Интересная история с Россией

17.10.24 00:46

Наука, техника, образование

Институт научной информации по общественным наукам РАН выпустил сборник «Россия в учебниках истории стран Ближнего и постсоветского Востока, Китая». Корреспондент «Эксперта» прочел его и выяснил, что даже во вполне дружественных странах общие эпизоды истории часто преподаются не таким уж и дружественным образом. Правда, в основном эпизоды эти относятся к началу и середине прошлого века, новейшая же история представлена более нейтрально или даже в позитивном ключе.

В книге анализируются школьные и институтские учебники истории нескольких стран. Из бывших республик СССР это Азербайджан, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Киргизия (за исключением Таджикистана, все входят в Организацию тюркских государств). Из дальнего зарубежья — Китай, Турция, Израиль, Иран и Тунис.

Как следует из предложенного описания учебных пособий, в странах Кавказа и Средней Азии школьникам предпочитают представлять взаимоотношения с Российской Империей, а затем СССР в той или иной степени как навязанные отношения с метрополией-колонизатором. К примеру, для Азербайджана это заключение в 1828 году Туркманчайского договора с Каджарским Ираном, по которому к Российской Империи отошла территория нынешнего государства. В случае Казахстана речь идет об установлении протектората над казахскими жузами и дальнейшей интеграции в состав России, а в таджикских учебниках больше в негативном ключе оценивается разделение местного этноса между разными государствами: Россией, Бухарским эмиратом и Афганистаном.

Дальнейшее управление на указанных территориях также характеризуются в негативном ключе. К примеру, в главе, посвященной одному из азербайджанских учебников, говорится: «Важным элементом повествования истории тех лет является подробное освещение народного движения. Авторы подчеркивают, что эти восстания не привели к каким-то итогам, однако показали царскому правительству, „грабившему страну и притеснявшему народ“, что они намерены защищать свои права и свободы. При этом, несмотря на весь „колониальный“ гнет, в следующих параграфах раскрывается индустриальное развитие региона, которое сопровождалось открытием многочисленных заводов, строительством железных дорог и т.д. Безусловно, участие центральных властей в данных процессах никак не показано». В учебниках сразу нескольких стран авторы особо выделяют начавшееся в 1916 г. в российской Средней Азии восстание, направленное против объявленной в ходе Первой мировой войны трудовой мобилизации в регионе. Его подавление описывается как крайне репрессивное по отношению к коренному населению региона действие.

Говоря о советском периоде истории своих государств, авторы учебников безусловно позитивной называют роль местных жителей в Великой Отечественной войне, но в остальном также придерживаются критических оценок — особенно, что вполне объяснимо, касаясь репрессий 30-х годов. Впрочем, с определенными нюансами. Так, в таджикском учебнике дается позитивная оценка советам как форме государственного управления, но с уточнением, что такая форма общественной организации появилась еще в первобытном обществе. В истории советских времен индустриализация и прочие достижения в строительстве местной инфраструктуры упоминаются в позитивном ключе, но практически без описания роли в этом центральных властей. За исключением, пожалуй, казахского учебника истории для 9 класса, где период освоения целины в 60-х годах описывается в терминах типа «великодержавный шовинизм».

Вина за межнациональные конфликты конца 80-х — начала 90-х годов, такие, как события в Сумгаите или Баку, в указанных источниках ложатся целиком на руководство СССР, а постсоветская история, особенно начиная с первого президентского срока Владимира Путина, напротив, описывается в сугубо позитивном ключе, как «динамично развивающиеся отношения».

В странах дальнего зарубежья, о которых говорится в книге, подход к описанию истории России выглядит более нейтральным. В турецких учебниках русско-турецкие войны показаны как часть глобальных геополитических конфликтов, схожий подход содержится и в иранских учебниках. В обоих случаях подчеркивается, что речь во многом идет о так называемой Большой Игре, глобальной конфронтации между Россией и Великобританией (традиционно поддерживающей Организацию тюркских государств).

Наиболее позитивно, следует из анализа, сделанного авторами, к истории России относятся в Китае. В этом случае абсолютно понятна идеологическая подоплека — вторая по размерам социалистическая страна почти всю свою историю следовала за внешнеполитическими и идеологическими ориентирами, заданными в СССР, при этом о конфликте Советского Союза и КНР в 50–70-х годах, как следует из книги, в учебниках не упоминается. Напротив, геополитическая роль СССР описывается сугубо положительно: «Октябрьская революция создала первую в истории человечества нацию, возглавляемую пролетариатом, сломала мировую модель, в которой капитализм доминировал в мире, она нанесла тяжелый удар по господству империализма в мире, воодушевила освободительную борьбу народов колоний и полуколоний, изменила мировое устройство XX в. С тех пор сосуществование и конкуренция двух социальных систем капитализма и социализма стали важной частью мировой истории».

По мнению Игоря Шишкина, руководителя рабочей группы по противодействию искажению истории Института стран СНГ, в учебниках стран постсоветского пространства такое изложение истории имперского и советского периода является злонамеренной фальсификацией. Ее главные цели — оправдание разрыва связей указанных стран с Россией и формирование ее образа как исторического врага вплоть до начала постсоветского этапа истории, во время которого национальные элиты указанных стран фактически получили в собственность все ресурсы, которыми до этого лишь управляли. Позитивное описание в учебниках истории, начиная с 1990-х годов, считает эксперт, вполне укладывается в эту логику, ведь именно с этого момента жизнь элит стала максимально комфортной. Ресурсы для того, чтобы противодействовать сложившейся практике преподавания истории в странах СНГ у России есть, считает Игорь Шишкин, но не стоит ожидать, что в ближайшее время они будут использованы.

Преподавание истории, помимо расширения исторических знаний, играет еще и роль инструмента в формировании национальной идентичности. По сути, это одно из базовых направлений исторической политики государства, которое также очерчивает рамки угроз для населения страны, и может формировать различного рода исторические претензии к другим народам и странам.

«В случае с казахстанскими учебниками истории речь идет о формировании исторических фобий по отношению к РФ, что, конечно же, сказывается негативно на уровне добрососедства. Ведь из сегодняшних школьников завтра вырастают чиновники, депутаты парламента, то есть, лица, принимающие политические решения, — считает руководитель казахского информационно-аналитического центра „Институт евразийской политики“ Максим Крамаренко. — Что можно этому противопоставить? Наверное, самым приемлемым вариантом может быть совместная работа историков двух стран по проблемным вопросам российско-казахстанского взаимодействия в прошлом, их объективная оценка, объяснение реальных причин тех или иных событий, если они действительно имели место, с дальнейшей популяризацией итогов таких исследований в СМИ».

Источник: ЭКСПЕРТ

Редактор: Ксения


Аббе

17.10.24 02:59

Чистить нужно начинать не в беглых республиках, а прямо в России. Начиная с понимания истории Руси с 535 года от РХ. Просто вводя в это описание реальных событий в радиусе до 6000 километров. Как ни странно - влияние общепланетарных факторов и сущестует и весьма, весьма существенно.
К примеру - два планетарных кризиса да один экономический дали рождение викингам.
И с какой такой радости викингам приписали создание Руси - понять могут только норманисты на всю голову. Они не понимают того, что астрономическо-климатическая катастрофа 776 года не могла не стронуть с места обитателей откровенно нищих регионов Скандинавии. Только вот никаких основ государственности никуда они принести не могли.

Так что увы. увы.
Врачу - исцелися сначала САМ.


veldinc`

17.10.24 10:32

Пролема в том, что вне России существование всех этих бывших "братьев" просто бессмысленно, в первую очередь экономически. Таким образом, оправдать свое существование местечковые "элиты" могут только своей "борьбой" с русскими, что несомненно угодно англосаксам, которые и помогают писать подобные учебники...

Spaco

17.10.24 11:09

В тему будет заметка по Узбекеитану: Ссылка
"о трудовой эмиграции в Россию одно мнение: "У вас только алкаши, узбеки вам Россию строят, скажите спасибо, вы ленивые, ничего не умеете". Ну и постоянно подчеркивают, что нормальный человек в Россию не поедет."
"у этой старой и культурной нации, любящей читать и уважающей себя, я не увидела ни мимолетного признака уважения к нам, к России и русским. Даже наоборот"


Spaco

17.10.24 11:45

Стало любопытно, а что там в Таджикистане сейчас, где в начале 90х устроили резню, после которой из 388тыс русских там теперь насчитали около 35тыс. Пожалуй, вот такой взгляд выглядит репрезентативно: Ссылка
"В итоге, какого-то прямого негатива в Таджикистане я не увидела. Все люди (даже старшее поколение) разговаривали нормально, но могли между делом и припомнить былые обиды."


Zmey

17.10.24 13:57

На самом деле это обычная история и практика.
Почти каждая страна строит себе национальный миф исходя из какого-то "освобождения".
Да почти любую страну взять.
Америкосы освободились от англичан (хотя, понятное дело, зачатки государственности в те 13 колоний англичане и принесли). У них национальный праздник - день независимости, национальный герой - Вашингтон и вообще там патриотизм начинается именно с противостояния Англии. И это все не мешает США быть прям теснейшими союзниками с Великобританией.
Англичане свою реальную историю ведут по факту с завоевания Англии норманнами и освобождения от них. Причем никто даже не напрягается признавать, что английская государственность и английский язык в более-менее современном виде возникли именно в ходе этого завоевания.
У Испании была реконкиста, тут вообще нечего объяснять. У Балкан турки-османы. Евреи вообще страдальцы, вечно их то пораюощают то выгоняют.

У России точно такой же миф по поводу татаро-монгольского ига, которое по сути не было татарским вообще, не было даже порабощением как таковым, потому что были свои правительства, свои деньги и налоги, своя вера и свои обычаи, которые Орду вообще не парили. В итоге именно с освобождения от татаро-монгольского ига мы ведем свою общероссийскую историческую идентичность, несмотря на попытки церкви все перетянуть на Византию, но по факту объединение России и зарождение империи произошло именно через освобождение от завоевания.
При этом сколько всякой чернухи вывалено на татаро-монгол в наших русских учебниках истории - просто чрезмерно. Что не мешает нам в современной России быть в полусоюзнических отношениях с Монголией, обниматься на официальных встречах и помогать друг-другу при всяких засадах. Татары так вообще наши внутренние "тоже русские", хоть и муслуьмане с чакчаком.

Так что, наверное, не стоит сильно переживать по поводу этих учебников. Со временем все успокоится, и если с соседями не ссориться а вести нормальный уважительный диалог по всем направлениям, развивать совместные экономические проекты и торговлю, то лет через сто пофиг будет что там в учебниках - будем с соседями нормально дружить и помогать друг другу несмотря на границы.
Невзирая на общую, кому-то может неприятную историю.


NRoss

17.10.24 16:37

> Zmey
... с освобождения от татаро-монгольского ига мы ведем свою общероссийскую историческую идентичность....
Простите, не мы, а вы.
Как у классика: Ссылка


Zmey

17.10.24 17:14

--> NRoss
Простите, не мы, а вы.
Ой, только не надо делать лицо трубочкой.
У нас титул царя принял только Иван Грозный в 1547 году, а первый государь "Всея Руси", то есть не просто отдельных княжеств, а именно уже России был Иван-3, который титул получил за то, что прекратил монгольское иго (прекратив выплату дани, подтвердив это решение военной силой).
До этого были куча раздельных княжеств, воевавших не только с Ордой, но и между собой. Такой конгломерат при все желании "Россией" не назовешь, а "Киевская Русь" - не название реального государства, если что, а термин историков, используемый исключительно для удобства.
Так что по факту Россия родилась именно из освобождения от татаро-монгол. И это, как я уже говорил, вполне нормально для большинства стран мира.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям