгом перепубликовавшая эти примечательные тексты, пояснила, что такой щедрый жест одной из самых почитаемых и желанных французских “высших школ” был сделан с целью “верно сориентировать будущих кандидатов по отношению к ожиданиям приёмной комиссии”.

Иными словами, чтобы дать представление о качестве требуемого содержания. Ну и (может быть, может быть !), совсем чуть-чуть, о необходимой идеологической направленности…

Нечто подобное мне уже встречалось несколько лет назад, когда довелось прочесть о предварительных собеседованиях, проводимых со студентами на факультете журналистики МГУ, где  идеологическими преференциями будущих журналистов интересовались значительно больше, нежели их способностями. Только там идеологами выступала откровенно либерально-оппозиционная прослойка “профессионалов”.

Лучшие сочинения по литературе и философии будущих выпускников самой престижной из инстанций, готовящей управленческую элиту Франции несомненно свидетельствуют о достаточно крепком общеобразовательном уровне и умении письменно выражать свои мысли.

А вот эти самые мысли, в свою очередь, очень крепко мне что-то напоминают.

Так, например, в одной из тем сочинений по литературе – “Воспитание чувств” Флобера, главный герой, Фредерик Моро трактуется пишущим (лучшим учеником курса !), как… "человек левых взглядов, рассказчик народной эпопеи", а сам Флобер – как "друг народа, понимающий и поддерживающий поведение толпы".

Даже если вы не очень хорошо помните сюжет романа, такая "оригинальная" трактовка прежде всего свидетельствует либо о том, что блестящий ученик прочёл роман по диагонали и  вовсе не понял смысла хорошо известной иронии Флобера, либо о том, что подобную трактовку ученику подсказала сама ныне господствующая конъюнктура, что, как вы понимаете, гораздо серьёзнее.

То есть, ныне господствующая конъюнктура привечает и поощряет любыми, даже самыми притянутыми за уши интерпретациями, находить в классике предвестников всяческих "народных движений" (читай, революций) и продвигать эту трактовку в ещё не привыкшие к самостоятельному анализу умы.

И в подтверждение именно этому объяснению, показательный ученик продолжает своё сочинение, сравнивая роман Флобера с “Отверженными”, где, по его разогнавшемуся революционному мнению, великий Гюго (не стойте, сядьте !) "описал народное восстание Коммуны и её баррикад ".

Здесь я не берусь судить, правильно ли лучший ученик понял “Отверженных” Гюго. Здесь мнение однозначно: лучший ученик “Отверженных” просто не читал.

Вот если бы лучший ученик написал “предвидел, предчувствовал, предсказал”, никто бы, простите, и не рыпнулся. У меня самой есть увесистый том собраний сочинений Пушкина выпуска 1937 г., где из вступительной статьи следует, что Великую Октябрьскую Революцию в России предвидел, описал, зашифровал и даже проделал Пушкин.

Но лучший ученик заявил об “описании” Виктором Гюго событий Парижской коммуны (1871 г.) в романе, опубликованном в 1862 г., а “крупнейший во Франции Институт политических исследований (Sciences Po), формирующий и выпускающий всю управленческую элиту страны” опубликовал это, не дрогнув, как один из лучших образчиков современного французского образования.

И пока ещё провис в неизвестности упомянутый выше вопрос о том, в каком направлении будет развиваться общеобразовательная система Франции (и, возможно, Европы) в дальнейшем, хочу напомнить, во-первых, что в очень скором времени решать подобные вопросы будут выпускники именно этой высокочтимой организации, которая засчитывает не только приемлемым, но и достойным всех похвал подобные опусы и трактовки.

И, во-вторых, замечу, что

идеологическая составляющая любых трактовок уже однозначно превалирует в господствующем единомыслии политкорректной Франции (и Европы) – запомните это, господа, и вспомните, где и когда вы это уже встречали.

A если изначальным  вопросом был и остаётся важнейший на сегодня выбор: возвращаться ли к раздербаненному всеобщим псевдо-равенством солидному образованию до-политкорректного периода, или продолжать снижение уровней и вымарывание целых дисциплин, в целях всеобщей идиотизации и умопомрачения, во имя высоких идеалов вселенской демагогии, то стоит отметить также ещё некоторые детали.

Попытка оправдать головокружительное снижение уровней необходимостью “насаждения всеобщей грамотности населению в условиях прибывания массивной миграции”, не выдерживает никакой критики, как и попытка сравнить "насаждение всеобщей грамотности" с тем процессом, который имел место в России, после Октябрьской революции (а подобные сравнения я уже встречала).

Зато, учитывая сугубо прагматический подход нынешнего правительства к максимальной производительности труда, при минимальных затратах и минимальных же недовольствах от излишней учёности, не стоит питать особых иллюзий: в этом смысле, чаяния и деяния макронистов и ушедших социалистов совпадают.

И тем и другим прежде всего необходимо облачить собственные нужды в красивые идеи псевдо-гуманизма, для достижения очень близких по сути целей : не рефлексируйте, но производите и потребляйте что и как говорят.

Рынок просвещения сегодня в первую очередь определяется именно этими императивами.

И да – просвещение сегодня тоже рынок.

Источник: Ум+

Редактор: Фыва


Аяврик

12.11.17 23:35


-- С приходом правительства Макрона и последовавшими сразу вслед за этим срочными экономико-политическими разборками, процесс общеобразовательной идиотизации несколько притормозился: новое правительство не отказалось открыто от всех забракованных, но ещё действующих введений социалистов, но по крайней мере приостановило некоторые запланированные им безмозглости.

--
изначальным вопросом был и остаётся важнейший на сегодня выбор: возвращаться ли к раздербаненному всеобщим псевдо-равенством солидному образованию до-политкорректного периода, или продолжать снижение уровней и вымарывание целых дисциплин, в целях всеобщей идиотизации и умопомрачения, во имя высоких идеалов вселенской демагогии

-- Рынок просвещения сегодня в первую очередь определяется именно этими императивами. И да – просвещение сегодня тоже рынок.


при чём тут "рынок"-то - который там как раз в сфере образования последовательно и планомерно изжит - о чем и все примеры приведены!
:-/

авторам Ум+а похоже приходится совмещать наблюдаемые факты и репортажность своих статей с некой "редакторской политикой", ставящей (?) задачу аналитически разоблачать клятый капитализьм

иначе не понять, как можно вскрывая весь маразм Планового Всеобщего Обязательного Политкорректного "образования" социалистических общечеловеков при этом видеть в этом вырождении "рыночную сущность"?!

когда прямо противоположный же вывод напрашивается - что в общем и целом проявляется АнтиРыночность доведенная до абсурда (уравниловка и независимость ни качества, ни количества получаемых знаний учащимися с одной стороны, ни материальной диффиренциации труда преподов от качества преподавания - а зачем тогда кому-то упираться? что учителям, что школьникам - если одинаково всем программа и всем зарплатка от государства?)

до победы социал-демократии в Европе и установления там реалий "государства всеобщего благополучия" (когда уровень жизни безработных за счет социалки выше, чем уровень жизни трудящихся во внешнем мире) учеба имела значение для поднятия по социальной лестнице, а в условиям массового образования она ничего никому не гарантирует - а от тяжелого труда все и так освобождены (и от жизни на улице)

Сама же пишет, что единственный шанс спасти образование - это вернуться к условиям "дотолерантного" (=социально не равного) общества у них там, когда был "рынок" с его "костлявой рукой" - и образование имело далеко не всем доступную Высокую Цену СООТВЕТСТВУЮЩУЮ Качеству предоставляемой Услуги

а сейчас - какова услуга, такова и цена (бесплатное образование для всех - это гарантия отбить желание учиться даже у тех, у кого к этому есть склонность - чтоб не выделялись на общем фоне и этим самым не доставляли моральных травм "умственно отсталым" одноклассникам! все бегут вместе со скоростью самого медленного в строю....)

материал должен был-бы называться "Тупик бесплатного образования" и резюме должно быть противоположным: Отсутствие рынка просвещения сегодня в первую очередь определяется именно этими императивами. И да – просвещение сегодня тоже разновидность НКО..
.
до тех пор пока там опять не станет Естественное положение вещей, когда "УЧЕНЬЕ - СВЕТ. А НЕУЧЕНЬЕ - ЧУТЬ СВЕТ И НА РАБОТУ
!" ничего у них с повышением качества образования до "дотолерантного" периода не получится


Ковыль

13.11.17 17:02


Очень сомнительный набор тезисов. Дураку понятно, что Франция - это Африка. Ещё Адольф Алоизович в своей книжке Майн Кампф написал, что Франция - Африка. Это тогда. А сейчас подавно. Африка. Ну и что? Африкой быть вовсе не западло. Если не быть немецко-фашистским отморозком без головного мозга. Хотя, без головного мозга, быть плохо кем угодно. И если министр образования Франции не образован - пишет с ошибками - то это не образование, и это не министр. И эта проблема, засилье должностей необразованными дураками, это не проблема только Франции, это проблема Системы. Жалко? Да пофигу. Одним племенем мумба-юмба больше, одним меньше, да какая разница?


Ковыль

13.11.17 17:07


И это касется не только Франции.
И, кстати, да. Приравнивать рынок и просвещение - удел убогих и недалёких. Просвещение - это Знание. Оно приходит ниоткуда, и уходит в никуда, меняя всё на своём пути, ставя с ног на голову, и обратно. А рынок - это всего лишь отношения обмена человекотуловищ банальной жратвой между собой. Вещи, совершенно кардинально разные, как по своей Природе, так и по своей Сути.


_STRANNIK

13.11.17 21:24

Аяврик, RU
...........................
бесплатное образование для всех - это гарантия отбить желание учиться даже у тех, у кого к этому есть склонность - чтоб не выделялись на общем фоне и этим самым не доставляли моральных травм "умственно отсталым" одноклассникам! все бегут вместе со скоростью самого медленного в строю....
...................................................
Опять Вы за старое...
Именно образование (точнее знания и умение ими пользоваться) во все большей степени будут определять место и статус страны в новую "цифровую" эпоху. Что вступает в коренное противоречие с желанием финансово-промышленной "элиты" сохранить для себя и потомства статус кво . Поскольку таблеток от глупости и для поумнения в ближайшее время не предвидется. Как следствие попытки искуственно замедлить процесс. И четко прослеживаемый вектор на дебилизацию общества в целом.
В СССР было бесплатное образование. В том числе и высшее. И что-то я не припоминаю чтобы это отбивало желание учиться. По данным Юнеско по качеству образования имели 3 место в мире.
А плодами того технического образования кормимся и по сю пору...
Насчет стимулов и состязательности. Состязаться должны "мозги" учеников на стадии экзаменов и на стадии обучения. А не кошельки родителей. Тут есть еще одна загогулина. На сегодняшний день степень реальной "талантливости" невозможно установить иначе чем в процессе ее жизненной реализации...Нет пока такого прибора. И судя по всему никогда и не будет. Поскольку результат определяется не только способностями , но и в значительной степенью окружаюшей средой...Вот в "поднебесной" это прекрасно понимают и на науку и образование выделяются колоссальные средства. Правда только выделение средств проблему качества обучения не решает. Тут Вы правы. США - прекрасный тому пример. Важен еще тот социальный статус который дает образование. Или не дает.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям