Почему Турция не вводит в строй С-400?

26.07.21 06:09

Демократия и удобные режимы

Как известно, Россия и Турция заключили контракт на поставку Москвой Анкаре ЗРС С-400 в 2017 году. 23 октября 2019 года Рособоронэкспорт сообщил, что Россия выполнила этот контракт досрочно, поставив Турции все элементы систем С-400, включая ракеты, а Турция полностью расплатилась за этот контракт. В результате Турция первой из стран НАТО приобрела у России эти системы, закупив четыре дивизиона систем ПВО С-400 стоимостью $2,5 млрд, которые не только оказались дешевле предлагаемых США систем ПВО, но и технически более совершенными.

Ранее Эрдоган заявлял, что Турция примет на вооружение комплексы С-400 в апреле 2020 года. За истекший после поставок С-400 период, несколько сотен турецких специалистов уже прошли переподготовку на российской базе, потом они ещё доучивались в своей стране, участвовали в испытаниях.

Однако, с момента поставок С-400 в Турцию прошло уже почти два года, однако Анкара так и не опубликовала поражение целей в рамках проводимых испытаний. Все, что увидели наблюдатели, это пуск ракеты, но никак не поражение цели. Турецкая сторона данные обстоятельства не комментирует, однако они уже вызвали различные спекуляции.

Напомним, что система С-400 предназначена для уничтожения всех современных и перспективных средств воздушно-космического нападения (в том числе гиперзвуковых) и была принята в России на вооружение в 2007 году. Комплекс может поражать цели на дальности до 400 км, летящие со скоростью до 4,8 км/с, в том числе и низколетящие на высоте от 5 метров: крылатые ракеты, самолеты тактической и стратегической авиации, маневрирующие боеголовки баллистических ракет. Радар раннего обнаружения обеспечивает дальность контроля на расстоянии до 600 км. Система ПВО С-400 во всем мире считается самой совершенной и эффективной на современном этапе.

Российские зенитные ракетные комплексы (ЗРК) предыдущего поколения С-300 находятся на вооружении многих стран мира. Их, в частности, приобрели Китай, Иран, Сирия и Венесуэла, они также находятся на вооружении таких стран НАТО, как Греция, Болгария и Словакия. Что же касается Турции, то сегодня на вооружении ее армии находятся не только российские С-400, но и бронетранспортёры БТР-80, вертолёты типа Ми-17, противотанковые ракетные комплексы, различное стрелковое оружие. Помимо этого, Россия и Турция сотрудничают в сфере интеграции российского вооружения на корабли ВМС Турции, Анкара проявляет интерес к новым реактивным системам, БТР, противотанковым комплексам.

Решение Анкары о закупке у России С-400 вызвало резко негативную реакцию у США и НАТО в целом. В течение почти трех лет Соединенные Штаты не прекращали попытки добиться от Турции отказа от российских ЗРС. В связи с тем, что Турция не поддалась этому давлению и не избавилась от С-400, Вашингтон сначала грозил Анкаре «большими неприятностями», затем стращал изгнанием Турции из НАТО, отказал ей от поставок 100 самолетов F-35 и исключил Анкару из американской программы производства истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35. В декабре 2020 года Вашингтон ужесточил свои санкции.

Помимо санкций, со стороны США звучали и весьма экзотические идеи, в частности, американский сенатор Джон Тьюн предложил (за счет бюджета Пентагона) выкупить российские С-400 у Турции, о чем год назад сообщило издание Defense News. Сумма сделки оценивалась в 10 млрд. долларов. Причем «в нагрузку» сенатор еще и выдвинул условие: Турция должна пообещать, что не будет приобретать на вырученные деньги другое военное оборудование, несовместимое с требованиями НАТО, то есть гарантированно подтвердить свою зависимость в военном оборудовании и оружии только от США и не Анкара после этого будет определять свою военно-техническую политику, а Белый дом с Пентагоном.

Правда, годом ранее президент США Дональд Трамп предлагал президенту Турции Реджепу Эрдогану торговую сделку на $100 млрд и «обходной путь» решения ситуации с санкциями за покупку российских ЗРК С-400, о чем сообщала The Washington Post.

Но всего несколько месяцев назад появились сообщения в отдельных западных СМИ о том, что Анкара, якобы, все же согласилась продать Вашингтону С-400 «Триумф». Так, в конце 2020 года в греческой газете Pentapostagma утверждалось, что турецкие военные инженеры под натиском США «захотели перепрограммировать систему «свой-чужой» закупленных у России ЗРК». Никаких подтверждений этих заявлений нет.

Появлялись и сообщения о том, что высшие армейские чины турецкой армии совместно с техническими специалистами якобы проводили активное изучение одного из закупленных комплектов ЗРК С-400 «Триумф», поставленного на вооружение страны, намереваясь тем самым создать собственные аналоги российских ЗРК. Однако в силу особой засекреченности самых лучших в мире ракетных установок, многих конструктивных инноваций, технически сложных решений, военные чины Турции не смогли скопировать российскую разработку. Турецкая сторона данные обстоятельства не комментирует, поэтому информация о вскрытии С-400 является неофициальной.

В целом же, касаясь несанкционированного взлома оборудования С-400, этот вариант вряд ли стоит рассматривать. Поставленный Турции комплект С-400 устроен так, что если кто-то посторонний попытается влезть в ее электронное «нутро», сложнейшая аппаратура выходит из строя и ее невозможно починить без российских специалистов. На этот случай есть самый простой рубеж защиты – юридический. При подписании контракта были выставлены очень серьезные требования к покупающей стороне. В частности Турция не имеет права разбирать комплекс, вносить в него изменения и обслуживать. Если же российскими специалистами будет обнаружено вмешательство в систему, то Россия вправе забрать эти комплексы обратно, либо отключить, что превращает С-400 в груду металла.

Конечно, попытки взлома приобретаемой иностранными державами военной техники у России ранее уже были отмечены, но производить такие системы по аналогии практически невозможно. В своё время Китай закупил российские зенитные комплексы «Тор», обладающие почти стопроцентной эффективностью, но произвести такие же не смог, потому что очень много ноу-хау, которые в документах не передаются. Затем Китай получил от России первую модификацию С-300, его там «разобрали», скопировали и сделали свой — откровенно похуже. Потом его попытались там модифицировать до очень серьезного уровня, только ничего из этого не вышло и китайцы стали закупать в России ЗРС С-300ПМУ2. Его, кстати, тоже копировали, но их версия только где-то на 70% отвечала российским характеристикам.

Радиолокаторы к российским зенитным комплексам С-300, С-400 — ключевой компонент, который многие годы интересует военную разведку США. Ради того, чтобы раскрыть секрет их работы, часть бортового оборудования таких комплексов даже тайно вывезли с Украины — радары и пусковые комплексы С-300ПТ, разработанные ещё во времена СССР. Однако и это не помогло Пентагону, в то время, как самолёты любого типа — от истребителей F-16 разных версий до малозаметных F-35 — на обзорных экранах российских ЗРК видны очень хорошо.

Чтобы «задавить» радары и ракеты С-400, США рассматривали повторение операции по аналогии палестинской с «Железным куполом»: «закидать» пусковые платформы десятком крылатых ракет. Но, когда военные аудиторы посчитали расходы на каждый такой заход, в Вашингтоне случился скандал: уничтожение одной С-400 из дивизиона обошлось бы в 50–60 млн долларов, а с учётом хотя бы одного сбитого истребителя из атакующего звена стоимость подскочила бы до 100 млн долларов. Поэтому от такой идеи моментально отказались. На создание «противоядия» от С-400, по самым грубым подсчётам, США потратили около 20 млрд долларов, но даже гипотетического уничтожения российских систем ПВО им добиться пока не удалось.

Что же касается собственных интересов Турции в вопросах национальной безопасности, то нельзя забывать, что у нее по соседству находится старый противник в лице Греции, от прямого столкновения с которым порой удерживает только членство обоих в НАТО. При этом греки сами обладают достаточно сильной армией, противовоздушная оборона которой основана на комплексах «Стрела», «Оса-АКМ», «Тор-М2» и С-300 российского производства. Чтобы уверенно противостоять таким противникам, Анкаре нужно обладать значительным перевесом в качестве вооружений, что и предполагалось сделать за счет истребителей пятого поколения F-35 и самых современных зенитных систем С-400. Поэтому рисковать контрактом с Россией по С-400 – явно не входит в интересы Анкары.

И это подтверждает выраженная Анкарой готовность приобрести у России второй комплект ЗРК С-400, проект по поставке которого уже готовится Рособоронэкспортом.

Поэтому объяснение причин, почему Турция не вводит в строй уже приобретенные ею С-400 объясняется довольно-таки банально – постановка на боевое дежурство перенеслась из-за эпидемии коронавируса. Ведь это дело не простое и требует присутствия, как турецких специалистов, так и российских.

Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое Восточное Обозрение

Редактор: Ксения


irumss

26.07.21 09:05

Современная ЗРС просто обязана быть интегрирована в общую систему ПРО, вот именно с этим и сложности у турок. Вот они и используют её как объектовую, не более. Хотя, если будет политическая воля и в ущерб общенатовским интересам они захотят её всё таки включить в общий комплекс обороны, то мы бы помогли, за их то деньги. А пока всё это выглядит как попытка скопировать технологию, вот только получится ли?

Alanv

26.07.21 16:29

Общей системы ПРО у турок нет, она вообще есть у единиц. А сверхдальнее ПВО не так уж необходимо куда-то "включать", т.к. никто, кроме него, на таких дистанциях не работает.
Ну а передать просто сигналы локаторов дальнего обнаружения на дальнейшую обработку в свою общевойсковую систему - не так уж и сложно.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям