Законопроект о единых учебниках внесен в Госдуму

12.05.15 14:11

Наука, техника, образование

Законопроект о единой линейке учебников внесла в Государственную думу РФ глава комитета по безопасности Ирина Яровая ("Единая Россия"). Об этом корреспонденту ИА REGNUM 12 мая сообщили в аппарате Госдумы.

Образовательные стандарты

Законопроект вводит понятие федеральных государственных образовательных стандартов для школ, которые представляют собой не только требования к структуре образовательных программ, но и базовое содержание программ учебных предметов.

Отметим, что создавать федеральные государственные образовательные стандарты могут любые юридические (в том числе НКО и ООО) и физические лица без каких-либо критериев, заключившие госконтракт с Минобрнауки России. Деньги за ФГОС перечисляются сразу разработчику на стадии получении заказа до проведения независимой экспертизы готовой работы. При этом экспертиза, построенная по принципу ответов на вопросы "да" или "нет", также не влияет на качество ФГОС. Применение принципа аутсорсинговых услуг при реализации конституционного принципа общедоступности школьного образования и при реализации единой государственной политики в области образования представляется необоснованным, уверена Яровая.

Законопроектом предлагается разработку федеральных государственных образовательных стандартов отнести к компетенции Российской академии образования (РАО). Таким образом, школы будут разрабатывать образовательные программы не на основе примерных программ, а на основе базового содержания программ федеральных государственных образовательных стандартов для школ, что обеспечит главное конституционное право ребенка — право на общее образование, отметила парламентарий.

Базовые учебники

Федеральный перечень базовых учебников будет состоять из общих линеек базовых учебников по учебным предметам "Математика", "История России", "Русский язык" и "Литература", которые представляют собой завершенную предметную линию учебников, следует из законопроекта. При этом общие линейки базовых учебников "История России" и "Литература" должны быть соотнесены между собой в части хронологического порядка изложения материала, обеспечивая преемственность изучения, считает Яровая.

При этом для получения образования в школах с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения указанные учебники базового уровня могут быть дополнены учебными пособиями, а также материалами и иными средствами обучения.

Авторы

Формирование общих линеек базовых учебников будет осуществляться по результатам открытого конкурсного отбора комиссией, состоящей из представителей Минобрнауки России, Минкульта России, уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, российских ученых, специалистов и экспертов. Членами комиссии не могут быть авторы, участвующие в открытом конкурсном отборе. Порядок проведения, перечень показателей и критерии оценки открытого конкурсного отбора устанавливаются и подлежат опубликованию в интернете Минобрнауки России, отмечается в документе.

В процессе проведения открытого конкурсного отбора в качестве авторов имеют право принимать участие российские ученые и специалисты, которые представляют материал в соответствии с базовым содержанием учебных предметов "Математика", "История России", "Русский язык" и "Литература" федеральных государственных образовательных стандартов.

Разработанные общие линейки базовых учебников перед утверждением Минобрнауки России федерального перечня базовых учебников по указанным предметам подлежат общественной экспертизе и научно-педагогической экспертизе со стороны Российской академии образования, мотивированное заключение по результатам которой должно быть опубликовано на сайте Минобрнауки России.

При этом обучение по указанным предметам может быть дополнено учебными пособиями, а также материалами и иными средствами обучения в процессе получения образования, которые не должны противоречить содержанию базовых учебников.

Три экспертизы

Законопроект вводит на законодательном уровне три вида экспертизы учебников с указанием лиц, которые вправе проводить экспертизу: научно-педагогическая экспертиза — проводит Российская академия образования, общественная экспертиза — проводится посредством публичного размещения в интернете и общественного обсуждения и региональная экспертиза — проводят уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и учебно-методические объединения, созданные органами исполнительной власти субъектов РФ.

Экзамены

Необходимость законодательного закрепления того, что федеральный перечень рекомендованных учебников состоит из учебников базового уровня, а также введения обучения по базовым учебникам по учебным предметам "История России", "Русский язык", "Литература" и "Математика" обусловлена и тем, что при отсутствии общих учебников, учебников базового уровня, тесты ЕГЭ являются общими, что заведомо ставит в неравное положение учащихся в реализации конституционного права на общее образование, отметила Яровая.

Для обеспечения равной оценки учащихся на основе единых критериев, законопроект устанавливает, что ЕГЭ и критерии оценки экзаменационных работ разрабатываются в соответствии с ФГОСами для школ и учебниками базового уровня, входящими в федеральный перечень рекомендованных учебников или базовыми учебниками по ЕГЭ по учебным предметам "История России", "Русский язык", "Литература" и "Математика".

Кроме того, уточняется, что государственная итоговая аттестация (ГИА) должна представлять собой не только оценку степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы, но и полученных знаний, как в письменной, так и в устной формах.

Законопроект устанавливает обязательность ГИА по учебным предметам "История России", "Русский язык", "Литература" и "Математика", которые имеют обязательный характер для всех учащихся.

Устанавливается, что ЕГЭ по учебным предметам "Русский язык" и "Литература" будет проводиться письменно в форме сочинения, что позволит оценить полученные навыки письма и речи, а по "История России" — в письменной и устной формах, по итогам которых оценка будет складываться и выставляться средний балл, отмечает депутат.

Перечень пособий

Законопроектом вводится федеральный перечень рекомендованных учебных пособий, экспертиза которых проходит в порядке, аналогичном порядку в отношении федерального перечня рекомендованных учебников для школ. Указанные учебные пособия должны соответствовать базовому содержанию программ федеральных государственных образовательных стандартов для школ. При этом учебные пособия по содержанию не должны быть тождественными или сходными до степени смешения с учебниками и не должны, тем самым, его подменять, указала глава комитета.

Источник: ИА REGNUM

Редактор: Feather


insane

16.05.15 23:16

Тут ни слова о региональных "родных языках". Есть шанс, что обязаловку по ним наконец-то отменят?!

Scolar

18.05.15 13:23

> бедокур Интересно остались ли в (РАО) специалисты радеющие за родное образование а не только отрабатывающие госдеповское и либеральное бабло!?
Ну конечно же, все "специалисты радеющие за родное образование" оттуда сбежали в миньеджеры среднего звена и экспедиторы по продажам стройматериалов! Те, кто не сдриснул забугор, то есть.
А истинные специалисты радеющие за родное образованиеостались только на ВиМе, работая при этом токарями и инженерами!


Timmer

18.05.15 14:16

Ну слава богу, наконец-то. У меня учатся сейчас двое, от нынешниних программ ощущение только одно - ужас! Сильнее всего страдает младший, - второклассник, Читать и писать осмысленно начал после того, как у бабушки нашли советский букварь. Представте мое состояние, я дома, учу ребенка читать по советскому букварю, подпольно! Все домашние задания делаем вместе, методом мозгового штурма. Тех, кто составлял программу желание одно, отпинать и желательно ногами, нестесняясь, возможно по рылу. Советскую школу воспринимаю теперь как идеал организованного учебного процесса, боже мой, мои родители вообще почти ничего не знали о моих уроках. Один коммунист написал замечательные слова, "Когда мы снова придем к власти, мы не будем расстреливать, будем лишать дипломов!"

Sentinel-vs

18.05.15 14:44

Сразу же вспоминается шутка: Сегодня 2-х летние дети могут разблокировать мобильный телефон, включают планшеты, играют в любимые приложения... А что делал я в 2 года? ...Я ел песок.

Школьная программа стала действительно сложнее для ребенка. Без родителя выполнить некоторые задания порой нереально. Чего стоит задание ребенку-первокласснику - Сделать презентацию в ПаверПойнт (5 слайдов) о папоротниках. Заведомо задания задаются для родителей, а не для детей.


Timmer

18.05.15 18:52

> Sentinel-vs
Сразу же вспоминается шутка: Сегодня 2-х летние дети могут разблокировать мобильный телефон, включают планшеты, играют в любимые приложения... А что делал я в 2 года? ...Я ел песок.

Школьная программа стала действительно сложнее для ребенка. Без родителя выполнить некоторые задания порой нереально. Чего стоит задание ребенку-первокласснику - Сделать презентацию в ПаверПойнт (5 слайдов) о папоротниках. Заведомо задания задаются для родителей, а не для детей.
И меня не покидаент ощущение, что часть заданий не для детей , а для родителей. Хотя, если бы я поставил перед собой задчу резко поднять уровень компьютерной грамотности населения, воздействовать через детей вполне себе эффективно ( фу, конспироложеством запахло! Хотя...)


mcf

18.05.15 18:57

> Timmer
Ну слава богу, наконец-то. У меня учатся сейчас двое, от нынешниних программ ощущение только одно - ужас! Сильнее всего страдает младший, - второклассник, Читать и писать осмысленно начал после того, как у бабушки нашли советский букварь.
Какое нафиг чтение у второклассников ? Читать уже умеют в 6 лет, а писать должны уметь в 7 к поступлению в школу.


iDesperado

18.05.15 18:58

> Timmer
Ну слава богу, наконец-то. У меня учатся сейчас двое, от нынешниних программ ощущение только одно - ужас! Сильнее всего страдает младший, - второклассник, Читать и писать осмысленно начал после того, как у бабушки нашли советский букварь.
простите за прямоту, но вам лучше сходить к врачу с ребенком, а не к бабушке. сейчас детей не умеющих бегло читать и считать просто не зачисляют в класс к нормальным детям. среднестатический школьник из СССР ...


Аяврик

18.05.15 19:32

-- Какое нафиг чтение у второклассников ?

у умственно отсталых, наверное...
: ))))
в первый класс для нормальных детей принимают уже освоивших грамоту и кое-какие основы письма

насчёт восторгов перед "идеалом организации учебного процесса" в советской школе.... нет, не могу этого разделить (как и ужасов перед современной школой)
там кому как повезло... мне охоту и тягу к знаниям Первая учительница не отбила, и я никаких проблем не знал (и родители никогда со мной домашние уроки не делали), а брату-погодку в той же самой школе другая попалась... сволочь.... все его задатки и тяги убила, и и сколько в итоге крови эта школа у моей матери высосала.... (тогда ведь обычным делом было измываться над родителями двоечников - и приватно их вызывая, и на собраниях позоря, за их детей)

сейчас такое немыслимо

...................................

были свои плюсы и минусы тогда, есть свои плюсы и минусы сейчас.... было бы идеальным объединить всё Хорошее и избавиться от плохого.... но бывает ли так в Жизни?
:-/



knolur

22.05.15 19:41


Всегда казалось, что история - наука. Значит, должны быть общепринятые научные термины.
При отсутствии желания вводить именно этот ряд терминов, из которых в дальнейшем складываются пусть несколько смоделированные, упрощенные процессы, понять историю невозможно, все сводится к набору отдельных фактов. Запоминать отдельные даты, не занимаясь поиском закономерностей, странно и, по-моему, бессмысленно.
Именно этой "теоретической", "модельной" истории в программах явно мало. И без комментариев относительно объяснения смысла идеологии, пиара и т. п. в учебниках явно не обойтись.
Довелось тут почитать учебник по "Основам светской этики". Рыцарская честь, честь джентельмена ... Эх...
Берем другое учебное пособие - "Гуманитарные миры. Европейские мыслители о человеке и обществе".
"Честолюбие, вредное в республике, может быть благотворно в монархии, оно воодушевляет этот образ правления и притом имеет то преимущество, что не опасно для него, потому что может быть постоянно обуздываемо... Честь приводит в движение все части политического организма... каждый, думая преследовать свои личные интересы, по сути дела, стремится к общему благу...И разве этого мало - обязывать людей выполнять все трудные и требующие больших усилий дела, не имея при этом в виду другого вознаграждения, кроме производимого этими делами шума?". Но выше по тексту - " надо любить государство больше ради него самого, чем ради собственной пользы".
Все бы нечего, и написал это один из основоположников современной демократии, правда он при этом был и сторонником элитаризма ("даже при народном правлении власть не должна находиться в руках низшего слоя населения"), считал состояние воин между народами естественным, и придавал большое значение зависимости обычаев и законов народов от географии (чем не прототип нордической теории?).


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям