09.11.24 18:37
Люди ликовали и не думали о завтрашнем дне, когда 9 ноября 1989 года рухнула Берлинская стена, но те события стали точкой невозврата для ГДР, рассказал РИА Новости по случаю 35-й годовщины падения стены глава Немецкого совета за конституцию и суверенитет Ральф Нимайер.
По его оценке, после демонстраций недовольных жителей Восточной Германии осенью 1989 года ощущалось приближение конца системы ГДР. На пресс-конференции 9 ноября в Берлине член политбюро ЦК правящей партии Гюнтер Шабовски внезапно объявил либерализацию пропускного режима с восточногерманской стороны границы, хотя, по словам Нимайера, это объявление планировалось на 10 ноября. По ключевому западногерманскому каналу ARD сообщили об открытии пропускных пунктов, добавил Нимайер, отметив, что население ГДР массово смотрело телевидение ФРГ. На пункты пропуска в Берлинской стене хлынули толпы. Пограничники, не имевшие приказа пропускать людей и пытавшиеся сначала сдержать их, под наплывом открыли движение между Восточным и Западным Берлином.
"Той ночью никто особенно ничего не понял. Все просто радовались, когда поднялись шлагбаумы. Люди прошли, даже обнимали пограничников. Некоторые даже стояли на стене у Бранденбургских ворот – там она была толщиной метров пять. Восточногерманские пограничники со своими автоматами стояли и смотрели, как люди туда забрались и танцевали. Такой была картина той ночью. Про завтрашний день никто не думал", - сказал собеседник агентства.
Он подчеркнул, что люди ликовали, но и через неделю после 9 ноября многие сомневались, изменится ли восточногерманская система в целом после падения Берлинской стены. Как полагал сам Нимайер, пути назад для ГДР уже не было.09.11.24 18:37
Нимайер: Горбачев отказался от ГДР еще до падения Берлинской стеныГенсекретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев отказался от реальной поддержки властей Восточной Германии еще до падения Берлинской стены 9 ноября 1989 года, и крах системы ГДР стал очевидно неизбежным, заявил РИА Новости по случаю 35-й годовщины падения стены глава Немецкого совета за конституцию и суверенитет Ральф Нимайер.
По мнению собеседника агентства, даже после падения Берлинской стены были сомнения в том, изменится ли восточногерманская система в целом. Как полагал сам Нимайер, пути назад для ГДР не было. С его точки зрения, невозможность помощи СССР для сохранения системы ГДР уже стала ясна.
"Думаю, что Горбачев до этого отказался от Восточной Германии и, вероятно, от своего политического выживания. Он приехал в Восточный Берлин на 40-ю годовщину ГДР 7 октября 1989 года. Господин (руководитель ГДР Эрих) Хонеккер еще руководил государством, и господин Горбачев тогда сказал - возможно, перевод был не самый точный - то, что мы в Германии поняли как "Жизнь наказывает тех, кто приходит слишком поздно". Этого господин Хонеккер не хотел слышать", - сказал Нимайер.
По его мнению, Хонеккер рассчитывал скорее на поддержку СССР для стабилизации государственного аппарата и силовых структур, которые, как считает Нимайер, постепенно слабели из-за массовых демонстраций и утраты авторитета.Никто
09.11.24 19:24
Почему это никто не думал о завтрашнем дне? Горбачев думал о будущем Нобелевском лауреатстве. Единственный дважды Нобелевский лауреат. Первый раз напрямую за Берлинскую стену (предательство ГДР). Второй раз через подставное лицо, редактора "Новой газеты" Муратова, владельцем которой был Горбачев.Аббе
09.11.24 22:05
Да. Насчёт мышления в длинных процессах - что то у немцев не сильно успешно.