Сирийский конфликт испытывает российско-турецкие отношения на прочность

05.04.17 16:20

Ближний Восток

После сложностей, через которые пришлось пройти российско-турецким отношениям из-за сбитого Турцией российского истребителя в ноябре 2015, отношения двух стран в очередной раз сталкиваются с трудностями, и вновь это связано с Сирией. Турция обеспокоена расширяющимся политическим и военным влиянием сирийских курдов, их сильнейшей партии Демократический союз (PYD) и её Отряда народной самообороны (YPG).

Когда бойцы Свободной сирийской армии (FSA) при поддержке Турции отбили северный сирийский город Эль-Баб у ИГИЛ, Анкара заявила, что отправит войска к городам Ракка и Манбидж. Этого не случилось, так как США всё ещё предпочитают проводить операцию по освобождению города Ракка без участия Турции. Российские силы отбили несколько селений к западу от Манбиджа и передали их под контроль Сирийских ВС, поэтому план Турции по освобождению Манбиджа не был воплощён.

За этим последовало создание нового российского военного центра управления в Манбидже. Анкара могла лишь выразить своё недовольство на словах, так как ей важно сохранить крепкие отношения с Москвой.

Российские войска проявили инициативу в северо-западном районе Африн, где курды провозгласили создание ещё одного региона. Турция настолько этим обеспокоена, что основной задачей операции "Щит Евфрата" было отрезать курдские регионы Джазира и Кобани от Африна.

Российская армия 20 марта установила военный центр управления в селении Кафр Джина в Африне. Это селение ранее бомбардировали турецкие войска через границу. Столь близкое присутствие России у турецких границ значительно ограничивает свободу передвижения войск Турции.

Представитель YPG Редур Кселил 20 марта заявил, что Россия будет обучать курдов ведению современной войны. В Министерстве обороны РФ отметили, что создание дополнительных военных баз в Сирии не планируется, но организован центр примирения в мухафазе Алеппо вблизи Африна, чтобы предотвратить нарушения режима прекращения огня. Будь это военный центр управления или центр примирения, заявления России не прекратили волнения Турции.

Военный центр может быть использован для вытеснения оппозиции, которую поддерживает Турция, из Идлиба, где концентрируются её силы. Затем эти оппозиционные силы будут вынуждены искать укрытие в Турции или на сирийских территориях, подконтрольных FSA при поддержке Турции. Как долго FSA сможет удерживать контроль над регионом, на этом этапе определить невозможно, поэтому оба существующих варианта – это вероятная головная боль для Анкары.

У YPG есть огромнейшее преимущество в виде сохранения тесных связей и с США, и с Россией, к тому же, отряд работает над взаимодействием с сирийским режимом. Если YPG будет контролировать свои стремления, он может сохранить свою автономию в Сирии.

Вне зависимости от того, удастся ли YPG продолжить одновременное сотрудничество с Россией и США, обе великие державы традиционно поддерживают курдов. Обе страны уверены, что курды обеспечат процветание региона, и ни одна из сторон не желает портить отношения с курдами, какую бы организацию они ни представляли.

Турецкая делегация во главе с заместителем министра иностранных дел Турции Кааном Эсенером посетила Москву 28 марта, чтобы обсудить эти вопросы. Ни одна из сторон не надеялась на значительный прогресс. Благоприятным исходом будет ситуация, в которой сохранится раздельная природа двусторонних отношений, которая не позволяет ухудшениям в одной сфере сказываться на остальных сферах сотрудничества.

Анкара будет вынуждена балансировать между обеспокоенностью по поводу безопасности из-за усиления курдского присутствия в Сирии и стремлением признания YPG террористической организацией. Турция может выйти из положения, проведя переговоры и заключив сбалансированное соглашение с сирийскими курдами при возможном участии сирийского режима. Если же соглашение будет заключено без участия сирийского режима, его представители смогут оспорить условия на любом этапе.

Подобное соглашение может помочь Турции решить проблему и со своими курдами. Также оно избавит турецко-российские отношения от тяжёлого бремени. Чем быстрее в Анкаре осознают действительное положение курдов в Сирии, тем будет лучше.

Ясар Якис, бывший министр иностранных дел Турции и член партии Справедливости и развития

Источник перевод для MixedNews — Антон Комаров

Источник: MixedNews

Редактор: Фыва


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям