Вечный двигатель большой науки

23.07.18 09:50

Наука, техника, образование

Научный публицист Валерий Чумаков — о возрождении научно-популярного жанра в России

В детстве я этой книжкой просто зачитывался. Она была в мягком переплете, на обложке нарисован робот и чертеж огромной пушки, а рассказывалось в ней об удивительных вещах: о самодвижущемся тротуаре, о подземном поезде, который мог бы связать Москву и Ленинград, о невесомости, о том, как из обычного человека сделать человека-невидимку и почему он будет обречен на слепоту, как работают и почему не работают вечные двигатели... Многое из того, что там было написано, я не понимал, но это не мешало восхищаться почти неограниченными возможностями человека и чудесами, которые может творить природа. Книжка, как хорошая закваска, пробуждала воображение, которое начинало бурлить и выплескиваться наружу в виде детских рисунков на футуристические темы, примитивных чертежей и еще более примитивных поделок.

Книжка называлась "Занимательная физика", а автором был некий Яков Исидорович Перельман. Уже позже я с не меньшим восторгом прочитал другие его "занимательные" шедевры: "Занимательную математику", "Занимательную геометрию", "Занимательную астрономию"... Каюсь, лет до 40 считал Якова Перельмана вполне современным автором, в крайнем случае 60–70-х годов прошлого века, настолько актуальным было все, о чем он писал. И только в конце 1990-х я с изумлением обнаружил, что Яков Исидорович родился в 1882 году, а "Занимательная физика", его первая "занимашка", была написана аж в 1913-м.

Именно так, в нынешнем июле исполняется 105 лет этому научно-популярному шедевру, который поджег фитиль научной фантазии многих нынешних профессоров, докторов наук и академиков. Который, кстати говоря, переиздается до сих пор. И не только переиздается, но и довольно успешно продается. Притом что конкуренция у него на полках книжных магазинов достаточно мощная. Ибо, казалось бы, уже умершее дело популяризации науки начинает возрождаться.

Хотя еще 10 лет назад в это было сложно поверить. Тогда, в 2008-м, закрылся первый российский инфографический научно-популярный журнал "Всё ясно", а через несколько лет — его преемник "Идея Икс". Недолго прожили на российском рынке "Иллюстрированная наука", "Фокус" и "Детали мира". Чуть было не закрылись "В мире науки" и "Вокруг света", прекратил свое существование главный российский научно-популярный портал "Мембрана". Всё говорило о том, что о широкой популяризации науки можно забыть. Но, как оказалось, слухи о ее смерти сильно преувеличены.

По всей видимости, именно тогда, в конце первого десятилетия XXI века, власти вдруг поняли: для того, чтобы страна стала сильной, она должна иметь мощную науку. А для того, чтобы наука была мощной, в ней должно работать много молодых, энергичных и талантливых ученых. А чтобы этих ученых получить, надо убедить лучших выпускников школ поступать в вузы не только на экономические и юридические, но и на физические, химические, биологические и прочие именно научные факультеты. Для этого нужно "заразить" будущих студентов наукой еще в школе или даже до нее. Рубль, вложенный сегодня в популяризацию науки, в стратегической перспективе дает самые высокие дивиденды. Ведь разве можно оценить, чего стоили СССР умы Курчатова, Королева, Келдыша, Йоффе, Капицы, Ландау, Гинзбурга, Алферова, Александрова, Харитона и других им бесподобных?

В 2014 году был запущен журнал "Кот Шредингера". Эксперимент оказался удачным: издание оказалось скорее живым, чем мертвым. Сейчас "Кот" уже достиг сумасшедшего по нынешним временам тиража в 50 тыс. экземпляров. Журнал существует в том числе на гранты от государства, а также финансируется из бюджета ежегодного фестиваля науки NAUKA 0+, также стремительно набирающего популярность. Похоже, с него возрождение и началось. Это маленькое мероприятие, проходившее изначально на площадке МГУ, получило статус всероссийского в 2011 году. Сегодня это масштабный форум, проходящий не только в Москве, но и во многих других городах России. На по-настоящему увлекательное шоу собираются толпы как совсем юных, так и вполне зрелых "болельщиков" за сборную России по науке.

Далее в Сочи, сразу после зимней Олимпиады-2014, открылся круглогодичный образовательный центр "Сириус". Своеобразный "Артек" для вундеркиндов, в который юные таланты съезжаются со всей России. Сложно передать, как это здорово, когда видишь детей, у которых глазки горят. Детей паяющих, собирающих, вычисляющих, придумывающих и мечтающих.

Конечно, не всё в этом деле пока еще так хорошо, как хотелось бы. Хотелось бы передачу на центральном телеканале, как легендарное "Очевидное — Невероятное". Только не после полуночи, а в прайм-тайм. Напомню, в СССР передача выходила по субботам в 18:00.

Хотелось бы перед голливудскими фильмами в кинотеатрах — киножурнал "Хочу всё знать!". Хотелось бы увидеть в киосках почти стершиеся из памяти (хотя до сих пор печатающиеся) "Науку и жизнь", "Технику — молодежи" и "Моделист-конструктор". Только по цене, за которую их мог бы купить обычный школьник, сэкономивший деньги на паре завтраков.

Да многого бы еще хотелось, но главное — чтобы дело, начатое 105 лет назад гродненским "ученым-лесоводом 1-го разряда" Яковом Перельманом, продолжало развиваться, заставляя сегодняшних мальчишек и девчонок грезить наукой, мечтать о науке, искать науку и стремиться в науку. Знаете, у самых точных ученых, математиков, есть такое понятие: "необходимое и достаточное условие". Популяризацию науки нельзя назвать условием, достаточным для процветания страны, но то, что она является условием необходимым, не подлежит сомнению. Ибо нет будущего у страны, дети которой не думают над тем, как заставить вечный двигатель вечно работать. Что и требовалось доказать.

Источник: Известия

Редактор: Фыва


veldinc`

23.07.18 10:14

Для этого необходимо сменить акценты как внутриполитической, так и экономической политики. И прямо сказать, что торгаши, бухгалтера, брокеры и прочие подобные - просто обслуживающий персонал экономики. А двигатель экономики - ученые, инженеры, рабочие, все те, кто непосредственно производит, а не распределяет. И распределение финансовых потоков должно быть совершенно другое, как и соотношение з/плат...

negr

23.07.18 11:33

нуу "мембрана", это скорее псевдонаучпопс

good-society

23.07.18 14:36

Вся история науки показывает, что великие технологические скачки начинаются с открытий, сделанных в ходе "чистых" исследований, которые не имели в виду никаких практических целей. Обратный же процесс – появление новой теории из недр уже используемой технологии – представляет собой явление редкое до исключительности. Со времен промышленной революции нам сопутствует исторически проверенная невозможность предвидения того, из каких именно теоретических исканий возникает нечто ценное для технологии. Но мы почти никогда не знаем наверняка, какие исследования окупятся, а какие нет. Но если "ничего заранее не известно", то нужно "исследовать все, что только возможно".
С.Лем. "Сумма технологии"


PooH

23.07.18 14:44

> veldinc`
Для этого необходимо сменить акценты как внутриполитической, так и экономической политики. И прямо сказать, что торгаши, бухгалтера, брокеры и прочие подобные - просто обслуживающий персонал экономики. А двигатель экономики - ученые, инженеры, рабочие, все те, кто непосредственно производит, а не распределяет. И распределение финансовых потоков должно быть совершенно другое, как и соотношение з/плат...
Главное самому ни х... чего не делать, правда ведь?
Крайне полезные полезные мероприятия "Ученые против мифов" еще проводят ученые с портала Антропогенез. Вот ведь идиоты не ждут распределения финансовых потоков, а просто подняли с нуля отличное начинание и продолжают тянуть. Ссылка
Билеты разбирают очень быстро - залы полные. И это не Мстители на 2 часа, это на 6-8 часов лекций!


Главный Злодей

23.07.18 16:00

И прямо сказать, что торгаши, бухгалтера, брокеры и прочие подобные - просто обслуживающий персонал экономики. А двигатель экономики - ученые, инженеры, рабочие, все те, кто непосредственно производит, а не распределяет.
И давайте-ка не забудьте-ка ещё пару пунктов: "т. н. фундаментальная наука" - просто обслуживающий персонал науки прикладной, а академики РАН - просто обслуживающий персонал при обслуживающем персонале. Раз уж мы за распределение начали тереть.

Крайне полезные полезные мероприятия "Ученые против мифов" еще проводят ученые с портала Антропогенез.
Билеты разбирают очень быстро - залы полные.
На вот этих самых конкретных "учёных" пробу ставить негде. Особенно на ребе Дробышевском. Совершенно немудрено, что билеты на профессиональных брехунов с хорошо подвешенным языком и поставленным пиаром хорошо расходятся вне зависимости от того, какую лапшу на уши они вешают - только к науке это не имеет отношения де-факто, и по-хорошему не должно иметь де-юре.

Вся история науки показывает, что великие технологические скачки начинаются с открытий, сделанных в ходе "чистых" исследований, которые не имели в виду никаких практических целей.

Категорическая неправда. Достаточно посмотреть на пример становления астрономии (мореплавание) или микроскопии (очкоизготовление).


т-кк

23.07.18 21:23

`
Большая наука делается большими деньгами, как ими же покупаются мозги. Нет своих - покупают чужие.
Романтики, такие как автор, заражают ерундой молодняк. Молодняк нафантазирует себе всякую хрень, потом столкнётся с действительностью, разочаруется, сопьётся и загнётся под забором. Но это в лучшем случае, в худшем - станет коммунистом и начнёт свергать Сечина. А это экстремизм, за который посадят.
Так что лучше вовсе не рождаться, или стать юристом, что одно и то же.



Alanv

25.07.18 20:33


"Молодняк нафантазирует себе всякую хрень, потом столкнётся с действительностью, разочаруется, сопьётся и загнётся под забором."


Чешуя. Действительно загоревшийся молодняк, но в силу каких-то причин не получивший возможности реализации (или разочаровавшийся) в конкретной области - реализует себя в другой, на тот момент более востребованной или интересной. Под забором не "закончит". И это тоже неплохо.
Знаю на своём примере.


zizmo

26.07.18 12:41

"Занимательная физика" это дааа... Сам зачитывался и младшему купил, поскольку моя была в мягком переплете и рассыпалась (
Популяризация нужна по любому. Только журналы уже не потянут против интернета. А жаль. Кто помнит как пах свежий номер Знание-сила? )

Giotoo

27.07.18 11:36

Хотите... популяризировать науку среди детей... чтобы действительно заинтересовать миллионы... а не 50 тысяч...
Создайте, и раскрутите канал на youtube...
Контент должен быть коротким (лучше 20 5-ти минутных роликов... чем один 2-х часовой)... ярким... веселым...
Привлечь детей актеров... или "забавного с чувством юмора взрослого" с детской точки зрения... смешные персонажи...

Реклама канала... регулярно платить блогерам других популярных детских каналов... за раскручивание данного канала...
При правильном подходе и грамотном постоянном наполнении... можно будет охватить практически всю детскую аудиторию в целевом диапазоне...

Журналы... будут занимать некую небольшую промежуточную нишу...


_STRANNIK

31.07.18 19:24

Giotoo, RU
...............................
Если есть желание производства очередной порции "грамотных потребителей" - вполне подойдет.
...................................
Нужна гос. программа по выявлению талантливых детей , их обучению и материальной поддержке. Нужно возраждать то , что раньше называлось спецшколы. И нужно целенаправлено повышать социальный статус определенных знаний и компетенций. Про учителей и их уровень - промолчу. Больная тема...Никакой журнал не сделает того , что сделает хороший учитель...


iz09

31.07.18 20:05

Я тоже читал в детстве книги Перельмана, но нынешняя молодежь предпочитает телек и Интернет.

Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям