18.01.25 17:50
США: опыт строительства империи
Накануне своей инаугурации новый президент США Дональд Трамп в основном уже определил состав своей команды в правительстве и администрации Белого дома. Кандидатом на пост министра финансов еще в конце ноября он назвал Скотта Бессента. Тогда Трамп записал на своей странице в социальных сетях: «Скотт будет поддерживать мою политику, направленную на повышение конкурентоспособности США и устранение несправедливых торговых дисбалансов, а также на создание экономики, в которой во главу угла ставится экономический рост. Вместе мы снова сделаем Америку богатой, процветающей, доступной и, самое главное, великой!»
Бессент должен сменить нынешнего министра финансов Джанет Йеллен, которая находится на этом посту с января 2021 года. До этого (с 2014 по 2018 гг.) возглавляла Федеральную резервную систему США.
Скотт Бессент был представлен публике как уже бывалый американский бизнесмен (в настоящее время ему 62 года), который начал свою карьеру в 80-е годы в разных фондах и компаниях, финансовый стратег и инвестор. Также как человек, хорошо знающий экономическую и финансовую теорию, с 2006 по 2011 год был приглашенным профессором экономической истории в Йельском университете.
«Приятный на вид парень», Бессент – «один из самых блестящих людей на Уолл-стрит» и «пользуется всеобщим уважением», заявил Трамп в ноябре. Вместе с тем кандидатов на пост министра финансов с подобными послужными списками и приятной внешностью в Америке хоть отбавляй.
Потенциальных кандидатов на пост министра финансов по началу было несколько. В частности, Марк Роуэн, миллиардер из сферы частных инвестиций; Говард Лютник, генеральный директор Cantor Fitzgerald (Трамп позднее предложил ему пост министра торговли); Кевин Уорш, член Совета управляющих Федеральной резервной системой с 2006 по 2011 год. Примечательно, что даже в первоначальном списке претендентов не было Стивена Мнучина, который был министром финансов в период первого президенства Трампа.
Чем же Трампу приглянулся Скотт Бессент? Некоторые говорят тем, что пожертвовал на предвыборную кампанию 3 миллиона долларов. Хотя это не так много на фоне некоторых других доноров. Так, Илон Маск и Мириам Адельсон каждый пожертвовал более 100 миллионов долларов. В чем же «изюминка» Скотта Бессента, до сих пор остается тайной.
Впрочем, у Скотта Бессента есть некоторые особенности, которые отличают его от многих других претендентов на пост министра финансов. Журналисты и наблюдатели сразу обратили внимание на то, что Скотт Бессент может стать первым министром в правительстве США, который открыто заявляет о том, что принадлежит к запрещённому в России сообществу ЛГБТ.* То есть, говоря другими словами, он – гей, трансгендер, гомосексуалист. Имеет «законного мужа» (Джона Фримена, адвоката, ранее работавшего прокурором штата Нью-Йорк) и двух детей от суррогатной матери. Комментаторы удивлялись такому выбору Трампа, учитывая, что до этого новый президент достаточно негативно относился к подобного рода сексуальным «аномалиям».
Второе, на что обратили внимание журналисты и наблюдатели, – близкие связи Скотта с Джорджем Соросом. Бессент работал на Сороса с 1991 по 2000 год в Soros Fund Management (SFM), к моменту своего ухода заняв должность руководителя европейского подразделения компании, а затем вернулся к Соросу с 2011 по 2015 год в качестве главного инвестиционного директора. Кстати, был в 1992 году одним из ведущих игроков по продаже фунтов стерлингов из фондов Сороса для того, чтобы обвалить курс британской валюты.
В период новогодних праздников разговоры о возможном будущем министре финансов поутихли. Но вот 16 января Скотт Бессент опять оказался в центре внимания СМИ. По той причине, что в этот день он предстал перед финансовым комитетом Сената США; «народные избранники», заслушав Бессента, должны вынести окончательный свой вердикт по кандидатуре на пост министра финансов. Агентство Блумберг еще до начала слушания в сенате уже опубликовало статью «Bessent to Say Dollar’s Global Status Is Critical to US Economy» («Бессент заявил, что глобальный статус доллара имеет решающее значение для экономики США»). Как призналось агентство, оно заполучило от помощника Бессента текст заготовленного выступления кандидата на пост министра перед сенатом; статья была подготовлена на основе этого текста. «У Трампа есть уникальная возможность для поколения – начать новый экономический золотой век, который создаст больше рабочих мест, богатства и процветания для всех американцев» – так начинается обращение Бессента к сенаторам.
Ключевой тезис обращения – сохранение статуса доллара как мировой валюты: «…критически важно, мы должны обеспечить, чтобы доллар США оставался мировой резервной валютой».
Также важным является призыв сохранить те налоговые льготы, которые были узаконены конгрессом во время первого президентства Трампа: «Мы должны сделать постоянным Закон о сокращении налогов и создании рабочих мест 2017 года и внедрить новые меры поддержки роста, чтобы снизить налоговое бремя для американских производителей, работников сферы услуг и пенсионеров».
Далее: урезать «расточительные расходы, которые подстегивают инфляцию» федерального правительства. «Исторически доходы федерального правительства составляли около 17-17,5% от ВВП, а расходы лишь немного превышали этот уровень, создавая управляемый дефицит в 3,5%. Сегодня же расходы составляют 24-25% ВВП, что является беспрецедентным в условиях отсутствия войны или рецессии», – сказал Бессент. Итак, по оценкам будущего министра финансов, бюджетный дефицит достиг 6,8-7% от ВВП. Притом что «управляемым» считается дефицит, не превышающий 3,5% ВВП. «Мы никогда не сталкивались с таким уровнем дефицита бюджета в мирное время, и это вызывает серьезные опасения», – добавил Бессент. Хронические бюджетные дефициты ведут к стремительному росту государственного долга, который в ноябре уже пересек отметку в 36 трлн долл.
Наконец, затронут вопрос санкций. Бессент призывает более осторожно пользоваться этим инструментом, поскольку он может подрывать краеугольный камень американской экономики – доллар США как мировой резервной валюты. В заготовленном тексте было так: «Мы должны обезопасить цепочки поставок, которые уязвимы для действий стратегических конкурентов, и нам следует аккуратно вводить санкции, которые должны быть частью общегосударственного подхода к решению наших национальных требований безопасности». Такой же точки зрения, как подчеркнул Бессент, придерживается Дональд Трамп: «Президент Трамп считает, что мы, вероятно, чрезмерно использовали санкции, и это может побуждать страны отказываться от использования доллара США».
А вот в ходе живого общения с сенаторами Бессент уже несколько по-другому сформулировал свое отношение к санкциям. Конкретно – к антироссийским санкциям: «Если кто-то из российских чиновников наблюдает за этими слушаниями по утверждению моей кандидатуры, им следует знать, что, если меня утвердят и президент Трамп будет настаивать на этом как на части своей стратегии по окончанию войны в Украине, я полностью поддерживаю введение более жестких санкций, особенно против крупных игроков российского нефтяного сектора, до уровня, который заставит Россию начать переговоры».
И ещё раз повторил эту мысль следующими словами: «Если я буду утверждён и если президент Трамп попросит о таких мерах, то я на 100% буду поддерживать введение новых санкций, в особенности в отношении крупнейших российских нефтяных компаний, до таких уровней, которые приведут к тому, чтобы Россия села за стол переговоров».
Бессет подверг критике администрацию Джо Байдена за то, что она недостаточно решительно блокировала с помощью санкций российские поставки нефти. Вероятно, опасаясь, что это поднимет сильно цены на черное золото. Но вот перед уходом из Белого дома Байден поддержал ужесточение нефтяных санкций против России, цены на черное золото поднялись. И теперь уже администрации Трампа придется расхлебывать последствия этих запоздалых санкций.
Трамп в период предвыборной кампании обещал резко повысить импортные пошлины. На слушаниях в сенате Бессент призвал более гибко и осторожно подходить к таможенным тарифам, которые являются для США многоцелевым инструментом: «Мы должны подходить к тарифам с учетом трех основных целей: устранение несправедливой торговой практики, обеспечение доходов в федеральный бюджет и использование тарифов в качестве рычага в переговорах».
И, наконец, Бессент призвал конгресс поддерживать все инициативы Трампа и его команды. В противном случае США к концу нынешнего года может охватить экономический кризис.
Ряд вопросов оказались за кадром слушаний. Приведу некоторые другие интересные детали, касающиеся позиции Бессента как будущего министра финансов (которые высказывались им в разные моменты).
Так, Бессент призвал Трампа назначить следующего председателя Федеральной резервной системы в следующем году, за год до истечения срока полномочий нынешнего главы ФРС Джерома Пауэлла.
Также Бессент заявлял, что если Трамп будет выступать за отмену потолка государственного долга США, то он как министр финансов не стал бы этому препятствовать.
Новый «Департамент эффективности правительства», учрежденный Трампом, который возглавит Илон Маск, уже готовит предложение о том, чтобы все сотрудники государственных учреждений были переведены на работу в офисах, а дистанционную работу запретить. Бессент эту инициативу Илона Маска поддерживает. И уже тем более он не потерпит «дистанционки» в министерстве финансов. Бессент сказал, что это «вопрос национальной безопасности, чтобы все находились на Пенсильвания-авеню, 1500», имея в виду адрес министерства финансов.
И, наконец, еще одно важное откровение будущего министра финансов: он не поддерживает идею введения в США цифрового доллара. «На мой взгляд, цифровая валюта центрального банка предназначена для стран, у которых нет других инвестиционных альтернатив», – сказал Бессент. Естественно, что Америку к этой группе стран будущий министр финансов не относит.18.01.25 17:50
На повестке дня администрации Трампа новый курс во взаимоотношениях с РоссиейСейчас, когда напряженность в отношениях США и России достигла пика со времен холодной войны, США должны снизить риск прямой военной конфронтации и стабилизировать глобальную безопасность. Для этого требуется нащупать равновесие между жестким сдерживанием и стратегической дипломатией, дабы превратить ожесточенное соперничество в состязательное сосуществование.
Отношения между США и Россией достигли низшей точки, невиданной со времен мрачнейших дней холодной войны. Президент России Владимир Путин убежден, что его страна ведет историческое противостояние с США, которое предопределит мировую политику на несколько поколений вперед. США же считают Россию непосредственной и непреходящей угрозой мировому порядку. Хотя время от времени случаются контакты на высоком уровне для предотвращения конкретных кризисов, постоянного и содержательного диалога между странами не ведется с начала российской спецоперации на Украине в феврале 2022 года. Риск прямой военной конфронтации между ведущими ядерными державами мира недопустимо высок.
Чтобы снизить этот риск и упрочить глобальную стабильность, администрации Трампа предстоит восстановить рабочие отношения с Россией. О какой бы то ни было “перезагрузке” речи не идет: страны останутся соперницами, как это было практически с тех самых пор, как США стали крупной мировой державой в самом конце девятнадцатого века. Скорее, задача сводится к тому, чтобы превратить сегодняшние отношения, опасные и враждебные, в состязательное сосуществование, при котором неизбежные геополитические и стратегические споры решаются ответственным образом.
Главный вопрос — конфликт между Россией и Украиной
Президент Трамп прав: урегулирование конфликта и обеспечение прочного мира — вопросы поистине неотложные. Однако вскоре он обнаружит, что эта задача вписана в более обширный контекст европейской безопасности. Перед тем как ввести войска, Путин ясно дал понять, что его цель — пересмотр сложившегося после холодной войны положения (как он считает, навязанного России в миг крайней слабости). В частности, расширение НАТО отбросило Россию на континентальные задворки, лишив ее буферной зоны в Восточной Европе, которую Москва считала определяющей не только для своей безопасности, но и для великодержавия.Уже после начала спецоперации Путин осудил пустые разговоры в США о нанесении “стратегического поражения” России или “смене режима” — их он трактовал как намерение Вашингтона устранить Россию как великодержавную соперницу. При этом он желает вовлечь США в серьезный диалог по глобальным вопросам — отчасти потому, что даже напряженные переговоры с мировым гегемоном подтвердили бы статус России как мировой державы.
В этих обстоятельствах узконаправленная стратегия прекращения российско-украинского конфликта будет далека от цели. Для успеха Трампу понадобится более масштабный подход к России.
Сдерживание и дипломатия
В периоды острой враждебности дежурным вариантом российской политики в представлении американских политиков неизменно становилось сдерживание. Этот подход принес победу в холодной войне и сегодня представляется еще более привлекательным. Но нынешнее положение дел решительно отличается от тогдашней эпохи. Отношения США и России перестали быть главной осью глобальной конфронтации: ею стали отношения США и Китая. Незападные страны нарастили экономический вес и приобрели силу и бóльшую автономию в мировых делах. Соперничество США и России уже не сопряжено для них со столь же далеко идущими последствиями, как во времена холодной войны.
В этом мире жесткое сдерживание успехом не увенчается. Например, дипломатическая и торговая изоляция России невозможна, когда бóльшая часть Глобального Юга — в частности Китай, Индия, Бразилия и Южная Африка — не желают соблюдать западные ограничения. Попытки прикрыть лазейки в антироссийском законодательстве, особенно посредством вторичных санкций, лишь разжигают антиамериканские настроения в других частях света.
В лучшем случае сдерживание возможно лишь в Европе, чтобы предотвратить дальнейшее расширение России на Запад. На этом направлении решающей задачей станет усиление сдерживающей позиции Запада: укрепление протяженной границы между НАТО и Россией от Баренцева до Черного морей; расширение, модернизация и рационализация военно-промышленного сектора Европы; и, наконец, укрепление гражданских обществ против российской гибридной войны и приемов из так называемой “серой зоны”.
Кроме того, США необходимо продемонстрировать, что у них имеется не только жизнеспособная стратегия по защите Украины от российской агрессии, но и воля к ее реализации.
Однако не менее важное значение для разрядки вдоль границы будет иметь дипломатия. Это потребует мер контроля вооружений и укрепления доверия, схожих с теми, что применялись в годы холодной войны, только приспособленных к нынешним реалиям. США будут играть главную роль в этих усилиях как основной гарант безопасности Европы. Кроме того, это единственная страна, с которой путинская Россия, по собственному убеждению, может вести серьезные переговоры.
Успешная дипломатия непременно потребует сочетания сопротивления и уступок целям и интересам другой стороны. Именно такого подхода США должны придерживаться в отношениях с Россией. Целью не должно быть поражение или сдерживание России на мировой арене, хотя Вашингтон, несомненно, должен и впредь решительно противостоять российской политике, угрожающей его интересам.Вообще же США должны признать, что Россия останется ключевым столпом международного порядка на протяжении десятилетий. Соответственно, целью должны стать сбалансированные отношения. Добиться этого можно посредством твердой защиты наших принципов и мудрых компромиссов и уступок для продвижения американских интересов или даже использования российской мощи и замыслов в американских интересах.
Повестка дня
Учитывая масштаб геополитического соперничества и важность обеих стран для решения неотложных мировых проблем, повестка дня должна быть обширной.
Учитывая резкую и настойчивую дипломатическую манеру России, для достижения прогресса потребуются мастерство, терпение, упорство и решимость. Поначалу далеко идущие ожидания неуместны, учитывая взаимное недоверие. Успех не должен измеряться количественно достигнутыми максималистскими целями. Скорее, задача заключается в том, чтобы накопить дополнительные преимущества с течением времени и смягчить ущерб от неизбежных неудач в стремлении к справедливому и стабильному мировому порядку в представлении США.
Расширяя раннюю мысль, очертим условную повестку дня.Стратегическая стабильность
Обе страны объединяет неизменный интерес в предотвращении ядерной войны. Архитектура контроля ядерных вооружений, созданная в годы холодной войны преимущественно на основе двусторонних договоров между США и Россией, прекратит свое существование с истечением срока действия СНВ-III в феврале 2026 года. Хотя времени в обрез, а интереса к переговорам о его преемнике, судя по всему, также не наблюдается, обеим странам все же предстоит обсудить дальнейшее решение ядерного уравнения. Сочетание параллельных шагов с обеих сторон, неписаного кодекса поведения и двусторонних соглашений об отдельных элементах ядерных отношений (подлежащих проверке национальными техническими средствами) может оказаться оптимальным вариантом на данный момент.
Евразийская безопасность
И США, и Россия остро заинтересованы в будущей экосистеме безопасности Евразии: Россия — из-за долгой истории вторжений великих евразийских держав, США — потому что лишь господство враждебной державы над наиболее развитыми регионами суперконтинента может представлять серьезную угрозу их собственной безопасности. Задача будет заключаться в том, чтобы разработать некий набор договоренностей о содействии миру, стабильности и безопасности в отдельных субрегионах — Европе, на Ближнем Востоке, в Северо-Восточной Азии и в Арктике — которые в дальнейшем можно будет объединить во всеобъемлющую экосистему безопасности суперконтинента.Европа-Украина
Российская спецоперация на Украине нанесла смертельный удар по европейской безопасности как плоду совместных усилий России и Запада. Непосредственная задача — разработать структуру будущей европейской безопасности, которая снизит риск конфликта вдоль рубежа НАТО-Россия и очертит пределы не представляющего угрозы вмешательства во внутренние дела друг друга (исходя из предпосылки, что во взаимосвязанном мире вмешательство в том или ином виде неизбежно). Эта структура также установит алгоритм шагов, необходимых для урегулирования российско-украинского конфликта.
Санкции
Русские будут настаивать на обсуждении антироссийских санкций США. Вопреки регулярному бахвальству, что Москва якобы успешно обошла и стала лишь еще сильнее, реальность такова, что они привели к экономическим перекосам и создали препоны долгосрочному росту. В принципе, США должны снимать отдельные группы санкций лишь в обмен на конкретные шаги со стороны России, которые способствуют стратегическим или геополитическим целям Вашингтона.
Избавиться от иллюзий будет нетрудно: мало кто строит смелые планы в условиях столь укоренившейся враждебности. Куда сложнее будет дать отпор критикам, которые усомнятся в самих попытках восстановить отношения с Россией — после столь жестоких действий с ее стороны за последние годы. Предстоит неуклонно разъяснять, каким именно национальным интересам служит такой курс.
Томас Грэм — выдающийся научный сотрудник Совета по международным отношениям, старший директор по России в аппарате Совета национальной безопасности в администрации Джорджа Буша-младшего
zav
18.01.25 22:34
Интересный материал. Отсюда более менее понятно что они хотят, но решительно непонятно как именно они видят процесс переговоров и главное как они видят договорённости которым можно доверять хоть сколько-то.