Реформы в образовании как катализатор миграционных настроений

25.01.18 02:33

Наследники СССР сегодня

Рыба ищет где глубже, а человек – где лучше. Старая и, увы, проверенная временем сентенция. Судя по некоторым наблюдениям, в последние годы она становится неким трендом, символизирующим нашу жизнь. Все больше людей стремятся уехать из Казахстана в поисках лучшей доли. В принципе, такой подход к разрешению накапливающихся жизненных проблем неоригинален. Так было всегда и везде. Другой вопрос, какова базовая мотивация эмигрантских настроений в нашем случае?

Одни стремятся выехать на историческую родину. Другие хотят получить возможность больше зарабатывать. Еще кто-то просто думает о будущем. И вот здесь хочется уточнить, что прежде всего подразумевается под этим самым будущим? Наверное, дети, а еще точнее, их судьба. И именно этот тренд, когда люди хотят покинуть страну из-за отсутствия перспектив для детей является самым тревожным.

Но еще печальнее то, что люди проникаются эмигрантскими настроениями вследствие непродуманных шагов по реформированию системы образования вообще и школьного в частности. Именно на этом аспекте акцентировала внимание руководитель алматинской школы-лицея "Туран" Гульнар Искакова, выступая на прошлой неделе в университете "Туран" в ходе встречи членов общественного совета города Алматы с группой депутатов парламента РК.

При этом она предельно конкретно указала на абсолютно новый фактор, ставший катализатором "чемоданных" настроений части казахстанских родителей: тревога по поводу качества обновленных учебных программ.

"В нашей школе наблюдаются настроения со стороны родителей учащихся уехать в любую другую страну, чтобы обеспечить им приемлемое качество образования. У педагогов настроения такие, что они подыскивают работу и жилье в соседних странах", – заявила Г.Искакова.

По ее мнению, чтобы переломить столь негативную тенденцию, необходимы экстраординарные меры. И, судя по всему, это не просто отголоски осеннего скандала вокруг некоторых школьных учебников и учебных программ, а прямое его следствие. Можно понять, когда люди покидают страну, например, из-за удушающей коррупции или несоблюдения принципов социальной справедливости. В этом присутствует хоть какая-то внутренняя логика, вполне понятная и оправданная. Но когда неверие граждан в будущее своих детей вызвано тем, что, наоборот, должно укреплять веру в это самое будущее, становится как-то не по себе.

Фактически получается так, что вопиющий непрофессионализм в управлении сферой образования начинает угрожать основам национальной безопасности. И в такой постановке вопроса нет никакого преувеличения. Хотя бы потому, что об этом
заявляют люди, не один год отдавшие служению народному просвещению. Вывод напрашивается простой: это уже тупик…

Наша молодежь уже давно голосует ногами против отечественной системы образования. В прошлом году в СМИ прошла информация о том, что порядка 69 тысяч юношей и девушек из Казахстана обучаются в российских вузах. Причем речь шла не только об этнических русских. Анализ миграционных потоков в направлении РФ показывает, что казахи составляют порядка 5-7 процентов от общего числа желающих выехать в соседнюю страну. И среди них, по оценкам экспертов, преобладает молодежь, которая осознанно выбирает вузы и рабочие места на территории РФ. Причины такого выбора тривиальны: более высокое качество образования при относительно низкой стоимости обучения, а в последующем более широкие возможности для трудоустройства.

  Кстати, как утверждает известный казахстанский эксперт Марат Шибутов, в Казахстане лишь один из шести выпускников вузов находит работу сразу после получения диплома, и только один из 24-х — по специальности. Учитывая все названные факторы и особенно последний из них, можно с большой долей вероятности рассматривать эти почти 70 тысяч наших соотечественников как потенциальных мигрантов. 

А теперь вернемся к выступлению директора школы-лицея "Туран". По сути, оно может расцениваться как окончательный вердикт состоянию отечественного образования. Особенно если иметь в виду, что школа – это ее фундамент. В прежние времена, даже несмотря на то, что Казахстан был в общем-то большой провинцией огромной страны, качество нашего школьного образования не вызывало особых нареканий. И очень часто выпускники казахстанских школ на жесткой конкурсной основе поступали в престижные вузы Москвы, Ленинграда, Томска, Новосибирска, Омска и других признанных вузовских центров СССР. Причем не только городские дети, но и сельские. Далеко не в последнюю очередь этому способствовали унифицированная система среднего образования (кстати, на то время одна из лучших в мире), качественная подготовка школьных учителей, достаточно объективный отбор среди абитуриентов и другие сопутствующие моменты.

Сегодня многое из этого, увы, осталось в прошлом. Учитывая некоторые характерные процессы, наблюдаемые в последние годы в образовательной политике РФ, можно уверенно прогнозировать усиление абсентеистских настроений среди выпускников казахстанских школ. Кстати говоря, такие настроения отчетливо прослеживались и в предыдущие годы. Опять же сошлемся на данные, приведенные Маратом Шибутовым.

В 2010-2011 годах в России проходили обучение 30 699 студентов из Казахстана (шестая часть всех иностранных студентов в РФ), а на начало 2015−2016 учебного года их было уже 67 727 (четверть всех иностранных студентов). Летом 2017-го в Россию, судя по данным из разных источников, поехало еще больше выпускников казахстанских школ, чем в предыдущие годы. Вполне возможно, что общее количество наших молодых соотечественников, получающих образование в соседней стране, перевалило уже за 80 000 – это треть всех иностранных студентов в РФ.

В качестве иллюстрации эксперт приводит просто-таки удручающую статистику образовательной миграции в северных областях Казахстана. Так, по данным руководителя управления образования Костанайской области Батимы Даумовой, в 44 школах региона не нашлось ни одного желающего сдавать Единое национальное тестирование (ЕНТ). В Лисаковске, Рудном каждый второй выпускник выбрал обучение в российских вузах, в Костанае, Карабалыкском районе и в областной школе для одаренных детей "Азат" — каждый третий. В общей сложности не участвовали в ЕНТ по причине поступления в российские вузы 9,3% выпускников. Из них 60,6% — это отличники и хорошисты, то есть наиболее способные дети.

Комментировать тут особо нечего, поскольку цифры говорят сами за себя. Однако, судя по всему, наш большой северный сосед останавливаться на достигнутом не намерен. Он делает ставку на привлечение новых талантливых специалистов. С этой целью правительство РФ планирует смягчить миграционные законы для иностранных студентов и создать им комфортные условия. А российский премьер Дмитрий Медведев сделал в середине прошлого года весьма любопытное заявление: "Экспорт образования — это не только и даже не столько возможность для университетов заработать, это, прежде всего, один из сильнейших факторов межличностных коммуникаций, расширения культурных контактов, привлечения в национальную экономику наиболее талантливых людей, которые в ней могут и остаться".

Мы бы рекомендовали обратить особое внимание на последнюю фразу. А суть всей декларации можно характеризовать как негласную ставку на экспансионистские подходы к политике в сфере образования. Вопрос: чем это может обернуться для Казахстана? Ответ: банальной "утечкой мозгов". С учетом немногочисленности населения нашей страны и острой нехватки высококвалифицированных и даже просто квалифицированных кадров это чревато крайне негативными последствиями.

Складывающаяся в отечественной системе образования ситуация все больше становится похожей на театр абсурда. С одной стороны, наличие в ней серьезных проблем все сильнее подталкивают небесталанных юношей и девушек к исходу из страны. А с другой, сами же чиновники с усердием, достойным лучшего применения, внедряют разного рода "новации", катализирующие этот исход. Какой логикой они руководствуются, понять очень сложно, если вообще возможно. Во всяком случае, во время приватных бесед казахстанские школьные учителя, имеющие стаж работы в четверть века и более, с трудом подбирают слова, чтобы выразить свое отношение к таким "рЭволюционным" подходам наших чиновников от образования.

Невольно напрашивается вопрос: "Понимают ли государственные мужи, восседающие в кабинетах профильного министерства, что они творят?" Есть некое подозрение, что не совсем. Нет, все-таки, что ни говори, а руководить образованием или реформировать его (с некоторых пор это стало явлениями одного порядка), это вам не кефир заквашивать…
Мы попросили директора одной из алматинских школ высказать свою точку зрения по этому поводу. По вполне понятным причинам он согласился сделать это на условиях анонимности:

"Даже официальная статистика свидетельствует о том, что за последние год-два численность уезжающих медиков и педагогов выросла в разы. Из моего коллектива в прошлом году выехали на ПМЖ в Россию два человека, причем это очень хорошие специалисты. Активно выезжают из страны дети моих коллег, друзей, просто знакомых. Особенно много уезжающих в Штаты. Среди них есть и казахи. Получают десятилетние визы, находят там работу, стараются родить там детей, поскольку родившийся там ребенок автоматически получает американское гражданство.

Группа из числа родителей наших учащихся (несколько семей) сейчас ждет оформления виз в европейские страны. Это не самые богатые люди, но не без средств. Они едут и приобретают жилье, закладывают основу для бизнеса в странах Восточной Европы. Думаю, отрицать наличие такой тенденции было бы нечестным. В то же время я считаю, что вокруг этого вопроса не стоит устраивать какой-то ажиотаж. Это жизнь, и никуда от этого не денешься.

Зайдите в любую общеобразовательную школу, и вы увидите, что учителя работают на износ. При этом происходит много вещей, непонятных с точки зрения здравого смысла. Честное слово, временами возникает ощущение, что все происходящее финансируется какими-то недругами Казахстана с целью окончательно развалить наше образование. Тем не менее оно еще сохраняет конкурентоспособность. Ведь ученики наших математических спецшкол на международных олимпиадах занимают высокие места. Значит, наше школьное образование не самое худшее.

А какой у нас все еще высокий уровень грамотности на русском языке. Это касается и устной речи, и письменной. А теперь нам предлагают изучать русский язык как иностранный. Но столь недальновидный подход лишь отбросит нас назад. Печально, что все реформы в образовании осуществляются без учета мнений работающих педагогов и родительской общественности. Так быть не должно. Почему опытные, умные, думающие профессионалы должны разгребать авгиевы конюшни после инициаторов псевдореформ? Когда, наконец, придет понимание того, что школа не только должна давать учащимся определенные компетенции, но и формировать в ребенке ЛИЧНОСТЬ? К сожалению, в обновленных программах это почти не учтено. Я – сторонник конструктивного диалога, но никак не огульной критики всего и вся, что делается Министерством образования и науки. Однако как раз таки диалога сегодня нет и в помине. Происходящее больше напоминает улицу с односторонним движением: обычно педагогов и родителей ставят перед уже свершившимся фактом. И даже при этом я за то, чтобы ход реформ был поступательным, а не форсированным или тем более хаотичным. Чтобы все учебники проходили глубокую и всестороннюю экспертизу. Чтобы учебнометодические комплексы были подготовлены качественно. Чтобы школы не превращались в плацдармы для непонятных и непродуманных экспериментов. Те, кто занимается реформированием системы образования, должны понимать, что от их действий зависит в том числе и жизненный выбор людей: захотят они остаться в стране или же начнут паковать чемоданы"

Автор: Мади Алимов

Источник: Central Asia Monitor

Редактор: Бывает И Хуже


tiauanako1982

27.01.18 15:29

"Понимают ли государственные мужи, восседающие в кабинетах профильного министерства, что они творят?" Есть некое подозрение, что не совсем.
Местные советские и постсоветские феодалы не понимают или им всё равно.
Умные руководители понимают. Но при этом продолжают гнуть свою линию. Из чего проистекает простой, но неприятный вопрос: если они понимая процесс убивания своего образования, но всё равно продолжают его убивать - не предатели ли они?
А вот тут, господа казахи, разбирайтесь сами.


argus98

27.01.18 17:12


"..эмигрантскими настроениями вследствие непродуманных шагов по реформированию системы образования вообще и школьного в частности
"(c) - автор весьма ловко смешивает школьное и вузовское образование...
Если выпускники казахстанских школ успешно поступают в российские ВУЗы (причём в немалых кол-вах, порядка 70-80 тыс. человек, из статьи) - значит со школьным образованием в Казахстане не всё так плохо..
А проблемы с вузовским образованием - так они и во времена СССР были. Пусть и в меньших количествах, но были. Куча народа с Казахстана ездила учиться в Россию.
Вывод, что недостатки ВУЗов выливаются в эмигрантские настроения - просто смешно. Причины эмиграции прежде всего экономические и политические. Повысьте уровень ВУЗов до максимально возможного - и вы получите эмиграцию не до ВУЗа, а после ВУЗа. Вот и вся разница...


Око

27.01.18 19:45

Правильно понимаю - "Туран" это ж "казахско-турецкий лицей" который? И одноимённый ВУЗ? Хренасе, расклад.

А так, чего. Вся унутренняя политика независимого РК довольно долго была направлена на выдавливание инородцев. "Русские уедут - мы и заживём" (с). Ну, кто в теме, понял, про чо я.

Немцы уехали. Евреи тожа почти. Русские наполовину. Щастья всё нет. Даже к самым упоротым нацменам начинают закрадываться подозрения, что дело было не в белоухих соседях.

Странно, что куча ников с домена kz, гужующихся тут в крайнее время, не набежала толпой с разоблачительными камментами. В КНБ их явно могут лишить премии за такой просёр)

Изменен: 27.01.18 19:47 / Око


argus98

27.01.18 19:49

> Око - татар (не крымских) в Казахстане тоже полным-полно. И тоже уезжают

Око

27.01.18 20:19

2 argus98, RU 27.01.18 19:49

С татарами всё сложней. Их втуда ещё Екатерина Вторая засылала. Улемов. Чтоб местные племена окончательно впитали ислам.

У казахов кроме трёх жузов и торе (потомков Чингизидов) есть ещё и такая отдельная "каста" - кожа. Потомки проповедников ислама в степи. Вроде как, арабских. Но по факту, как я понял, всех остальных тоже.

А "советских" татар там всё-таки не так много. Десятки тысяч. Как белорусов, к примеру.


Бывает И Хуже

28.01.18 06:24

> argus98


"..эмигрантскими настроениями вследствие непродуманных шагов по реформированию системы образования вообще и школьного в частности
"(c) - автор весьма ловко смешивает школьное и вузовское образование...
Если выпускники казахстанских школ успешно поступают в российские ВУЗы (причём в немалых кол-вах, порядка 70-80 тыс. человек, из статьи) - значит со школьным образованием в Казахстане не всё так плохо..
А проблемы с вузовским образованием - так они и во времена СССР были. Пусть и в меньших количествах, но были. Куча народа с Казахстана ездила учиться в Россию.
Вывод, что недостатки ВУЗов выливаются в эмигрантские настроения - просто смешно. Причины эмиграции прежде всего экономические и политические. Повысьте уровень ВУЗов до максимально возможного - и вы получите эмиграцию не до ВУЗа, а после ВУЗа. Вот и вся разница...
дело в том, сто русскоязычные в рк больше не заканчивают школу. учатьс до 8 класса и отправляются в коледж в россию. это стало массовым явление с прошлого года, когда сделали обязательным экзамен по казахскому. только 5% русских в казахстане знают казахский и это действительно проблема.
с казахско-турецкими лицеями проблема в том, что они финансируется гуленом, тем самым которого обвиняют в перевороте в турции. ситуацию осложняет то, что 30% молодых чиновников, которые рано или поздно займут должности своих начальников, их закончили.


delta

28.01.18 10:47

Я так пронимаю,что критикуемые в статье казахские новации в области образования = это переход РК на латиницу?

magyar

28.01.18 11:05

> Бывает И Хуже

с казахско-турецкими лицеями проблема в том, что они финансируется гуленом, тем самым которого обвиняют в перевороте в турции. ситуацию осложняет то, что 30% молодых чиновников, которые рано или поздно займут должности своих начальников, их закончили.
Вот так дальновидно и исповдоль готовятся на деньги США цветные революции. Украину прохлопали, теперь на очереди Казахстан. А Медведева занимает только то, что ВУЗы России будут зарабатывать и у нас будут оставаться выпускники. А на то, что в Казахстане очень незаметно подготавливается взрыв, в России почему-то не обращают внимания, не проводят никакой встречной работы. Неужели ещё не достаточно "сюрпризов" получили от "демократизаторов" и ЦРУ?


т-кк

28.01.18 11:59

magyar: Неужели ещё не достаточно "сюрпризов" получили от "демократизаторов" и ЦРУ?

Не "сюрпризов", а подарков. Нехай дальше взрывают.


Око

28.01.18 12:17

2 magyar, RU 28.01.18 11:05

Да прекращай. Гугли "Алтынбек Сарсенбаев". Или "Сарсенбайулы". Был у них такой. Истовый демократ. Покойный Рахат Алиев его отправил к Аллаху без всяких церемоний.

Был ещё один деятель из "Техаса". Нуркадилов. Бывший министр. Как заигрался - так сразу тремя пулями самоубийством покончил. И все в цель, что характерно.

Сам зять всея Казахстана тоже уже знамо где.

А когда настоящих буйных мало (с). То не взлетит, не.

Казахстан это всё же Азия. Но не такая дикая, как у киргизов, не. Посему любые цветные ливалюционеры быстро закончатся. В безымянных ямах в бескрайней степи. Или в безлюдных ущельях Алатау какого.

Максимум "цветнины", которые потянет РК, это как в Актау тогда. Казахский бунт. Ещё более бессмысленный и гораздо более беспощадный чем русский. С заваливанием ёлки на площади и огребанием п***лей от органов.


т-кк

28.01.18 12:36

.
Казахское образование - лишь следствие настоящих, фундаментальных проблем лимитрофов - мелкость, ограниченность экономик и неожиданное обретение этносами самостийности.


youRA

28.01.18 21:37

Особенно много уезжающих в Штаты. Среди них есть и казахи.

Вот это самые продуманы, чего менять корыто на корыто, нефиг делать в этой России!
Go States!
Вообще хочу поехать на неделю в Казахстан, поиграть в кокпар, правда не нашел пока ни одного контакта.

Изменен: 28.01.18 21:41 / youRA


zizmo

29.01.18 10:01

> magyar
> Бывает И Хуже
с казахско-турецкими лицеями проблема в том, что они финансируется гуленом, тем самым которого обвиняют в перевороте в турции. ситуацию осложняет то, что 30% молодых чиновников, которые рано или поздно займут должности своих начальников, их закончили.
Вот так дальновидно и исповдоль готовятся на деньги США цветные революции. Украину прохлопали, теперь на очереди Казахстан. А Медведева занимает только то, что ВУЗы России будут зарабатывать и у нас будут оставаться выпускники. А на то, что в Казахстане очень незаметно подготавливается взрыв, в России почему-то не обращают внимания, не проводят никакой встречной работы. Неужели ещё не достаточно "сюрпризов" получили от "демократизаторов" и ЦРУ?
Цитироваю с пометками: "Экспорт образования —
!!! это не только и даже не столько возможность для университетов заработать, !!!
1) это, прежде всего, один из сильнейших факторов межличностных коммуникаций,
2) расширения культурных контактов,
3) привлечения в национальную экономику наиболее талантливых людей,
4) которые в ней _могут и_ остаться".
ИЧСХ, по одному комментарию и одной фразе Медведева Вам удалось вскрыть все изощренное коварство гуленовцев и лопоухую безалаберность нашего МИДа, внешних разведок и и прочее.
Решпект, чо...


diversant777

31.01.18 12:05

Ничего нового в статье не прочел.
В бытность мою студентом, в ВУЗах славного города Томска (начало 2000-х) студентов из Казахстана (и, кстати, не только оттуда, но и из ряда иных республик б. СССР) было невероятно много. Преимущественно, конечно, славян, но хватало и, непосредственно, казахов (были и среди знакомых таковые - нормальные, кстати, ребята).
И все они, вне зависимости от национальности, разреза глаз, цвета волос и пр. преследовали одну четко определенную цель - остаться после учебы в России. Причем, любыми доступными путями. Девочки, так те, естествнно, в первую очередь старались выйти замуж за гражданина России. Отсюда, девочка из Казахстана никогда не дружила с парнями не из России, и наоборот (не в ущерб чьему либо имиджу но из песни слов не выкинешь), парням, жителям России, от девочек из Казахстана позволялось практически все - только дай ей надежду зацепиться.
Ну и, само собою, такие цеплялись за любую возможность остаться в аспирантуре, заключить контракты на любую, пусть даже не самую интересную работу (и в это время настойчиво оформлялись документы на гражданство РФ). Домой в Казахстан, после учебы, возвращались только совсем уж полные неудачники.
Объяснялось все это ребятами из Казахстана просто: !) русским в конце 90-х - начале 2000-х в Казахстане жилось реально трудно и сложно, 4) среднедушевой достаток в России был все же и на тот момент несколько выше, 3) уровень высшего образования в России на тот момент был все же выше чем в ВУЗах Казахстана (во всяком случае у них было такое устойчивое мнение) и диплом российского ВУЗа "весил" гораздо больше аналогичного из казахского ВУЗа. В результате, те ребята из Казахстана с которыми общались более менее часто - все же остались в России и сегодня наши полноценные сограждане.
Судя по статье - не поменялось вообще ничего - ну, разве что, поток студентов в Россию немного возрос. Если поток молодежи возрос - значит увеличился поток уезжающей из Казахстана перспективной молодежи, значит высшее образование там, действительно, как и говорит статья - в упадке.
Другая сторона медали - применительно к нам. Судя по отдельно наблюдаемым тенденциям, в России (лично у нас в Сибири) все больше молодежи стараются поступить в ВУЗы Москвы или Питера (в наше время такие случаи были едва ли не единичны) - что говорит уже как бы не совсем в пользу местных ВУЗов. Ну уж про массовые тенденции людей более менее " при власти и средствах" отправлять своих отпрысков на учебу в Европу и США намекает на уровень Российского образования в целом. Медведев вон тоже, своего отпрыска, хотя оставил учиться в России, но ведь не отдал его в какой нибудь там политех или сельхоз.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям