Персидский для чайников. Алфавит. Урок 5

28.03.18 11:54

Наука, техника, образование

"Modern Persian” by John Mace, The English Universities Press Limited, 102 Newgate Street, London, E.C.1. Copyright 1962.

Персидский для чайников. Алфавит. Урок 1

Персидский для чайников. Алфавит. Урок 2

Персидский для чайников. Алфавит. Урок 3

Персидский для чайников. Алфавит. Урок 4

Алфавит. Урок 5. Буквы р и т, отрицательная приставка не-

Буква р [рэ, ра] имеет только одну форму и не присоединяется к последующим за ней буквам.

р

[рэ, ра]

ر

дверь, внутрь, в

[дар]

در

человек

[мард]

مرد

имеет

[дАрад]

دارد

Иран

[ИрАн]

ایران

имею

[дАрам]

دارم

голова

[сар]

سر

холодно

[сард]

سرد

иранский

[ИрАнИ]

ایرانی

Алеф в начале слова слова пишется в следующих случаях

1. обозначает долгую А

2. вводит гласный звук, но не произносится

конь

[асб или асп]

اسب

Здесь первый гласный звук есть, но краткий и не записывается, но вводится алефом, чтобы его обозначить. "Произносимый" долгий алеф в начале слова пишется с чертой наверху.

Теперь нам хватает слов, чтобы записать небольшое предложение

Этот человек имеет коня. [Ин мард асб дАрад]

این مرد اسب دارد

Обратите внимание, в персидском языке глагол, как правило, стоит в конце предложения.

Тот человек с конем идет. [Ан мард бА асб мИ-Айад]

آن مرد با اسب میاید

Буква т пишется точно так же как и б, за исключением точек. Использование краткой и длинной форм идентично.

т

 

ت

до, до тех пор

[тА]

تا

есть (существовать)

[аст]

است

не существовать

[нИст]

نایست

это конь.

[Ин асб аст]

این اسب است

то не конь.

[Ан асб нИст]

آن اسب نایست

Приставка не [на`-], в которой краткая гласная а не пишется, присоединяется к глаголу, начинающемуся с согласной, и превращает его в негативный.

не

[на-]

краткая форма ن

вижу

[дИдам]

دیدم

не вижу

[на`дИдам]

ندیدم

иду

[мИ-Айам]

میایم

не иду

[на`мИ-Айам]

نمیآیم

Если же глагол начинается с гласной, то приставка звучит [най-], и к ней добавляется краткая форма буквы И.

пришёл

[Амад]

آمد

не пришёл

[найАмад]

نیامد

Обратите внимание, что крышечка над алеф в последнем слове опущена.

Прежде чем двигаться дальше, убедитесь, что вы помните словарь и пересмотрите предыдущие уроки. Затем проверьте Ваше знание приставок и суффиксов.

к

[бе-]

(краткая форма) ب

не

[на-] [най-]

ن نی

его

[-еш]

ش

их

[-ешАн]

شان

мой

[-ам]

م

наш

[-емАн]

مان

Упражнения к Уроку 5

1. Пишите, проговаривая вслух:

[ман асб дАрам]

من اسب دارم

(а)

[ман асб дИдам]

من اسب دیدم

(б)

[Ин асб ИрАнИ нист]

این اسب ایران نیست

(в)

[Ан дар аст]

آن در است

(г)

[Ин нАн бад аст]

این نان بد اسن

(д)

[ман бА шомА тА дам-е дар мИ-Айам]

من با شما تا دم در میایم

(е)

[Аб сард аст]

آب سرد است

(ж)

2. Переведите на фарси и запишите проговаривая:

а) Мой ужин холодный.

в) Тот человек — не иранец.

б) Этот хлеб плохой.

г) Это не вода.

3. Переведите на русский язык Упражнение 1.

4. Прочитайте вслух Упражнение 2 на фарси.

Словарь к Уроку 5

дверь, в, внутрь

[дар]

در

человек

[мард]

مرد

имеет

[дАрад]

دارد

имею

[дАрам]

دارم

Иран

[ИрАн]

ایران

иранский

[ИрАнИ]

ایرانی

голова

[сар]

سر

холодно

[сард]

سرد

до, до сих пор

[тА]

تا

быть

[аст]

است

не быть

[нИст]

نیست

вижу

[дИдам]

دیدم

не (+ глагол)

[на`-] [най-]

ن نی

момент

[дам]

دم

кровь

[дам]

دم

в, при

[дам] (-е)

دم



Ниже представлены копии печатного текста, дабы лучше видеть арабицу. Заранее благодарна за мнение и, возможно, предложения по этой форме публикации. Фыва




Источник: Наталья Лаваль, специально для сайта "Война и Мир"

Редактор: Фыва


sysop

28.03.18 16:10

Большое спасибо, Наталья, за очередной урок!
Если могу высказаться за себя, то меня форма подачи материала вполне устраивает. Копирую уроки в вордовский набор и увеличиваю размер арабского текста до 22-24, используя обычно шрифт Arial или Times New Roman. Поэтому очень удобно то, что примеры и словарь даются в форме таблиц: это позволяет быстро переформатировать арабицу без изменения остального текста.

Изменен: 28.03.18 16:11 / sysop


valerius

28.03.18 21:14

Я прошу прощения, а цель этих необыкновенных уроков? Что-то в стиле Лема? Как Трурль и Клапауций Демона Второго Рода создали

Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям