Фейки: взгляд из Европы и взгляд из России

27.04.18 10:39

Информационные пузыри

Как Еврокомиссия собирается бороться с фейковыми новостями

Попытки повлиять на выборы в разных странах и роль в этом социальных медиа (в первую очередь скандал вокруг Facebook и Cambridge Analytica) побудил Еврокомиссию (ЕК) более серьезно взяться за борьбу с распространением фейковых новостей. Для этого она представила в Брюсселе в четверг, 26 апреля, свой план под названием "Преодоление онлайн-дезинформации: европейский подход".

В ЕК признают, что дезинформация - давно известное явление. Однако интернет не только увеличил объем и разнообразие доступных новостей, но и позволил распространять фейковые новости "в масштабах, со скоростью и точностью выбора цели, являющимися беспрецедентными".

Роль России

Когда на Западе говорят о попытках повлиять на выборы, то в первую очередь вспоминают Россию. Так, в США расследуют вмешательство Москвы в президентские выборы 2016 года, а в Великобритании - в референдум о "Брекзите". Но, по словам источников DW, при подготовке Еврокомиссией документа шли споры, упоминать ли Россию вообще. В итоге пришли к "очень сбалансированной формулировке".

Так, говорится, что кампании по массовой онлайн-дезинформации широко используются, чтобы сеять недоверие и создавать напряженность в обществе. "Более того, кампании по дезинформации со стороны третьих стран могут быть частью гибридных угроз для внутренней безопасности, включая избирательные процессы, в частности в сочетании с кибератаками", - отмечается в документе Еврокомиссии. После чего упоминается лишь одна страна, хоть и без прямого обвинения в подобных действиях: "Например, военная доктрина России открытым текстом признает информационную войну одной из сфер своего действия".

По данным Еврокомиссии, за последние годы попытки дезинформации и манипуляций в Сети были зафиксированы во время выборов не менее чем в 18 странах мира. Брюссель при этом больше всего заботят выборы в Европарламент в 2019 году. В своем плане ЕК призвала соответствующие органы государств-членов Евросоюза перенять лучшие практики выявления и управления рисками, создаваемыми дезинформацией и кибератаками во время выборов.

Что такое фейковые новости?

По словам еврокомиссара по вопросам цифровой экономики и общества Марии Габриэль, впервые в документах ЕС дается определение дезинформации. А именно, под ней понимают "доказуемо неправдивую или вводящую в заблуждение информацию, которую создают, представляют и распространяют с целью получения экономической выгоды или умышленного обмана общественности и которая может принести общественный вред". Вредом в данном случае может быть угроза как демократическим политическим процессам и процессам принятия решений, так и здравоохранению или защите окружающей среды.

При этом ошибка в сообщении, сатира, пародия дезинформацией не являются. Точно так же, как и журналистика, где четко прослеживается политическая позиция автора. "Только потому, что вы не согласны с чем-то или не согласны с мировоззрением, стоящим за чем-то, это еще не обязательно делает это фейковой новостью", - пояснил еврокомиссар по вопросам безопасности Джулиан Кинг.

Что предлагает Еврокомиссия?

Представляя план, Мария Габриэль уточнила, что Еврокомиссия избрала мягкий подход. Другими словами, речь не идет о принятии нового законодательства или изменения настоящего. Также речь не идет об удалении незаконного содержания, например, связанного с терроризмом. Эту сферу регулируют совершенно другие правила.

Таким образом, Еврокомиссия инициирует целый ряд мер:

- ЕК созовет форум, в деятельности которого будут участвовать представители интернет-платформ, рекламодателей, СМИ и гражданского общества. Целью его работы будет создание кодекса практик в отношении дезинформации, действительного для всего Евросоюза. Он должен быть опубликован до июля текущего года. После чего ЕК до октября будет оценивать эффективность кодекса. Если же результаты окажутся неудовлетворительными, то она предложит другие меры, включая принятие новых нормативных документов.

- ЕК поддержит создание независимой европейской сети проверяющих достоверность фактов. Вначале они будут обмениваться опытом и находить общие методы работы. В дальнейшем в Еврокомиссии хотят запустить европейскую онлайн-платформу о дезинформации, которую смогут использовать фактчекеры. Идея состоит в том, что если какая-то новость определяется как фейковая, то информация об этом должна быстро стать доступной всем пользователям Сети. Это позволит оперативнее останавливать распространение фейков и развенчивать их. В ЕК подчеркивают, что решение, как реагировать на эти фейки, - это дело только самих фактчекеров.

- ЕК намеревается продвигать в сотрудничестве с онлайн-платформами добровольные системы идентификации поставщиков информации в интернете, что должно укрепить доверие к надежным источникам.

- ЕК хочет способствовать увеличению медийной грамотности граждан, чтобы они могли самостоятельно делать осознанный выбор, какие новости и материалы им читать.

- Поддержка качественной журналистики. В ЕК хотят быстрого осуществления реформы авторского права в Евросоюзе. Она должна усилить позиции издателей (в первую очередь СМИ) по отношению к онлайн-платформам. В частности, облегчить редакциям и журналистам монетизацию создаваемого ими контента.

Угрожает ли план ЕК появлением новой цензуры?

Журналистов на представлении плана в Еврокомиссии волновал вопрос цензуры. Еврокомиссары поспешили развеять беспокойство. Так, Мария Габриэль назвала СМИ критически важным элементом для демократии. "Никто не намеревается никому ничего навязывать - читать что-либо или верить во что-то", - пообещала она.

Желание не переступить порог цензуры, очевидно, было одной из причин, почему часть инициатив ЕК не была детально и четко прописана. Другая причина: по мнению Еврокомиссии, "саморегуляция - наиболее подходящий путь для онлайн-платформ быстро принять меры для преодоления проблемы" дезинформации. Сработает ли такой подход - это в Брюсселе будут решать осенью.


Распутать фейк-сети

Госдума приняла в первом чтении законопроект против распространения в соцсетях ложных фактов, а также поправки о штрафах за отказ удалить недостоверные и порочащие честь и достоинство сведения из социальных сетей. На этом фоне разгорается и дискуссия о том, как побороть "фейк ньюс" в СМИ.

Попытка принять закон, который "поставит под контроль" соцсети, — это логичная реакция на процессы, которыми пока мало кто умеет управлять. Информационное пространство очень сильно изменилось и будет продолжать меняться, и пока мы не можем регулировать эту новую реальность законодательно. Хотя бы потому, что не можем даже определиться с понятийным аппаратом. "Фейк ньюс" в оригинальном своём происхождении представляли собой выдуманные новости, помещённые на сайтах-подделках, которые имитировали ресурсы крупных медийных брендов. У нас "фейк ньюс" в таком виде нет и не было.

На сегодняшний день не существует простых решений проблемы распространения ложной информации, особенно в соцсетях. Обратимся к международному опыту.

Напомню, что до выборов президента США в 2016 году проблема "фейк ньюс" вообще мало кого волновала. Пожалуй, во время той кампании стал понятен масштаб и возможности влияния на аудитории посредством распространения непроверенных или ложных новостей в соцсетях. Не только Facebook, но и профессиональные ассоциации и другие организации принялись составлять списки правил, пользуясь которыми читатель может определить, достоверная ли информация в той или иной статье.

Это полезные инициативы, однако, чтобы массово привить широким аудиториям правила информационной гигиены, нужны очень большие усилия и инвестиции, а также время. Пожалуй, такую программу можно сравнить с информационной работой фондов и компаний, направленной на информирование о необходимости ранней диагностики опасных заболеваний. Безусловно, применение этих простых правил (скептично оценивайте информацию, проверяйте источники и авторов и т.п.) работает, но "в долгую", и этому нужно учить со школьной скамьи. Технологий же, которые могут автоматически анализировать и выявлять недостоверную и ангажированную информацию, пока нет.

Нельзя забывать и об экономической составляющей проблемы "фейк ньюс". Современная бизнес-модель СМИ ориентирована на привлечение трафика, поэтому в заголовки выносятся заведомо провокационные утверждения. Пользователь может, даже не прочитав материал, сделать свой пост и дать в нем иную интерпретацию событию. Ну, а далее – как снежный ком.

Медиа всегда будут пытаться привлечь внимание читателя, и только немногие издания, для которых хорошая репутация является приоритетом, будут уделять должное внимание качеству и достоверности. 

Конечно, очень хочется жить в идеальном мире, когда ответственный коммуникатор отправляет взвешенное сообщение через медиа, и вдумчивая аудитория его получает и принимает, либо аргументированно отвергает. Но мы имеем то, что имеем, поэтому остается надеяться на дальнейшее развитие технологий, которые повлияют и на производство информации, и на ее распространение и на потребление.

Пока нет гарантированно действенных технологических решений вопроса. Но есть старый проверенный способ: завоевывать доверие аудиторий. Это большая и трудная работа, которой отвыкли заниматься. Она требует профессионализма. А меж тем, именно "вес" слова публичного лица или бренда, доверие к нему играют очень важную роль в ситуации, когда в публичном пространстве появляется недостоверная информация: вступает в действие принцип "твоё слово против моего". Это, пожалуй, единственный способ выживания в новой информационной среде до тех пор, пока не удастся найти технологических решений или договориться по вопросам регулирования.

Автор - вице-президент Российской ассоциации по связям с общественностью, вице- президент по развитию бизнеса КРОС

Источник: DW, Известия

Редактор: Фыва


папа римский

27.04.18 14:44

"При этом ошибка в сообщении, сатира, пародия дезинформацией не являются" - резко возрастёт спрос на журналистов-юмористов.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям