Вот и «Дружбе» конец. На этот раз о нефтяном транзите Украины

21.10.16 17:29

Экономика и Финансы

Этой новости украинские СМИ пока не уделили должного внимания. Возможно, сейчас происходит оценка, а заодно и выработка единой информационной стратегии её освещения. Объявленный 13 октября отказ российской стороны (конкретно АК "Транснефтепродукт") от дальнейшего использования украинских магистральных трубопроводов для перекачки нефти нужно ещё придумать, как прокомментировать, - или назвать это решение очередным "агрессивным закрытием рынка", или объявить его малозначительным пустяком. Однако теперь это уже факт, вполне укладывающийся в общий контекст двусторонних отношений, и задача у украинских властей усложнилась. Нужно не просто объяснять сложившуюся ситуацию, а думать, какими средствами покрывать образовавшуюся бюджетную дыру.

Что было у Украины в 1991 году? 

Об этом написано и сказано очень много. При всех недостатках социализма в целом и Советского Союза в частности Украина после распада единого государства получила уйму всяких активов, правильно распорядившись которыми, можно было жить очень неплохо и даже развиваться в соответствии с рыночными механизмами. Однако тем, кому в руки попало это богатство, почему-то не захотелось мараться обо всё это дурно пахнущее смазкой железо в виде пароходств, заводов и фабрик, напоминающих о постылом "совке". Эти неприятные на ощупь предметы быстро были конвертированы в куда более полезные предметы, такие как дорогие заграничные автомобили, престижная недвижимость, бриллианты и прочие милые безделушки, способные украсить жизнь уставших от дел-забот чиновников и гениальных бизнесменов новой формации. Осталось только то, что сдвинуть с места оказалось невозможно, - шахты, транспортная инфраструктура и географическое положение. Впрочем, и на этом можно было неплохо зарабатывать.

Что можно было делать?

  Географическое положение у Украины и в самом деле очень хорошее, куда лучшее, чем, например, у Таджикистана или Конго. Почти все пути с Запада на Восток и обратно идут через эту новообразованную страну, и транзитный её статус напрашивается сам собой. Чтобы превратить территориальное преимущество в реальную звонкую монету, даже не требовалось почти никаких действий. Достаточно было просто соблюдать несколько простых правил: 
   1.Ни с кем не ссориться.
   2. Со всеми дружить.
   3. Следить за тем, чтобы транзитные тарифы оставались привлекательными для пользователей, дабы не вводить их в искушение поиска обходных путей. Если ещё проще - не считать себя самыми умными.
  4. Часть денег, заработанных на транзите, расходовать на поддержание в хорошем состоянии и модернизацию инфраструктуры.
  5. Тщательно блюсти репутацию надёжного партнёра и никогда не шантажировать пользователей неисполнением обязательств.
   6. Воровать умеренно. 
Эти постулаты кажутся азбучными истинами, простыми до наивности, и это было бы действительно так, если бы все правительства Украины, от самого первого до действующего, их не нарушали систематически.

Роль БТС

 Справедливость требует отметить, что не одна Украина пыталась использовать транзитный статус в качестве инструмента навязывания Москве своей железно-непреклонной воли. Этим же приёмом хотели воспользоваться страны Балтии, всей душой устремлённые к Европе, но желающие одновременно зарабатывать хорошие деньги на восточном соседе, конечно же, простоватом. Однако с 2006 года, после ввода в эксплуатацию Балтийской трубопроводной системы (БТС-1), это оказалось проблематичным. Объёмы транзита резко упали, а с введением второй очереди рискуют полностью обнулиться. И этот фактор стал настолько масштабным, что помимо стран Балтии от него пострадают ещё два постсоветских государства, в числе которых Украина. Ну ещё и Польша тоже. 

Трубопровод "Дружба" и ГТС Украины

  Магистраль, транспортирующая российскую нефть в направлении Западной Европы, представляет собой не просто какую-то трубу, пусть и очень толстую. Это целая система, сложная и разветвлённая, часть которой досталась после распада СССР Украине. Сооружение нефтепровода "Дружба" было объявлено ударной стройкой, началась она в уже далёком 1960 году и, в общем и целом, завершилась в 1974-м. Преклонный возраст системы даёт о себе знать, в 2006 году на одном из участков случилась авария, и поток был перенаправлен на порт Приморск, по всей видимости, уже навсегда. Возникла проблема использования пустующего интервала, и его решили задействовать в качестве элемента нефтепровода Одесса-Броды, построенного с целью удержания Украиной транзитного статуса.

Одесса-Броды, далее везде

 Под словом "реверс" сейчас на Украине чаще всего подразумевают получение российского газа из Европы под видом энергоносителя неизвестного, но европейского происхождения. Но впервые этот термин был применён в середине девяностых для нефти. Геополитический замысел состоял в том, чтобы каспийское сырьё привозить в одесский порт Южный, там принимать его на специальном терминале, а потом по трубе качать куда-то в сторону Словакии, Белоруссии и Балтии, то есть создать для Европы альтернативный канал снабжения. Несмотря на видимую привлекательность, идея оказалась недостаточно проработанной, и уже построенный за пять лет (1996-2001) нефтепровод остался практически бесполезным дорогостоящим сооружением. Что с ним делать, долго не знали, но потом всё же додумались качать нефть в реверсном режиме, то есть задом-наперёд, хотя это потребовало определённых технических переделок. Теперь нефтепровод Одесса-Броды качает нефть из Бродов в Одессу. Какую? Российскую. Для работы в аверсном режиме требовался договор, и при Януковиче его начали готовить. Но тут случилась "революция достоинства".

Афера с Кременчугским НПЗ

 Отказ АК "Транснефтепродукт" от продления контракта 1995 года об использовании украинский части нефтепровода "Дружба" будет тем сложнее объяснить общественности, что у российской стороны действительно не было другого выхода. Несколько ветвей магистрали были технически выведены из строя по причине реализации очень выгодного гешефта известного патриота-олигарха Игоря Коломойского. В смутной обстановке лета 2014 года этот выдающийся по-своему предприниматель чутко среагировал на возникшую рыночную коллизию – ВСУ срочно требовалось топливо, а его не было. При этом нефть в стране имелась, полтора миллиона тонн, по очень хорошей цене - до $30 за баррель. Коломойский взялся перегнать её в солярку и бензин на принадлежащем ему Кременчугском НПЗ, для чего и получил 600 тыс. т сырья. Произведенный продут он продал Министерству обороны Украины, опять же по очень хорошей (для него, конечно, то есть сильно завышенной) цене, но суть скандала даже не в этом. Трубопровод, лишённый технологического наполнения, вышел из строя. В результате без сырья остался ещё один НПЗ, в Лисичанске, и он бездействует, хотя ВСУ вытеснили из города ополченцев ДНР. 

Результат

 Разумеется, с таким государством-транзитёром поставщики товаров предпочитают дела не иметь и ищут обходные маршруты. Эта реакция вполне естественна, даже без учёта специфики украино-российских отношений. Немудрено, что в 2015 году объём прокачиваемой через территорию страны российской нефти снизился до 15 млн. т (за год на 43%), а месячное падение только за март-февраль 2016 г. ещё превысило 20%. Каспийский трубопроводный консорциум действует в том же направлении, он уже к январю планирует запустить в эксплуатацию вторую очередь своей обходной магистрали, после чего украинский участок нефтепровода "Дружба" превратится в металлолом. Ущерб - сотни миллионов долларов.

Другие виды транзита

 Украинская часть нефтепровода "Дружба" - не единственная жертва "революции достоинства". Аммиачный транзит по трубопроводу из Тольятти в Одессу уже постигла та же участь - отгрузка карбамида переводится на морской порт, сооружаемый на Тамани. Нет ничего удивительного, что Одесский припортовый завод никто не хочет покупать, - без поставки сырья он и в самом деле ничего не стоит. Даже автомобильного и железнодорожного транзита больше не будет, и для этого уже приняты все меры. И авиакомпании прокладывать курсы самолётов над этой страной боятся, а это тоже потери. Государство, которое могло получать прибыль только лишь от своего места на карте, становится страшной и опасной зоной, и его все стремятся обойти, облететь, объехать или проплыть стороной. Какой причудливой бывает история… 

Источник: ФБ.ру

Редактор: yarilo


Leo Leon

21.10.16 21:16

Анекдот был, по моему при Хрущеве ещё (не помню полностью, но суть передаю): Возвращается Никита из одной из своих многочисленных экскурсий/визитов за рубеж, а страна за время его отсутствия прямо таки расцвела - все жить хорошо стали, товаров и продовольствия полно и т.п. Спрашивает Никита: - Как же так, что вы сделали для этого? Ну ему объясняют что и как, и в том числе такое - А ещё мы крантик перекрыли на нефтепроводе "Дружба"! Так что закрыть эту трубу было в чаяньях народа ещё полслтни лет назад.

veldinc`

21.10.16 21:40

"Украина" могла развиваться только на условиях хороших отношений с Россией. Нет отношений - нет развития, да и вообще нет промышленности, от слова вообще. Что стается? Натуральное хозяйство на хуторах и отопление навозом. Регрес на 500-600 лет. Видимо это то к чему стоит стремиться...

Ыых

21.10.16 21:56

Кого бы еще волновало процветание Украины? Правительство ворует и гадит России, за это им разрешают воровать и складывать наворованное на западе и так от начала нэзалэжности. Народ от нищеты ли, от привитого стиля жизни за 25 лет, или из исторической сущности своей как один жаждет халявы, обмануть и украсть что плохо лежит или если лоха какого встретит.. И вот кого там эта Украина волнует?

Мороз

21.10.16 23:20

Ыых, Третье предложение следует читать: Человечество (на его место подставляем частный случай) - от нищеты ли, от привитого стиля жизни за .... (подставить любой период существования извесной нам вселенной) лет, или из исторической сущности своей как один жаждет халявы, обмануть и украсть что плохо лежит или если лоха какого встретит..
Может поэтому и инопланетяне нас игнорируют. Свяжись с дураками...
А на месте правительства, и прочих бизнесменов, необходимо вообще прекратить с 404 всякое общение. На всех уровнях.


Ыых

22.10.16 00:22

Мороз

Ну да.. как-то так.. Хотя немного перебор по сравнению с окружающими.. разве что румыны такие же, да Африка, там долго отработал, один в один украинцы, только черные. Прекратить.. наверное не совсем правильно, какие-то отношения полюбому нужны, может надо как белый шериф, отобрать всё и кинуть подачку с отобранного, будут радоваться и благодарить.. Потому что когда своим делятся - никто благодарности не испытывает. С другой стороны нужно ли превращаться в большого белого господина, он походу плохо кончит и довольно скоро .. тоже философский вопрос )


ktoto

22.10.16 13:51


Ничего. Рабочие правда разбегутся.
Но нет худа без добра. Украинский крестьянин со временем поднимется и начнет все налаживать.
Будет прижимистая аграрная Украина - большой такой огород с курятником, свинарником и доброй памятью о смутных временах.


Ыых

22.10.16 15:44

ktoto

Это врятли. Украинского сх без воровства из колхоза не существует. Нечего воровать если, то только на прокорм и на самогон работают. Не спер кормов - нет скотины.Не спер топливо - нет техники. Сейчас не то время, когда хозяйством в селе прожить можно. Нет дохода - нет энергии, за газ и электричество мешком картошки не заплатить.


gotirbit

22.10.16 20:12

Мне вот вспомнилось как Николай Иванович Рыжков последний председатель Совета министров СССР сразу же после провозглашения независимости Литвы объявил о переходе взаиморасчётов с ней по "мировым ценам". Что тут началось! Демократы вообще его могли бы убить, но просто сняли с должности. А настоял бы он тогда на своём всё пошло бы по другому и с Украиной в том числе. А теперь после 25 лет свидомизма выросло новое поколение. Вы поссмотрите ихний канал "Пятница". Главная удача в жизни-это "свалить за бугор".
Что будет? Вот Гюйгенс аж в 1657 году, через год после Переясловсой рады разработал "Теорию колебаний физического маятника" , где доказал что время движения маятника от одной крайней точки до нижней точки равняется времени движения до другой крайней точки".
Что это по отношению к Украине? Если сегодня она пойдёт в обратную сторону к России или Россия её потянет к себе, то потребуется те же 25 лет, что мы жили раздельно. А кто-то из нас может и не дожить. А стоит ли начинать? А разве сразу это "интернационалистам" не понятно было?


Alanv

23.10.16 14:19

> Ыых
ktoto

Это врятли. Украинского сх без воровства из колхоза не существует. Нечего воровать если, то только на прокорм и на самогон работают. Не спер кормов - нет скотины.Не спер топливо - нет техники. Сейчас не то время, когда хозяйством в селе прожить можно. Нет дохода - нет энергии, за газ и электричество мешком картошки не заплатить.
К счастью для хохлов - энергия там есть. Не зря Союз с АЭС старался. Тем более, когда там тяжёлая промышленность ушла в полную жо.., и более ничего не потребляет. Так что хохлушкам на пасеки хватит.
А вот что творится в вашей Приебалтике после проипывания Игналины - я бы ещё подумал...


Око

23.10.16 14:52

2 Alanv, RU

Совеременное высокопродуктивное с/х - это отрасль с высокой химизацией. Т.е. на чернозёмах тупо не выехать, постоянно нужно целый спектр удобрений в почву вносить. Собсно, потому пресловутый "хас-па-писят" для укров - это не столько шаровая э/энергия и отопление, сколько азотные удобрения почти задаром. Нет дешовых удобрений - нет никакой аграрной супердержавы внаукраинской.

Так что сия мрыя тоже отвалится в весьма недалёком будущем. Плюс эти клоуны активно рапсом себе пахотные земли убивают уже сколько лет. А после рапса рекультивация дорогая нужна. Немчики то не просто так под свой биодизель на Укру перемещали активно его оборот.

Так что как в старом советско-антисоветском анекдоте ща у них: самый реальный вариант спасения, это если прилетят иноплонетяне.



Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям