26.02.11 12:32
Если бы я не делала ежедневно с сыном-второклашкой ряд очень странных и нелогичных упражнений по русскому языку, я так, наверное, и не узнала бы тайну чудовищной безграмотности современных школьников.
В минувшем декабре специальная комиссия ОБСЕ опубликовала результаты исследования уровня грамотности школьников из различных стран. Россия в этом списке заняла позорное 43-е место из 65. К слову, на первом месте – Китай, а на третьем – наш сосед Финляндия. Можно сколько угодно оправдывать это положение тем, что наш язык очень сложный, даже сложнее китайского. А можно взять в руки современные школьные учебники русского языка и… ужаснуться.
Основная причина неграмотности наших школьников – в экспериментальных методиках обучения родному языку. В середине 1980-х у нас изменилась концепция изучения орфографии. Если раньше у школяров формировали зрительную доминанту, то есть учили прежде всего запоминать, как пишутся слова, то теперь во главу угла возвели новый метод. Он строится на анализе звукового состава слова. Проще говоря, мы выводили в своих прописях "Мама мыла раму", а теперь дети некоторых школ старательно переписывают в тетрадочку: "Па акну шол йожык, патирял свой ножык" (это пример из одного учебника, сам такое не придумаешь).
Каждая новая экспериментальная программа имеет, как сказали бы сами дети, свою фишку. Разработчики называют это прогрессивным подходом, родители – издевательством над детьми и здравым смыслом. Результат не заставляет долго ждать. Там, где детей начинают учить грамоте с восприятия слова на слух, дети до средней школы пишут "маркофка" и "агурцы", "аблака" и "чисы", "сабаки" и "йожыки". Разработчики таких методик считают, что на начальном этапе важно писать слова, как они слышатся, а потом уже учить правила грамотного их написания. По сути, российских школьников учат русскому языку, опираясь на транскрипцию слов.
Увы, чуда потом не происходит. Даже неспециалисту очевидно: чем чаще ребенок пишет слово неправильно, тем прочнее закрепляется его зрительный и моторный (память руки) образ в сознании. Вот, оказывается, откуда взялся "олбанский язык" (его символами стали широко растиражированные выражения типа "превед, медвед!", "афтар жжот", "пеши исчо" и т. д.) – ему сегодня учат в государственных школах!
Другой вариант "прогрессивного" обучения русскому языку – программа "Гармония", в которой гармонией как раз и не пахло. Тяжелее всего учиться по этой программе детям, которые воспринимают слово целиком, как слайд. Ведь им приходится писать с "дырками", или, как их называют составители программы, "с окошками". Скажем, ребенок уже запомнил, что слово "карандаш" пишется с двумя безударными гласными "а". Он видел это слово, у него сформировался правильный зрительный образ. Но что его заставляют делать дома в тетрадке? Писать с окошками. То есть дробить слово даже не на слоги, а на части. И на месте предполагаемых ошибок оставлять дыру, куда потом в виде дроби вписывать все возможные варианты букв на этом месте. У ребенка происходит натуральный сбой внутренней программы. Как только он пишет ка*р*нда*, а потом еще и городит на месте точек дроби а/о и ж/ш, он тут же перестает воспринимать слово целостным. Итог – спустя некоторое время в тетрадке появляется и "корандаш", и "карондаж", и прочие любопытные экземпляры. Зачем, спрашивается, выполнять такое задание, если ученик изначально запомнил слово без ошибки? Ответ просто дикий: чтобы учитель не снизил балл! Ведь если школьник напишет слово правильно, не оставив "окошки" под орфограммы, ему снизят оценку.
Изумляет и понятие "предполагаемой ошибки". На моих глазах уже год по этой программе детей муштруют искать потенциальные ошибки в верно написанных словах. А найдя, отмечать их разными способами: орфограмма с гласным звуком – точка, орфограмма с согласным – черточка, две возможные ошибки в одном слове – две черточки и точка и т. д. – целая азбука Морзе! А если что-то не так подчеркнешь – снижают балл. Я знаю детей с врожденной грамотностью, которые изводятся до слез: ну не выходит у них найти в слове место, где могла быть ошибка, за что они получают "заслуженные" тройки в четвертях по русскому языку.
И это далеко не все "ноу-хау" ведущих разработчиков современных программ. Пока они ломают головы, придумывая, как же позамысловатее преподнести детям русский язык, как бы еще поизгаляться над предметом и несчастными учениками, чтобы грант очередной получить или ученое звание, – тысячи родителей бьют тревогу. Люди в интернет-форумах обмениваются информацией и ищут выход, как придать проблему современного обучения русскому языку широкой огласке? Методисты традиционной школы тоже пытаются достучаться до тех, кто принимает решения. Но никто не может пробить стену заинтересованного молчания местных чиновников от образования, ведь внедрение каждой программы в каждую конкретную школу – это огромные деньги.
babai
27.02.11 03:12
Story13
27.02.11 03:43
babai ... а что Вас собственно смутило в этом предложении? Тут всё верно. ПрИдать тут скорее от слова "прИданое", а не от слова "прЕдатель". =)Аббе
27.02.11 05:20
Читаем А.С. Пушкина. Там многое УЖЕ сказано. Для этого случая прекрасно подходит тезис: "Тяжела ты шапка Мономаха". Обычно здесь добавляют: "Когда под ней пустая голова". Это - не предатели. Это - несчастные люди. Если не всё, то ОЧЕНЬ многое в русском языке, в методиках обучения русскому языку УЖЕ было и на хорошем уровне. А тут такая беда, ВСЁ нужно реформировать. Ну, что бы все забыли об уровне СССР, и молились на нынешних негодяев. Вот и мучаются людишки, страдают, какое бы ещё дем дерьмо сюда приспособить. Воюют с русским языком, как ЗАПАДЕНЦЫ. Перед нами - карьеристы, собиратели грантов от внешних источников, созидатели РАЗРУШЕНИЯ. ЭТО - очень и очень выгодный бизнес. Ведь если прийти в чеченсую школу и начать нести ахинею такого же типа, то придурка просто убьют. А в России это будет объявлено ПРОТИВОДЕЙСТВИЕМ реформам. Если начть ТАК вести свой бизнес на производстве, на ЗАВОДЕ, то завод будет разорён. Здесь же - ЗАХВАЧЕНО целое ведомство, некому контролировать, кругом - дети РЕФОРМ. Опять же - образованные, умеющие думать - они ОПАСНЫ.ufadex
27.02.11 08:24
Инна, спасибо за информацию. Я этого Фурсенко хочу собственноручно заду... (мавшись, погладить утюгом).marik25
27.02.11 09:11
Я учился в самой обычной дагестанской школе и по окончанию девяти классов не знал для чего нужна запятая, дефис, кавычки, я уж не говорю про орфографию, с ней у меня было вообще туго. Пользоваться знаками препинания я научился самостоятельно, так же как и орфографии, пользуясь всякого рода компьютерными программами, типа Wordа, "Соло на клавиатуре" и т.д. Так что хромать наше образование начало еще до Фурсенко.alex-sotkin
27.02.11 10:06
AsSaSsIN
27.02.11 10:23
Уж не надо!Это какой-то бред.Я учусь в 11-ом классе и могу сказать точно, что практически все выше перечисленное ложь.Да,конечно , Фурсенко не ангел,но только ударения - это его „заслуга".Хотя с будующими реформами все сложнее.Brovey
27.02.11 11:21
iz09
27.02.11 12:44
Приведеная автором методика обучения грамматике уже "внедрялась" с какой-то странной периодичностью. Например в знаменитой, но мало кем читаной "Азбуке" Ивана Федорова целые страницы наполнены бессмысленными сочетаниями букв. Зачем?Тайлер Дерден
27.02.11 14:36
Из личной практики:Brovey
27.02.11 16:21
iDesperado
27.02.11 16:57
по данным ООН:iz09
27.02.11 20:16
Среднее образование уничтожают целенаправленно. Никаких ошибок со стороны МВФ или ВБ, на гранты которых осуществляется его развал не допускается. Эти силы должны обеспечить России режим "гарантированного технологического отставания".RAS
27.02.11 20:34
2 - AsSaSsIN - скажите, а какие у вас сейчас обязательные предметы?Главный Злодей
27.02.11 21:21
sosed
27.02.11 21:40
2 iz09iz09
27.02.11 21:41
Еще раз подчеркну: НЕТ ПРОБЛЕМ написать хорошие учебники или взять из лучших образцов СССР.AsSaSsIN
27.02.11 21:51
RAS
27.02.11 21:57
AsSaSsIN - я имел в виду не экзамены, т.е. тесты (егэ) или что вы сейчас сдаете)) я имел в виду школьную программу, - т.е. я так понял 13... Хотелось бы понять просто какие предметы у вас преподают. Например ту же астрономию еще в 93 емнип отменили как обязательный предмет, за исключением физ.мат. школ...iz09
27.02.11 22:05
>sosedТермит
27.02.11 22:33
Если ребенок не читает - хрен когда он будет писать грамотно, никакие уроки русского языка тут не помогут. По сути, правила - они для тех нечастых случаев когда сомневаешься в написании, в общем случае грамотность должна быть на интуитивном уровне. А этого без чтения не добиться никак. И, как справедливо заметил ГЗ, литература должна быть издана профессионально, а то как заглянешь в некоторые творения некоторых издателей - волосы дыбом встают везде:)Термит
27.02.11 22:49
З.З.Ы. Насчет "не добиться никак" - неправ, однако. Добиться можно. Путем задротского написания 100500 диктантов под строгим надзором весьма недешевого репетитора:) Имхо, получить примерно тот же эффект, попутно получая удовольствие от прочитанного и на халяву - более мудрый выбор:)tn7125
27.02.11 22:51
"Скажу вот такую неожиданную вещь лично за себя.Brovey
27.02.11 23:30
2 ГЗ: у меня таже история, очень люблю читать книжки, по русскому в школе тоже итоговая 4, за содержание в сочинениях всегла было 5 за грамотность 3 потом 4, после школы, когда времени стало больше, грамотность как-то повысилась сама, наверно как раз в результате того, что, я начал читать ещё больше книг, чем в школе.RAS
28.02.11 01:03
Да я думаю большинство тут присутствующих много и с удовольствием читает. С ранних лет. Благодаря чему и пишет нормально.babai
28.02.11 02:06
киборд
28.02.11 03:51
МихаилМ
28.02.11 06:14
Термит,nonliquid
28.02.11 08:13
Термит
28.02.11 09:27
Brovey
28.02.11 09:42
casper_nn
28.02.11 10:45
ДедМазай
28.02.11 11:18
1. Большой толковый словарьHayama
28.02.11 15:31
ДедМазай
28.02.11 15:51
"Можно много читать и не быть грамотным. Но не читать и быть грамотным точно нельзя." СсылкаАббе
28.02.11 15:55
Всеравно ребенок прочтет правильно изходя из контекста. Так что чтение ни разу не панацея.Главный Злодей
28.02.11 17:29
gekkon
28.02.11 17:45
Brovey
28.02.11 18:11
Scolar
28.02.11 18:30
Хорошо бы сделать так, чтобы чиновники из минОбра относились к подобного рода дискуссиям, как раньше к статьям в СМИ, т.е. реагировали, учитывали, отвечали и т.д.wiscola
28.02.11 18:34
8. Пишутся раздельно с неАббе
28.02.11 19:26
gekkon
28.02.11 20:32
ish2
01.03.11 01:40
zigzag
03.03.11 20:01
Tumi
07.03.11 03:19
> наш язык очень сложный, даже сложнее китайского