Почему не работает? (заметки с конференции ВШЭ)

17.04.17 13:49

Экономика и Финансы

Почему не работает? (заметки с конференции ВШЭ)
На апрельской конференции ВШЭ я посетил секцию "города и агломерации", на которой выступал сам, несколько секций, посвященных реформам образования, о которых речь впереди, и особенно любопытный круглый стол на тему "Судьба экономических программ и реформ в России"

Круглый стол, понятное дело, был по сути посвящен вопросу о том, почему у нас почти все стратегии развития остаются на бумаге.

Выступали там исключительно топы, руководители всяких "мозговых центров", на дискуссию как обычно времени не хватило, но сами выступления были прелюбопытные и на мой взгляд разумные.

Тем, кто при одном упоминании ВШЭ заранее воротит нос, я хочу напомнить, что вышка в последние годы так разрослась и вобрала в себя такое количество институтов, что там сейчас представлен почти весь спектр мнений, хотя воинствующих либералов, конечно, хватает.

Так вот, что же было на круглом столе интересного?

Виктор Меерович Полтерович (ЦЭМИ РАН) отметил, что провал реформ часто имеет место в двух ситуациях:

1. Когда вообще настоящей цели проводить реформы не было. Была цель лоббистская или популистская

2. Когда вообще не учли среду, общество, в которой реформа будет проводиться, не задали себе вопрос "а как наши законы будут исполняться?"

Он сказал, что когда в ответ на все проблемы звучит рецепт "улучшайте институты" - это неправильно. Институты надо улучшать, но не те. Необходимо улучшать институты догоняющего развития, а конкретно сам тот штаб реформ, который их проводит. Он предложил ввести некую комиссию по реформам, которая будет иметь право диктовать свою волю всем министерствам, чтобы пресечь министерскую грызню (привет Госплану и идеям Ильича о придании ему законодательных функций!) и принять закон о проектировании реформ, согласно которому те реформы, при проектировании которых не был проанализирован иностранный опыт (в том числе негативный!) и не была дана оценка тому, как сильно идея реформы мутирует в обществе, - такие проекты реформ вообще не должны рассматриваться.

Мне по этому поводу очень вспоминаются статьи Гордона в "Плановом хозяйстве" за 1930 год, где он говорит, что плановик должен быть вождем, трибуном, так как он бросает целевую установку массам, а дальше массы её либо конкретизируют, либо извращают, и плановик должен уметь предугадать, как массы воспримут планы, и уметь воздействовать на них, чтобы извращений было меньше, а конкретизации - больше.

Михаил Эгонович Дмитриев (Новый экономический рост, бывший Центр стратегических разработок) сказал, что они проанализировали судьбу всех государственных стратегий начиная с 2000 года и выяснили, что в целом выполняются они меньше чем наполовину. К примеру, Стратегия 2010 была выполнена примерно на 36%, а стратегия 2020 - примерно на 29%

(тут я передаю привет всем хулителям советских планов).

При этом если смотреть, какие именно мероприятия были выполнены, а какие - нет, оказывается, что самые серьезные мероприятия как раз и оказались "замыленными". Приоритетные национальные проекты и майские указы Путина выполняются не в пример лучше. Связано это по мнению М.Э Дмитриева с тем, что в Стратегию пытаются напихать всё подряд, и в результате получается франкенштейн, множество целей, между которыми нет иерархической связи, "все профессии нужны, все профессии важны". Потом к Стратегии прикручивают план мероприятий, огромную простыню, где по каждой цели - свои мероприятия. Потом это доходит до мелких чиновников - исполнителей, те офигевают и выполняют что попроще, чтобы отчитаться, что хоть что-то сделано.

Выполнению могло бы помочь внимание первых лиц государства, но один человек, даже если это Владимир Владимирович, не может лично постоянно контролировать сразу несколько десятков целей.

Нацпроекты и майские указы выгодно отличаются от стратегий тем, что целей там меньше, что делать - понятней, и контроль со стороны первых лиц строже.

Как результат, Михаил Эгонович предложил трехуровневую систему государственного планирования:

Верхний уровень: концепции социально-экономического развития, которые не являются документом прямого действия. Проще говоря, концепции задают общие цели, но к ним не прикручена простыня из сотен мероприятий.

Тут передо мной встаёт призрак Директив КПСС по составлению пятилетних планов и Программы партии.

Средний уровень: межотраслевые и отраслевые программы с повышенной приоритетностью, реализуемые в мобилизационном формате. М.Э. Дмитриев отметил, что мобилизационный формат - это то, к чему все привыкли, работает он хорошо, и менять его не надо. На практике такой формат значит, что чуть не каждое утро большой начальник начинает с обзвона или объезда всех причастных и раздачи им люлей, а те в страхе и зубовном скрежете за ночь делают то, что должны были делать несколько месяцев.

Нельзя не вспомнить "ударные стройки коммунизма" и образцы программно-целевого подхода - ядерную и космическую (а также менее известную радиолокационную) программы.

Нижний уровень: менее приоритетные программы, реализуемые министерствами и ведомствами без использования мобилизационных механизмов, а просто в процессе своей деятельности. Содержат меры, относительно легкие в реализации и не требующие сложной межведомственной координации.

Андрей Александрович Яковлев из ВШЭ выступил в том самом либеральном духе, который с ВШЭ у всех и ассоциируется. Он обратил внимание присутствующих, что любые реформы должны учитывать позицию стейкхолдеров, так как реформы, которые идут супротив групповых имущественных интересов, обречены на провал. В этой связи он призвал шире прислушиваться к мнению бизнеса и поведал трагикомическую историю улучшения позиции России в рейтинге Doing business, о которой я неоднократно писал, когда работал на прежней работе. Суть в том, что у АСИ есть ресурс огнём и мечом требовать от региональных чиновников улучшения позиции России в этом рейтинге, т..к. наверху решили, что хорошая среда для бизнеса - это важно. На практике же вместо улучшения среды и работы с живыми предпринимателями чиновники придумывают, чтобы где подкрутить, чтобы формально в этом самом рейтинге продвинуться, на живую работу сил не остается. Как результат рейтинг растет, а бизнес - нет. В заключение А.А. Яковлев призвал учитывать также и наличие либо отсутствие стимулов у исполнителей исполнять реформу. По его словам, в начале 2000 было соглашение: чиновники способствуют развитию бизнеса, при этом воруют и берут взятки, и это почти законная оплата их усилий. Борьба с коррупцией привела к тому, что любая чиновничья инициатива оказалась подавлена. Способы решения данной проблемы Яковлев прямо не озвучил, но намёк достаточно ясен. Слушайте бизнес, не мешайте чиновникам получать доход от своей должности, и будут вам реформы.

Евсей Томович Гурвич (Экономическая экспертная группа), видимо, заново открыл для себя объясняющие возможности марксизма, правда в изложении Аджемоглу и Робинсона, которые написали книгу "Why nations fail", где доказали, что (оказывается!) реформы не идут, если во стране доминирует группа лиц с экономическими интересами, которые этими реформами могут быть ущемлены. Более того, (оказывается!) государство действует в интересах доминирующих в настоящий момент групп элит, и может вообще не проводить нужных реформ, чтобы их не обидеть. Применительно к России Е.Т. Гурвич, полемизируя с В.М. Полтеровичем, заметил, что дело не в проработанности проектов реформ, а в том, что все реформы либо исповедуют теорию "малых дел", ограничиваясь лишь тем, что можно сделать так, чтобы никого из власть имущих особо не обидеть, либо пишутся с позиций "идеального диктатора", как будто достаточно написать, каким должен быть идеал, чтобы обеспечить его достижение. В России реформы тормозятся группами лиц, ограничивающими доступ на рынки и имеющих с этого гешефт. Экономисты и эксперты в этой ситуации могут только ограничиваться "малыми делами" и стараться объяснить тем людям, которые задают "рамки возможного", что случится, если они не одумаются и не расширят эти рамки, открыв путь настоящим преобразованиям.

Александр Александрович Аузан (МГУ) отметил, что в нашем обществе крайне низок уровень доверия к институтам, к власти и вообще к чему бы то ни было. Он привел примеры, что реальный горизонт планирования сейчас составляет 1,5 года (до следующих выборов), дальше никто не загадывает, и те реформы, которые эксперты считают необходимыми - это практически обратное отображение тех реформ, которые они же считают вероятными. Другими словами, все понимают, что вкладываться надо в здравоохранение, но все верят, что по факту вкладываться будут в оборонку. Как следствие, А.А. Аузан предложил ряд мер по восстановлению доверия и заметил, что "двигаться придётся галсами", т.к. каждому этапу будет соответствовать свой набор инструментов, который будет ему адекватен. До 2024 года предполагается консолидировать политический контроль над насилием (чтобы суды и полиция не использовались как аргумент борьбы с противниками), до 2030 года создать качественную институциональную среду, а именно единые для всех правила игры и подотчетность государства и верховенство закона. К 2035 году такими темпами можно будет подумать уже и о деперсонификации власти, чтобы страной рулил не лично национальный лидер, а все-таки правительство. Правда, кто и как будет проводить эти реформы, докладчик не объяснил.

В целом мне круглый стол показался прямо-таки очень интересным, особенно в части выступлений первых двух докладчиков.

Почему-то ВШЭ решила не выкладывать запись в открытый доступ, хотя онлайн-трансляция была, но вы можете послушать записанное мной аудио выступлений.

https://yadi.sk/d/8TjY-vkF3H3At5

Источник: vas-s-al.livejournal.com

Редактор: Настасья


delta

17.04.17 18:56

Не впечатлило!
И это уровень мышления умов их ВШЭ!?
Они не хотят замечать главную проблнму: нужда во всякого рода государственных программах и реформах обусловлена тем, что переход на капиталистические рельсы произошёл, во многом, формально. То есть, капиталистическая витрина у нас есть, но главного компонента капитализма - самого капиталиста, у нас пока нет. То есть, нет людей с обширным кругозором, знанием экономики , рынка, его законов, готового вкалывать за десятерых, и не боящегося риска. Нет людей, готовых идти неизвекданными путями. Которые представляют себе запросы завтрашнего дня, и готовятся, уже сегодня, удовлетворять эти запросы.
Нет людей уровня Николая Васильевича Верещагина. Прочтите статью о нём в Википедии: что сумел сотворить это человек за сорок лет своей жизни! !!!!!
При достаточном количестве в стране подобных людей надобность во всякого рода государственных программах сокращается.
И сами эти программы - это попытка решать проблемы в капиталистической стране совковыми методами...
Ну, вот пример из американской жизни.
Чего бы стОили пиндосские программы передачи космических запусков в оруки частников, если там не было Илона Маска и ему подобных энтузиастов?


argus98

17.04.17 19:57


"Тем, кто при одном упоминании ВШЭ заранее воротит нос, я хочу напомнить, что вышка в последние годы так разрослась и вобрала в себя такое количество институтов, что там сейчас представлен почти весь спектр мнений,
"(c) - судя по статье - количество так и не перерасло в качество. И, похоже, этот диагноз навсегда..


Timmer

17.04.17 21:36

Они не хотят замечать главную проблнму: нужда во всякого рода государственных программах и реформах обусловлена тем, что переход на капиталистические рельсы произошёл, во многом, формально. То есть, капиталистическая витрина у нас есть, но главного компонента капитализма - самого капиталиста, у нас пока нет. То есть, нет людей с обширным кругозором, знанием экономики , рынка, его законов, готового вкалывать за десятерых, и не боящегося риска. Нет людей, готовых идти неизвекданными путями. Которые представляют себе запросы завтрашнего дня, и готовятся, уже сегодня, удовлетворять эти запросы.


Торжественно докладаю тебе, юный падаван, такого капитализма, уже как лет 100 нет. Увы совсем нет. Категорически не читайте Айн Ренд на ночь, да и на день, -вы слишком романтичны и впечатлительны.


gronk

17.04.17 22:18

аргус описал романтику стартапа, когда юные непуганные падаваны воплощают идею, работая по 12 часов в сутки, а потом приходит корпорация, скупает стартап, рапортует рост, получает новые инвестиции, а дальше скорее всего закрывает работы связанные с этим стартапом и движется дальше в поисках новых непуганных, работающих по 12 часов.

_STRANNIK

17.04.17 22:24

Узок круг этих "рЭволюционеров" от ВШЭ. Страшно далеки они от народа (С).
.............................................................................

Есть такая детская игра в которой действует правило : белое и черное не называть ,"да" и "нет" не говорить. Вот именно это и происходит. Укрощение сфероконей. При полном нежелании (невозможности? спасибо самоцензуре...) озвучивать реальное положение вещей.
Просто для конкретики . Есть у гегемона такая штука - вэлфер. Понятие достаточно широкое . Одной из ипостасей которого являются продуктовые карточки. В 2016г. их получало чуть более 12% населения США. Или иначе 43млн. человек. Вопрос введения продуктовых карточек в России не шатко не валко обсуждается больше 9 лет. Девять лет Карл!.Хотя с точки зрения стимулирования экономики (и в первую голову отечественного производителя) мера очевидно 100% эффективная. Причем безинфляционная. Говорят , что процесс идет . И вероятно в конце года (под выборы надо полагать) система заработает... Правда по слухам ранее предполагавшееся распространение действия карточек только на отечественные товары - успешно удалось похерить...Не без участия умов из ВШЭ.


C2H5OH

17.04.17 23:06

STRANNIK
Карточки - ЗЛО! Это сильно ударит по СХП и экономике, как и сокращение оборота НАЛИЧКИ.
И точно карточки породят отложенную инфляцию именно по этой (карточной ) номенклатуре ТМЦ!

У гегемона 12% дотируются картами, а у нас , если так дальше пойдет, придется дотировать все 70% населения!




_STRANNIK

17.04.17 23:11

C2H5OH, RU
........................
Карточки - ЗЛО!
.................................
А вы спиритус вини - к...л. Ви про кво. В смысле аргументации.
Мне лень с Вами дискутировать по существу вопроса.
Надеюсь репутация Ваша участникам форума хорошо известна...


C2H5OH

17.04.17 23:38

Ладно, молчите, сказать нечего? ... Патриот Б...
============
Для тех , кто хочет понять:

Давайте возьмем самую простую позицию – ХЛЕБ.
ВСЕ знают, что в РФ Хлеб дотируют, ибо он входит в группу социально значимых продуктов! ТАК?
Вводим карточки на хлеб…ОК? Значит, на хлеб в свободной продаже ОТПУСКАЕМ ЦЕНЫ? ВОПРОС: Насколько процентов вырастит цена буханки хлеба?
Дальше. Мы делаем 12% (как у гегемона) карточки на хлеб , БЕЗ ПРИВЯЗКИ к рыночной цене – чисто в штуках/килограммах…. Т.е. этот хлеб будет дотировать до РЫНОЧНОЙ государство…ПРАВИЛЬНО?
СЧИТАЕМ. Сейчас 80% населения покупают ДОТИРОВАННЫЙ хлеб, а после введения карточек только 12%...ПРАВИЛЬНО?

Но хлеб в рознице ведь подорожал в ТНАЦАТЬ процентов, а это означает, что оставшиеся 50-60% населения ПЕРЕСТАЛИ получать хлебную дотацию, т.е.их прожиточный уровень УПАЛ НА ДОЛЮ ЭТОЙ ДОТАЦИИ!

Что мы имеем в ИТОГО? Хлеб подорожал, процент бедных увеличился, 12% дотаций перестает хватать НУЖДАЮЩИМСЯ , т.к. нуждающихся стало БОЛЬШЕ чем до введения карточек!
Не думаю , что сократится производство хлеба, но по другим позициям ПОТРЕБЛЕНИЕ упадет и ударит по соответствующим ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯМ....
Я ничего не упустил?


_STRANNIK

17.04.17 23:40

C2H5OH, RU17.04.17 23:27 Можете возразить по существу? Опираясь на факты?
А вы? Где ваши факты?
Голый троллинг и хотелки!
...............................................
Понимаете какая штука...Гегемона можно много в чем обвинить. Но точно не в филантропии и бессеребничестве...На государственном уровне. Подумайте над этим.


_STRANNIK

17.04.17 23:46

C2H5OH, RU17.04.17 23:38 Ладно, молчите, сказать нечего? ... Патриот Б...
============
Все что дальше - чистый бездоказательный поток сознания. Не имеющий отношения к реальности.
Вы с вопросом ознакомьтесь . В деталях . Кто , что и как ... Ссылка


iz09

18.04.17 01:12

Для либералов государственность не нужна. Они будут крутить шарманку на тему о "самоорганизации". И посему они непричем.

Poruchik_Rg

20.04.17 05:28

Судя по неуклонному убыванию автохонного населения РФ, реформы прекрасно работают.


Аяврик

20.04.17 08:23

Ой, ладно, не гоните, а то - особенно на фоне роста неавтохонного населения ЕС - ваши переживания о судьбах России выглядят кликушеством

...сидят на вэлфере в какой-нибудь дыре европейской какие-нибудь колбасные креаклы поручики галицыны и корнеты оболенские и про демографию с реформами в РФ поучительно замечания отпускают
;-)

А по сути материала ответ на самом деле прост: на сколько процентов Реально мы в России имеем возможность и желание что-то из планов громодья воплотить своими силами и своим умом, настолько и воплощается
Не больше и не меньше.



SajresSmit

20.04.17 09:42

Что мы сами сделаем, то у нас и будет. Так мы и будем жить.

Giotoo

24.04.17 18:57

"Почему не работает?".... следующая статья, надо полагать, будет называться "Почему всё не работает"... а следующая "Почему остановилось, даже то, что раньше не работало?"...
Ну, может потому, что большинство планов созданы, чтобы "остаться на бумаге"... и со своей задачей они прекрасно справляются...?

Зачем проводить конференции, если их участники бояться открыто говорить? Сарказм автора понятен... вопрос к участникам...
Почему нельзя выйти открыто... и заявить "Друзья, государство должно вернуться к плановой экономике"... и загибать пальцы... потому что:

а) В России есть определенная установка... "Плановая экономика плохая, рыночная хорошая тчк Государство не должно регулировать рынок и выстраивать экономическую модель и стратегию, а предоставить это право эффективным частным корпорациям"... (и как доказательство приводится экономическая ситуация позднего СССР... когда экономика "по определенному экономическому плану"... целенаправленно разрушалась)...
С точки зрения корпорации эта установка хорошая... но опять сточки зрения какой корпорации... национальной с бюджетом в 100 миллионов... или транснациональной с бюджетом в 100 миллиардов... кто в итоге будет конечным выгодополучателем?

б) Объемы экономического планирования крупных транснациональных корпораций значительно превышают объемы экономического планирования большинства государств...
Именно ТНК определяют цены... объемы... спрос... а не рынок... Рынок лишь дает обратную связь, по эффективности реализации планов... И с точки зрения рынка, принимается ли решение о выпуске новой продукции Центральным Комитетом Партии... или Советом Директоров... безразлично...

в) Государство являющееся главным участником рынка... отказывается от глобального планирования в отраслях... отдавая все на откуп местным чиновникам... у которых нет ни законодательных рычагов... ни обширных финансовых возможностей... ни идей... ни желания... Они исполнители практически поголовно все... вот что Вы хотите получить на выходе?... реформы и преобразования... серьезно???
Им план и инструкция нужна... подробные и с жесткими сроками... разработанные экспертным экономическим центром (которого нет)... (да и откуда ему взяться... если даже на выше указанной конференции одни "эксперты" предлагают "легализовать коррупцию", а другие наивно при этом удивляются "почему доверие к институтам падает?"...)

... рыночная экономика - плановая... плановая экономика - рыночная...




C2H5OH

25.04.17 00:45


Giotoo
:)
"Все конечно так… все правильно, но только с одной стороны!"
Все ,что вы написали, можно выбросить, т.к. отсутствует самое главное – МАРШРУТ, куда движется РФ…ЦЕЛИ нет!
Если коротко, то :
- США наш противник, который имеет планы на уничтожение нашей государственности, в качестве самостоятельного субьекта???
-МЫ (РФ) готовимся к жесткому противостоянию с любой страной с целью сохранения своего суверенитета?
ИЛИ мы готовы глобализоваться до состояния аморфной территории без действующего центрального правительства , без суверенитета своего законодательства – полное подчинение "Мировым" законам с ихприоритетом. Соответственно без ГРАНИЦ и без своих главных атрибутов государственности – суверенных выборов своих представителей в органы власти (в пользу ВНЕШНЕГО назначения колониальной администрации)?
Понимаете?
- Первое полагает максимальную концентрацию экономики в руках государства, наличие ПОЛНОГО подчинения ЭКОНОМИКИ и ФИНАНСОВ целям и задачам укрепления суверенитета, развития оборонной промышленности, строительства ЭФФЕКТИВНОЙ армии….
-Второе подразумевает полный отказ от суверенитета, но в замен дает МАКСИМАЛЬНУЮ экономию бюджета, даже , возможно, рост уровня жизни до какого-то уровня , который обеспечит социальную ДРЕМУ масс! И.т.д. по принципу стойла – стой смирно, жуй что дают и откликайся на подаваемые команды со стороны "Животноводов"…
Как-то так.


Ковыль

27.04.17 00:27

А почему этот самолёт не летает? Ссылка Почему не работает мобильный телефон, сделанный из доски? Вот поэтому.

Giotoo

01.05.17 13:08

> C2H5OH

Giotoo

- США наш противник, который имеет планы на уничтожение нашей государственности, в качестве самостоятельного субьекта???
-МЫ (РФ) готовимся к жесткому противостоянию с любой страной с целью сохранения своего суверенитета?
ИЛИ мы готовы глобализоваться до состояния аморфной территории без действующего центрального правительства , без суверенитета своего законодательства – полное подчинение "Мировым" законам с ихприоритетом. Соответственно без ГРАНИЦ и без своих главных атрибутов государственности – суверенных выборов своих представителей в органы власти (в пользу ВНЕШНЕГО назначения колониальной администрации)?
Понимаете?
- Первое полагает максимальную концентрацию экономики в руках государства, наличие ПОЛНОГО подчинения ЭКОНОМИКИ и ФИНАНСОВ целям и задачам укрепления суверенитета, развития оборонной промышленности, строительства ЭФФЕКТИВНОЙ армии….
-Второе подразумевает полный отказ от суверенитета, но в замен дает МАКСИМАЛЬНУЮ экономию бюджета, даже , возможно, рост уровня жизни до какого-то уровня , который обеспечит социальную ДРЕМУ масс! И.т.д. по принципу стойла – стой смирно, жуй что дают и откликайся на подаваемые команды со стороны "Животноводов"…

Нет никакого "второго пути"... это иллюзия...
Нет никакого конфликта РФ-США... это ошибочное мнение... получается недавно в соседней стране было противостояние США-Украина... которое закончилось поражением Украины? Нет.
Разница между США и Украиной небольшая... у США государственность была разрушена ранее... у Украины позже...
Аналог общественного договора (государства) с уравновешенным распределением благ и реализации возможностей... владельцы капитала выстроить не могут... ибо тогда возникает конфликт и противоречие, уже внутри самого крупного капитала... (Не стоит надеяться на "дрему масс, стойло и жуй что дают")... Наоборот...
Нет "двух путей", это один путь, только он может быть прямым и коротким... а может быть долгим и извилистым, (через раскол государства на национальные области, гражданские и межэтнические конфликты, потерю территорий, геноцид, сокращение населения и т.д.)... но в итоге возврат к первому пути...


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям