Сможет ли ПД-14 спихнуть американский движок с крыла МС-21?

03.07.21 03:30

Наука, техника, образование

Интересное наблюжение: эмбарго на поставку движков Pratt & Whitney в Россию США так и не ввели. При это после публикации отчета о сертификации ПД-14  последовала мнгвенная реакций - «ОДК-Авиадвигатель» попал под санкции.

Корпорация «Иркут» произвела подготовку сборочного производства Иркутского авиазавода (ИАЗ) под серийный выпуск МС-21 («Магистрального самолёта XXI века»). Уже в 2022 году запланировано поставить авиакомпании «Россия», входящей в группу «Аэрофлот», первые шесть серийных самолетов МС-21-300.

«Иркут» будет предлагать авиакомпаниям как МС-21-300 с американскими двигателями PW1400, так и МС-21-310 – с российским ПД-14. Сейчас обе модификации проходят программу испытаний, сертификация американского варианта намечена в срок до конца этого года, пермского – на 2022 год.

Какая комплектация МС-21 окажется более востребованной с ПД-14 или PW1400G?

Как бы не хотелось, но при любом разговоре о МС-21 невозможно уйти от сравнения ПД-14 и PW1400G.

Газотурбинные двигатели – это бесконечная борьба за мощность, топливную эффективность, экологичность и малошумность и ПД-14 – первый авиационный конкурентоспособный маршевый двигатель, созданный в современной России.

Двигатель ПД-14 сразу проектировали на диапазон тяг от 12,5 до 14 тонн. Он предназначен для двух вариантов самолета МС-21: МС-21-300 и МС-21-200. Двигатель для МС-21-200 получается путем перепрограммирования электронного регулятора двигателя ПД-14.

Современная авиация – это элитный клуб четырех стран - России, США, Великобритании и Франции - которые имеют технологические, научные, финансовые, производственные и человеческие ресурсы полного цикла создания современных газотурбинных двигателей. Конкурентная борьба в этом клубе происходит постоянно и словом и делом.

Как известно, двигатель нового поколения создается в полтора-два раза дольше планера самолета, а над двигателем ПД-14 начали работать на пять лет позже старта работ по МС-21 – в 2005 году. И в ряде случаев в рамках ОКР пришлось создавать не опережающий, а догоняющий научно-технический задел. Что привело к задержкам с утверждением типовой конструкции двигателя. В связи с этим пришлось перенести срок сертификации ПД-14, и первый полет МС-21 осуществился не с российским двигателем, а с американским PW1400G.

Эксперты отмечают, что вероятно ПД-14 будет несколько уступать PW1400G в экономичности. Но нельзя не отметить меньшие массу и диаметр ПД-14, а значит, и меньшее внешнее аэродинамическое сопротивление силовой установки. Кроме того, у ПД-14 ниже температура газа перед турбиной, что упрощает достижение заданных показателей надежности и ресурса.

К тому же ПД-14 заметно дешевле западного конкурента и, по предварительным оценкам, будет иметь меньшие затраты на техническое обслуживание и ремонт.

В целом, что немаловажно для авиакомпаний-эксплуатантов, предполагается, что эксплуатационные расходы ПД-14 будут на 14-17% ниже существующих аналогичных двигателей.

По данным пресс-службы производителя, в настоящее время в цехе окончательной сборки Иркутского авиазавода (ИАЗ) находятся два фюзеляжа, к одному из которых пристыкована консоль крыла, выполненная из отечественных композиционных материалов.

Секции фюзеляжа еще трех самолетов находятся в агрегатной сборке. Запущено производство длинноцикловых деталей и узлов на следующие самолеты. Там же, в Иркутске, находится наиболее интересующий пермяков опытный самолет МС-21-310, оснащенный двигателями пермского производства ПД-14.

По сообщению «Иркута», лайнер выполняет полеты в рамках программы заводских доводочных испытаний. Вскоре он выполнит перелет в Ульяновск на покраску, а затем в Жуковский, где примет участие в авиасалоне МАКС-2021. После чего программа летных испытаний будет продолжена.

Роман Барский

Источник: Наука и Техника

Редактор: Dmitriy427


Аббе

03.07.21 05:47

Как шаг спасения авиации России ПД-14 замечателен. В первую очередь - фактом существования и запуском в производство.
Критически важный вопрос - что стало причиной проектного снижения температуры газа перед турбиной? Из этой температуры и давления потом проистекает КПД двигателя, расход топлива на км*пассажир(тонна груза).
Если это сознательное решение для исключения рисков провала - одни расклады.
В этом случае - известны методы доведения следующей версии ПД до желаемых и конкурентоспособных по расходу топлива.
Правда тут же возникнут вопросы "а сколько стоит поддержание работоспособного состояния двигателя везде и всюду".

Если есть НЕвозможность создания технологий высоких параметров газа перед турбиной в версии гражданского самолёта и ресурсов, в разы больше, чем у военных - расклады сильно другие.

Собственно эта вилочка "влево или вправо" и определит очень многое на десятилетия вперёд.
Собственно отсюда же всплывёт и тема общего с Китаем тяжёлого транспортного самолёта. Без ПД-35 ему в небе делать нечего. А параметры ПД-35 обозначены его опорным образцом в виде ПД-14.
В любом случае тяжёлый транспортник станет решением более политическим, чем экономическим.
Пока что не слышно про дефицит самолётов на рынке. И главным в решении "сделать свой самолёт" будет именно его суверенность.
Поставят ли китайцы такую цель?
При том точно понимая, что двигатели то всё равно не китайские.
Если же согласятся на массовое производство ПД-35 "для Китая" в России - что, какую политическую оплату они смогут выколотить из России за такой огромный рынок.
Деньги за двигатели, деньги за поддержание их в исправном состоянии, там много чего будет.
И сам факт, что на китайские деньги будет создан комплекс по массовому производству двигателей в России - это уже огромная оплата за сам факт существования российского двигателестроения "здесь и сейчас".
Переодеть на них китайскую версию Ил-76, создать стратегические бомбардировщики нового поколения, создать стратегический флот транспортных самолётов, включая и супертяжеловозы - вот возможности для Пекина. Создавать именно здесь, именно сейчас.
Не останавливаясь перед тем, что двигатели не свои. С постановкой задачи сделать замену ерез 20-30 лет.
На какую цену, выплачиваемую России, они готовы пойти для решения такой задачи? И какую цену они стрясут с России.

Из Мотор Сича они вытянули всю документацию, скорее всего и существенную часть обученных кадров. На что их сориентируют? На развитие советских двигателей, из 1985 года? На освоение росссийских, из 2022 года?
Недавно на Афтершоке мелькнула статья про китайский самолёт Комак-929. Автор утверждал, что самолёт "сертифицировать нельзя".
То есть, самое мощное по экономике в мире государство висит в авиации с отставанием на 30-40-50 лет.
**********************************************************
Вот от их решения и будет зависеть в России многое, очень многое, неприятно многое.


Dmitriy427

03.07.21 06:56

При той же тяге двигатель имеет меньшие габариты, массу и больший расчётный ресурс. По моему - не плохо. Небольшое отставание по экономичности, если оно есть (вроде бы, Пермские Моторы наоборот от 10, до 15 процентов преимущества ПД-14 заявляли), очевидно, не критично и вполне может быть устранено в процессе доводки двигателя. Но вот на вопрос: "сможет ли он стать единственным для МС-21", ответить положительно будет невозможно, пока у ОДК нет собственной сети сервисных центров по всему миру.

Alanv

03.07.21 09:22

"Двигатель ПД-14 сразу проектировали на диапазон тяг от 12,5 до 14 тонн. Он предназначен для двух вариантов самолета МС-21: МС-21-300 и МС-21-200. Двигатель для МС-21-200 получается путем перепрограммирования электронного регулятора двигателя ПД-14."

Интересно, если это ТОЛЬКО электронный регулятор, то прямо в полёте (ну или хотя бы перед ним) такое можно организовать? Надо тяги побольше (например, загружен под завязку) - 14 тонн. Надо поэкономичнее - 12.5...


ti-robot

03.07.21 18:51

2 Alanv
Нельзя.
Хочешь экономии в полете - сбрось "газ", а настройки отсечки делают на заводских испытаниях.


т-кк

03.07.21 21:16

`
"Интересное наблюдение: эмбарго на поставку движков Pratt & Whitney в Россию США так и не ввели."
----------------------------------------------

Интереснее было бы знать - почему?
Крутится в РФ в 93-го, наверное, глубокие корни пустила, обзавелась лоббистами своих интересов. Да такими, что не боятся поперёк самому Чемезову.

Фамилии, явки, адреса, как говорится.



Alanv

03.07.21 22:02

Ну так обратитесь в ФБР, вам там дадут адреса этих американцев:) Правда неясно, с чего "поперёк Чемезову", но это пусть будет "вашей тайной":)
А по делу - всё понятно - кто ж рынок будет упускать. Как наши с РД-83, так и американцы.
Вообще-то, как я понимаю, это даже выгодно для экспорта наших самолётов. Кто захочет (или кому нужно) - с пендосскими, кто захочет - с нашими движками, оба - сертифицированы.


т-кк

03.07.21 22:31

`
Читать умеете, или только транслировать свои гаденькие эмоции с бабушкиной завалинки?

Для особо одарённого в третий раз:
"Интересное наблюжение: эмбарго на поставку движков Pratt & Whitney в Россию США так и не ввели. При этом после публикации отчета о сертификации ПД-14 последовала мгновенная реакций - "ОДК-Авиадвигатель" попал под санкции."

Выгодно продавать, продвигать самое дорогое, высокотехнологичное - движки и начинку, а не планер, которые даже китайцы научились штамповать.
Для Чемезова, может, и планер - потолочный результат, но не для страны. Планер можно совместно, с кем угодно.




Dmitriy427

03.07.21 22:45

>> Интереснее было бы знать - почему?


Потому, что PW1400G сделан специально под МС-21 и продать его больше некому. При наличии российского аналога, это были бы санкции исключительно против "Pratt & Whitney".


т-кк

03.07.21 22:48

> Dmitriy427
>> Интереснее было бы знать - почему?


Потому, что PW1400G сделан специально под МС-21 и продать его больше некому. При наличии российского аналога, это были бы санкции исключительно против "Pratt & Whitney".

А вас это почему волнует?


Dmitriy427

03.07.21 22:54

Не думаю, что так уж сильно волнует. Но ускоряет продвижение проекта на международный рынок и создаёт предмет для торга со Штатами.

т-кк

03.07.21 23:00

`
Торг со штатами - это когда взаимные санкции, тогда есть предмет для торга, а то кинули с композитами - с рук сошло, теперь с движками и опять молчок. Даже "Науке и технике" стало интересно, потому и отреагировал.


Dmitriy427

03.07.21 23:04

Что именно случилось "теперь с движками"? Они их исправно поставляют, в отличии от композитов. Думаю, кинули они, в итоге, собственных производителей, ну и джапов.

т-кк

03.07.21 23:08

Пордоньте, сучилось с "ОДК-Авиадвигатель" - мгновенно попал под санкции.


Dmitriy427

03.07.21 23:12

Попало и попало, ему от этого не жарко и не холодно, по большому счёту, поскольку на западе это КБ не кредитуется.

т-кк

03.07.21 23:20

`
Зато кредитуются те, кто покупает.
А ОДК, конечно, пофигу, чай не частная компашка, деньги государственные.



Dmitriy427

03.07.21 23:25

Именно поэтому, я и говорил о том, что возможность заказать МС-21 с амерскими движками "ускорит продвижение проекта на международный рынок". Вместе с их развитой сервисной сетью, разумеется.

т-кк

03.07.21 23:51

`
Планер - банальность и в этой части, может, и отобьются затраты, а вот движки, самая затратная часть, - под большим вопросом.



Dmitriy427

04.07.21 00:06

Нет никаких вопросов, есть предварительный портфель заказов на МС-21-310, для российских перевозчиков, Ирана, Северной Кореи и Кубы. Для начала серийного производства - более, чем достаточно.
P.S. Там же будут Белоруссия, Сирия, Венесуэла, Ангола, в ближней перспективе. Если движки и самолёт в целом хорошо себя зарекомендуют, и ОДК не затянет с созданием сервисной сети, подтянутся Индия, Египет, Китай, Казахстан, как минимум.


Никто

04.07.21 17:48

> т-кк
`
Читать умеете, или только транслировать свои гаденькие эмоции с бабушкиной завалинки?

Для особо одарённого в третий раз:
"Интересное наблюжение: эмбарго на поставку движков Pratt & Whitney в Россию США так и не ввели. При этом после публикации отчета о сертификации ПД-14 последовала мгновенная реакций - "ОДК-Авиадвигатель" попал под санкции."

Выгодно продавать, продвигать самое дорогое, высокотехнологичное - движки и начинку, а не планер, которые даже китайцы научились штамповать.
Для Чемезова, может, и планер - потолочный результат, но не для страны. Планер можно совместно, с кем угодно.
Читать не умеете вы. Может и умеете, но все передергиваете ради того чтобы пердануть в сторону России.
Амеры не ввели санкции против движков Pratt & Whitney, но ввели санкции проотив ПД-14. Логика их действий ясна и младенцу. Но вам захотелось приплести сюда Чемезова. Ради этого вы сочинили свою хренотень. Голову поправьте, навальныш вы наш.


_STRANNIK

04.07.21 18:42

Нормально все с МС-21. На внутреннем рынке. И будет еще нормальней. Не торопясь . А на внешнем - глубоко по-фигу, есть или нет сертификация ПД-14...ИМХО.

Dmitriy427

04.07.21 19:10

Сертификат типа ИКАО - не формальность, ПД-14 его получил в 2018-м и дополнение к сертификату по выбросам вредных веществ, в 2020-м. Иначе российские перевозчики совсем не рвались бы закупать магистральный самолёт, не годный для международного авиасообщения.

_STRANNIK

04.07.21 20:00

> Dmitriy427
Сертификат типа ИКАО - не формальность, ПД-14 его получил в 2018-м и дополнение к сертификату по выбросам вредных веществ, в 2020-м. Иначе российские перевозчики совсем не рвались бы закупать магистральный самолёт, не годный для международного авиасообщения.
Я полагаю , Вы прекрасно поняли, что имелось ввиду. Именно поэтому в ЕС если и будет летать МС-21 то непременно с моторами от Pratt & Whitney...


Dmitriy427

04.07.21 20:36

Российские перевозчики будут без проблем летать в ЕС на МС-21-310. Белорусские, например, не смогут и на Боингах и Эйрбасах, видимо.

Аббе

04.07.21 21:10

> _STRANNIK
> Dmitriy427
Сертификат типа ИКАО - не формальность, ПД-14 его получил в 2018-м и дополнение к сертификату по выбросам вредных веществ, в 2020-м. Иначе российские перевозчики совсем не рвались бы закупать магистральный самолёт, не годный для международного авиасообщения.
Я полагаю , Вы прекрасно поняли, что имелось ввиду. Именно поэтому в ЕС если и будет летать МС-21 то непременно с моторами от Pratt & Whitney...
Иранский лайнер МС-21 с двигателями ПД-14 не пустят в ЕС?


baban

05.07.21 20:27

_STRANNIK - "Именно поэтому в ЕС если и будет летать МС-21 то непременно с моторами от Pratt & Whitney..".

Мне кажется такого не будет. Если ПД-14 будет сертифицирован то оказание Европой предпочтения американцу можно расценивать как предвзятый подход. После этого ничего не будет мешать высосать из пальца любую причину и пропускать через воздушное пространство РФ только самолёты аналогичного класса с ПД-14 .


XP Best

09.07.21 17:42

Ссылка

Dmitriy427

09.07.21 23:17

В статье, как обычно, в набросах от ЭксПи, враньё тщательно дозировано и перемешано с правдой. Начать с того, что в паблике нет цифр по удельному расходу топлива ПД-14, лишь декларируется преимущество в 10-15 процентов над существующими аналогами. Продолжить можно тем, что НК-93 - капотированный ТВД, имеет эффективные параметры тяги в диапазоне скоростей характерных (внезапно) для турбовинтовых же двигателей. Т.е. на требуемых скоростях в 700-800 км/ч (которые не может поддерживать в крейсерском режиме, для широкофюзеляжного самолёта) заведомо и много проигрывает по топливной эффективности современным ТРДД, с аналогичной взлётной тягой. О габаритах и международной сертификации, по шумности и выбросам, вовсе молчу. Соответственно, двигатель совсем не подходит для ремоторизации ни Ан-124, ни тем более низкоплана - Ил-96. Наброс старый и со всех сторон рассмотренный уже. Ссылка
P.S. Аналогу Ан-12 (большой транспортник ВТА, имеющий возможность использовать грунтовые полосы) НК-93 зашел бы, наверное, после 5-10 лет государственно финансируемой доводки до ума турбины и редуктора, но у нас таких самолётов не выпускается и в проектах их нет.


USSR2

10.07.21 13:43

А ОДК - точно Российская компания? Ей действительно нужно ПД-14 производить и ставить на российские самолёты? Или ей в основном нужны всякие хитрые финансовые показатели и отчетности из тех что обычно в договорах пишут мелким шрифтом? Мало ли айпио им нужно какое-нибудь? Лет 5 назад один такой руководитель признавал, что МС-21 можно будет производить, если его удастся продавать на Западе... Нахрен тогда им эти МС-21? И нахрен им эта топливная эффективность? У руководства ОДК где детишечки учатся? В британских колледжах? Любопытно это всё узнать!

Ёпрст

15.07.21 16:02

> Dmitriy427
>> Интереснее было бы знать - почему?


Потому, что PW1400G сделан специально под МС-21 и продать его больше некому. При наличии российского аналога, это были бы санкции исключительно против "Pratt & Whitney".
PW1400G это просто одна модификация и PW он используется с 2016 года на аирбасах, Ембайер, мицубиси.


liv444

16.07.21 13:14

USSR2, RU10.07.21 13:43А ОДК - точно Российская компания? Ей действительно нужно ПД-14 производить и ставить на российские самолёты?
******

Точно Российская.
Причем "финансовые вливания" в ОДК под чутким взором "проклятого мебельщика Табурекина" уже дали свои "плоды", как нигде больше.
Вам перечислять или сами найдете?

Еще пара-тройка лет такими темпами, даже самые упертые "ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу" ...
Будут просто ахреневать от того, насколько ... "профессионализм нашего (ОДК) растет на глазах изумленной публики"(ц)

А пока, для общей эрудиции, почитайте вот это: Ссылка
Я вполне слежу за темой ОДК и регулярно посещаю сайты его предприятий, но ...
Таки от новостей про ГТД-110М охренел даже я.


USSR2

19.07.21 18:12

liv444, RU
По ссылке в основном бла-бла про сертификацию, рыночные сегменты, рыночные ниши, концентрацию капитала и т.д. - короче Ремизов по ушам поездил телезрителям. Какой ещё ГТД-110м???? Ни одного ведь завода не построили... Где хоть все эти чудеса технологий? Вкруг ни одного специалиста не вижу))) Одни маркетологи и менеджеры! И тут вылезаете Вы и рассказываете удивительные вещи!


liv444

20.07.21 12:23

USSR2, RU19.07.21 18:12
Какая там ГТД-110М?
*********

Вот эта самая. Читайте ссылку: Ссылка
Которая прошла все виды испытаний и опытно-промышленную эксплуатацию на Ивановской ПГУ.
Ранее обещались начать поставки в 2022 году.

И вот ... Из того интервью, которое я Вам предложил к прочтению ране, стало известно, куда конкретно будет осуществлена поставка в 2022 году.
Читаем:
На "Ударную" в Краснодарском крае планируется поставка в 2022 году. Дальнейшие поставки будут идти в основном в рамках правительственной программы модернизации ТЭС ДПМ-2. Так, в апреле ГТД-110М прошли конкурсный отбор на модернизацию Новочеркасской ГРЭС "Газпром энергохолдинга" со сроком поставки оборудования в 2025–2026 годах.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
USSR2, RU19.07.21 18:12
Ни одного ведь завода не построили ...
*******

Существующих Заводов в ОДК ... более чем достаточно.
И на них идет Ачешуительная Модернизация.
Вы лучше поинтересуйтесь.

И Производственная Программа на каждом из этих Заводов - Более чем Реальная..
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
USSR2, RU19.07.21 18:12
Где хоть все эти чудеса технологий?
******

Так в ходе этих Модернизаций Производств на тех Заводах и они и внедряются.
Вплоть до промышленных серий ДСЕ для авиадвигателей в 3D-печати.
Это производство называется Центр аддитивных технологий и размещено оно на площадке ММП им. Чернышева (г. Москва)

А там и в Перми, и в Уфе, и в Рыбинске, и в Питере, и в Самаре, да практически везде в ОДК ... модернизации производств, и глобальные, и локальные ...
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
USSR2, RU19.07.21 18:12
И тут вылезаете Вы и рассказываете удивительные вещи!
************

Так Вы поинтересуйтесь ... Влезте в "тему" ... Сами от все происходящего "удивитесь".

И куда только денется Ваше ... "в основном бла-бла"(ц)




Dmitriy427

20.07.21 12:47

Вообще-то, как минимум есть новый завод ПАО "ОДК-Сатурн", в Рыбинске, по производству и обслуживанию гражданских газотурбинных двигателей с 2014-го года и новое производство лопаток ГТД, там же, с 2019-го. Есть новое совместное предприятие GE и "Интер РАО" (строилось совместно с ОДК) "Русские Газовые Турбины". Введены в строй и строятся прямо сейчас много мощностей в Перьми, на "ОДК-Пермские моторы" Ссылка , в Самаре, на "ОДК-Кузнецов" Ссылка и в Питере, на "ОДК-Климов" Ссылка . Помимо ОДК, есть ещё и СТГТ, новое совместное предприятие Siemens и "Силовых машин". По-моему, известная проблема с "муховосприятием" у человека.

King3214

31.07.21 21:47

Эти двигатели нужны "Газпрому", для новых газоперекачивающих станций.
Он же за них и платит.
То, что эти двигатели можно использовать и в авиации - бонус от капитализма "с русским лицом".


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям