Эксперт Марцинкевич о санкциях против "Арктик СПГ 2": Нет у США уверенности в том, что их проекты по СПГ будут реализованы

15.11.23 10:25

США: опыт строительства империи

Привлек намедни внимание мое и российских СМИ заместитель госсекретаря США по вопросам энергетики Джефри Пайетт, бывший посол на Украине. Он прокомментировал решение министерства финансов своей страны о внесении в санкционный список российской компании "Арктик СПГ-2". Высказывание американского чиновника удивляет полной откровенностью, на грани душевного стриптиза, которая в исполнении представителя американского аналога нашего МИД - большая редкость. "На минувшей неделе мы приняли решение ввести новые санкции против проекта "Арктик СПГ-2". Наша цель - убить этот проект. И мы сделаем это, вводя санкции, работая с нашими партнерами по G7. Именно США на сегодняшний день являются лидерами по поставкам сжиженного природного газа и намерены наращивать свою долю на мировом рынке СПГ". Яркая реплика, запоминающаяся.

Вот как прокомментировал санкции и Пайетта руководитель компании НОВАТЭК Леонид Михельсон. На всякий случай напомню, что в ООО "Арктик СПГ-2" НОВАТЕКу принадлежит 60% акций. "То, что против нас ввели санкции - оценка нашего профессионализма. Считаю, что виноват 2022 год, понравилась цена 1100 -1250 долларов за тысячу кубометров, хотелось, чтоб осталась. Чем меньше проектов будет - тем выше будет цена".

"То, что против нас ввели санкции, - оценка нашего профессионализма" - это не бравада, а констатация факта, поскольку санкции против "Арктик СПГ-2" от 2 ноября были далеко не первыми. Еще в прошлом году проект покинул целый ряд западных подрядчиков, разорвав действовавшие контракты: немецкий Siemens отказался поставлять компрессоры, американская Baker Huges - газовые турбины, немецкая Linde - теплообменники. Каждый из этих элементов технологических линий имеет критическое значение, поэтому еще год назад единомышленники мистера Пайетта были совершенно уверены - проект "Арктик СПГ-2" уже уничтожен, не вытянет компания исчезновение такого комплекта оборудования.

Впрочем, так ли важны детали, когда мы уже видим результат? Несмотря и невзирая, первая технологическая линия была окончательно смонтирована летом этого года, 20 июля гравитационная платформа покинула поселок Белокаменка, что рядом с Мурманском. И уже 12 августа морские буксиры доставили этот груз к побережью полуострова Гыдан. Причем оба события прошли строго по графику, предусмотренному проектом. В настоящее время технологическая линия проходит предпусковую подготовку, специалисты подводят к платформе все необходимые береговые коммуникации, и пока не видно никаких причин, чтобы уже в этом году не началась отгрузка первых партий СПГ, а к середине следующего года технологическая линия должна выйти на проектную мощность. Напомню, что производительность одной линии составляет 6,6 млн тонн СПГ в год, и что проект "Арктик СПГ-2" состоит из трех таких технологических линий.

Да и так ли просто будет Госдепу, как выразился Пайетт, "работать с партнерами по G7"? 10% акций ООО "Арктик СПГ-2" принадлежат французской Total Energy SA, еще 10% - консорциуму японских компаний Mitsui и JOGMEC, при этом оба участника уже внесли в уставной капитал по 2,5 млрд долларов. Если комментарии французов были крайне обтекаемы, то японцы уже успели заявить, что продукция российской компании имеет стратегическое значение для обеспечения энергетической безопасности и обеспеченности островного государства. Потому есть основания полагать, что риторика мистера Пайетта так и останется риторикой - как в известном случае с караваном верблюдов, который спокойно идет по пустыне, не обращая внимания на лай приблудных собак.

И вот что еще занимательно в эмоциональном заявлении американского чиновника. Если верить данным американского агентства Platts, то планы Штатов по наращиванию производства СПГ поистине грандиозны. В этом году должны быть введены в строй мощности в 4,2 млн тонн, в следующем - в 56,5 млн тонн, в 2025 - еще 14 млн тонн, в 2026 - дополнительно 40 млн тонн, в 2027 и вовсе 96,7 млн тонн, и так далее. По нарастающему итогу к 2031 году должны получиться 296,5 млн тонн к уже имеющимся на сегодня мощностям в 92,5 млн тонн. Невольно возникает вопрос - при таких гигантских планах, чего нервничать-то из-за 19,8 млн тонн производственной мощности "Арктик СПГ-2"? Похоже, что не все так гладко в "цитадели мировой демократии" - нет у США уверенности в том, что все заявленные проекты будут реализованы в запланированные сроки, нет уверенности в том, что для столь масштабного производства будет нужное количество ресурсных источников.

Позволю себе напомнить, что мировая пятерка лидеров по доказанным объемам запасов природного газа, по данным компании ВР, выглядит следующим образом: Россия, Иран, Катар, Туркменистан, а США - только на скромном пятом месте. При этом Катар опережает их почти в два раза, Иран - в 2,5 раза, Россия и вовсе в три раза. Так что их санкции, по сути - административные меры в экономической борьбе против более сильных конкурентов. Планы по наращиванию объемов производства у Катара - дополнительные 43,5 млн тонн в год к 2026 году и еще 21,5 млн тонн к 2028 году. Если планы будут реализованы, совокупный объем производства СПГ в Катаре достигнет 171 млн тонн в год, планы России в этой отрасли тоже известны - до 100 млн к 2030 году. Нервная реакция Госдепа больше всего похожа на то, что в реализации планов России и Катара сомнений нет, а вот проекты, намеченные в Штатах, могут оказаться несостоятельными. Ну, а пока нам остается следить за событиями, и за реализацией не только "Арктик СПГ-2", но и Стратегии "Прорыв на рынке СПГ".

Источник: Российская Газета

Редактор: Ксения


Аббе

15.11.23 11:47

Рассматривается вопрос блокады нефтяного экспорта России через датские проливы
Ссылка
Без ограбления России Европа жить не может.


Alanv

15.11.23 15:47

Вообще-то она скоре нас грабит когда мы поставляем незаменимые ресурсы. А когда они сами от них отказываются - это двойное стратегическое благо для РФ. Тем более, когда наш импорт их же стараниями ограничивается, а просто нолики нам не нужны от слова СОВСЕМ.

zav

16.11.23 16:35

проблема с СПГ не только добыча и компрессия, но и транспортировка. и если "чёрный танкерный флот" собрать сложно, но можно ибо танкерам сто лет в обед и старые танкеры отличаются от новых не принципиально, то с газовозами совсем не так дела обстоят. нет никаких газовозов 40летних и нет никакой перегрузки газа борт в борт посредине океана. у нашего СПГ проблема не в том что их мало хвалят санкциями от гегемоши, а в том что газовозов своих нет и непонятно кто и когда их будет строить. 20 млн перевезти это очень серьезно.

_magistr2003_

16.11.23 21:18

> zav
проблема с СПГ не только добыча и компрессия, но и транспортировка. и если "чёрный танкерный флот" собрать сложно, но можно ибо танкерам сто лет в обед и старые танкеры отличаются от новых не принципиально, то с газовозами совсем не так дела обстоят. нет никаких газовозов 40летних и нет никакой перегрузки газа борт в борт посредине океана. у нашего СПГ проблема не в том что их мало хвалят санкциями от гегемоши, а в том что газовозов своих нет и непонятно кто и когда их будет строить. 20 млн перевезти это очень серьезно.
Пока так - Ссылка

Москва, 13 июн - ИА Neftegaz.RU. Ссылка и его партнеры в условиях экономических санкций продолжают строительство Ссылка для перевозки сжиженного природного газа ( Ссылка ) с проекта Арктик СПГ-2.
Об этом 8 июня 2023 г. сообщает High North News (HNN, издание Центра Крайнего Севера при Северном университете Норвегии).

Строительство танкеров-газовозов
Июньские спутниковые снимки от Airbus, проанализированные HNN, показывают как минимум 8 новых танкеров-газовозов ледового класса Ссылка для проекта Арктик СПГ-2 на 2 верфях на разных стадиях завершения.
Строительство идет на ССК Звезда в Приморском крае и на верфи Okpo Shipyard южнокорейской Daewoo Shipping & Marine Engineering ( Ссылка ).
Так, на верфи Okpo Shipyard идет строительство:

5 танкеров-газовозов Arc7,
плавучего хранилища СПГ ( Ссылка ) Koryak FSU (Коряк ПХГ) для морского перегрузочного комплекса (МПК) НОВАТЭКа в Камчатском крае (сестринский FSU Саам ПХГ для МПК в Мурманской области Ссылка , достиг Европы и выключил AIS).
Хотя точный статус судов остается неизвестным, HNN со ссылкой на источники в DSME сообщает, что 3 судна будут готовы к концу 2023 г., т.е. всего на несколько месяцев позже, чем первоначально планировалось, когда контракты были подписаны в 2020 г.


На ССК Звезда прогресс также выглядит стабильным.
Ранее сообщалось, что 3 строящихся в России танкера-газовоза Arc7 были завершены примерно на 50%, когда в середине 2022 г. вступили в силу санкции.
HNN отмечает, что эти суда на спутниковых снимках кажутся полностью построенными, по крайней мере одно из судов перемещается в пределах верфи своим ходом.

Танкеры для Арктик СПГ-2
Для проекта Арктик СПГ-2 планируется строительство 21 танкера-газовоза ледового класса Arc7:

15 судов должен построить ССК Звезда,
6 - DSME.
Пилотное судно планируется поставить СКФ, остальные - Смарт СПГ, СП НОВАТЭКа и СКФ.


После введения санкций в 2022 г. DSME Ссылка с Совкомфлотом ( Ссылка ) на 3 судна, но позднее глава НОВАТЭКа Л. Михельсон пояснил, что контракт СКФ с DSME переводится на другого владельца.
В сентябре Л. Михельсон Ссылка задержку сроков сдачи 1го танкера для Арктик СПГ-2 до конца 2023 г.
Гендиректор СКФ И. Тонковидов Ссылка , что сроки строительства танкеров-газовозов СПГ для проекта Арктик СПГ-2 сдвинулись на 2024 г.
Также Ссылка что ССК Звезда сдвигает минимум на 1 год сроки сдачи головного танкера-газовоза проекта Арктик СПГ-2.


Проблемы при строительстве танкеров-газовозово возникли и с технологическими партнерами:

французская компания GTT, ответственная за доработку газовых мембран танкеров-газовозов, также вышла из проекта.
европейские производители судовых двигателей MAN и Wärtsilä также прекратили поставку своей продукции, например, винто-рулевых колонок (ВРК) российским компаниям, включая ССК Звезда.

Сроки постройки танкеров должны быть синхронизированы с запуском линий сжижения Ссылка (3 линии мощностью 6,6 млн т/год СПГ каждая) - конец 2023 г., 2024 и 2026 гг.
1я технологическая линия Арктик СПГ-2, построенная на Центре строительства крупнотоннажных морских сооружений ( Ссылка ) в с. Белокаменка (Мурманская область) готовится к транспортировке на п-в Гыдан.
После того, как в конце 2023 г. начнется производство, НОВАТЭКу потребуются 5-7 новых газовозов для перевозки СПГ в Европу и Азию.


Л. Михельсон ранее пояснял, что меньшее число танкеров-газовозов к моменту запуска 1й линии Арктик СПГ-2 не является критичным, но может оказать влияние на маркетинговую стратегию проекта в сторону увеличения поставок СПГ в Европу, что может быть рискованным Ссылка санкционной политики ЕС.
Стратегически НОВАТЭК считает основным для себя рынком азиатский рынок - Китай, Индию, Пакистан, другие страны АТР, а также Южную Америку.
Однако наращивание поставок на азиатский рынок возможно только после начала круглогодичной навигации по Северному морскому пути ( Ссылка ), что увеличивает потребность в новых арктических танкерах-газовозах.
Впрочем, Росатом, являющийся инфраструктурным оператором СМП, настроен оптимистично.
На встрече с президентом РФ В. Путиным 17 мая 2023 г. глава Росатома А. Лихачев Ссылка , что госкорпорация совместно с НОВАТЭКом запустят круглогодичную навигацию на восточном направлении СМП в начале 2024 г.



Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям