20.02.25 10:45
Шестнадцатого февраля председатель КНР Си Цзиньпин провел встречу с ведущими предпринимателями Китая. Встречи китайского руководства с предпринимателями не редкость, но эту встречу уже окрестили в китайских СМИ "ключевой", "решающей", "меняющей правила игры". В чем же дело? Прежде всего это первая встреча такого рода с 2018 года, до этого значительно чаще партийное и государственное руководство КНР встречалось с лидерами государственных предприятий.На встречу пришел весь цвет крупного и среднего частного сектора, в том числе основатель Alibaba Group Джек Ма, генеральный директор Xiaomi Лэй Цзюнь, генеральный директор Tencent Пони Ма Хуатэн, генеральный директор производителя электромобилей BYD Ван Чуаньфу, генеральный директор Huawei Technologies Жэнь Чжэнфэй, председатель совета директоров гиганта по производству аккумуляторов CATL Цзэн Юйцюнь. Несложно заметить, что все приглашенные компании являются лидерами в своих отраслях и играют ключевую роль в защите промышленных цепочек поставок благодаря технологическим инновациям.
На этот раз председатель Си решил откровенно поговорить с руководителями крупнейшего частного бизнеса. А учитывая, что более 92 процентов предприятий в Китае частные и в них задействовано около 80 процентов населения, то встреча действительно сулила важные изменения. Так и произошло: лидер КНР выразил готовность заметно усилить поддержку частному сектору, стимулировать внутренние инвестиции и спрос, в том числе за счет выделения триллиона юаней в виде "сверхдолгосрочных" специальных государственных облигаций - часть была выделена в 2024 году, часть поступит еще в этом году.
Разговор состоялся в нужный момент - пока страна не может преодолеть стагнацию. Хотя Китай достиг целевого показателя экономического роста в 5 процентов в 2024 году, инвестиции частного сектора сократились на 0,1 процента, что резко контрастирует с ростом общих инвестиций на 3,2 процента, зафиксированным в том же году. Слабые показатели частных инвестиций вызывают обеспокоенность у властей, поскольку на частный сектор приходится половина налоговых поступлений правительства, 60 процентов объема национального экономического производства и 80 процентов рабочих мест в городах.
Проблем у частного сектора сегодня немало. Это косвенно признает и председатель КНР, говоря, что, "трудности и проблемы, с которыми сталкивается частная экономика, в значительной степени возникли в ходе реформ и модернизации промышленности. Они временные, а не долгосрочные. И их можно преодолеть".
Президент пообещал, что частные компании будут иметь такой же доступ к рынку страны, как и государственные предприятия, без каких-либо препятствий для участия в инфраструктурных проектах или получения финансирования от банковской системы Китая. Си Цзиньпин пообещал содействовать открытию конкурентоспособных секторов инфраструктуры для различных субъектов рынка и приложить большие усилия для решения проблем финансирования и высоких затрат на финансирование для частных компаний.
Резко уменьшается и список областей, в которых не может работать частный бизнес, а также иностранные предприятия, и это является приглашением для иностранных инвесторов приходить в наиболее перспективные области высоких технологий. К тому же Си раскритиковал местные органы власти, занимающиеся чрезмерно ревностным собиранием различных сборов и штрафов, чтобы компенсировать дефицит других источников дохода. Китайские власти подают эти меры не как серьезные изменения, но как плановое "дальнейшее улучшение" и реформирование, чтобы уменьшить разговоры о вынужденности таких мер в условиях стагнирующей экономики. В частности, сообщается, что основные принципы и политика правительства в отношении частной экономики остаются неизменными, а сам частный сектор прочно интегрирован в социалистическую систему.
Все это происходит на фоне уменьшения экономического энтузиазма частного сектора, падения ретейла, скорости внедрения инноваций. А ведь именно частный сектор всегда играл в Китае ключевую роль по внедрению технологических новинок и сделал "лицо" китайскому HiTec на мировой арене - здесь достаточно вспомнить Xiaomi, Lenovo или недавно вырвавшийся в ряде лидеров ИИ DeepSeak. Но мировой рынок стал недружелюбен по отношению к китайским технологическим новинкам, многие западные инвесторы, в том числе работающие в области высоких технологий, покидают Китай - возникает риск серьезного замедления внедрения новых разработок. И хотя власти уделяют большое внимание цифровой трансформации Китая, вводя различные поощрительные меры, рост инвестиций в этот сектор по году замедлился: если в 2021 году рост составил 50 процентов, то к концу 2021-го упал до 22 процентов, а концу 2023-го составил 10,5 процента.
В целом же частные инвестиции Китая сократились на 0,1 процента в годовом исчислении в 2024 году. Их доля в общем объеме инвестиций в основной капитал снизилась до 50,08 процента на конец прошлого года с 56,42 процента на конец 2019 года. Не успели забыться и строгие меры властей, предпринятые несколько лет назад против лидеров технологического рынка Китая Alibaba, DiDi Chuxing (помимо прочего является крупнейшим поставщиком услуг такси в Китае) и некоторых других, которых обвинили в монополизации рынка, неправомерном использовании больших данных и многих других грехах.
Очевидно, что главной темой в нынешней ситуации является укрепление научных и технологических инноваций и восстановление доверия частных предприятий. Просто поощрительных мер типа создания преференциальной политики, технологических СЭЗов, технопарков уже недостаточно - нужен четкий сигнал от властей, что Пекин по-прежнему считает частный сектор важнейшим игроком в этой области. На призыв властей уже откликнулись регионы. Так, провинция Хэнань в Китае - один из крупнейших производственных центров - обратилась к предпринимателям с призывом "решиться инвестировать" в регион. Аналогичным образом высказались и власти северо-востока Китая - региона, прилегающего к границам с Россией.
Конечно, все это можно рассматривать как позитивный сигнал для частного бизнеса и иностранных предпринимателей. Это также и попытка переналадить потоки инвестиций со стороны частного бизнеса в высокотехнологичный сектор, показать, что власти понимают суть и объем накопившихся проблем. Меры действительно своевременные, но важно, разбудит ли это реальный энтузиазм у крупных частных инвесторов.