Asia Times: российское танго с Пакистаном

08.02.19 13:32

ШОС и ситуация в Азии

Глобальная политика подошла к очень интересному рубежу. В связи с постепенным усилением многополярности возникает геостратегическое пространство, в котором государства могут маневрировать, отстаивая свои индивидуальные интересы, и в то же время, открывают новые сферы сотрудничества в общих геоэкономических интересах. Такой сценарий вынуждает страны корректировать и настраивать обертоны своей внешней политики, приспосабливаясь к меняющимся реалиям.

Такие глобальные изменения привели к возникновению многочисленных группировок и союзов, существующих параллельно друг другу. Например, зарождается ось Россия-Китай-Пакистан. Они объединяют усилия в рамках инициативы "Один пояс, один путь", а также в афганском процессе примирения. В то же время, снова дает о себе знать стратегический треугольник Россия-Индия-Китай. Что интересно, в попытке построить параллельный транснациональный коридор (международный транспортный коридор Север-Юг) Россия, Индия и Иран сотрудничают друг с другом, оставляя Китай и Пакистан в стороне.

Как можно оценивать российско-пакистанские отношения в условиях столь переменчивой межгосударственной политики?

Российская заинтересованность и инвестиции

Сокращение американских войск в Афганистане, а также военное сотрудничество быстро сближают интересы России и Пакистана. Будучи верным союзником Пекина, Исламабад занимает особое место в стратегических расчетах России. Пакистан, Россия и Китай провели три трехсторонних диалога по Афганистану. Первый раунд прошел в Пекине, второй в Исламабаде, а третий в Москве. Трехсторонний диалог проходил на фоне вывода натовских войск из Афганистана, который чреват серьезными последствиями для этого региона. Прошедшая в этом году московская мирная конференция стала продолжением трехстороннего сотрудничества, будучи созванной в момент, когда США уходят из Кабула.

Присутствие ИГИЛ (запрещено в России — прим. перев.) в Афганистане стало зловещей реальностью как для Пакистана, так и для России. Из-за этой угрозы стороны все активнее проводят совместные военные учения, призванные обуздать угрозу терроризма. Однако сближение между Пакистаном и Россией не ограничивается сферой безопасности и политики, переходя также в область экономики.

В октябре 2015 года был подписан меморандум о взаимопонимании по строительству 1 100-километрового газопровода, который свяжет терминалы СПГ в пакистанских провинциях Синд и Пенджаб. Этот проект планировалось реализовать под руководством российской компании "РТ-Глобальные ресурсы" в прошлом году, а потом передать его Пакистану по схеме BOT (строительство-владение-передача). Российский нефтегазовый консорциум "Интер РАО — Инжиниринг" и "Химмаш-Аппарат" подписали с нефтегазовой компанией KPOGCL протокол о намерениях, предусматривающий строительство нефтеперерабатывающего завода в Кохате. Российские компании также ведут переговоры о переводе нефтегазовой электростанции в Музаффаргархе, провинция Пенджаб, на угольное топливо.
В чем загвоздка

Афганистан — это болезненная проблема. Спустя два дня после проведения в ОАЭ переговоров между США и талибами российская сторона выразила озабоченность и организовала встречу в Нью-Дели с индийскими дипломатами. Как сообщает канал "Спутник", индийско-российская встреча была проведена как раз по причине переговоров американцев с "Талибаном" (запрещенная в России организация — прим. ред.). Если хотите выяснить, какое место занимает Индия в новой "большой игре" России в Афганистане, почитайте пресс-релиз российского МИДа.

Там говорится, что Пакистан и Россия взаимно заинтересованы в создании условий для мирного процесса "под руководством афганцев и силами афганцев". По поводу роли Индии в Афганистане там отмечается: "Вступление Индии и Пакистана в ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) вдохнуло новую жизнь в контактную группу ШОС-Афганистан". Индия всегда была раздражителем в российско-пакистанских отношениях и остается таковой. Отвечая на возражения Индии против совместных военных учений, директор второго азиатского департамента Замир Кабулов сказал, что Нью-Дели не нужно волноваться по поводу этих маневров, поскольку проходить они будут не в спорных районах.

Между Москвой и Исламабадом давно уже продолжается экономический спор, создающий огромные препятствия улучшению экономических связей. Этот спор привел к замораживанию российских активов в Пакистане на сумму 120 миллионов долларов. Попытки разрешить разногласия пока не дали результатов. Газовый коридор Север-Юг должны были создать в 2018 году, но этот проект находится в подвешенном состоянии. Разногласия из-за тарифов на транзит мешают строительству газопровода. Директор по международному сотрудничеству и региональной политике "Ростеха" Виктор Кладов заявил, что с реализацией проекта возможны дальнейшие задержки и в новом году.

Серьезные трудности в этой трехсторонней конфигурации создает российско-китайское соперничество, которое наиболее заметно в экономической сфере. В своих официальных документах русские одобрительно отзываются и поддерживают "Один пояс, один путь" и Китайско-Пакистанский экономический коридор (КПЭК), однако на практике они создают собственную нишу в таких пакистанских секторах как энергетика и развитие. Российские энергетические проекты и инициативы подтверждают эту закономерность инвестициями. Первую строчку в этом списке занимает газовый коридор Север-Юг, который должен идти параллельно "Одному поясу, одному пути" в Центральной и Южной Азии. НПЗ в Кохате также является двусторонним проектом. В настоящее время в рамках Китайско-Пакистанского экономического коридора никаких российских проектов не осуществляется.

Если Китай и Россия не придут к соглашению о российской и китайской доле акций в КПЭК, инвестиции Москвы в энергетический сектор Пакистана окажутся под вопросом.

В обозримом будущем Россия будет проводить многоуровневую и сложную политику, подстраивая ее под свои национальные интересы. Из-за структурных перемен в международной системе и последствий от этих перемен на региональном уровне общие предпочтения Москвы и Исламабада будут все заметнее. Тем не менее, Пакистану следует разработать действующую на упреждение и прагматичную тактику, которая даст возможность проводить диверсифицированную внешнюю политику.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

asiatimes.com

Источник: inosmi.info

Редактор: Фыва


Well

11.02.19 01:02


"В связи с постепенным усилением многополярности возникает геостратегическое пространство…
" – помимо того, что подобные пассажи уже основательно поднадоели, их можно обозначить, как императивы для журналистов, пишущих подобные, представленной выше, статье.
Если же отбросить этот, уже ставшим за долгие годы мутным, слог, то, по сути: "с постепенным усилением беспредела в мировом политическом пространстве возникла ситуация, в которой бывшие страны третьего мира и осколок "империи" вынуждены искать взаимовыгодные пути сотрудничества".
"Присутствие ИГИЛ" … "в Афганистане стало зловещей реальностью как для Пакистана, так и для России
." – появление "небрендированных террористов" в границах государственного образования под названием Афганистан стало скорее досадным раздражающим фактором для господ из силовых ведомств указанных государств. Ведь революсионеры из числа террористов не способствуют продвижению каких-либо государственных, а значит и экономических интересов.
"Разногласия из-за тарифов на транзит мешают строительству газопровода
." – прекрасный вывод. Каким образом вообще можно вести серьезный разговор о тарифах, если в ключевой перевалочной точке нет никаких предпосылок для мирных инициатив на ближайшие десятилетия?


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям