Справиться с мировым кризисом смогут только инженеры

14.05.25 11:44

Мировое правительство

Вряд ли кто-то возьмется оспаривать тезис, что искусственный спутник Земли, космический корабль, аппарат "Луноход-1" или, например, первый в мире поезд на магнитной подушке не появились бы в нашей стране без мощной инженерной школы. Конструкторы имели карт-бланш, все ресурсы шли на технологическое развитие. Не будь этого задела, вряд ли появились бы и сегодняшние достижения, такие как ракетный комплекс "Орешник" или сверхманевренный истребитель СУ-35. Популярность и значение технической мысли в советское время породили даже некоторый перекос: общественные науки затормозились в своем развитии на рубеже первой половины XX века.

Научный застой в экономике и социологии привел к тому, что постсоветской России пришлось заимствовать западные рецепты для стран третьего мира. Вскоре выяснилось, что штудирование учебника "Экономикс" и наивная убежденность во всесилии рыночного саморегулирования не приводят к построению развитой капиталистической экономики. Считается, что политика определяется экономикой. Этот вывод в целом верен, но не полон. Важно добавить, что ключевые процессы в самой экономике обусловлены прежде всего технологическими прорывами в промышленности. Экономист тогда чего-нибудь стоит, когда он сотрудничает с инженером.

Наша цивилизация — техногенная общественная система. Движение по ступеням общественного развития определяется технологическим укладом: от паровой машины к бензиновому двигателю, электротехнике, компьютерам, генной инженерии и так далее. Именно инженерные технологии, сформированные по законам макромира, создали в очень короткие по историческим меркам сроки современную цивилизацию.

Сегодня она в очевидном кризисе. Экономика не успевает преодолеть последствия одного потрясения, как погружается в другое. Ведущие западные консалтинговые агентства снова говорят о высокой вероятности мировой рецессии. Спад затронет в первую очередь промышленность, сельское хозяйство, транспорт и вскоре перекинется на потребительский сектор. Сокращение спроса произойдет и в таких областях, как образование, туризм и здоровье.

Причины фундаментальны: утрата доверия в мировой торговле (вплоть до торговых войн), неопределенность валютной системы, невозможность обеспечить стабильный рост производительности труда и, соответственно, отдачи на вложенный капитал.

Крупнейшие инвесторы оторвались от земли. Финансовый инструментарий в их руках не опирается на прочную научную и технологическую базу. Отсюда фондовые пузыри. Они способны обеспечить высокую прибыль в краткосрочном периоде, но это игра без учета последствий.

Казалось бы, очевидно, что техногенная специфика нашей цивилизации создает среду для подлинного устойчивого развития общества, в котором человек сыт, одет и глобально защищен. Чем дальше идут в своем развитии естественные науки, тем больше у общества возможностей обеспечить удовлетворение базовых потребностей для всех.

Однако на практике такой подход встречает жесткое противостояние так называемых глобалистов. Это часть мирового истеблишмента, продвигающая идеи, которые выросли вокруг нашумевшего доклада о возможных сценариях развития человечества "Пределы роста" (1972).

Представители политических и финансовых элит Запада, объединившиеся в Римский клуб, предложили тогда еще мало кому известному 26-летнему PhD в области менеджмента Деннису Медоузу стать главным мировым прогнозистом. Группа Медоуза смоделировала 12 сценариев развития в горизонте до 2100 года и объявила неутешительный вывод: рост населения планеты при ограниченности природных ресурсов ведет к сокращению уровня жизни или даже к природным катаклизмам планетарного масштаба.

Рецепт "спасения", который глобалисты предлагают миру, можно кратко сформулировать в виде четырех "Д":

1. депопуляция, то есть сокращение численности населения;

2. деиндустриализация через перенос производства в развивающиеся страны при сдерживании потребления на их территории, отказ от инфраструктурных инвестиций в пользу зеленой энергетики;

3. денационализация — утрата государственного суверенитета каждой отдельной страны при росте влияния межправительственных структур;

4. дегуманизация через пропаганду эгоизма, разобщенности в обществе и отказа от традиционной семьи.

Примечательно, что во главе глобалистской псевдоэлиты случайным образом собраны политики, банкиры и супербогатые торговцы. Среди них нет инженеров или на худой конец философов, способных комплексно, планомерно и мотивированно мыслить в масштабах планеты. Их взгляды, знания и компетенции сфокусированы только на прибыли. Поэтому миру предлагается идти не по сложному пути повышения эффективности и безопасности (в том числе экологической) имеющихся в распоряжении человечества технологий, а попросту отказаться от научно-технического прогресса.

Чтобы очевидно алогичные идеи была восприняты социумом, глобалистам пришлось негласно добавить в свою стратегию пятое "Д": "дебилизацию" большинства населения через подмену полноценного качественного образования имитационным суррогатом. По их мнению, результатом образования должен стать узко мыслящий потребитель с либеральными ценностями. Речь идет об отрыве человека от своей родовой сущности созидателя, а соответственно, и отчуждении от инструментов производства, от результатов деятельности, отчуждении людей друг от друга.

С появлением алгоритмов искусственного интеллекта стало возможным отчуждение пользователя электронных устройств от собственных мыслительных способностей. Индивидуальный разум замещается цифровым мышлением, хотя с инженерной точки зрения компьютер продолжает быть не более, чем быстродействующей счетной машиной.

Такой подход кардинально противоречит истинной цели российского образования, которая должна базироваться на формировании мировоззрения и получении на каждом этапе обучения совокупности знаний, позволяющих логически мыслить, анализировать и использовать знания для решения практических задач. Образовательные программы должны включать методологический подход, позволяющий развивать аналоговое мышление. Оно дает критический взгляд на мир, так необходимый гражданину-созидателю.

К сожалению, идеология глобалистов в области образования выстроена в долгую и очень профессионально. Она создает серьезную проблему на пути формирования национального корпуса инженеров.

Начинать придется с азов. Предстоит вернуть в учебники физики, химии, географии, биологии ясность и системность изложения, чтобы сформировать начальные знания о природе вещества, способах взаимодействия различных форм материи, заложить практическое понимание законов природы и связей между ними. Именно из таких учебников школьник может почерпнуть уважение к будущей созидательной деятельности и к учителю, вынести понимание служения профессии на благо человечества как высшей ценности. Вместо этого сегодня учителя воспринимаются как менеджеры в сфере образовательных услуг. Большая часть родителей и детей относятся к ним как к людям, находящимся у них в личном услужении и не имеющим уважительного профессионального статуса.

Потому и слово "инженер" утратило свое прежнее высокое значение человека, который в своей деятельности объединяет и использует знания из различных областей науки и техники в интересах социума. Ведь благодаря этому и была создана наша цивилизация, которая является инженерной по принципу ее создания.

Анализируя первые результаты пилотного проекта "Совершенствование высшего инженерного образования", могу сказать, что важнейшие составляющие вузовской реформы уже ясны. Санкт-Петербургский горный университет провел несколько очень представительных форумов с участием коллег из других университетов, школ и ведущих промышленных предприятий. Наши идеи поддержаны, и теперь они могут быть сформулированы в качестве консолидированного предложения для реализации в сфере государственного регулирования образования:

Ну и самое главное — стратегические парадигмы в образовании должны опираться на четко сформулированную цель, которая, к сожалению, до сих пор не определена.

Владимир Литвиненко

Источник: РИА Новости

Редактор: Dmitriy427


Спящий лев

14.05.25 14:35

Любое крупное развитие может быть только комплексным. Узкоотраслевое - это как попытка строительства дома только с опорой только на 1 (одну) из несущих стен, как результата он начинает заваливаться или вообще разваливается. Но вопрос поддержания баланса обучения сложный, программу комплексного обучения упорно "режут" (в СССР с начала 1980-х) в пользу устранения "лишних" базовых знаний (ранее повсеместно проходимых в школе), под предлогом "повышения успеваемости" учащихся (за счет устранения "сложных" предметов даже у тех, кто их вполне спокойно тянул). И тут начинается разрыв в определениях, которые в разных методиках означают абсолютно разные понятия (у гумманитариев, прикладников и технарей) несмотря на номинальное равенство (и даже внутри одного элемента, например: налоговая декларация означает сдачу декларантом документа в налоговый орган независимо от её принятия налоговом праве, а в таможенном праве таможенная декларация - это таможенный документ, выданный таможенным органом декларанту (на основе предоставления ему сведений декларантом) и содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров в обращение).
И именно развала сложного мирового здания на простые и убогие "сортирчики" с неизбежным (на порядки) снижением численности населения требуют "мировые лидеры" еще с 1970-хх.
Да, с целью (развития в будущем) сейчас ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ НАПРЯЖЕНКА.



stil

15.05.25 11:12


Очередное перечисление мифов и на базе этих мифов предлагается ещё более мифические решение проблем. Но начнем с инженеров. Не могут инженеры решить проблемы, которые должны решать не они. Они решают проблемы, которые перед ними ставит общество. Главная проблема подобных рассуждений что так говорят упоротые материалисты которые считают, что материальное это самое главное, а все остальное глубоко вторично. Человек для них биоробот, которому что в мозги зашили так он и работает. Но все не так. Люди не роботы и имеют свои желания и чувства, которые не согласуются с тем что хочет автор. И проблема не в глобалистах, а в том, что людям нравится так жить. Это комфортно и удобно. И нормально учится это тяжело. Это не может быть и не должно быть просто. По поводу предложений по улучшению которые привел автор. Это просто набор благих пожеланий которые не способны не чего изменить. Должно изменится общество. И оно меняется.
Самая большая проблем для инженеров и почем сейчас мало, а будет ещё меньше это то что сейчас происходит очень быстрый обмен информации и любое хорошее решение тут же могут взять на вооружение во всем мире и что бы предложить что-то новое приходится конкурировать со всем миром. И если раньше средненький инженер мог спокойно расти и развиваться, то сейчас он не особо нужен так как можно купить готовое решение от мастера. Причем даже не понятно хорошо это или плохо. А думаю автор скажет, что плохо надо больше инженеров. Но точно надо? Может лучше они займутся чем-то более полезным чем сидеть за копейки на скамейке запасных?


Dmitriy427

15.05.25 11:26

Не надо путать рядового инженера с конструктором-изобретателем. Его дело - освоить уже известные решения и грамотно применять их на практике. Да, инженеров сейчас катастрофически не хватает, чем более мы внедряем в производство автоматизацию, тем более не хватает. Никакая "скамейка запасных" мало-мальски толковому практику с инженерным образованием не светит, разумеется.
Что до "комплексного подхода" и "запросов общества", то возврат к технократической модели развития, от постиндустриальной, либерально-глобалистской и востребованность инженеров, ими и сформированы, по сути. Мы просто возвращаемся из тупика, куда завели нас дорвавшиеся до глобальной власти ростовщики, на магистральную дорогу развития технологической цивилизации.


ale19547797

15.05.25 12:39

В целом все верно сказано. Но сказав а, надо произносить и б: возврат уважения и оплаты труда школьного учителя, возврат системы наказаний и поощрений в школе, когда двоечника или не бельмеса не желающего понимать мигранта просто вышвыривают из школы без разговоров и так далее.
А без этого любые попытки систематизации обучения упираются в пофигизм школьника, который свято уверен что ему достаточно в последнем классе немного походить на курсы по сдаче ОГЭ/ЕГЭ и его там на троечку подтянут.


Alex L

15.05.25 13:46

Ну, не знаю. Неужели в большинстве стран мира, чьё образование в итоге можно признать очень хорошим или отличным, применяется аналог ЕГЭ? Эти "инженеры" этот вопрос как-то рассматривали? Большинство-то из них поступило в ВУЗы и получило специальности без него и что? Недовольны качеством?

ale19547797

15.05.25 13:53

> Alex L
Ну, не знаю. Неужели в большинстве стран мира, чьё образование в итоге можно признать очень хорошим или отличным, применяется аналог ЕГЭ? Эти "инженеры" этот вопрос как-то рассматривали? Большинство-то из них поступило в ВУЗы и получило специальности без него и что? Недовольны качеством?
Начнем с того что аналог ЕГЭ применяется в подавляющей части мировых стран. Собственно мы и сами заимствовали его скорее из Китая чем из Западной школы. И что-то Китай на качество своих инженерных кадров не жаловался.
а завершим тем, что "эти инженеры" получили свое хорошее образование в рамках еще старой советской системы. А вот большого класса хороших инженеров, выпустившихся в лихие 90-е - начала 2000-ных я что-то не припомню...


NRoss

15.05.25 15:32

Уже не раз упоминал, что до 1950-х инженерное образование и деятельность в этой области - работы в КБ, НИИ и пр. институтах, более чем хорошо оплачивались. А потом что-то щелкнуло в головах правителей, причём одновременно - от Москвы и до Вашингтона. От гос.кормушки отключили целые отрасли развития, за редким исключением.
В СГА включилась коммерция знаний и умений, ну а в Москве тоже почему-то стали гнобить инженерно-конструкторский состав, а водители грузовиков стали получать в 2-3 раза больше советских денег, чем профессура в институтах, не говоря уже о реальных разрабах на передке науки. И дело не только в деньгах - само понятие "интеллигент" в СССР для многих стало ругательным. В СГА усиленно развивалось телевещание и то, что потом назовут ИТ, в Советах же пытались подражать.
Посредине этой оси была и т.н. просвещённая Европа, и юг Африки - они тоже ушли в либеральный запой, последние так и вовсе скатились к фашизму. Исключением была Япония, где гнобить конструкторов начали позже, из-за чего, собсно, предоставленные япам мировые рынки они так успешно и освоили в концу 80-х. Аналогично - в Китае, но там больше на пром.шпионаж ставили и умелое заимствование. Помножив на предоставленные на халяву мировые рынки китаёзы тоже хорошо хапнули, но и они ушли в коммерцию вслед за старшим корифеем - СГА и за идеей цифрового рабства.
Глобально решение было принято в 1950-60-х, и похоже, что со стороны правителей было полное понимание о надобности (на тот момент) притормозить технологический прогресс. Кмк, это была стратегическая ошибка правителей, которую расхлёбывает уже 3-е поколение.
Сегодня они продолжают точечно развивать биотех и ИТ, и ясно - почему: ИТ создаст периметр хлеба и зрелищ, а биотех поделит людей на несколько субподвидов с изменёнными генами в нужном направлении. По сути, это второй заход в евгенику. Самые мажоры, конечно хапнут НР и плюсанут себе лет 100, а потом и 1000 к отмеренному богами.
Методология познания была изменена тогда, 70-80 лет назад, и мы до сих пор живём в той парадигме.


Спящий лев

15.05.25 16:10

> Dmitriy427
...
Что до "комплексного подхода" и "запросов общества", то возврат к технократической модели развития, от постиндустриальной, либерально-глобалистской и востребованность инженеров, ими и сформированы, по сути. Мы просто возвращаемся из тупика, куда завели нас дорвавшиеся до глобальной власти ростовщики, на магистральную дорогу развития технологической цивилизации.
А что у нас с "инженерами человеческих тел" (врачами) и "инженерами человеческих душ" (учителями, преподавателями), кои по вашим (формальным) условиям "инженерами" не являются.
В моей практике самая БОЛЬШАЯ проблема - запредельный дилетантизм и практически полное отсутствие знаний (даже базовых) у многих (спасибо что не у всех) контрагентов/субституторов и чиновников при номинальном наличии диплома и стажа.
Сейчас просто власти уже признают, что свернули куда-то не туда (причем об этом на сайте писали еще при его создании 2 десятка лет назад), а вот куда вернуться и куда идти оттуда - пока куча предложений (ОЧЕНЬ разной степени реалистичности) и полный раздрай в большинстве стран мира. Ну, а пока "болото засасывает".

P.S. Ну а если вспомнить то уровень цивилизации определяется вопросами:
1) производства включая промышленность, с/х, НИОКР и т.д.;
2) воспроизводства включая лечение и обучение; и
3) управления/координации.
Причем уровень определяется максимальным уровнем самого слабого элемента - как в транспортном конвое скорость конвоя определяется не средней скоростью его участников и не максимальной скоростью самых быстрых его участников, а максимальной скоростью самых медленных его участников.

Изменен: 15.05.25 16:28 / Спящий лев


mcf

15.05.25 17:28

Никто не сможет справиться с мировым кризисом. Этих кризисов в истории было уже много и будут и впредь. Всегда. Фундаментально все кризисы порождаются порочной человеческой природой. Устранить эту причину невозможно без вмешательства в человеческую психику.

Изменен: 15.05.25 17:29 / mcf


Alex L

15.05.25 19:18

> ale19547797
> Alex Lскрытый текст +
Начнем с того что аналог ЕГЭ применяется в подавляющей части мировых стран. Собственно мы и сами заимствовали его скорее из Китая чем из Западной школы. И что-то Китай на качество своих инженерных кадров не жаловался.
а завершим тем, что "эти инженеры" получили свое хорошее образование в рамках еще старой советской системы. А вот большого класса хороших инженеров, выпустившихся в лихие 90-е - начала 2000-ных я что-то не припомню...
Китай вообще сор из избы не выносит. Они легко возьмут массовостью, когда надо.
И откуда взяться большому количеству инженеров из 90х, если они не требовались считай нигде? Там бы старые кадры прокормить... Про людей той эпохи я упомянул из-за того, что именно тогда учились многие нынешние доценты-кандидаты наук-доктора-профессора, что и продвигают эту реформу. Но при этом они как-то обошлись без ЕГЭ.
Почитал про разные страны. Ближе всего к российской модели испытания в Китае, Италии, Беларуси, Казахстане. Во всем мире централизованная сдача экзаменов есть только в 19 странах.
Короче идеала нет... Но лично мне представляется правильным, чтобы во время учёбы было не натаскивание учащихся на тесты, а более гармоничное, что ли, изучение предметов...

Пы.Сы. собственно на вопрос годится система образования с ЕГЭ в оконцовке, должны ответить университеты с институтами. Их устраивает качество знаний абитуриентов или приходится 2-3-5 месяцев доучивать школьную программу?

Изменен: 15.05.25 19:49 / Alex L


Teichmann

15.05.25 21:15

Автор на основе верной мысли о недостатке инженеров начинает растекаться мыслью до глобальных масштабов, постоянно противореча себе. А венчает этот "небоскрёб мысли" признание, что целей-то мы не определили...
У инженеров нет инструментов, чтобы с чём-либо "справляться", кроме своих прямых обязанностей - если есть оплата. Какого рода инструменты надо им дать? Если финансовые - они превратятся в капиталистов. Если силовые - будет некая диктатура, и с чего мы взяли, что технократия противоречит, например, либеральной оптимизации? И где противоречие между технократией и сокращением населения? Для механизма люди винтики, и не могут быть ничем иным.
Значит, инженеры сами должны стать техническим инструментом в руках тех, кто способен "справляться". Не технократия, а технический инструмент - подавляющее большинство инженеров адекватные люди, и сами на большее не претендуют, ПМСМ.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям