Почему Азербайджан выбрал китайский истребитель JF-17C вместо российского Су-30СМ?

09.10.24 06:22

Армия, ВПК, спецслужбы

ВВС Азербайджана получили первую партию из 14 (усиленная эскадрилья) многофункциональных истребителей поколения 4++ JF-17 Block III, разработанных корпорациями Chengdu Aircraft Corporation (CAC) и Pakistan Aeronautical Complex (PAC). У обозревателя может возникнуть вопрос: почему выбор МО Азербайджана пал на данные машины — вместо российских Су-30СМ2 и Су-35С?

Как известно, российские истребители обладают наиболее дальнозоркими РЛС «Ирбис-Э», обнаруживающими цели типа F-16V Block 70 на удалении до 270 — 300 км. Однако JF-17 Block III имеют более чем в 2 раза более высокий потенциал по критерию «стоимость-эффективность» в сравнении со штатной экспортной модификацией Су-30СМ, которая в отличие от модификации Су-30СМ2 (с БРЛС «Ирбис-Э») оснащается технически и морально устаревающей бортовой радиолокационной станцией «Барс-Р».

Энергетический потенциал «Барса-Р» примерно равен потенциалу китайской РЛС LKF601E, которая установлена на закупленные Баку истребители JF-17C Block III (4,5 против 4 кВт). Тем не менее, по уровню помехозащищённости китайский радар значительно превосходит «Барс-Р», поскольку последний представлен пассивной фазированной антенной решеткой, в то время как китайская РЛС представлена более перспективной активной фазированной антенной решеткой (ФАР). Как нам известно, именно активная ФАР способна формировать провалы диаграммы направленности в стороны излучающих средств радиоэлектронной борьбы противника.

Что же касается дальности обнаружения воздушных целей, то у китайской РЛС LFK601E она идентична нашему «Барсу-Р» и составляет 170 км применительно к целям типа «истребитель F-16C» с отражающей поверхностью 3 кв. м и 40 — 50 км — применительно к целям типа «малозаметная КР Storm Shadow. При этом специалисты научно-исследовательского института № 607 (в Ченду) смогли сохранить массу изделия на уровне всего 145 кг. В режиме синтезированной апертуры (SAR) разрешение этой РЛС составляет порядка 1 м, в то время как у установленного на Су-30СМ радара «Барс-Р» составляет 10 — 7 м.

Естественно, идентифицировать цель по радиолокационной сигнатуре с подобным разрешением не представляется возможным, в лучшем случае классифицировать крупную пусковую установку ЗРК или ОТРК, либо паромно-мостовых машин. Китайский же радар (как и более совершенный «Ирбис-Э») может даже идентифицировать поверхностные цели. Цели типа «эсминец» обнаруживаются на удалении порядка 220 км, пусковые установки ОТРК — 100−110 км.

Во-вторых, перспективная компьютеризированная система управления огнём JF-17C Block III располагает открытой архитектурой, что позволяет интегрировать в боекомплект машин как китайские ракеты класса «воздух-воздух» PL-21D интегральными ракетно-прямоточными двигателями PL-21D с радиусом действия 220 — 250 км и PL-15E с дальностью 145 км, так и израильские ракеты «воздух-вохдух» средней дальности Derby. Более того, боекомплекты могут быть дополнены южноафриканскими и израильскими сверхманевренными ракетами ближнего воздушного боя A-Darter и Python-5, оснащёнными газоструйными блоками отклонения вектора тяги, обеспечивающими маневрирование с перегрузки до 80 — 100 единиц.

Очевидно, что в случае ближних боёв на дистанции 5 — 0,35 км высокоманевренные ракеты ближнего боя A-Darter и Python-5 способны значительно компенсировать отсутствие у турбореактивных двигателей двигателей РД-93 или WS-13, установленных на JF-17 Block III, систем отклонения вектора тяги. Следовательно, в зависимости от оперативной ситуации оборонное ведомство Азербайджана может выбрать широчайший спектр ракет класса «воздух-воздух» того или иного производителя.

Ключевой же тактико-технической «изюминкой» китайско-пакистанской машины является возможность дополнения боекомплекта (как в модификации для ВВС КНР и Пакистана, так и экспортной версии JF-17C Block III) новейшими аэробаллистическими ракетами CM-400AKG. Эти ракеты, являющиеся концептуальными аналогами отечественных Х-47М2 «Кинжал», могут похвастаться гораздо более скромными лётно-техническими качествами (более соответствующими советским ракетам Х-15): официально озвучиваемая дальность действия может достигать 70 — 280 км при скорости полёта 5300 км/ч в момент выгорания твёрдого ракетного топлива и около 2300 км/ч — на подлёте к цели. Но и это крайне неплохие показатели, учитывая способность реализации режима пикирования на цель под углом 90 градусов с высот 27 — 30 км. Этого достаточно, чтобы прорывать противоракетные «зонтики» противника за счёт выхода за пределы вертикальных углов обзора радаров многочисленных типов ЗРК.

По данным китайских источников аэробаллистические ракеты CM-400AKG могут оснащаться широким спектром головок самонаведения для выполнения различных узкоспециализированных типов задач. Так, для поражения ЗРК, РЛС и комплексов радиоэлектронной борьбы и надводных кораблей ракеты могут оснащаться активно-пассивными радиолокационными головками самонаведения, для удара по скоплениям наземной техники — активными радиолокационными, либо телевизионно-инфракрасными датчиками.

Следующим не менее важным пунктом является адаптация систем управления вооружением JF-17C Block III к применению турецких контейнерных комплексов оптико-электронной разведки и целеуказания ASELPOD, являющихся аналогами американских Sniper-ATP, а также европейских TALIOS. Данные комплексы располагают длиннофокусным телевизионным датчиком с оптическим увеличением до 50 — 70X и цифровым — до 8x.

Подобные возможности позволяют пилоту в дневное время идентифицировать цели типа «танк» на удалении 45 — 35 км. Ночью может быть задействован тепловизионный FLIR-датчик, способный обнаруживать теплоконтрастную наземную технику противника на удалении до 20 км, после чего может быть выполнен подсвет ракетам с полуактивными лазерными головками самонаведения с помощью лазерных дальномеров-целеуказателей. Также в арсеналы JF-17C могут входить турецкие многоцелевые тактические ракеты большой дальности SOM-B½, обладающие радиусом действия 180 — 200 км.

Для Су-30СМ и Су-35С (включая экспортные) в 2013—2014 годах также стартовала программа разработки контейнерных оптико-электронных прицельных комплексов Т220/Э (НПК «Системы прецизионного приборостроения»), но до боевой готовности доведена она так и не была. Учитывая же стоимость экспортных Су-30СМ (55 млн долларов) и Су-35С (90 млн долларов), китайско-пакистанское детище обойдётся Баку значительно дешевле — всего в 27 — 35 млн долларов при гораздо большем спектре датчиков и большей помехозащищённости РЛС.

При этом радиус действия в 1350 км вполне соответствует потенциальному перечню операций, выполняемых ВВС Азербайджана на относительно небольшом Закавказском театре военных действий.

Евгений Даманцев

Источник: EurAsia Daily

Редактор: Ксения


NRoss

10.10.24 16:29

Подозреваю, что ни ЛТХ самолёта ни ТТХ вооружения не являются главной причиной выбора вражьего поставщика. И дело тут не в чемоданах денег и не в азер-китайском торговом баллансе, а скорее в попытке азеров показаться другим врагам многовекторыными и независимыми.

Термит

11.10.24 04:41

Даманцев. Дальше можно не читать.
UPD Про все сказал - а про движки скромно промолчал.

Изменен: 11.10.24 04:44 / Термит


Dmitriy427

11.10.24 05:58

Ну, не совсем промолчал, упомянул только об отклоняемом векторе тяги и то в связи с якобы превосходством совместимых с китайцем ракет ближнего боя. Тут он действительно умолчал о РВВ-МД К-74М2, но имел таки право, поскольку на экспорт они пока не поставляются. Вообще, статья построена на передергиваниях (предлагается сравнивать с китайцем ТТХ Су-30СМ2 , а реально сравнивается радиолокационное оборудование устаревшего Су-30СМ) и умолчаниях (о номенклатуре вооружений и подвесных блоков, и прочих характеристиках наших самолетов). Например, характеристики упомянутых подвесных оптико-электронных комплексов наведения заведомо уступают встроенным комплексам, использующимся на Сушках крайних модификаций, включая экспортные.
P.S. В целом же, как "самолет для бедных", JF-17 вполне конкурентоспособен, особенно учитывая, что их можно изначально с климовским РД-93 заказать. У нас его аналогов тупо не производится пока, Су-75 только в разработке.


PeterYakovlev

11.10.24 12:32

Никакие ТТД истребителей сравнивать и не нужно. Всё намного проще :
России НЕ ВРЕМЯ продавать боевые машины в другие страны. Самим нужны.

Изменен: 11.10.24 12:33 / PeterYakovlev


Мороз

11.10.24 12:51

Все намного проще.
Для целей Азербайджана видимо китайские более подходят, при этом дешевле. Только и всего.
Лучшее враг хорошего.


_magistr2003_

11.10.24 13:48

Скорее всего цена решила вопрос. Все же, разница в два раза очень ощутима.

AndreyGoose

11.10.24 22:09

> Термит
Даманцев. Дальше можно не читать.
UPD Про все сказал - а про движки скромно промолчал.
Там и корефаниего Ромка Скоморохов, тягомотину мутно-нудную пишет.
Если бы на Товаре ещё сверху имя автора ставили бы, то половину того сайта можно было бы сразу не читать.


Вова

13.10.24 13:50

Ну, мало ли что в ТТХ китайцы напишут. Главный критерий - боевое применение, а его у китайцев нет. Но дёшево ...

Аббе

13.10.24 15:16

> Вова
Ну, мало ли что в ТТХ китайцы напишут. Главный критерий - боевое применение, а его у китайцев нет. Но дёшево ...
С кем им воевать?
Армения сломана.
Грузинам явно не до войны.

Россия? Вот не было счастья то! Где ПРИЧИНА для такой войны? России своих забот внутри России выше крыши. Вот от Чукотки и до Калиниграда. Завоёвывать ВЕСЬ Азербайджан? Куда надёжнее и дешевле купить долю в том, что есть.
Важнее всего ЖД транзит до Персидского залива? Это можно получить деньгами и взаимным участием в проекте.
Россия не получит транзита без согласия на то Алиева? Но и Алиеву, даже и ПОЛНОСТЬЮ готовая ЖД ветка без потока товаров из России и в Россию станет гирей на ногах и петлёй на шее.
Азербайджану самому начать войну против России?
Ээээээ...
С какой такой чумной радости?
Остаются Казахстан с Туркменией. Воевать через Каспий? Немножко странно.
Иран? Без полного падения Ирана в хаос и ничтожство азербайджанцы и пальцем не шевельнут.
Кто остался?
Азербайджану воевать против ТУРЦИИ? Я ничего не стану писать - оцените эту мысль самостоятельно.
Так что дешёвые китайские "что то там" - более чем достаточно.
Для приличия и поддержания ВВС хватает? Ну и ладненько.
Времена нефтяного бурления давно закончились. Самое время экономить ресурсы да искать что то новое.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям