Что станет с русско-индийским проектом перспективного истребителя

25.04.18 07:12

Армия, ВПК, спецслужбы

Александр Ермаков

Неутешительные новости о состоянии масштабнейшей отечественной программы военно-технического сотрудничества — истребителя FGFA. Проект создания совместного, на базе российского ПАК ФА/Су-57, истребителя для индийских ВВС и мирового экспорта закрыт по инициативе Индии. Портал iz.ru попробовал разобраться, что это значит для двух стран.

Новость о печальном конце пребывавшей годы в подвешенном состоянии программы была озвучена 20 апреля. Такие авторитетные издания, как специализирующийся на оборонке Janes или индийская Business Standard, сообщили, что советник по национальной безопасности премьер-министра Аджит Довал сообщил об этом решении делегации Совета безопасности России в ходе визита последней в Индию в феврале этого года.  Официальных комментариев индийской стороны не поступало, однако вброс подобной информации необходимо воспринимать серьезно. Примечательно, что за неделю до публикации заместитель главы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Владимир Дрожжов разоблачал на проходившей в Индии выставке Defexpo-2018 как не соответствующие действительности слухи об отказе партнеров от участия в совместной программе и заявлял, что российская сторона ожидает политического решения по подписанию полностью готового контракта на опытно-конструкторскую разработку FGFA. Проблема в том, что ожидает она этого уже очень давно.

Индия внимательно наблюдала за будущим Су-57 с самого его рождения. Более того, существуют мнения, что тесные контакты с индийской стороной поспособствовали победе ОКБ Сухого в 2002 году в конкурсе на создание российского истребителя пятого поколения И-21. В 2007 году заключается межправительственное соглашение о совместной разработке силами "Сухого" и HAL (Hindustan Aeronautics Limited, индийский госмонополист в аэрокосмической области) на базе создаваемого в рамках программы ПАК ФА российского истребителя, тогда известного только под индексом Т-50, машины для индийских ВВС и экспорта за рубеж. Программа получила достаточно заурядный индекс FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft, "истребитель пятого поколения"). Через год HAL подписывает регламентирующий общие принципы сотрудничества контракт с "Рособоронэкспортом", а в декабре 2010 года — контракт объемом $295 млн на эскизное проектирование будущего FGFA. После его выполнения в 2012–2013 годах (по различным данным) пришел черед контракта на уже детальные НИОКР. Того самого, подписания которого отечественные чиновники ожидают до сих пор.

…Но забыли про овраги

В течение всего этого срока индийские планы дрейфовали от совершенно наполеоновских до довольно умеренных. Первоначально озвучивалось желание приобрести до 250 истребителей пятого поколения.  В дальнейшем появилась цифра в 214 машин, в том числе 48 двухместных. Для сравнения — F-22 "Раптор" США позволили себе только 195.

 Создание двухместной модификации для учебных и особо сложных задач, связанных с высокой нагрузкой на летчика, было особенностью совместного проекта, оригинальный российский ПАК ФА создавался чисто одноместным. Впрочем, в 2012 году индийцы отложили двухместную модификацию на неопределенный срок и сократили планируемые объемы закупки до 144 одноместных машин. К 2017 году дрейф попадавшей в СМИ цифры объема закупок достиг 108 машин.

Сопровождалось это регулярными вбросами в СМИ, как анонимными, так и от индийских официальных лиц, резкой критикой в российский адрес. Представители военно-воздушных сил метались от заявлений о потребности в истребителе пятого поколения (которая особо обострилась, когда стали заметны китайские успехи в этой области) и критической важности FGFA до выносимых на публику, что крайне необычно для отрасли военно-технического сотрудничества, сомнений в качестве товара. Неоднократно выражались сомнения, что российские инженеры смогут удовлетворить особо высокие требования индийских ВВС. В частности, регулярно указывалось, что у Индии более высокие, чем у России, требования к силовой установке истребителя и малозаметности. Слышать это от страны, до сих пор массово эксплуатирующей МиГ-21бис ввиду неспособности создать уже несколько десятилетий ему замену в виде легкого истребителя "Теджас", по меньшей мере странно.

Реальные причины затруднений, что традиционно для военно-технического сотрудничества с Индией, лежали в области вопросов финансов и передачи технологий. Во многом программа FGFA рассматривалась Нью-Дели как источник получения знаний и инженерного опыта, которые потребовались бы в создании национального истребителя нового поколения в рамках программы AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft, "Продвинутый средний боевой самолет").  Индийская сторона постоянно сетовала на недостаточную готовность российской делиться технологиями. Справедливость этих претензий оценить, конечно, постороннему наблюдателю невозможно. Разумеется, в российских интересах было бы минимизировать передачу знаний, дабы увеличить свой вес в проекте, поучаствовать в дальнейшем в том же AMCA. С другой стороны, Россия на деле неоднократно показала, например с Су-30МКИ, что готова делиться с Индией как никто другой.

С финансовым вопросом сложнее — очевидно, что за привилегированный партнерский статус, с приобретением машины первыми и дальнейшей значительной долей прибыли при продаже в третьи страны, Россия хотела бы получить от Индии серьезные финансовые вливания, которые оказались бы очень кстати во время испытаний и доводки Т-50. Первоначально затраты на НИОКР FGFA Россия оценила в $5–6 млрд с каждой стороны. К 2016 году суммы уменьшились до $3,7–4 млрд с участника (ввиду отказа от двухместной версии и достигнутого ПАК ФА прогресса). Нельзя исключать, что эта сумма в индийском оборонном бюджете на фоне целого ряда сверхдорогостоящих программ закупок вооружений просто не нашлась, особенно учитывая, что это затраты еще только на создание, а не на производство самолета. Которое началось бы к тому же значительно позже, а острая потребность в современных истребителях для ВВС Индии вопрос перезревший.

Если в начале совместной работы планировалась постановка на вооружение FGFA в Индии с небольшим временным интервалом после ПАК ФА в России, то после пяти с лишним лет топтания на месте этот срок сдвинулся вправо. Ведь по первоначальным планам в испытаниях в Индии к текущему моменту должны были уже принимать участие два прототипа истребителя, а еще один должен был быть поставлен в 2019 году. Вместо этого "испытывающие срочную нужду в истребителе пятого поколения" индийцы тратили годы на переговоры. 

Взаимоневыгодное решение

Разумеется, любая критика индийских действий в российских СМИ будет воспринята как детская обида на проявившего принципиальную позицию с точки зрения оценки качества, затрат или чего угодно другого партнера. Но дело в том, что весьма специфический подход к оборонным закупкам Индии проявляется далеко не только в сотрудничестве с Россией.

Наиболее ярким примером служит конкурс MMRCA. В специализированной прессе его называли не иначе как "праматерь всех тендеров". Шутка ли — на закупку 126 истребителей для покрытия дефицита матчасти ВВС планировалось потратить $10,4 млрд. Приняли участие практически все производители истребителей четвертого поколения — от американцев с F-16 и F-18 до россиян с МиГ-35, включая европейцев с "Тайфунами", "Рафалями" и "Грипенами". Планировалось развернуть производство в Индии и добиться масштабной передачи технологий. MMRCA занял 15 лет (!!!), с начала подготовки в 2001 году до подписания контракта в 2016 году, и закончился… покупкой всего 36 "Рафалей" за $8,8 млрд с производством во Франции. Обескураживающие результаты привели к еще более срочному конкурсу, в этот раз на однодвигательный истребитель, по которому в начале 2018 года определились, в общем, очевидные финалисты (американский F-16 и шведский "Грипен"), однако перед последней схваткой требования еще раз изменились и MMRCA был фактически перезапущен. Нельзя исключать, что перезапуск вызван желанием включить в тендер F-18 Боинга.

Вообще, текущая индийская администрация премьера Моди отходит от традиционного нейтралитета в пользу более тесных связей с США. Отказ от FGFA вновь обострит разговоры о перспективах F-35 на индийском рынке. Однако очевидно, что индийцы не получат значительной передачи технологий истребителя пятого поколения от США — этого в желаемом объеме не получают и такие близкие союзники, как южнокорейцы. Сегодня полноценно делиться с индийцами американцы готовы, похоже, только четвертым поколением.

В целом позиция индийских властей поражает. Непрерывно говоря о серьезнейшей нехватке боевых самолетов в ВВС, вместо реальных закупок они предпочитают десятилетиями вести торги, заходящие в итоге в тупик из-за несоразмерных запросов или изменения политических предпочтений руководства. Вместо того чтобы начать получать в 2020-х годах в части истребитель пятого поколения мирового уровня, они будут наслаждаться небольшой партией "Рафалей", "Теджасами", с трудом тянущими на замену МиГ-21, и ждать результатов MMRCA 2.0, по которому они будут получать истребитель четвертого поколения, в то время как даже у Пакистана нельзя исключать появления "пятерок" в виде китайских FC-31.  

Что означает закрытие FGFA для России? В общем, ничего страшного не случилось, так как проект и так давно находился "в коме". Понесен определенный имиджевый ущерб, однако совершенно не исключены закупки готового Су-57 в дальнейшем. Достаточно взглянуть на то, как, несмотря на свои великие достижения в танкостроении и производстве стрелкового оружия, Индия продолжает закупки Т-90 и приобретает лицензию на выпуск АК-103.

Источник: Известия

Редактор: Фыва


27.04.18 14:06

Индия не уведомляла Россию о выходе из проекта истребителя пятого поколения

Россия не получала от руководства Индии уведомления о выходе Нью-Дели из совместного проекта по созданию истребителя пятого поколения (Fifth generation fighter aircraft, FGFA), заявил РИА Новости в пятницу в ходе авиасалона Eurasia Airshow-2018 директор по международному сотрудничеству и региональной политике госкорпорации "Ростех" (включает в свой состав "Рособоронэкспорт") Виктор Кладов.

Ранее в некоторых зарубежных СМИ появилась информация о том, что Индия уведомила Россию о выходе из совместной программы разработки истребителя пятого поколения FGFA, длившейся на протяжении последних 11 лет. Причиной отказа стали якобы несоответствие российской машины требованиям ВВС Индии по скрытности, авионике, радарам и сенсорам.

Кладов опроверг информацию ряда зарубежных СМИ, согласно которой Индия уведомила Россию о своём выходе из этого проекта.

"Я не могу комментировать догадки зарубежных журналистов. Могу комментировать только заявления суверенного руководства Индии. От него таких заявлений не было", — подчеркнул Кладов.

"Сейчас в высшем военном руководстве Индии идут споры о концепции развития ВВС страны в целом: может быть разработать свой истребитель, а может купить готовые машины. Давайте уважать их суверенное право принимать это решение", — сказал он, отвечая на вопрос о причинах затягивания сроков реализации проекта FGFA.

Источник: РИА "Новости"

Редактор: Bred

 


USSR2

25.04.18 14:36

Это все-таки вопрос культуры. На Востоке если ты не станешь торговаться торговаться на базаре, то тебя просто перестанут уважать... Эти индийские бабаи в чалмах занимаются истребителями не для того, чтобы их покупать, а для того, чтоб их уважали. Когда жареный петух клюнет, они купят. Причем всё и за дорого. Но это уже будет из другой культурной традиции.

PeterYakovlev

27.04.18 21:12

Не просто так Мэттис попросил Конгресс отменить санкции в отношении
Индии , Вьетнама и Индонезии. Щасс будут впаривать свой товар.
То-то индусы носом закрутили насчет истребителя 5 поколения...
Пусть покупают крутой Фу-35.. Он и невидимый и ва-аще суперпуперный.
Денех правда на него нет, но купят ещё чёнить ненужное , но амерское...
А вот технологии полностью им передавать нельзя- назавтра всё будет в США.
Потом никакими деньгами не возместим ущерб.



astill07

28.04.18 16:18

Сколько можно тиражировать
т.н. "новости", созданные
специально обученными людьми
для (1) внесения в "поле обсуждения"
и (2) для создания "атмосферы"
вокруг.


Alshtru

28.04.18 21:55

новость ни о чем. Как метко подмечено в самой статье мы ничего не теряем. окромя многовекторных напыщенных индусов . Им все уши прожужжали западные сми про то, что Индия скоро станет мега страной претендующей на многое, вот они и начали крутить хвостами. что в принципе свойственно падкому на лесть кастовому обществу. новейшие технологии им никто никогда не выдаст. ни мы ни пиндосы. это все равно что ребенку шашку динамита в руку давать.

Vlad47

02.05.18 20:55

А, что вы хотите, циганская работа! Много хотят, а последние технологии никто передавать не хочет и это правильно.

mitry

04.05.18 15:19

Индусы просто забыли что такое реальная война - а точнее никогда и не знали. Чуть что начнётся, будут покупать за любые деньги. Только продаст ли кто.

Dmitriy427

10.05.18 05:38

FGFA - проект изначально мертворожденный. Даже передай Россия им технологии, ничего близкого к требуемым характеристикам они не построят, в ближайшие лет 50. А скорее никогда не построят. Что до остального, F-35 им всучить попытаются, конечно, но они вовсе не идиоты и считать умеют лучше многих, торгаши патентованные. Китайцы же там и вовсе - потенциальный противник. Альтернатив сухим у них нет, практически, будут вилять, торговаться изо всех сил, но в итоге покупать.

Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям