Персидский для чайников. Алфавит. Урок 4

21.03.18 17:10

Наука, техника, образование

"Modern Persian” by John Mace, The English Universities Press Limited, 102 Newgate Street, London, E.C.1. Copyright 1962.

Персидский для чайников. Алфавит. Урок 1

Персидский для чайников. Алфавит. Урок 2

Персидский для чайников. Алфавит. Урок 3

Алфавит. Урок 4. Буква йе и приставка-предлог "к"

Долгая гласная йе имеет две формы: полную и сокращенную

И [йе, йа]

ی

Существует правило, запрещающее начинать слово с этой буквы в случае, если она обозначает гласный звук. Чтобы избежать подобной ситуации, перед И в слове используется алеф в форме без тильды ا и в этом случае не читается, лишь отмечая, что слово начинается с долгой гласной ی. Мы помним, что звучащий алеф в начале слова (см. Урок 1) пишется с тильдой آ, а "беззвучный" — без. Разницу в записи можно увидеть на следующих примерах:

мясо

[Аш]

آش

вода

[Аб]

آب

то

[Ан]

آن

это

[Ин]

این

Обратите внимание: в последнем слове видна сокращенная форма записи гласной йе. Она практически идентична сокращенной форме буквы б, но имеет под дугой две точки, а не одну. Будьте внимательны, не путайте эти две буквы.

Важно: полная форма ی не имеет никаких точек.

Также эта буква используется для обозначения звука й. В этом случае она не нуждается во вводной алеф, если находится в начале слова, поскольку й является согласным звуком. Например,

или

[йА]

یا

идет, приходит

[мИ-Айад]

میاید

иду, прихожу

[мИ-Айам]

میایم

Как и в случае с буквами б и нун (см. Урок 3), здесь тоже можно использовать перевернутую краткую форму йе для удобства соединения с мим.

Теперь мы можем составить простые предложения:

строитель пришел

[баннА Амад]

بنا آمد

строитель идет

[баннА мИ-Айад]

بنا میاید

И снова немножко грамматики.

Буква б дает полезную приставку направления (обратите внимание на краткую форму, которая представляет собой половину полной и точку под ней):

к

[бе-]

краткая форма ب

ко мне

[бе-ман]

بمن

к тебе

[бе-шомА]

بشما

к нам

[бе-мА]

بما

к строителю

[бе-баннА]

ببنا

В тех случаях, когда приставка [бе-] присоединяется к слову, начинающемуся с гласной, обязательно произносятся оба слога, сокращений в произношении не допускается.

к воде

[бе-Аб]

باب

к этому

[бе-Ин]

باین

Упражнения к Уроку 4

1. Пишите, проговаривая:

بشما میاید (в)

آمد (б)

میابد (а)

 

میایم (д)

من میاید (г)

     

2. Переведите и запишите, проговаривая вслух

(а) я иду

(б) он идет

     

3. Прочитайте вслух упражнение 2.

4. Прочитайте без перевода:

باین آب میاید (б)

بان آب میایم (а)

این بنا میاید (г)

آب با این آش (в)

     

5. Переведите Упражнение 4 на русский язык.

Словарь к Уроку 4

этот

[Ин]

این

или

[йА]

یآ

идет, приходит

[мИ-Айад]

میآید

иду, прихожу

[мИ-Айам]

میآیم

к

[бе-]

краткая форма ب

к тебе

[бе-шомА]

بشمآ

ко мне

[бе-ман]

بمن

 

Источник: Наталья Лаваль, специально для сайта "Война и Мир"

Редактор: Фыва


sysop

22.03.18 15:19

Уважаемая Наталья!
Большое спасибо за лекции персидского! Вдохновили меня на попытку его изучения. Пока я лишь на первом уроке, и сразу же возник вопрос: Вы пишете в предисловии к первой лекции, что иранцы пишут справа налево, но все приведенные примеры слов читаются очевидным образом слева направо. Что мною не так понято? Если можно, поясните пожалуйста еще раз.
С уважением и благодарностью.


Фыва

22.03.18 16:02

гмм... в квадратных скобках приведена транскрипция на русском, а слова, написанные на арабице читаются, как им и положено, справа налево. Чтобы видеть арабскую запись надо где-то в настройках броузера добавить в список шрифтов дополнительные возможности. Я сейчас и не упомню, как это делается.

sysop

22.03.18 16:26

Спасибо, Наталья! Ошибка возникла у меня. Перед прочтением тексты мною копировались в вордовский документ в целях г.о. последующего увеличения арабского шрифта (ну, и немного из "хомячьих" побуждений). После сличения текстов на вебе и в ворде обнаружилось, что у меня арабские слова написаны наоборот. Ну что ж, наука для остальных адептов персидского. А вам еще раз большое спасибо и респект за техническое осознание проблемы.

Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям