Минобороны предложило изменить правила прохода по Севморпути

17.08.22 17:45

В России

В Госдуме рассматривают законопроект, который изменит военную расстановку сил в Арктике. Он, помимо прочего, предусматривает проход иностранных военных и государственных судов по Северному морскому пути во внутренних водах России по разрешению, запрошенному по дипломатическим каналам не позднее чем за 90 дней.

Все путем

Плавать из Атлантики в Тихий океан наши предки пытались еще в древности. Понятно почему. Вокруг Африки - далеко. Когда проложили Суэцкий канал, стало полегче, но там вечное столпотворение. Из Мурманска до японских портов через Суэцкий канал 12,8 тыс. морских миль, а Северным морским путем - 5,7 тыс.

Никто не знает, кто первым проложил этот путь. Скорее всего, это были поморы, которые на "средневековых ледоколах" - деревянных судах-кочах - в XIII и XIV веках доходили до полярного Урала, но Тихий океан им был без надобности. Своих вод хватало.

А вот другие народы короткий морской проход из Европы в Азию искали просто фанатично. Англичане, шведы, сибирские купцы, не отставали и русские военные моряки. Впервые Севморпутем прошел Адольф Норденшельд в 1878-1879 годах, но с зимовкой.

В 1919 году адмирал Колчак, объявив себя верховным правителем России, создал Комитет Северного морского пути. А в 1932 году Отто Шмидт прошел Севморпутем за одну навигацию. Это и стало началом большого пути.

Когда на планете растает лед

Почему сегодня в Суэцком канале очередь из судов, а на наш Севморпуть очереди нет? Потому что СМП работает в основном на наши внутренние нужды. Да, этот путь намного короче, но издержки перекрывают выгоду от меньшего расстояния. В Арктике все на пределе, большие расходы на амортизацию судов и механизмов. Фрахтователь меньше потратит на топливо, но больше заплатит матросам. У страховых компаний выше расценки на перевозки за Полярным кругом...

Все это так, но аналитики нашего минобороны ведь не случайно сделали акцент: это все, пока не растают арктические льды. А они уже тают.

Итак, представим, что глобальное потепление - реальность, и Арктика становится лакомым кусочком и для стран арктического региона, и для всего мира. Ресурсы - более доступны. Что будет? Сначала придут коммерсанты, за ними - военные эскадры. По-другому не бывает. И это значит, что поправки, которые сейчас проходят через Госдуму, своевременны и актуальны. Их суть:

1. Иностранные военные корабли уведомляют российскую сторону минимум за 90 дней до предполагаемой даты прохода;

2. Разрешение выдается на каждый корабль. Если кто-то захочет провести, скажем, эскадру, то - только со специального разрешения правительства РФ;

3. Каждое судно следует под флагом своего государства;

4. Россия сможет останавливать иностранные военные корабли в территориальном море и во внутренних водах с помощью навигационных предупреждений;

5. Военные корабли с ядерными установками, а также суда, перевозящие ядерные и опасные вещества, должны иметь необходимые документы, соблюдать меры предосторожности;

6. Иностранные субмарины идут по Севморпути в надводном положении и под госфлагом.

Ограничения могут показаться надуманными, но только в том случае, если не знать контекста. Например, американцы традиционно не комментируют действия своих подводных лодок. А если это и делают, то с циничным юмором. Как-то Китай попросил США объяснить смысл массовой переброски субмарин в Тихий океан из Атлантики. Американцы заявили: а там воды больше.

Интересно, а как они отреагируют на наш аналогичный вопрос - после вступления нового закона в силу? Шутками уже не отделаться, шутки закончились.

Мнение
Транссиб и Севморпуть объединяют страну в единое целое

Считается, что международным Севморпуть сделали в 1991 году, причем сугубо из политических соображений.

- Это так? - спрашиваю члена Полярной комиссии Русского географического общества Павла Филина.

- Процесс был поэтапным, в СССР мы стали руководствоваться Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года, - пояснил он. - Но СССР была одной из стран, которая участвовала в разработке Конвенции. Ее РФ ратифицировала в 1997 году. Иностранные военные корабли получили право прохода СМП, но с соблюдением норм. В законе так: "СМП - исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике".

Согласно новациям, иностранные подводные лодки должны получать разрешение и следовать в надводном положении. А что мешает им нарушить правила? Они же в Арктике мало каким законам подчиняются.

Павел Филин: Так всегда и было, особенно в годы холодной войны. Через Арктику наша страна и США могли обменяться ракетно-ядерными ударами. Потому что полет через полюс - самое близкое расстояние. Отсюда и милитаризация Арктики. В советское время иностранные подлодки то и дело всплывали на нашем Северном морском пути.

На ваш взгляд, ограничения для чужих военных кораблей отразятся на мирном судоходстве?

Павел Филин: Все зависит от того, как мы хотим его использовать. Если как транспортный международный коридор, то запреты затронут не только военных, но и в какой-то мере гражданских. Но напомню, что в СССР Севморпуть планировали использовать исключительно для внутренних задач: как внутренний морской коридор. Т.е. как своего рода становой хребет экономики.

Почему?

Павел Филин: У нас только две дороги, объединяющие страну в единое целое: Транссиб и СМП. Учитывая военный аспект, думаю, рассчитывать на широкое международное использование морского пути через Арктику не стоит. А упор на освоение своих природных ресурсов, причем своими силами и с выходом на внешние рынки - полагаю, правильный подход.

А лично вы верите в большое будущее СМП?

Павел Филин: Я умеренный оптимист. Севморпуть осваивался поэтапно. Сначала по нему ходили поморы, потом экспедиции. С 1932 года в летнюю навигацию его прошли весь. В 1970-е начался этап "продленной навигации", затем организовали круглогодичную навигацию из Дудинки. К 1980-м годам пришли к тому, что пора запускать круглогодичную навигацию по всему пути. Был разработан проект "Окна", но СССР рухнул, не успели осуществить. Очевидно, что все идет к круглогодичной навигации. А это новые горизонты и возможности.

Курьезы
Почему запрещали Севморпуть?

С 1616 по 1620 гг. царь Михаил Федорович под страхом смертной казни запрещал торговым людям добираться из Архангельска в Мангазею морским путем. (Мангазея - заполярный город XVII века в Сибири), т.е. пользоваться средневековой версией Севморпути. Историки считают, царь боялся шпионажа и тлетворного влияния на северян корыстных английских моряков, которые планировали еще и колонизировать Север.

Уроки истории
Из Европы в Тихий океан с помощью СССР

Летом 1940 года германский крейсер Komet прошел Севморпутем из Северного моря в Тихий океан, где потопил немало английских, австралийских и пр. судов. Часть пути он прошел под прикрытием НКВД, в сопровождении советских ледоколов и лоцманов. Суровая правда в том, что капитан крейсера нас обманывал, тайно совершая разведку фарватеров, промер глубин, обследовал берег, вел закладку тайников. Что лишний раз доказывает пользу тотального контроля за чужими крейсерами в нашей Арктике.

Источник: Российская Газета

Редактор: Ксения


GAF

17.08.22 21:15

Есть у меня Географический атлас планеты на 238 страниц большого формата. На всех картах климатических, почвенных и пр и пр. там где есть территория СССР в Северном ледовитом океане от Берингова пролива и Кольского полуострова проведены границы страны по меридианам, смыкающиеся в точке полюса. Точка, и никаких вопросов к ней. После распада СССР, разумеется, собственные права оказались подчинёнными международным, и теперь Канада и Дания считают, что хребет Ломоносова - их хребет, и ничуть не боятся "получить по хребту", Более того, министр МИД Канады завлял, что "его страна считает подводный хребет Ломоносова продолжением своей территории. В августе 2014 года он же выразил "обеспокоенность увеличением российского присутствия в Арктике".
Министр заявил: "регион является для Оттавы стратегически важным, в связи с чем государство для отстаивания своих интересов готово применять в том числе и военную силу
".
Так что ждём канадский ВМФ в акватории Новосибирских островов, и ведём толерантные беседы с "партнёрами"...

Изменен: 17.08.22 21:21 / GAF


delta

18.08.22 08:05

1. Иностранные военные корабли уведомляют российскую сторону минимум за 90 дней до предполагаемой даты прохода...
************************************

Чудеса!...
Уведомительный режим прохождения наших территориальных вод иностранными военными кораблями? А почему не разрешительный?
Тут много непонятного. Если Арктика оттает полностью, то весь мир начнет гонять корабли из Атлантики на Тихий океан, совершенно, не нуждаясь в нашем СМП. Но, если севернее СМП труднопроходимые льды сохранятся, а мы будем ломать лёд по трассе СМП, исключительно, в собственных территориальных водах, в пределах 12 - мильной зоны, то, разве, не будет естественным, именно, разрешительный режим прохождения по ним?

Изменен: 18.08.22 08:08 / delta


Alanv

18.08.22 14:56

"и теперь Канада и Дания считают, что хребет Ломоносова - их хребет, и ничуть не боятся "получить по хребту"

И наши, и Канада, и Дания считают этот хребет своим только до полюса.


Alanv

18.08.22 14:59

"а мы будем ломать лёд по трассе СМП, исключительно, в собственных территориальных водах, в пределах 12 - мильной зоны, то, разве, не будет естественным, именно, разрешительный режим прохождения по ним?"

Заказать ледокольную проводку - считай обратиться за разрешением. А так для гражданских судов терводы - уведомительный режим, военные корабли - разрешительный.


berlaga2005

18.08.22 15:31

А какая ситуация с северным морским путем в западном полушарии? Что-то ни разу не слышал про него.

Alanv

18.08.22 15:51

Так ледоколов (тем более атомных) у них (США и Канада) нет, и пока не предвидится. Так что до того, как лёд вообще растает им ждать...

berlaga2005

18.08.22 16:05

Интересно, как проще провести ледокол из Мурманска до Чукотки - через западное или восточное полушарии?

Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям