26.10.24 22:51
Для достижения технологического суверенитета необходимо обеспечить высокую инновационную активность реального сектора экономики, активизировать процесс внедрения новых производственных технологий, предоставить возможности для опережающего создания производственных систем и выстраивания кооперационных цепочек между учеными, технологами, промышленниками, увеличить затраты на науку и в целом изменить подходы к финансированию НИОКР, говорится в ежегодном докладе РАН.
По состоянию на 2023 год поводов для радости авторы документа не находят. Согласно данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, за прошедший год по сравнению с годом ранее Россия ухудшила свои показатели по таким критериям, как глобальный инвестиционный индекс (отступив с 47-й на 51-ю позицию), институциональное развитие (с 89-й на 110-ю), инфраструктура (62–72), уровень знаний и технологий (51–54). Скромный прогресс достигнут только в области развития человеческого капитала (27–26). Всего в этот рэнкинг включено 132 страны.
В общемировом потоке патентных заявок на изобретения доля России также уменьшилась — с 1,2% до 0,8%. В результате наша страна переместилась по этому показателю в мировом рейтинге с 10-го на 14-е место, несмотря на то что за последние пять лет количество НИИ, КБ и других организаций, занятых в НИОКР, выросло в РФ почти на 250 единиц и составило 4195.
В РАН считают, что основными причинами выталкивания России на задворки научно-технического прогресса являются низкая инновационная активность компаний (по этому показателю РФ отстает в том числе от своих партнеров по БРИКС) и централизованная модель финансирования науки, когда основным (более 67%) источником финансирования исследований и разработок остаются бюджетные средства.
Действующая стратегия НТР ставит задачу доведения к 2035 году соотношения государственного и внебюджетного финансирования науки до пропорции 50:50, а в целом расходы на науку должны составить 2% ВВП (до сих пор этот показатель никогда не превышал 0,90–1,13% — это в 4 раза ниже, чем в США, и в 5,8 раза ниже, чем в Китае).
Однако с момента принятия первой редакции стратегии в 2016 году эти и другие цели постоянно пересматриваются в сторону снижения, дабы соответствовать реальной динамике. В очередной раз стратегия была отредактирована в 2024 году. Теперь в ней сделан акцент на адаптации задач научно-технического развития к санкционному климату, на системном изменении подходов к научно-технологическому развитию страны, а также на способности российского общества давать эффективный ответ на возникшие экстренные вызовы. В числе новшеств в стратегии НТР упоминается и такой пункт, как «патриотическое воспитание российских ученых».
Научно-технологический суверенитет никоим образом не подразумевает автаркию: в условиях «мобилизационного развития» он не исключает обмена знаниями с учеными из дружественных и нейтральных стран. Но российские технологии все равно должны быть приоритетными, а импортозамещение — долговременной стратегией. Конечной целью, без уточнения конкретных сроков ее достижения, в РАН называют сперва обеспечение технологического паритета с развитыми странами, а затем и достижение лидирующих позиций на новых рынках высокотехнологичной продукции.
Законодательно и концептуально такие цели сформулированы в длинном списке государственных документов — можно упомянуть «Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации», программу «Научно-технологическое развитие РФ», многочисленные постановления правительства, Совета федерации и других органов власти. По оценкам ВЭБа, стимулирующие меры позволят сформировать кредитный портфель в размере 5–10 трлн руб., в том числе 1–2 трлн руб. уже в первый год после запуска такого механизма.
ДЕТАЛИ
Приоритетные направления проектов технологического суверенитета
(утверждены постановлением правительства РФ от 15 апреля 2023 года)
В новых условиях технологический суверенитет России подразумевает национальный контроль над воспроизводством критических и сквозных технологий, переход к инновационно ориентированному экономическому росту, усиление роли технологий как фактора развития экономики и социальной сферы, обеспечение устойчивого функционирования и развития производственных систем.
Торопись не спешаАвторы концепции понимают, что для увеличения доли научно-технического продукта отечественного производства мало только стимулирующих мер — необходимо создать спрос на такую продукцию. С этим ситуация тревожная: с 2000 года число организаций, специализирующихся на внедрении результатов научной деятельности, сократилось почти на 85%. На 2024 год их на всю страну насчитывается всего 13. В целом же численность научных кадров за прошедшие 23 года сократилась на 24,5%. По показателю численности ученых на общее число занятых в экономике Россия занимает одно из последних мест в мире — 55 на 10 тыс. (для сравнения: в Израиле эта цифра достигает 174 на 10 тыс.).
Эта ситуация с каждым годом усугубляется старением остающихся научных кадров (36,6% исследователей старше 50 лет, 23,7% — старше 60 лет). Дефицит 40-летних сотрудников вызван отсутствием стимулов для работы в научных учреждениях.
Молодежь удается привлекать в научно-технологическую сферу возможностью защитить диссертацию, но впоследствии возникает проблема, как удержать их в наукеОсобое беспокойство на фоне других областей науки в РАН вызывает состояние научно-исследовательских кадров для сельского хозяйства: с начала века сокращение их численности превысило 35% — хотя в этой отрасли имеются успехи. Так, в трех центрах геномных исследований была создана аннотация сорта пшеницы «Саратовская-29», лежащего в основе многих других сортов; получены штаммы дрожжей, синтезирующих D-молочную кислоту; создана новая линия трансгенных мышей для тестирования препаратов против коронавируса; разработаны новые линии хозяйственно значимых растений, промышленно значимых ферментов и штаммов продуцирующих их микроорганизмов, клеточных моделей и лабораторных животных, технологии генетического редактирования, диагностических систем, лекарственных препаратов.
Предполагается, что для исправления такой ситуации к 2030 году будет развернуто порядка полутора десятков мегапроектов по выпуску сложного оборудования, импортные аналоги которого в России недоступны. Но быстро набрать обороты будет весьма проблематично в силу специфики научного труда, длительности времени, необходимого для приобретения исследовательских навыков и сложности адаптации в науке специалистов из других сфер экономики, подчеркивают в РАН. Тем более что в 2025 году планируется сокращение расходов федерального бюджета на фундаментальную науку на 10% относительно 2024 года.
В РАН тревожатся, что в условиях дефицита ресурсов такая смена приоритетов равносильна принятию стратегии форсированного догоняющего развития. Это означает, что направления исследований, не соответствующие определенному набору приоритетов, финансироваться не будут. В первую очередь без денег могут остаться «меганаучные» исследования, которых сегодня в РФ насчитывается десять (коллайдер в Дубне, нейтринный телескоп на Байкале, «Царь-лазер» в Сарове и др.)
Терпение и трудВ попытке развязать клубок вышеназванных проблем в РФ с 2020 года реализуется нацпроект «Наука и университеты». Его цель — присутствие России в десятке ведущих стран по объему научных исследований и разработок.
ДЕТАЛИ
В рамках НП «Наука и университеты» на сегодня созданы:
15 научно-образовательных центров (НОЦ);
10 научных центров мирового уровня по приоритетам научно-технологического развития;
3 центра геномных исследований;
4 международных математических центра;
10 специализированных учебных научных центров;
19 инжиниринговых центров;
38 центров трансфера технологий;
24 центра Национальной технологической инициативы;
12 региональных научно-образовательных математических центров;
35 селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров;
17 проектов современных кампусов;
151 лаборатория под руководством ведущих ученых;
740 молодежных лабораторий (отобрано еще 160 проектов новых лабораторий, финансирование которых начнется в 2024 году);
30 передовых инженерных школ;
национальная исследовательская компьютерная сеть нового поколения;
сеть из 8 установок класса «мегасайенс»;
организовано 38 морских экспедиций.
В 2023 году было в числе прочего получено 3710 патентов на изобретения по областям, определяемым приоритетами научно-технологического развития РФ; получена 651 единица конкурентоспособных технологий и высокотехнологичной продукции; создано 5195 новых высокотехнологичных рабочих мест; 3960 человек прошли обучение в центрах развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий.
В целях устойчивого развития регионов в РФ создается сеть современных кампусов, к 2030 году их число должно составить 25.
К 2023 году создано 240 новых лабораторий по таким направлениям, как климатические исследования, новая медицина, новая энергетика, сельскохозяйственные науки, микроэлектроника. В 2024 году с учетом экспертизы РАН будут открыты еще 200 молодежных лабораторий.
Владимир Иванов,
член-корреспондент РАН:
В общем виде предлагаемый в докладе подход сводится к переводу экономики в режим полного инновационного цикла, как это сделано в ведущих странах. В этом случае есть все шансы войти в число стран — технологических лидеров.
То, что сейчас рассматривается как негативный момент, еще некоторое время назад считалось прогрессивным направлением политики. Можно вспомнить, что начиная с 1993 года реформы науки, в частности сокращение кадрового потенциала, проходили в соответствии с рекомендациями экспертов ОЭСР.
Прошедшие годы показали, что научная система, основы которой были заложены 300 лет назад, оказалась настолько надежной, что продолжала сравнительно устойчиво функционировать даже в условиях ориентации на ресурсное развитие экономики.
Но ситуация неоднозначная. В ряде наукоемких машиностроительных отраслей утрачены многие компетенции.
В ходе предыдущих трансформаций были резко сокращены прикладные исследования. Поэтому речь идет не о сокращении фундаментальных исследований, а о формировании сектора прикладных исследований и разработок, не уступающих по уровню мировым лидерам. Кроме того, это необходимое условие развития экономики по полному инновационному циклу. Прикладные исследования и выпуск конечной продукции — это прежде всего сфера интересов бизнеса, поскольку они дают быструю коммерческую отдачу.
Что же касается фундаментальных научных исследований, то доведение их результатов до коммерческого использования требует длительного времени. Поэтому развитие этих направлений является прямой задачей государства. При этом надо исходить из того, что на основе фундаментальных научных результатов создаются новые технологии, развивается образование и, что самое главное — с учетом традиционных ценностей, формируется новая современная культура.
Наверное, не стоит это называть «узкими местами» и заниматься их «расшивкой» — это реалии, обусловленные проводившейся политикой ресурсного развития с надеждой на получение высокотехнологичной продукции из-за рубежа. Но сейчас для обеспечения нормальной жизни страна должна рассчитывать прежде всего на собственные возможности, а это требует пересмотра очень многих подходов. Заниматься корректировкой старой политики бессмысленно — она базируется на другой логике.
Обеспечение технологического суверенитета — задача системная, длительная и ресурсоемкая. Но Россия дважды решала эти проблемы. Первый раз в период Петра I, когда Россия освоила современные для того времени технологии кораблестроения, навигации, вооружения. Это позволило стране стать ведущей морской державой и занять лидирующие позиции на европейском пространстве.
Второй раз это было в 1942–1957 годах, когда за короткий промежуток времени в СССР освоили атомную энергетику и проложили дорогу в космос.
Если коротко, то все упирается в здравый смысл, четкую постановку задач, ресурсное обеспечение их реализации, исполнительскую дисциплину и, что самое главное, в кадровое обеспечение. Как известно, кадры решают все — сегодня этот тезис актуален как никогда.
Борис Кашин,
завкафедрой мехмата МГУ, руководитель движения «За возрождение отечественной науки», депутат Государственной думы пятого и шестого созывов, академик:
Академия наук имеет очень мало рычагов влияния на решение даже тех проблем, которые перечислены в докладе. РАН до сих пор не оправилась от попытки ее уничтожения, предпринятой в 2013 году. Поэтому ожидать от академии объективной оценки государственной научно-технической политики за последние 30 лет очень сложно. А такая оценка необходима прежде всего потому, что давно назрели радикальные организационные и кадровые решения, в чем-то аналогичные преобразованиям в оборонной сфере.
Сейчас, обжегшись на индексе Хирша, индексах цитирования и публикационной активности, других продуктах американской базы данных Web of Sciences и т. д., чиновники пытаются найти другие показатели эффективности научного труда, которые позволяли бы им управлять наукой, не вникая в суть дела. Я сам член соответствующей академической комиссии, где услышал удивительное предложение: считать критерием успеха в фундаментальной науке качественное выполнение заданий органов власти.
Конечно, сегодня ученые там, где могут и где перед ними поставлены конкретные задачи, стараются внести свой вклад в защиту суверенитета страны. Но оценивать состояние и перспективы направлений фундаментальной науки и определять среди них наиболее перспективные могут только сами ученые.
Мы видим много примеров, когда востребованными на практике оказываются результаты, которые 20 лет назад никто не мог отнести к потенциально прикладным. В математике это связано прежде всего с бурным развитием информационных технологий. То есть, чтобы не пропустить «золотую жилу», необходимо вести фундаментальные исследования широким фронтом.
В целом, несмотря на потери постсоветского периода и хроническое недофинансирование, потенциал российской науки значителен, но для его сохранения и развития необходимы энергичные действия. Обращу внимание на две ключевые задачи.
Первое: совместными усилиями государства, бизнеса и ученых определить круг технологических проблем, в которых привлечение передовой науки даст значительный эффект. В этом направлении жизнь заставила всех активизироваться, имеется положительная динамика. Однако предстоит еще очень много работы.
Второе: обеспечить нормальные, то есть соответствующие общемировой практике, условия для работы ученых. Это гарантированная достойная зарплата, другие социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение. Это и дебюрократизация научного пространства, понятные процедуры принятия решений, расширение прав научных коллективов и отдельных ученых.
К сожалению, здесь, что называется, конь не валялся, и при сохранении сегодняшнего положения многие амбициозные планы останутся на бумаге.
astill07
27.10.24 07:25
Представляется, что плакатов "Что ты сделал для фронта, что ты сделал для (нашей) победы" в организациях РАН так и не появилось. До сих пор.Леонид Ильич Брежнев дорогой.
27.10.24 09:54
Как записался в депутаты, его сразу вон из Академии и обязать перевести 325 патентов по своей тематика с английского на русский, не согласен- из пенсионеров вон. Мильен оформили патенты для своего понта, отвлекают экспертов на заключения и прочие дела.Главный Злодей
28.10.24 02:22