23.01.25 09:48
В России
Одно из самых крупных в Европе месторождений лития - Шевченковское перешло под контроль России. Запасы полезных ископаемых здесь одни из крупнейших в мире.— В районе населенного пункта Шевченко есть литиевые месторождения, которые интересны Западу, но сейчас они находятся под контролем Российской Федерации, — заявил на прошлой неделе глава ДНР Денис Пушилин.
Месторождение лития у села Шевченко Волновахского района было открыто в 1982 году Ростовской геологической партией. По оценкам геологов, запасы руды оцениваются здесь в 13,8 миллиона тонн. Содержание лития в местных рудах (сподуменовых пегматитах) - от 0,3 до четырех процентов. Впрочем, месторождение интересно не только своими объемами, но и тем, что полезные ископаемые находятся на сравнительно небольшой глубине, примерно 70 — 130 метров. Соответственно, добывать их можно по простой технологии, из карьера.
После распада Советского Союза на Украине не смогли начать разработку литиевых руд, а с началом СВО пообещали передать контроль над запасами ископаемых США в обмен на поставки оружия. Ради сохранения ресурсной базы ВСУ отправляли в "мясные атаки" в Волновахском районе тысячи солдат, однако остановить российское наступление им не удалось. 11 января над селом Шевченко взвился российский флаг и Красное знамя Победы.
Иностранные эксперты теперь с горечью констатируют, что Запад лишился такого "потенциально интересного актива".
К примеру, американское издание OilPrice, анализирующее ситуацию по нефти и газу, альтернативной энергетике и геополитике, пишет: "Европейский союз стремится обеспечить местные поставки критически важного сырья, такого как литий, и уменьшить зависимость от иностранных поставщиков, включая Китай. Ведь литий — ключ к попыткам Европы снизить зависимость от ископаемого топлива и перейти на зеленую энергию. Благодаря значительным запасам и близости Украина представляется перспективным партнером. Однако российская спецоперация перечеркнула любой прогресс в использовании украинских резервов".
Контроль над Шевченковским месторождением лития дает огромный потенциал для развития экономики России.
Дело в том, что основные соединения лития — карбонат и гидроксид LiH очень востребованы в современных отраслях.
Например, они используются в производстве аккумуляторных батарей для смартфонов, ноутбуков, электромобилей и т. д. Ценное сырье также применяется в черной и цветной металлургии, ядерной энергетике, авиации, лазерной технике, керамике, медицине. За уникальные свойства литий неофициально называют белой нефтью XXI века. Более половины мировых запасов лития находится в Южной Америке: "литиевый треугольник" расположен между Аргентиной, Боливией и Чили.
Большая часть запасов лития в России сосредоточена в Мурманской области. Месторождения литиевой руды также открыты в Дагестане, Восточной Сибири и Якутии. Однако, по мнению ученых Южного научного центра РАН, большие запасы лития также могут располагаться и в других районах Восточного Донбасса: Ростовской области, Луганской и Донецкой народных республиках.
Доктор геолого-минералогических наук Сергей Парада рассказывал ранее "РГ":
- Здесь намечается два перспективных направления. Первое связано с низкотемпературной гидротермальной минерализацией. Одним из гидротермальных минералов является литиеносный минерал кукеит. Содержание лития в породе достигает 0,1 процента и более. Объем таких пород пока не оценен, но он огромен. Второе направление связано с литиевым гидроминеральным сырьем.
Перспективы освоения месторождения у села Шевченко в ДНР пока не ясны, потому что территория только освобождена от украинских войск, линия боестолкновения еще будет двигаться на запад, но в долгосрочной перспективе месторождение, безусловно, будет разрабатываться.
- К 2040 году добыча LCE (lithium carbonate equivalent — стандартизированная единица измерения соединений лития) в нашей стране с учетом рудных проектов может достичь 600 тысяч тонн в год, или почти 15 процентов от возможного мирового спроса. Таким образом, Россия может покрыть более половины вероятного дефицита на мировом рынке лития, оцениваемого в 1,1 миллиона тонн LCE. При комплексной добыче компонентов (лития и других минералов, например, брома, йода, марганца) из рассолов из ранее пробуренных нефтегазовых скважин себестоимость производства становится ниже или сопоставимой с литиевыми проектами в Южной Америке: 4—5 тысяч долларов за тонну и 4,9 — 6,2 тысячи долларов за тонну соответственно. Это делает российский литий конкурентоспособным на мировом рынке, — заявил ранее "Российской газете" управляющий директор "Выгон консалтинг" Григорий Выгон.
Кстати
В 2025 году стоимость лития стабилизируется в диапазоне 10-11 тысяч долларов за тонну. Такой прогноз дал РИА Новости аналитик "Альфа-банка" Борис Красноженов.
Между тем
Эксперты утверждают, что отошедшее под контроль России месторождение лития — это только начало лишения Украины и ее военных спонсоров полезных ресурсов. Украина уже перестала добывать уголь в Покровске (ДНР) из-за наступления российских сил. Деятельность шахты приостановлена в декабре прошлого года. Падение Покровска оставит эту страну без тяжелой металлургии и вот почему. По сути, шахта под Покровском — единственная на территории Украины, которая давала коксующийся уголь, необходимый в сталелитейной промышленности. В 2023 году здесь производили 3,5 млн тонн топлива. Шахта имеет высокотехнологичное оборудование и современную обогатительную фабрику "Свято-Варваринская", на которой перерабатывалось в среднем до 7 млн тонн угля в год. Если шахта под Покровском закроется, весь украинский металлургический комплекс столкнется с большими проблемами. Производство стали в стране может упасть с 7,6 млн в 2024 году до 2 млн в 2025-м. Снизятся обязательства по поставкам, да и весь экспорт упадет в разы. По данным таможенной службы Украины, экспорт металлопроката в 2024 году составил 2 млн тонн. Украина будет вынуждена приобретать на внешнем рынке около 4-5 миллионов этого топлива. Везти уголь будет не только сложно логистически, но и чрезвычайно дорого.
Источник: Российская Газета
Редактор: Ксения
zhirovdv
23.01.25 11:04
"Как отразится взятие крупнейшего месторождения лития на экономике России"?
да никак: например, месторождение того же типа (сподуменовые пегматиты) Полмостундровское (около 29 млн т руды с бортом 0,9% окиси лития - а именно в нём считаются запасы , и еще примерно столько же - в прогнозных ресурсах) - уже лет 8-10 "осваивают", но не могут деньги даже на дорогу найти (от нескольких десятков до 200+ км в зависимости от варианта). Рядом - Колмозерское месторождение (более 75 млн т с тем же бортом).
Пы Сы: или вы считаете, что надо по хохляцки сделать? - забрать, что плохо лежит подальше, а поближе - на потом?
Изменен: 23.01.25 11:06 / zhirovdv
USSR2
23.01.25 14:37
zhirovdv, RU В материале рассматривается узкий аспект - сколько долларов можно сострич с "мирового рынка" после захвата данного участка. Экономика России она этого месторождения просто не заметит. У нас пока никакого бума электромобилей не наблюдается. К счастью. Мы осторожны в этих делах. А на остальное у нас лития и так хватает.
Аббе
23.01.25 23:44
> USSR2
zhirovdv, RU В материале рассматривается узкий аспект - сколько долларов можно сострич с "мирового рынка" после захвата данного участка. Экономика России она этого месторождения просто не заметит. У нас пока никакого бума электромобилей не наблюдается. К счастью. Мы осторожны в этих делах. А на остальное у нас лития и так хватает.Литий это возможность уйти на литий-алюминиевые сплавы в авиации. Мало-мало, а только плотность в 2,2 килограмма на литр это серьёзно меньше, чем обычные плотности дюраля и ему подобных. Вообше то предел по металлическим материалам в направлении снижения массы самолёта. Добавим скандий, добавим сварку вместо клепания и получим предельно возможное снижение массы металлических частей самолёта.
Специалисты по этой теме объяснят последствия для авиационной отрасли.
Второе дело? Аккумуляторизация тяжёлых видов транспорта. Троллейдусы в первую очередь. И увеличение длины трасс не разгоняя длину троллей.
Уход от заторов по причине обрыва линий питания.
Переход на замыкание маршрутов троллейбуса по окраинам городов по рисунку ромашки. Два маршрута расходящиеся по радиусам от центра замыкаем перемычкой между окончаниями этих линий.
Появятся маршруты типа 23/28. Ушёл из центра по маршруту 23, вернулся в центр по маршруту 28.
Появятся пригородные троллейбусы. В Новосибирске уже есть удлиннения маршрутов троллейбуса на 6,7 километра. Не удивлюсь, если задумаются на увеличение длины такого пробега без троллей в разы и даже серьёзные разы.
Внутригородской транспорт спецавтохозяйств.
Да, эти автомобили будут иметь все недостатки аккумуляторного транспорта. И будут серьёзной нагрузкой на электросети, на электрогенерацию.
Но, если подходить к вопросу разумно и с добротными расчётами, с пониманием ОГРАНИЧЕННОСТИ полезности этой меры - больших убытков от этого быть не должно.
Главное - вовремя остановиться!
Гибридные силовые установки. Источник энергии - двигатель внутреннего сгорания. Вся разводка энергии, вся регулировка колёс на силовой электронике. Да, она выгорит от первой же атомной бомбы. Но, в мирное то время гибкость управления бесколлектроным двигателем всяко лучше, чем у любой механической коробки передач.
Учитывать все накопленные в мире знания о свойствах этого вида накопителя энергии, осознавать свои потребности, делать расчёты и принимать обоснованные решения.
ratol
24.01.25 01:43
Никак не отразится, потому что его еще не взяли. Пушилин не разобрался о каком Шевченко идет речь и повторил фейк, который циркулировал в телеграм каналах. Те два поселка Шевченко, что мы освободили - у Курахово и у Покровска, это не то Шевченко, рядом с которым находится месторождение лития. То Шевченко находится на север от Великой Новоселки, западнее поселка Новый Комар, и его еще только предстоит освободить.
Zmey
24.01.25 08:14
--> Аббе
Литий это возможность уйти на литий-алюминиевые сплавы в авиации. Мало-мало, а только плотность в 2,2 килограмма на литр это серьёзно меньше, чем обычные плотности дюраля и ему подобных. Вообше то предел по металлическим материалам в направлении снижения массы самолёта. Добавим скандий, добавим сварку вместо клепания и получим предельно возможное снижение массы металлических частей самолёта.
Вы такой умный, вам череп не жмет? (с)
У нас вообще-то в авиации с 1960-х годов применяются Al-Cu-Vg-Li сплавы, сейчас уже третье поколение пошло. Почти все военные самолеты сделаны с применением этих сплавов, на новых Суперджетах-100 и Бе-200 тоже используются вовсю.
Сварка для таких сплавов тоже используется изначально и уже более 50 лет.
Но тут пришел Аббе и решил всех поучить "как надо".
Аббе
24.01.25 09:53
> Zmey
--> Аббе
Литий это возможность уйти на литий-алюминиевые сплавы в авиации. Мало-мало, а только плотность в 2,2 килограмма на литр это серьёзно меньше, чем обычные плотности дюраля и ему подобных. Вообше то предел по металлическим материалам в направлении снижения массы самолёта. Добавим скандий, добавим сварку вместо клепания и получим предельно возможное снижение массы металлических частей самолёта.
Вы такой умный, вам череп не жмет? (с)
У нас вообще-то в авиации с 1960-х годов применяются Al-Cu-Vg-Li сплавы, сейчас уже третье поколение пошло. Почти все военные самолеты сделаны с применением этих сплавов, на новых Суперджетах-100 и Бе-200 тоже используются вовсю.
Сварка для таких сплавов тоже используется изначально и уже более 50 лет.
Но тут пришел Аббе и решил всех поучить "как надо".
Применять сплавы и иметь неограниченную возможность продолжать это делать - немножко разные вещи. Покупка в Боливии - удобно. Месторождение у себя и в местах, удобных для жизни - надёжно. Понятия сходные, но всё так разные.
ale19547797
24.01.25 10:22
> zhirovdv
"Как отразится взятие крупнейшего месторождения лития на экономике России"?
да никак: например, месторождение того же типа (сподуменовые пегматиты) Полмостундровское (около 29 млн т руды с бортом 0,9% окиси лития - а именно в нём считаются запасы , и еще примерно столько же - в прогнозных ресурсах) - уже лет 8-10 "осваивают", но не могут деньги даже на дорогу найти (от нескольких десятков до 200+ км в зависимости от варианта). Рядом - Колмозерское месторождение (более 75 млн т с тем же бортом).
Пы Сы: или вы считаете, что надо по хохляцки сделать? - забрать, что плохо лежит подальше, а поближе - на потом?
Полностью согласен.Единственное что отразится - это переход в международных бумажках "малорентабельного актива для спекуляций" из юрисдикции ТНК в юрисдикцию РФ. А опоисковывать и разрабатывать его почти наверняка не будут.
Аббе
24.01.25 10:32
> ale19547797
> zhirovdv
"Как отразится взятие крупнейшего месторождения лития на экономике России"?
да никак: например, месторождение того же типа (сподуменовые пегматиты) Полмостундровское (около 29 млн т руды с бортом 0,9% окиси лития - а именно в нём считаются запасы , и еще примерно столько же - в прогнозных ресурсах) - уже лет 8-10 "осваивают", но не могут деньги даже на дорогу найти (от нескольких десятков до 200+ км в зависимости от варианта). Рядом - Колмозерское месторождение (более 75 млн т с тем же бортом).
Пы Сы: или вы считаете, что надо по хохляцки сделать? - забрать, что плохо лежит подальше, а поближе - на потом?
Полностью согласен.
Единственное что отразится - это переход в международных бумажках "малорентабельного актива для спекуляций" из юрисдикции ТНК в юрисдикцию РФ. А опоисковывать и разрабатывать его почти наверняка не будут.
Оббурить, распознать, где чего и сколько - могут сделать. Гарантии возможности выдержать осаду ещё и по литию не помешают.
Вот разрабатывать - кто бы знал. Места то ведь удобные для жизни, не тундра какая то. С другой стороны - может и в самом деле покупать дешевле и надолго сперёд дешевле.
Оставят добычу из полземных вод на уже работающих месторождениях, чисто для поддержания своих разработчиков и этим ограничатся. ВСЕ работы добычи, подъёма воды уже сделаны. И копать карьер на 100 метров нет нужды. Получай воду, прогоняй через выделяющие установки, закачивай её обратно. Газа там на десятилетия. А значит и минимальная добыча лития обеспечена работой газодобытчиков.
PeterYakovlev
24.01.25 12:41
Как отразится взятие крупнейшего месторождения лития на экономике России?
НИКАК !
По нескольким причинам :
1) .Донецкий литий в гранитах на глубине, трудный он.....
2). "В ДНР есть Шевченковское месторождение лития — одно из самых крупных в Европе, есть заинтересованность по поводу его разработки. Да, „Атомредметзолото“ проявляет заинтересованность, но лицензию будет выдавать федеральная структура, это уже на уровне Минприроды России будет решаться. Когда данное событие случится, тяжело прогнозировать, так как сейчас месторождение находится в „серой зоне“, и возможности вести там сегодня разработку из-за боевых действий нет",
3).Росатом" планирует совместно с "Норникелем" осваивать Колмозерское месторождение лития в Мурманской области, сообщил первый заместитель генерального директора - директор блока по развитию и международному бизнесу "Росатома" Кирилл Комаров.
"В качестве такого самого перспективного (российского месторождения - ред.) мы видим Колмозерское месторождение в Мурманской области, которое мы хотим осваивать совместно с "Норникелем". Рассчитываем, что правительство в этом году примет решение о выставлении его на аукцион, и хотим начать им заниматься", - сказал Комаров на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике в понедельник.
Изменен: 24.01.25 12:42 / PeterYakovlev
USSR2
24.01.25 13:58
Аббе, не будет никаких новых сплавов и никаких троллейбусов на аккумуляторах пока индустриализация не будет поставлена на повестку дня. Пока только дыры латаем. Да и с хохлами надо заканчивать окончательно.
Zmey
24.01.25 14:31
--> Аббе
Применять сплавы и иметь неограниченную возможность продолжать это делать - немножко разные вещи. Покупка в Боливии - удобно. Месторождение у себя и в местах, удобных для жизни - надёжно. Понятия сходные, но всё так разные.
Вы мечтатель.
Вы думаете, что как только у нас начнется доступ к литию на нашей территории, мы тут же кинемся сплавы делать миллионами тонн? Неограниченная возможность?
Очень смешно.
Между прочим, забайкальское месторождение лития с советских времен еще ничуть не выработано. Каменск-Уральский завод сплавы эти делать умеет в достаточном количестве.
Вопрос только в цене и в достаточности.
Польза и необходимость - как я уже и говорил, это две вещи, которые вы в своих мечтаниях напрочь игнорируете.
Необходимости в широкой добыче лития у нас сейчас нет. Потому что у нас нет производств с такой потребностью в литии.
Необходимости разрабатывать имеющиеся запасы лития до последнего времени не было потому, что поставки из Южной Америки были в разы дешевле собственной добычи.
Необходимости в плавлении огромного количества сплавов алюминия и лития тоже нет, потому что наше текущее производство авиации минимально.
Когда появятся промышленные заказы, думаю, наши промышленники без ваших ценных указаний разберутся что и откуда брать и какие сплавы делать, как они разбирались 60 лет до этого.
argus98
24.01.25 19:49
Сельхоз на новых территориях даст на порядки больше прибыли.
А литий пусть подождёт...
Аббе
25.01.25 01:12
> Zmey
--> Аббе
Применять сплавы и иметь неограниченную возможность продолжать это делать - немножко разные вещи. Покупка в Боливии - удобно. Месторождение у себя и в местах, удобных для жизни - надёжно. Понятия сходные, но всё так разные.
Вы мечтатель.
Вы думаете, что как только у нас начнется доступ к литию на нашей территории, мы тут же кинемся сплавы делать миллионами тонн? Неограниченная возможность?
Очень смешно.
Между прочим, забайкальское месторождение лития с советских времен еще ничуть не выработано. Каменск-Уральский завод сплавы эти делать умеет в достаточном количестве.
Вопрос только в цене и в достаточности.
Польза и необходимость - как я уже и говорил, это две вещи, которые вы в своих мечтаниях напрочь игнорируете.
Необходимости в широкой добыче лития у нас сейчас нет. Потому что у нас нет производств с такой потребностью в литии.
Необходимости разрабатывать имеющиеся запасы лития до последнего времени не было потому, что поставки из Южной Америки были в разы дешевле собственной добычи.
Необходимости в плавлении огромного количества сплавов алюминия и лития тоже нет, потому что наше текущее производство авиации минимально.
Когда появятся промышленные заказы, думаю, наши промышленники без ваших ценных указаний разберутся что и откуда брать и какие сплавы делать, как они разбирались 60 лет до этого.
Вы абсолютно правы. Одна тонкость. Россия получает гарантии наличия руды в весьма удобной для жизни местности. Гарантии доступа к ней в любой момент.
Если не сильно заблуждаются аналитики - вполне вероятно изменение бытия планеты на многополярный мир. И эти же аналитики предполагают, что мир этот будет весьма суровым временем. Грантий доступа к желаемым ресурсам может и не быть.
В таких раскладах наличие "а вот что бы БЫЛО" получает уже совсем иную оценку.
Был у СССР и у России доступ на мировой рынок нефти? А сегодня его ломают. И ещё десятки тысяч санкций. Не факт, сильно не факт, что в МНОГОполярном мире будет сильно лучше. Не потому, что против России, а потому, что все против ВСЕХ.
Забайкалье - ни разу не курорт.
Кольский полуостров? Не курорт. И кто знает, не придётся ли сжигать Финляндию с Норвегией. С соответствующими осадками изотопов по направлению господствующих ветров.
Вот в ТАКИХ раскладах даже и не сильно крупное месторождение оказывается совсем не лишним.
Пускай себе лежат эти запасы и просто ГАРАНТИРУЮТ возможности России не оказаться в положении Англии, которая вырубила леса, выкопала уголь и высосала нефть и газ Северного моря.
Однажды, много десятилетий назад, мне совершенно случайно попался на глаза кусочек документа на тему "как делать приборы военного назначения во время войны".
Та было указано, что делать можно и нужно с упрощениями. "только бы прибор работал, хотя бы и ограниченное время". Где можно - заменять полноценные материалы на эрзацы.
Вот эти то месторождения нам и нужны "на всякий пожарный и мерзкий случай".
Не заумь у меня, а горький опыт поколений, живших в Сибири во время двух мировых войн.
Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям