Что за пояс, что за путь: беспроигрышная лотерея в Пекине

13.05.17 13:26

ШОС и ситуация в Азии

Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"

Владимир Путин и еще 28 глав государств и правительств, которые соберутся в воскресенье и понедельник в Пекине на форум "Один пояс и один путь", займутся — если коротко — совместным прояснением того, что это за пояс и что за путь. То есть не предусматривается каких-то решений или договоров — каждый участник будет слушать других и предлагать свои идеи насчет того, каким быть этому вроде бы китайскому, а на самом деле по-настоящему международному проекту. Так было задумано с самого начала: не выдвигать стройный и законченный бизнес-план, а выдать общую идею и дальше смотреть, кому и как в ней выгодно участвовать.

Не совсем забытое старое

"Пояс и путь" похожи на два пучка компьютерных проводов, брошенных на карту континента в общем направлении с юго-востока на северо-запад, от побережья Китая до запада Европы. То, что севернее и пролегает по суше, — это пояс. То, что южнее и проходит через морские порты двух океанов, Тихого и Индийского, а потом Средиземноморье — это путь.

Речь идет попросту о модернизации старых торговых путей (некоторые существовали еще до нашей эры) и дополнении их новыми. Одни железные дороги или порты есть, другие строятся или обновляются, третьи только обсуждаются, со множеством вариантов.

Не существует никакой международной организации с членством и уставом, есть лишь идея, высказанная нынешним лидером Китая Си Цзиньпином в 2013 году в весьма общих выражениях. Идея не только в том, чтобы строить, а чтобы создавать новую экономическую и вообще глобальную реальность.

Точнее — воссоздавать. Перед нами начало воплощения мечты множества народов о возрождении Великого шелкового пути, который пролегал примерно по тем же территориям и соединял две сверхдержавы античных времен — Китайскую и Римскую империю, проходя через Центральную Азию (хотя в какие-то моменты истории был и южный, морской маршрут, примерно совпадавший с нынешним путем).

Великий шелковый путь был главной логистической осью всей тогдашней мировой торговли и вообще тогдашнего мира. Шелк поставлял Китай — долгое время монополист на этот товар. Это были вторые деньги. Весь мир знал приблизительную цену вообще всего в штуках простого шелка (штука снималась с ткацкой рамы стандартного размера).

Главным же уроком истории был тот, что в глобальной торговле больше всего выигрывают территории, которые лежат на пути караванов, то есть Центральная Азия. Упадок последней начался с заката Шелкового пути, а окончательный закат принес не столько Чингисхан, сколько западный колониализм, который полагался не на континентальную, а на морскую торговлю.

Та же идеология у проекта "пояса и пути" и сегодня: выгода не только в том, что Китай и Европа торгуют "через голову" центральных стран на континенте (а те лишь получают свое от транзита). Выгода в том, что возрождение этой логистической оси открывает множество вариантов развития транзитным странам, интегрируя их экономику во всю систему от Шанхая до Испании.

Другая глобализация

Чем отличается от концепции "пояса и пути" главная экономическая идея Шанхайской организации сотрудничества или ЕАЭС? Ничем, кроме масштаба. Китайская идея — та же самая, это по сути она и есть, просто включает в себя больше территорий. Это такая беспроигрышная лотерея, в которой каждый может выиграть что-то.

Посмотрим на список участников пекинского форума. Там есть кенийцы и эфиопы, потому что морской путь соприкасается с Африкой, с которой Китай неспешно развивал отношения еще с 60-х годов. Там есть восточные и центральные европейцы, ключевые транзитники в Западную Европу (греки, сербы, поляки, венгры и другие). Россия и прочие страны ШОС — само собой. Но также приедут и лидеры двух стран Индийского океана, где уже создаются наземно-морские хабы, — Пакистана и Шри-Ланки. И наконец, южные соседи Китая — страны Юго-Восточной Азии, которые тоже выигрывают от пекинских замыслов.

Кого нет — вот это интересная история. США представлены на уровне работников аппарата нацбезопасности при президенте, но, вообще-то, вполне можно ожидать, что политика прежних американских властей, состоявшая в том, чтобы топить любые идеи, исходящие из Китая, и "лидировать", кончится как несостоятельная.

И еще нет (на высшем уровне) Индии, что уже серьезнее. Интересно, насколько хватит индийцев с их политической ревностью по поводу доминирования в океане, который все-таки называется Индийским? Один из множества маршрутов пролегает из китайского Синьцзяна через спорные (между Индией и Пакистаном) территории, выходя потом к пакистанскому порту Гвадар — в общем, сложная история.

Вся концепция "пояса и пути" распадается на такие истории. Она в геополитическом плане должна работать на простую и древнюю мысль: политика политикой, но караваны должны идти. Дублирование маршрутов тоже подразумевает не только соперничество стран Евразии за право этими маршрутами владеть, но и то, что какой-то из них может временно и закрыться.

Китайские политологи очень увлечены идеей "пояса и пути". Это, конечно, чисто коммерческое предприятие, куда инвестируют деньги сами китайцы и страны, через которые пути проходят. При этом невозможно сегодня точно оценить, о каких цифрах идет речь. Пока говорят об инвестициях менее триллиона долларов, ссылаются на то, что только китайский экспорт в Европу превышает 300 миллиардов евро в год. "Пояс и путь" попросту удешевляют и ускоряют доставку товаров. Но через полвека — а весь проект рассчитан на долгие десятилетия — могут возникнуть другие реалии, причем на любых отрезках пути.

В плане же политологии речь о намерении Китая стать мировым лидером глобализации, но таким, который учел ошибки предыдущих "глобализаторов" — Запада.

Запад, говорят в Пекине, это "идеологическая ассимиляция", исходившая из того, что общая идеология избранных создает скорее политико-ценностный союз, а бизнес прилагается. Китайцы (и Россия, и не только они), наоборот, видят глобализацию как общность в разнообразии. В итоге концепция "пояса и пути" превратилась в основу всей внешней политики Пекина — в политическом и идейном плане.

Интересно наблюдать за внутрироссийскими спорами о выгодах участия в этой грандиозной затее. Против нее тихо борются те, кто не хочет совершать политическое самоубийство и открыто выступать сегодня за альянс с Западом, а вот "сомневаться" в выгодах отношений с Китаем (что, по сути, то же самое) вроде пока допустимо. В то же время тем, кто за, недостает конкретики российской выгоды в каждом из десятков обсуждающихся или уже выполняющихся проектов. Форум в Пекине как раз и должен внести ясность в подобные вопросы.

Источник: РИАН

Редактор: Фыва


Аяврик

13.05.17 16:42

-- Интересно наблюдать за внутрироссийскими спорами о выгодах участия в этой грандиозной затее. ... тем, кто за, недостает конкретики российской выгоды в каждом из десятков обсуждающихся или уже выполняющихся проектов.

ошарашивающий финал!!!!!!!
те, кто ЗА не имеют что объяснить - в чём тут для России выгода-то конкретно!
8-О

вспомнился Хоботов, пытавшийся добиться у Саввы Игнатьевича какого-то вразумительного объяснения, какая ему-то радость от того, чтоб в новой отдельной квартире поселился сосед из коммуналки опять - а тот ему что-то типа "Эххх... аполитично рассуждаешь!... Как не стыдно!..."

...................................

но при этом, в отличие от не имеющих конкретных доводов о выгоде в Индии и потому оттуда не приехавшие, но без предъявления им Автором упреков в прислуживании [Империалистическому] Западу, у нас - по Автору, - получается, что те кто не прыгает от восторга - те априори "западные прихвостни"

по принципу - кто не скачет, тот за Запад! (а то, что в чем России-то конкретно польза никто объяснений не имеет - то не беда, получается! главное - скакать?!)
.............

ну, Автор поставил жирную "точку с запятой
"!
:-)

подождём аналитических пояснений и "официальных заявлений ТАСС" по завершению этого Исторического саммита (может, появятся у тех, кто ЗА Китайские интересы что-то добавить и про выгоду для России - а не только чтоб назло Америке как хохлы назло нам руководствоваться сугубой ненавистью)

в качестве ИМХО



Мороз

13.05.17 22:49

Поддержу.
Форум в Пекине как раз и должен внести ясность в подобные вопросы.
Т.е. поехали на форум, чтобы ТАМ пояснили выгоду? Перефразирую: "мы поддержим все начинания, только поясните где наша выгода". Напоминает вымогателей взяток.
Также в качестве ИМХО, касательно текста статьи.


т-кк

14.05.17 10:50

.
Пусть шёлк развозят. На верблюдах.
Глобализация больше никому не нужна, ни в чьём лице, тем более самом примитивном - китайском.



magyar

14.05.17 10:53

> Аяврик

-- Интересно наблюдать за внутрироссийскими спорами о выгодах участия в этой грандиозной затее. ... тем, кто за, недостает конкретики российской выгоды в каждом из десятков обсуждающихся или уже выполняющихся проектов.

вспомнился Хоботов, пытавшийся добиться у Саввы Игнатьевича какого-то вразумительного объяснения, какая ему-то радость от того, чтоб в новой отдельной квартире поселился сосед из коммуналки опять - а тот ему что-то типа "Эххх... аполитично рассуждаешь!... Как не стыдно!..."
Недоумения вполне понятны, так как исповедуемая в высших эшелонах власти либеральная идеология имеет разрашительный характер, о чём подробно шла речь в параллельной теме Ссылка , а Китай проводит созидательную стратегию системного развития своей страны. Понятно, что это как две вселенных с разной системой координат и разной системой ценностей - с системой ценостей разрушительной (деньги ради денег - а дальше хоть трава не расти) и созидательной системой ценностей. Точно такое же непонимание у нас и с Белоруссией, имеющее ту же природу. Вот и стоит подумать нашей высшей власти, в тот ли круг они садятся и может быть, прежде чем принимать формальное участие в таких поистине великих делах, стоит задуматься над тем, что уже давно назрело - списать либеральный подход к развитию страны как патологически вредный и непригодный более к использованию, тем более, что уже вся обстановка в мире буквально призывает именно к этому. И вот тогда, когда это произойдёт в нашей стране, когда в стране будет организовано встречное системное развитие страны по всем направлениям, тогда сидение России за одним столом с великим созидающим государством в виде Китая будет уместным, и тогда не будет никаких оснований для подобных недоуменных вопросов и для шараханий нашей "элиты" из стороны в сторону, что мы и наблюдаем в настоящее время.


Аяврик

14.05.17 13:29

"Народ желает разобраться. Имеет право." (с)

Ну, просто элементарно - если морской путь только один предполагается "из варяг в китайцев" в будущем - то наши-то планы по реанимации Северного Морского Пути как на этом фоне будут смотреться?

:-/

Дорог должно быть много и обьездов должно быть достаточно - выбор должен быть всегда (чтоб сидящие "на транзите" не борзели и не шантажиррвали)

Я- лично - так думаю


т-кк

14.05.17 14:08

.
а Китай проводит созидательную стратегию системного развития своей страны.
----------------------------------------------------------------------------

Да так усердно, что выпотрошены собственные минеральные ресурсы, исчезли тысячи водоёмов и речек, подземные воды, оставшиеся реки превратились в ядовитые сточные канавы, уничтожена треть сельхозугодий, воздухом нельзя дышать, но можно есть...


magyar

14.05.17 20:38

т-кк, Вы правы, поэтому нужно быть очень осторожными в развитии сотрудничества как с Китаем, так и вообще в развитии любых промышленных объектов и структур. Просто потому, что Земля у нас одна и для живой природы, и для техносферы, а потому каждое новое сооружение техносферы отнимает часть жизненного пространства у живой природы. И живая природа платит за "прогресс" самую дорогую цену - цену жизни. Исходя из этого, следует срочно переходить на качественно другие технологии, позволяющие максимально сохранять окружающую среду в нетронутом виде, или же её воссоздавать там, где она разрушена. Как я уже писал, например, в России необходимо реализовать программу восстановления лесов, сначала - уничтоженных с начала 1990-х годов, потом - при советской власти, а потом - при Романовых. И это не пустые фантазии, а вопрос жизни и смерти для цивилизации в ближайшем будущем, если человечество не опомнится. Призывать всех это делать - дело не очень продуктивное, а вот начать хотя бы со своей страны - это крайне необходимо. Соответственно, все проекты, которые будут приняты к осуществлению в рамках стратегии одного пояса и одного пути, должны соответствовать высочайшим экологическим требованим, а иначе от них следует категорически отказываться.

т-кк

15.05.17 08:00

.
magyar

В том-то и дело, что нет никакого прогресса, а есть хищническое разграбление и уничтожение природы. Принимаем участие дружно все, а не только лишь алчные компании.
-
Мало просто восстанавливать природу, её должно улучшать и интенсифицировать, себе на пользу, что позволило бы избавиться от сельского хозяйства в его нынешнем виде - самого мощного уничтожителя природы.
Необходима реорганизация человеческой жизнедеятельности таким образом, чтобы комфортно сосуществовалось человеку и природе во всём её разнообразии.
И это совсем несложно устроить в России, мозги только развернуть на 180 градусов.
Необходимо прекратить идиотское градостроительство, разрастание мегаполисов, за которые так ратует Собянин, продолжающий линию Лужкова-Батуриной по превращению Москвы в гигантский пылесос.
Экономика должна стать принципиально иной.



Аяврик

15.05.17 12:26

-- подождём аналитических пояснений и "официальных заявлений ТАСС" по завершению этого Исторического саммита

из первых попавшихся на глаза:....создается впечатление, что ряд участников решили демонстративно поставить Пекин "на место". Ну а Китаю придется принять данный довольно болезненный урок: за открытые претензии на мировое лидерство приходится дорого расплачиваться и бесконечно доказывать свою способность добиваться поставленных грандиозных геополитических целей, в то время как тебе частенько норовят подставить подножку.

На этом – не самом легком для Китая – фоне особенно непринужденной выглядит позиция России, которая представлена на форуме на высшем уровне.


Эта подчеркнутая легкость и даже некоторая беззаботность, причем заданная лично президентом страны, по сути, отражает место и роль России в данном проекте. Новый "Шелковый путь" не может быть реализован в обход России, причем как в буквальном смысле, так и в политическом. Москва обладает серьезными возможностями для того, чтобы помочь в реализации проекта, например, выступая в качестве посредника в спорных ситуациях (а как показал первый день саммита, их немало). Но при этом Россия не несет ответственность за реализацию инициативы и ее репутация не стоит на кону.

Зато бонусом является появление дополнительных аргументов в отношениях с Китаем, который традиционно является крайне трудным переговорщиком. Чем дальше, тем больше вероятность, что у России в ходе реализации проекта будет немало возможностей оказать китайской стороне множество ценных услуг, за которые той придется расплачиваться.


Ссылка



ale19547797

15.05.17 12:50

> т-кк
Необходима реорганизация человеческой жизнедеятельности таким образом, чтобы комфортно сосуществовалось человеку и природе во всём её разнообразии.
И это совсем несложно устроить в России, мозги только развернуть на 180 градусов
. Экономика должна стать принципиально иной.
Так уж и несложно? То-то большевики полсотни лет с диким трудом разворачивали общественное сознание в сторону коммунизма, при этом сколько было на пути подводных камней и спорных вариантов - не сосчитать...
В реальности ничего такого "простого" тут нет даже близко. Для перестройки общественного сознания даже на 20-30 градусов надо: соответствующую элиту, которая знает,
куда надо идти с пособно сформулировать направление,усилия и результат в конце. Финансы для этого поворота (а без денег ничего не делается даже в концлагерях). Гарантии того, что соседи в нужный момент не пихнут под локоть или не попросят вежливо-принудительно поделиться сделанным и наконец - нужна как минимум смена поколений, потому что поворачивать мозги можно лишь у молодых энергичных людей. Среднее и старшее поколение все эти эксперименты уже видело в белых тапочках.
Так что глупость сморозили, уважаемый.


т-кк

15.05.17 13:35

.
Так что глупость сморозили, уважаемый.
----------------------------------------

Что за народ... Понятия не имеет об чём спич, но вердикты выносит без суда и следствия.
Тройки НКВД как раз из таких состояли.



ti-robot

15.05.17 14:03

2 Аяврик
Вот так взяли и сбили весь градус накала.
Фактически у Китая есть 3 пути - убирать с поля США, мирится с Индией и вспоминать, что Россия - старший брат. Первое фантастично, второе нереалистично, третье требует ограничения самомнения. При этом время играет на Россию, а не на Китай, 20 лет назад все козыри были на правом берегу.


ale19547797

15.05.17 14:05

> т-кк
Что за народ... Понятия не имеет об чём спич, но вердикты выносит без суда и следствия.
Тройки НКВД как раз из таких состояли.
Ну так предложите грамотную программу такого поворота сознания на 180 градусов
за короткое время и с минимальными затратами. А то слова болать - не мешки ворочать.


т-кк

15.05.17 16:43

.
Ну так предложите грамотную программу такого поворота сознания на 180 градусов за короткое время
-------------------------------------------------------------------------------------------------

За короткое время только кошки родятся, деревья же долго растут.



Alanv

15.05.17 20:09

> т-кк
.
Пусть шёлк развозят. На верблюдах.
Глобализация больше никому не нужна, ни в чьём лице, тем более самом примитивном - китайском.
Путь и пояс и есть в изначальном виде - торговля ("шёлк на верблюдах"). Глобализацией каждый может заниматься в общем-то в той мере, на которую согласен сам - просто она будет облегчена при наличии хорошей транспортной инфраструктуры.
Но Китаю она в общем-то и не нужна в западном понимании (разделение труда, управления и т.д.) - они и сами всё могут сделать, народа хватает. Ему нужнен прежде всего доступ к ресурсам, которые он по всему миру в общем-то и разыскивает, и собирает. Ну и возможность эти ресурсы транспортировать к себе в обмен на свои транспортируемые товары.


magyar

16.05.17 11:33

Тут-то нам и следует внедрять новейшие технологии модульного производства на местах, о которых постоянно говорит эдесь Корректор. Потому что транспорт - один из главных источников загрязнения окружающей среды. Кроме того, это экономия энергоресурсов, затрачиваемых на транспортировку. При этом производство должно быть максимально приближено к источникам сырья. И тогда не нужно будет таскать сырьё через всю планету туда и обратно. И у нас для этого есть все условия.

Alanv

16.05.17 12:02

- САМОЕ ГЛАВНОЕ. Китаю это не сдалось - ему нужна работа для своих 1.5 миллиардов. И пока что трудовой ресурс ещё очень востребован, производство к нему и приближено. А вот когда (и если) не будет - у Китая будут охренительные проблемы.
- Загрязнитель - городской транспорт. Магистральный - куда меньше. Тем более трубопроводный.
- Сырьё бывает необходимо и нескольких видов. И они вовсе не всегда лежат "рядом друг с другом".
- Транспортировка сырья - это одна сторона. Причём сырьё бывает одного вида для МНОГИХ товаров. Развозка товаров по самым различным местам Земли - вторая. И она никуда не денется. И развозить десятки бензинов по миру не факт, что дешевле, чем на потребительскую нефтеперегонку гнать один сорт нефти. Тоже верно для нефтехимии.
- Некоторые товары НАМНОГО ВЫГОДНЕЕ производить ближе к местам их потребления. Один из очевиднейших - отопительное тепло. Да и не факт, что транспорт э/энергии на тысячи км дешевле транспорта газа к местным ТЭЦ.


magyar

16.05.17 14:09


Максимальная локализация производста как вблизи источников сырья, так и мест потребления крайне необходима с точки зрения освобождения хотя бы части поверхности планеты от смертоносной техносферы, ради восстановления жизненного потенциала биосферы Земли, не считая загрязнения окружающей среды при транспортировке сырья и товаров.


Аяврик

16.05.17 14:21

2 magyar
-- это Вы как марксист
или как гринписовец
[валюнтаристскую] задачу поставили?
;-)
а Вас не смущает, что источники сырья и места потребления крайне редко географически совпадают?
а как правило - страшно далеки друг от друга


т-кк

16.05.17 15:35

.
С одной стороны Евразии 500 млн безресурсных, с другой - 1,5 млрд.
Вопрос: Что делать 150 млн ресурсным между ними?
Ответ: Поддерживать гармонию.
Подкидывать сырьё туда-сюда, обеспечить надёжный транзит и пусть друг-другу впаривают свои поделки до бесконечности.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям