31.12.25 11:32
Между Пекином и США растет напряжение. Сначала Вашингтон одобрил рекордный пакет вооружений для Тайваня, теперь — Китай проводит масштабные военные учения вокруг острова. В Поднебесной дают понять: в случае дальнейшего давления возможен сценарий блокады острова. Эксперты предупреждают: последствия могут оказаться катастрофическими для мировой экономики — встанут заводы от Детройта до Шэньчжэня. Насколько реален риск военного обострения и при каких условиях он может реализоваться — в материале «Известий».
Масштабные маневры«Эти учения служат серьезным предупреждением сепаратистским силам «независимости Тайваня» и силам внешнего вмешательства», — объявил представитель Восточного командования Народно-освободительной армии Китая (НОАК) Ши И. Он пояснил, что эти действия направлены на защиту национального суверенитета и поддержание национального единства.
Маневры под названием «Справедливая миссия — 2025» пройдут в пяти акваториях вокруг Тайваня, а также в воздушном пространстве. В них примут участие сухопутные, военно-морские и ракетные войска КНР. В учениях задействуют истребители, бомбардировщики и беспилотные летательные аппараты.
Судя по развитию событий, речь идет не об учениях прямого военного удара по Тайваню, а о блокаде острова, говорит «Известиям» директор Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Маслов. Маневры охватывают практически все направления вокруг Тайваня.
— Подразделения НОАК отрабатывают блокирование порта Гаосюн — крупнейшего тайваньского порта, в том числе используемого военно-морскими силами. Проведены противолодочные учения, а также развернуты бомбардировочные ударные группы для имитации высокоточных ударов. Китай демонстрирует, что технически полностью готов к установлению блокады Тайваня, — отмечает эксперт.
В Тайбэе воспринимают действия Пекина всерьез. «Мы решительно осуждаем игнорирование китайскими властями международных норм и использование военного давления для угроз соседним странам», — заявила пресс-секретарь президента Тайваня Карен Куо.
В Минобороны также отметили, что за последние сутки вокруг острова находились два китайских военных самолета и 11 кораблей. Тайваньские военные находятся в состоянии повышенной готовности для защиты острова от внезапного нападения.
Ответные действияНынешние учения проходят на фоне обострения отношений между Китаем и США. Поводом стало решение администрации американского президента Дональда Трампа одобрить продажу Тайваню пакета вооружений на сумму $11,1 млрд.
Формально пакет еще должен пройти процедуру утверждения в Конгрессе, однако уже известно, что в него входят системы залпового огня HIMARS, противотанковые ракеты Javelin и противокорабельные ракеты Harpoon. Таким образом, поставки станут крупнейшими не только по стоимости, но и по объему вооружений.
В ответ Китай ввел санкции против 10 физических лиц и 20 американских оборонных компаний. В список, в частности, вошли военно-промышленная корпорация Northrop Grumman и подразделение компании Boeing в Сент-Луисе. Ограничительные меры за поставки оружия, которые, по заявлению Пекина, «подрывают суверенитет и территориальную целостность Китая», вступили в силу 26 декабря.
Но лишь санкциями дело не ограничилось. Учения «Справедливая миссия — 2025» также стали реакцией на американскую военную помощь Тайваню, считают опрошенные «Известиями» эксперты. Тем более что Китай ранее неоднократно предупреждал, что в случае расширения военной поддержки Тайбэю будет отвечать адекватными мерами.
— Учения, начавшиеся сегодня у берегов Тайваня, — не просто военная демонстрация, — говорит «Известиям» ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев. — Это качественно новый уровень давления, причем ровно через 11 дней после того, как Вашингтон одобрил рекордную поставку вооружений Тайбэю. В пакет вооружений вошло всё то, что делает остров неудобной мишенью для десантных операций.
На этом фоне в СМИ появились прогнозы о возможном переходе конфликта в горячую фазу. По одной из версий, Китай может попытаться применить силу против Тайваня уже в ноябре 2026 года. Этот сценарий возможен в случае, если руководство КНР придет к выводу, что мирное решение вопроса невозможно.
В России уже заявили о поддержке Китая в случае вооруженного конфликта. «Что касается возможного обострения обстановки в Тайваньском проливе, то порядок действий в подобных ситуациях прописан в основополагающем для двусторонних отношений Договоре с КНР о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июля 2001 года», — подчеркнул глава МИД РФ Сергей Лавров.
Что говорят экспертыСтратегия Китая заключается в том, чтобы снизить активность сепаратистских сил на Тайване и подтолкнуть стороны к переговорам о мирном воссоединении, которые потенциально могут растянуться на десятилетия, считает Алексей Маслов. При этом Пекин ясно дает понять, что при необходимости готов применить военную силу.
— Военный сценарий возможен, например, в случае серьезных провокаций со стороны Тайваня, — говорит эксперт. — Это могут быть инциденты в воздухе, использование размещенного американского вооружения или появление военной инфраструктуры США на острове. Но ключевой момент, который вынуждает Пекин занимать жесткую позицию — так называемая «стратегическая двойственность». С одной стороны, США, Япония и Южная Корея формально признают Тайвань частью Китая. С другой — продолжают оказывать ему военную и политическую поддержку.
Отдельную роль играет экономика, и именно она пока удерживает конфликт от резкой эскалации. Тайвань имеет стратегическое значение для США: остров контролирует около 70% глобального рынка контрактного производства чипов, а компания TSMC выпускает 92% самых передовых полупроводников, указывает Игорь Расторгуев. Без этих микросхем могут остановиться конвейеры от Детройта до Шэньчжэня — от автопрома до холодильников и смартфонов.
— Сам Китай также зависит от тайваньских микросхем. При этом торговый оборот между сторонами, достигавший $205 млрд в 2022 году, в последние три года начал сокращаться. Тайваньские инвестиции в КНР за первые 11 месяцев 2025 года снизились на 61% — компании переносят производство в США и страны Юго-Восточной Азии.
Еще один сдерживающий фактор — тесные торговые связи между Вашингтоном и Пекином. Товарооборот между странами в прошлом году достиг $688,28 млрд. Американский рынок остается ключевым для китайского экспорта, и любое резкое обострение вокруг Тайваня неизбежно приведет к новым санкциям, эмбарго и разрыву глобальных цепочек поставок.
— Экономика — не единственный сдерживающий фактор, но один из ключевых, — резюмирует Расторгуев. — Военно-политические риски, реакция союзников США и внутренняя стабильность в Китае также имеют значение. Пока Пекин выбирает путь наращивания давления, демонстрируя готовность действовать, но не переходя черту. Нынешние учения — еще один шаг в долгой игре на нервах, где цена ошибки слишком высока.