Молдавии придется выплатить долг "Газпрому", чтобы не остаться без газа

05.12.24 18:20

Наследники СССР сегодня

Близится срок окончания транзита через Украину, в Европе заметно нервничают. Вопросом дальнейшего газоснабжения озаботилась и Молдавия — давний должник "Газпрома". В Кишиневе хотят продолжения поставок и заодно застолбить долю в "европейском пироге". Но платить упорно не желают. О запутанной ситуации — в материале РИА Новости.

Где взять газ

Вице-председатель правления компании-монополиста "Молдовагаз" Вадим Чебан в эфире телеканала N4 сказал: "Кишиневу придется просить у Еврокомиссии помощь, если Киев перекроет вентиль". Прекращение транзита через Украину он считает главным риском.

По его мнению, "Газпрому", "Нафтогазу" и операторам газотранспортных систем надо договориться. Иначе без топлива останутся и ЕС, и Молдавия, и Приднестровье.

Заключенный в 2019-м пятилетний договор о транзите российского газа в Европу истекает. В Киеве неоднократно заявляли, что соглашение не продлят.

С декабря 2022-го "Молдовагаз" получает топливо от госпредприятия Energocom и "Газпрома". Российский газ поступает в Приднестровье и делает главное — обеспечивает через регион электроэнергией всю Молдавию.

По словам вице-премьера по вопросам реинтеграции Олега Серебряна, прекращение поставок в Тирасполь было бы не просто кризисом, а настоящей гуманитарной катастрофой.

"В таком случае пришлось бы закупать электроэнергию где-то еще — скорее всего, учитывая объемы, в кредит — и повышать тарифы для потребителей всех уровней", — поясняет доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ имени Г. В. Плеханова Павел Севостьянов.

Исторический долг

Но в первую очередь Молдавии хорошо бы решить вопрос с долгами российской стороне. Эта проблема, подчеркивают наблюдатели, никуда не исчезнет.

Более того, по мнению ряда экспертов, "Газпром" мог бы найти обходные пути снабжения, без транзита через Украину, если Кишинев расплатится по счетам.

Однако там об этом и слышать не хотят. Долг в 709 миллионов долларов премьер-министр Дориан Речан объявил несуществующим.

"Мы не собираемся это оплачивать", — подчеркнул он в эфире телеканала Moldova 1.

"Газпром" и "Молдовагаз" с 2011-го ежегодно продлевали соглашение. В 2021-м в контракт внесли важное условие о погашении накопившегося долга. Впоследствии Кишинев настоял на международном аудите.

Аудиторы пришли к выводу, что значительная часть этой суммы не подлежит выплате, поскольку не представлены нужные документы.

Кишинев предложил 8,6 миллиона долларов, а остальное списать. В "Газпроме" указали, что аудит, организованный в одностороннем порядке, "не может влиять на обоснованность долга". Москва намерена настаивать на своем.

"Просто денег нет"

Упорство Кишинева, констатируют наблюдатели, — следствие отсутствия денег в бюджете страны, долгое время жившей по западным рецептам и стремительно приближающейся к банкротству.

"Молдавия накапливала долги много лет. Очевидно, власти надеялись на бесконечное терпение с нашей стороны. Но иждивенчеству рано или поздно приходит конец", — говорит независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов.

Подобная тактика была присуща энергетической политике многих бывших советских республик, поэтому удивляться особо нечему, отмечает Павел Севостьянов.

Придется платить

Эксперты подчеркивают: собственный аудит "Газпрома" убедительно подтвердил сумму долга. А постановления западных судов для России юридически ничтожны.

"Как любая коммерческая организация, "Газпром" не имеет права занижать контрактную стоимость топлива, налогообложение подразумевает доначисление выплат в бюджет по рыночной цене", — поясняет гендиректор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора Тамара Сафонова.

Если гипотетически допустить, что какую-то арбитражную сумму разово зачтут по неким особенным договоренностям, это может стать опасным прецедентом, добавляет аналитик.

"Пока в Кишиневе заняли дуалистичную позицию: гасить задолженность не намерены, ссылаясь на "независимый аудит", а транзит через Суджу предлагают заменить на Трансбалканский коридор. Прав без обязательств не бывает — даже в обновленных реалиях мирового рынка", — подчеркивает член экспертного совета при Российском газовом обществе Павел Марышев.

Он не исключает, что должнику могут пойти навстречу: позволить выплатить долг без учета пени. Но 433 миллиона долларов все равно придется отдать.

Таким образом, вариант только один — погашать задолженность. Иначе Молдавия рискует остаться без российского газа: одностороннее несоблюдение обязательств — достаточное основание для аннулирования контракта. Поможет ли Европа — большой вопрос. Скорее всего, Кишинев затянет в пучину региональных спотовых торгов, что значительно повысит бюджетные расходы.

Источник: РИА Новости

Редактор: Dmitriy427


Леонид Ильич Брежнев дорогой.

06.12.24 06:25

Придется румынский поток строить заместо Южного, лишний газ себе на ТЭС с ГТД-110М на 20 блоков заместо нынешнего проекта на 7 в Тамани.

Аббе

06.12.24 10:40

> Леонид Ильич Брежнев дорогой.
Придется румынский поток строить заместо Южного, лишний газ себе на ТЭС с ГТД-110М на 20 блоков заместо нынешнего проекта на 7 в Тамани.
Сроки пректирования и прокладки газопровода по дну ЧЁРНОГО моря - вполне сравнимые со сроками пректирования и комплектации, возведения завода по производству азотных удобрений.
Цены проектов? Сложный вопрос, но тоже не в 100 раз должны различаться.
И вот здесь то и вопрос - какойвариант выгоднее для России. Гнать сырьё в Европу, или же азотные удобрения по всему миру?
Опять же. На аммиак просто природный газ из трубы не пойдёт. Помнится в Германии с этимв 1915 году были сложности. Отравить катализатор легко, а вот полноценно его восстановить уже сложнее.
Нужет именно чистый метан.
А это значит, что природный газ надобно чистить от "всего, что не метан".
А это значит, что нужно вытащить из ПГ все примеси, которые тяжелее метана. И это готовая основа для газохимии, для пластмасс. Это основа для газомоторного топлива. Это основа для газификации близлежащих районов не по газовой трубе, а с привозом пропан-бутановой смеси в автомобильной цистерне "всюду, куда доедет тяжёлый грузовик".

Вторая часть возможностей - огромное выделение тепла в процессе преработки метана в аммиак и далее в удобрения.
То есть
1) Отопление жилья и производственных помещений.
2) Опора для тепличного хозяйства огромных размеров.
3) Прудовое рыбоводство, не зависящее от ледового покрова.
Все три продукта могут иметь вполне себе плаьёжеспособный спрос внутри России.
Само по себе производство - заработок людям и налоги во все бюджеты. Хоть транзит газа, хоть переработка газа, хоть вторичные продукты с 1) по 3).

Ну а ЛЕТОМ, когда теплицы греть не нужно и прудовое хозяйство не зависит от подогрева - появляется возможность выпаривать отравленные подземные воды. К примеру - ЮжноУральский радиоактивный след.
Выкачивать из под земли воду и выпаривать. Концентрировать минеральную составляющую и переводить жидкие и рассеянные по радиации следы той беды в концентрат, остекловывать эти следы и хоронить уже на столетия.

Любимые мною "длинные и сверхдлинные процессы".
Да хотя бы и каким то иные отравленные воды. Хромовые концентраты, следы заражения от добычи меди в Карабаше и так далее.

Удобрения всё равно понадобятся по всей планете. И перевозка оных на ЖД и универсальных сухогрузах выглядит надёжнее, чем СПГ или же трубопроводы по неконтролируемым нами пространствам.

России более надёжные продажи продуктов, которые можно накапливать в произвольных количествах.
России поднятие на следующую ступеньку переработки сырья в продукты. А значит и зработок больше.
Ну и всё, всё, всё остальное.
Румыны? Поживут на СПГ из США.
Для более плотного соприкосновения лица с реальностью.
Так же, как и вся Европа.
Интернациональные обязательства России закончились в 1991 году.
Так что проблемы Европы будут решать европейцы.
Сами.
Сами.
Сами.
Всё сами под плотным руководством из США.
Посмеёмся чуток.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям