04.06.23 18:10
ШОС и ситуация в Азии
Саммит «Центральная Азия — Китай» в Сиане не оставил никого равнодушным. Его значение и достигнутые договоренности, сложно переоценить — они имеют принципиальное значение для региона Центральной Азии, Китая, России и намечают пути дальнейшего геополитического противостояния во всем мире. И не зря саммит в Китае совпал с 49-м саммитом «Большой семерки» (G7), который прошел в эти же дни (19–21 мая) в Японии.
По факту мы имеем дело с еще одной фиксацией окончательного разделения мира на две части. Но любопытно другое.
«Всё пропало!»
В Центральной Азии синофобские настроения практически преодолены. Где-то самим обществом и экспертным сообществом, которые осознают значимость развития отношений с восточным соседом, а где-то — не без участия силовых органов, как в Казахстане, где были пресечены акции протеста прозападной оппозиции под антикитайскими лозунгами.
В России же, несмотря на очевидные для любого объективного наблюдателя сближение и наличие договоренностей с Китаем, антикитайские настроения сильны. Речь идет не только о СМИ и социальных сетях, которые во многом отражают настрой простого общества в том числе, но и среди экспертов, и среди представителей власти на различных уровнях.
Доходит до смешного, даже раскручиваемые тезисы в российских социальных сетях полностью совпадают с основным темником прозападных журналистов в Центральной Азии.
Речь идет об оценке последствий решения о строительстве железной дороги Узбекистан — Кыргызстан — Китай, которое было еще раз подтверждено на прошедшем форуме и является ключевым инфраструктурным проектом Китая в реализации стратегии «Один пояс — один путь».
Критические оценки итогов саммита преимущественно и касаются железной дороги, которая должна обеспечить поток товаров из Китая в Европу в обход России и тем самым привести к конфликту интересов двух держав. Из патриотического сегмента медиа доносятся традиционное «все пропало!» и «Китай переиграл Россию».
«Хочешь разбогатеть — построй дорогу»
Проект строительства этой дороги обсуждается последние 20 лет. Позиция России по этому вопросу не была ясной и никогда прямо не озвучивалась. Однако очевидно, что геополитические реалии последних лет подтолкнули Пекин и Москву к стратегическому союзу.
Уже в сентябре 2022 года в Самарканде на саммите ШОС был подписан трехсторонний Меморандум о взаимопонимании по строительству 454-километровой железной дороги Узбекистан — Кыргызстан — Китай.
Вслед за саммитом ШОС, где присутствовали лидеры всех стран Центральной Азии, прошла встреча тет-а-тет Владимира Путина и Си Цзиньпина 20–22 марта в Москве, где они ударили по рукам и договорились о совместном взаимодействии по всем направлениям.
Глупо было бы предполагать, что во время последней встречи не обсуждались и не согласовывались наиболее значимые инициативы и решения двух государств в столь значимом для них регионе, как Центральная Азия.
В западных СМИ эту дорогу любят преподносить как путь в обход России, попавшей под санкции. Но в реальности Россия пока что только увеличивает торговые связи с Китаем, установив в этом году новый рекорд — 153 млрд долларов за 10 месяцев 2022 года, что на 33% больше такого же периода прошлого года.
Поэтому Россия сама заинтересована в новых логистических цепях для торговли с Китаем. И значимая часть будущих грузов по новой дороге пойдет в конечном итоге или в Россию, или через Россию в том числе.
Узбекистан поддерживает экономические связи и с КНР, и с РФ. Москва и Пекин — это два ведущих экономических партнёра Ташкента, и там стремятся нарастить экономические выгоды от возможных потоков, одновременно проявляя наибольшую самостоятельность под давлением западных санкций.
Выгоду получает и Киргизия — проектный офис дороги будет размещён в Бишкеке, а это новые рабочие места плюс развитие транспортных сетей.
В то же время проект в свое время оценил и президент Азербайджана Ильхам Алиев, который подчеркнул, что новая железная дорога станет частью Среднего коридора, или Транскаспийского международного транспортного маршрута, который пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан и будет способствовать росту торговли.
Президент Кыргызстана во время нынешнего саммита озвучил китайскую поговорку: «Хочешь разбогатеть — построй дорогу». Садыр Жапаров заявил, что драйвер роста экономик Центральной Азии — развитие регионального транзитного, транспортного и логистического потенциала. Он рассказал о важности строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан.
Геополитический контекст
«Претворение в жизнь этого стратегического проекта выведет регион из транспортного тупика, соединит около 4 млрд людей, расширит географию перевозок из Азии через Турцию в Европу, в регион Ближнего Востока, Ирана, страны Персидского залива и Северной Африки», — сказал Жапаров лидерам Китая и стран Центральной Азии.
Реализация проекта железной дороги станет также значительным шагом по сближению Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), где первую скрипку играет Пекин, и Евразийского экономического союза, где определяющее влияние имеет Москва.
Китай при реализации своей стратегии рассматривает в центральноазиатском макрорегионе Россию, Иран и Пакистан в качестве своих союзников. Это страны с населением в десятки миллионов, выходом к морям, две из них обладают ядерным оружием. Они способны заменить Турцию и другие страны в поставках сельскохозяйственной продукции на рынки стран ШОС. Именно продовольствие — козырь России в этом раскладе.
По итогу ЕАЭС и ШОС в ближайшие годы имеют все шансы для слияния с прицелом на расширение минимум на два континента — Евразию и Африку.
Реализации данного крупного инфраструктурного проекта предшествовали и попытки дестабилизации региона. Здесь явно прослеживаются интересы США сорвать создание дополнительного маршрута логистики для своего основного конкурента — Китая.
Речь идет о массовых протестах в Каракалпакстане (Узбекистан), которые в значительной степени координировались посредством социальных сетей из-за рубежа, и в том числе из соседнего Казахстана; волнениях в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана; приграничных конфликтах Кыргызстана и Таджикистана; «Кемпир-Абадском деле» в Кыргызстане, когда прозападные активисты на волне националистических настроений пытались организовать массовые беспорядки; январских события 2022 года в Казахстане и многих других попытках спровоцировать напряженность.
В дополнение к угрозе внутренней или пограничной дестабилизации для всего региона сохраняется угроза со стороны Афганистана.
При этом помимо военно-политических факторов особая роль в атаках на новый транспортный маршрут отводится информационной сфере. Попытки разогреть противоречия между Москвой и Пекином удивительным образом обнаруживают единый темник как в странах Центральной Азии, так и в самой России.
«Не слушайте речи провокаторов»
Ярким эпизодом этого информационного противостояния стала деятельность прозападных медиаактивистов в дни открытого вооруженного противостояния на границе Кыргызстана и Таджикистана (сентябрь 2022 года).
Основные фейки и провокации в СМИ и социальных сетях тех дней сводились к тому, что Россия якобы выступает против строительства железной дороги Узбекистан — Кыргызстан — Китай и ради этого «натравила» своего «цепного пса» Эмомали Рахмона на славный народ Кыргызстана.
Тем более что повод для таких вбросов оказался идеальным: вооруженное вторжение сил Таджикистана. Основанием для инцидента послужил один из текущих бытовых конфликтов на границе, которые в тех краях случаются чуть ли не ежедневно в период активных сельскохозяйственных работ.
Эмомали Рахмон пригрел у себя в стране незаконные вооруженные формирования из антиталибской коалиции (этнические таджики Афганистана), которые, как всем известно, контролируют транзит героина в Россию, и именно они «прославились» в дни вооруженного конфликта грабежами кыргызских домов и убийствами мирных жителей.
Эти же вооруженные группировки являются не чем иным, как американскими прокси в деле противостояния как с талибами (организация, признанная в РФ террористической), так и с Москвой и Пекином. Именно поэтому они спровоцировали вооруженный конфликт на границе в дни саммита ШОС в Самарканде.
Но нужно отдать должное властям Кыргызстана.
В связи с деструктивной деятельностью прозападных СМИ президент Садыр Жапаров даже призвал граждан быть предельно аккуратными:
«Не слушайте речи провокаторов, которые клевещут на наших стратегических партнеров, дружественные страны и солидарные нам народы».
Под «стратегическим партнером», очевидно, имелась в виду Россия. «Провокаторами» же были названы отдельные активисты и журналисты, которые в дни вооруженной атаки таджикской стороны реализовали спланированную медиаатаку.
Именно в этом контексте стоит рассматривать и разрешение кыргызских властей многолетних территориальных споров с Узбекистаном (как раз в местах планируемого строительства железной дороги), и арест наиболее одиозных оппозиционеров по «Кемпир-Абадскому делу», и запрет на деятельность в стране крупнейшего американского медиа «Аззатык», и общую нормализацию отношений с Узбекистаном, которые еще 5 лет назад были очень непростыми.
На фоне этой пройденной уже истории вдвойне удивительно сегодня смотрится критическая оценка итогов саммита «Центральная Азия — Китай» многими российскими экспертами и их негативный акцент на строительстве железной дороги.
Источник: ИА REGNUM
Редактор: XP Best
Аббе
05.06.23 00:04
В этом регионе и именно по этой линии Россияизмнить ничего не сможет. Все эти страны сто лет назад имели воздями басмачей и тралицию пальцем раздавить не получится.
Китай будет иметь туда доступ по колее 1435.
Насчёт паромов через Каспий - сказки налево вторая полка снизу. Арифметика простая. Дальше то - тупик. Иран? Азербайджан Турция. В Европе китайцев сейчас не ждут.
Как потенциальный инструмент вхождения до Стамбула - может быть, может быть. Но, ещё одна перевалка в Батуме до Европы морем - это уже "весьма странно".
Единственно интересный вариант - ЖД коридор Туркмения-ИРАН-Армения-Турция-Греция/Болгария.
Но тут решающее значение будет иметь сочетание технической возможности прокладки ЖД Туркмения-Иран-Армения и политической воли Ирана.
***************************************************
Возвращаемся к нашим баранам. Сиречь к РЖД. Для России мог бы иметь какой то интерес ЖД коридор через окно границы с Китаем на Горном Алтае. Там вообще то ЖД нет. С нашей стороны нужно проложить немало десятков километров по сложной местности. Далее уже в Китае тоже не мало десятков километров (а может и сотен) до ближайшей уже китайской ЖД станции.
Зачем это и России и Китаю?
Получение Ещё одного ЖД коридора. Транссиб вообще то так и числится хорошо-хорошо нагруженным. И получить ответвление к соседям минуя немалый кусок Транссиба - не самое плохое решение.
Он же - дорога для угля из Кузбасса в Китай.
Он же - выход вообще из Западной Сибири в Китай.
Второе дело, но тоже немалое - раддикальная активизация бытия в откровенно тупиковой на сегодняшний день части России. Нет ЖД - значит цена транспорта - всё, что влезет в цену горного грузовика. Соответственно и ограничения по массе выврзимого груза.
Примерно тот же интерес и у китайцев. Тащить ЖД до границы только для того, что бы было хорошо местному населению - немножко дороговато.
Но вот повесить издержки строительства и содержания ЖД на транзит и уже только в малый плюс к тому - малые интересы местного населения, местной экономики - расклады выйдут другими.
Спящий лев
05.06.23 06:01
> Аббе
В этом регионе и именно по этой линии Россияизмнить ничего не сможет. Все эти страны сто лет назад имели воздями басмачей и тралицию пальцем раздавить не получится.
Китай будет иметь туда доступ по колее 1435.
Насчёт паромов через Каспий - сказки налево вторая полка снизу. Арифметика простая. Дальше то - тупик. Иран? Азербайджан Турция. В Европе китайцев сейчас не ждут.
Как потенциальный инструмент вхождения до Стамбула - может быть, может быть. Но, ещё одна перевалка в Батуме до Европы морем - это уже "весьма странно".
Единственно интересный вариант - ЖД коридор Туркмения-ИРАН-Армения-Турция-Греция/Болгария.
Но тут решающее значение будет иметь сочетание технической возможности прокладки ЖД Туркмения-Иран-Армения и политической воли Ирана.
А зачем заходить в Армению???
Как раз в этом году в Турции достроены/достраивают новые ж/д пути до границы от Карса к Нахичевани и через нее появляется возможность транзита с Ираном на Тебриз (кроме уже имеющейся ж/д от Вана на Тебриз)
Alanv
05.06.23 09:14
Нахичевань - это поменять в уравнении Армению на Азербайджан?
novl2000
05.06.23 10:00
Текст длинный, запутаный.1. Китай хотел бы торговать с ЕС по суше(пытается соскочить с маклакского пролива и монополии морской торговли)
2. РФ этому противодействует(насколько я помню, китай хочет экстерриториальных правил, нам это не выгодно)
3. Китай пытался уже всяко, в том числе через Украину, сплошной облом.
4. Сейчас новая попытка
Спящий лев
05.06.23 10:03
> Alanv
Нахичевань - это поменять в уравнении Армению на Азербайджан?С учетом длины куска пути Ирану не составит слишком большого труда провести со своей стороны Аракса пути к Турции вдоль границы с Нахичеванью. Турки же проложили за 3 года свою дорогу (при наличии параллельной на другом берегу - в Грузии)
Спящий лев
05.06.23 10:06
> novl2000
Текст длинный, запутаный.
1. Китай хотел бы торговать с ЕС по суше(пытается соскочить с маклакского пролива и монополии морской торговли)
2. РФ этому противодействует(насколько я помню, китай хочет экстерриториальных правил, нам это не выгодно)
3. Китай пытался уже всяко, в том числе через Украину, сплошной облом.
4. Сейчас новая попытка
Так США требуют от ЕС полного отказа от торговли с КНР, а не Россия.
Имеете в виду бестаможенный транзит опломбированных грузов наподобие TIR?
Сергей967
05.06.23 12:10
Россия - глобальный стратегический партнёр Китая.А вовсе не его ревнивая "любимая жена". )))
Поэтому не стоит поддерживать раздуваемые в СМИ глупые "сцены ревности". )))
По поводу "ой, он не только со мной" транзит пытается сделать. ))) Тем более, что российскому транзиту из Китая ничего не угрожает. Более того, он обеспечен со стороны Китая с избытком.
А вот поддержать экономические интересы стратегического партнёра стоит. Тогда можно расчитывать и на поддержку своих интересов с его стороны.
А такие интересы у России есть, даже в том же Центральноазиатском регионе, которые требуют поддержки Китая.
XP Best
05.06.23 12:30
> Спящий лев
Так США требуют от ЕС полного отказа от торговли с КНР, а не Россия.
Кто вам такое сказал? Торговля с США и ЕС превышает $1трлн и никто не ставит таких целей в стратегии с Китаем. Речь идет о сдерживании экспансии Китая и не дать Китаю технологического доминирования за счет научно-технических ресурсов Запада.
XP Best
05.06.23 12:44
История с дорогой в Ср.Азии - маленький элемент, который интересен только участникам. Ну, еще разного рода истерикам - от прозападников до одобрямсов.
Нужно см с позиций Китая, чтобы его понять. Представьте, что вы китайцы.
Они суверенная страна и в никаких союзников не верят. Потому что союзники со временем могут стать если не врагами, то конкурентами. Хотя бы отношения СССР-Китай-РФ менялись от союзников до врагов. То же с Западом было и есть.
Также не известно с кем будет РФ в будущем, не изжившая до сих пор полностью своё прозападничество, а изгнание из лоно Запада - это не российское решение, а западное.
Кроме того, РФ исторически связана с Западом и географически они соседи по экономической географии, а не по карте разукрашке для 6-го класс.
А если РФ выйдет на высокий технологический уровень после смены элиты, это будет совсем др страна с др интересами, с др политикой.
После разрушения советской социалистической культуры и радикального переформатирования коммунистической китайской, новые культур развели обе страны очень сильно.
К слову, капиталистическо-империалистические отношения сами по себе имеют больше элементов для противостояния, чем сближения. В этом радикальное отличие от социализма.
Также традиционная зависимость политических решений от одного президенстского клана - будь то Сталин, Хрущ, Горби, ЕБН или Путин, порождает понимание нестабильного стратегического курса России вообще в долгой.
Второе, они мыслят китаецентрично и правильно делают. И использовали Запад в своих целях. Типичный азиатский (монголоидной расы) способ.
И освоение ресурсов Средней Азии - это интерес Китая. А интерес других стран для Китая носит факультативный характер, как получится. Им дело до развития Ср.Азии или всего быв.СССР укладывается только в рамки китайского интереса. Это не плохо и не хорошо, это китайский нормальный интерес.
Спящий лев
05.06.23 12:59
> XP Best
> Спящий лев
Так США требуют от ЕС полного отказа от торговли с КНР, а не Россия.
Кто вам такое сказал? Торговля с США и ЕС превышает $1трлн и никто не ставит таких целей в стратегии с Китаем. Речь идет о сдерживании экспансии Китая и не дать Китаю технологического доминирования за счет научно-технических ресурсов Запада.
США на прошлых переговорах с ЕС и НАТО. США требуют от ЕС придания КНР статуса экзистенциального противника
Для России они подобный статус в ЕС уже навязали, но вот в части КНР в ЕС еще трепыхаются, понимая, что тогда ЕС точно "ласты", ввиду отказа от крупнейшего мирового рынка и с принудительной привязкой только к США.
RML
05.06.23 14:12
Китай основной торговый партнер всех стран мира. И вся торговля идет в обход России. Ух ты, вот уж ничего себе=))
novl2000
05.06.23 15:09
> Спящий лев
> novl2000
Текст длинный, запутаный.
1. Китай хотел бы торговать с ЕС по суше(пытается соскочить с маклакского пролива и монополии морской торговли)
2. РФ этому противодействует(насколько я помню, китай хочет экстерриториальных правил, нам это не выгодно)
3. Китай пытался уже всяко, в том числе через Украину, сплошной облом.
4. Сейчас новая попытка
Так США требуют от ЕС полного отказа от торговли с КНР, а не Россия.
Имеете в виду бестаможенный транзит опломбированных грузов наподобие TIR?
Одним предложением не описать, и это тоже. Инфа у меня с 3х рук, но хотят много всего. В плане юридического, таможенного, финансового регулирования. Безопасности...своей.Наши предлагали встроить их хотелки в наши неоходимости, им пофик.
Затем.
То Сергей967, KZ
По делам судим, по делам. Все красивые слова с ушей снимаем.
Аббе
11.06.23 20:08
> Сергей967
Россия - глобальный стратегический партнёр Китая.
А вовсе не его ревнивая "любимая жена". )))
Поэтому не стоит поддерживать раздуваемые в СМИ глупые "сцены ревности". )))
По поводу "ой, он не только со мной" транзит пытается сделать. ))) Тем более, что российскому транзиту из Китая ничего не угрожает. Более того, он обеспечен со стороны Китая с избытком.
А вот поддержать экономические интересы стратегического партнёра стоит. Тогда можно расчитывать и на поддержку своих интересов с его стороны.
А такие интересы у России есть, даже в том же Центральноазиатском регионе, которые требуют поддержки Китая.
Казахстан партнёр и к тому же стратегический? Хорошая шутка. Пока что эти партнёры весело проедают наследие СССР. И да, это наследие заканчивается.
Заметьте, сами всё это делают.
И да, мятеж кто создавал? И кто его подавил?
Для верхушки казахов Россия уже точно не партнёр, скорее дойная корова. Ну так ведь и оценку такому поведению дают не по словам верхушки Казахстана, а по делам этого странного сообщества.
И да, дела то......
Правильно. Не стану я тут писать, как именно я их оцениваю.
Лечения это не даст. А высказывать эмоции, после которых не последует дела - не имеет смысла.
Так что извините, промолчим.
Иртыш, Или, Гильменд объединены темой воды. Той самой, которая уже ушла в минус и той, которая готова уйти в серьёзный минус.
Плюс рождаемость в регионе, как взорвавшиеся. И это так же снижает годовую дозу воды на душу населения.
Ваш максимум - перекрыть Иртыш окончательно, примерно лет через 10 после пика обезвоживания афганцами, рождаемостью, китацами. Далее проблемы будут только нарастать.
Россия свою часть Иртыша восстановитиь не сможет, но "хотя бы что то" в речку налить не самая большая проблема. Не быстро, не дёшево, не факт, что придёт именно чисто пресная вода.
Канал от Обского Водохранилища по Кулунде и быть ему на ближайшие 500 лет.
Просто он будет вне доступа казахам. Да и всей Средней Азии.
Алтай Вам недоступен.
Китай будет управлять потоком в остатки Иртыша исключительно в своиз интересах.
Афганцы за 50 лет войны гуманизм потеряли полностью. И воду будут забирать себе по мере своих на то потребностей.
Своих, а не мусульманской уммы.
Первая обязанность управляющей элиты - обеспечить вечное бытие своего народа. Максимально долгое.
Если не исполняется эта обязанность - это не элита, это что угодно, только не "право имеющие".
Возможность имеющие - сколько угодно. И длительность их владения народом может оказаться не малой.
Но....
Но, чего нет у казахов, так это элиты, которая может мыслить на таком уровне.
Всё же остальное - не более, как логичное и неотвратимое следствие этой неприятности.
Степь пожирала и не таких умников. Сама по себе Степь и помощи в этом Ей не надобно.
Главный Злодей
12.06.23 01:39
Также традиционная зависимость политических решений от одного президенстского клана - будь то Сталин, Хрущ, Горби, ЕБН или Путин, порождает понимание нестабильного стратегического курса России вообще в долгой.
"Нестабильность стратегического курса" была в период хохляцко-бандеровской оккупации ослабленного войной послесталинского СССР (которую чубатая вырусь, разумеется, стыдливо обошла умолчанием). Когда мразотный кукурузник и днепрож*довский клан сделали всё, чтобы разосрать страну с Китаем и прочими союзниками, развалить промышленный потенциал и посадить на торговлишку по схеме "ресурсы задёшево в обмен на пшеницу от пибрытымов из канадских схронов". Как только отвалилась от принятия ключевых решений хохляцкая пиявка, со стратегическим курсом всё мгновенно встало на места.
Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям