22.02.25 11:49
Тайбэй решил купить у Вашингтона оружия на многомиллиардную сумму. Арсенал может включать в себя системы залпового огня HIMARS. С первой администрацией Дональда Трампа у тайваньских властей сложились очень хорошие отношения, после возвращения в Белый дом президент не собирается отворачиваться от острова. О том, как дружба с Тайванем повлияет на связи США с Китаем, — в материале «Известий».
Грандиозные планыВласти Тайваня планируют большую закупку вооружений у США. Об этом сообщает агентство Reuters со ссылкой на источники. По его сведениям, стоимость сделки может составлять от 7 до 10 млрд долларов.
До этого сообщалось, что тайваньские власти планируют до 3% увеличить траты на оборону в 2025 году на фоне угроз американского лидера Дональда Трампа ввести пошлины на полупроводники.
Кого поддерживает ВашингтонОфициальные отношения между Китаем и Тайванем прервались еще в 1949 году. После того как правительство Китая, возглавляемое Гоминьданом, потерпело поражение в гражданской войне с коммунистами, оно перебралось на Тайвань и объявило себя единственной законной властью.
На начальном этапе островная часть страны добивалась успеха: до 1970-х годов многие государства признавали Китайскую Республику, у нее было представительство в ООН. Но в 1971 году этот статус перешел к КНР. Несмотря на потерю дипломатического признания, Тайвань продолжал иметь свою власть, армию и собственную валюту.
Пекин долгое время предлагал модель «одна страна — две системы», что остается актуальным и по сей день. Это подразумевало, что Тайвань может вернуться к Китаю в качестве автономного региона. Иногда казалось, что стороны способны договориться. В 1991 году Тайвань официально завершил войну с Китаем, а в 2008 году президентом стал Ма Инцзю от Гоминьдана, который победил, пообещав улучшить отношения с Пекином. Он подчеркивал, что такое сотрудничество выгодно самому Тайваню.
Экономические связи между Китаем и Тайванем стали довольно крепкими, несмотря на политические разногласия. Пекин всегда считал правительство острова сепаратистским.
Однако в 2016 году, когда президентом Тайваня избрали представительницу оппозиционной партии, курс на самоопределение стал более явным. Это вызвало недовольство в Пекине, который посчитал, что Тайвань перешел границы допустимого.
Дипломатические отношения между США и КНР были установлены в 1979 году, и с тех пор Вашингтон заявляет, что признает Китай единым и неделимым, а правительство в Пекине — законным представителем Китая, а Тайвань считается частью КНР.
США, несмотря на то, что провозглашают политику «одного Китая», продолжают активно поддерживать контакты с администрацией в Тайбэе. В последние годы Вашингтон всё чаще раздражал Пекин визитами своих высокопоставленных политиков на остров, а также активной поддержкой местных властей.
Помимо этого, Соединенные Штаты считаются главным поставщиком вооружений для Тайваня. Вашингтон также обеспечивает неофициальную защиту острова и периодически направляет военные корабли в Тайваньский пролив.
При этом помощник президента США по национальной безопасности Майк Уолтц сообщил, что нынешняя администрация Дональда Трампа собирается увеличить темпы поставок оружия и военной техники Тайбэю.
Выгодный партнерДиректор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин в беседе с «Известиями» отметил, что в США изменился подход к военно-техническому сотрудничеству с Тайванем.
— К тому же произошла так называемая нормализация американо-тайваньского военно-технического сотрудничества, когда контракты начали заключаться с Тайванем на тех же основаниях, что и контракты с международно признанными государствами, без всякой оглядки на позицию КНР и в заметно большем количестве, — пояснил китаист.
По мнению политолога, Тайвань является для военно-промышленного комплекса США лучшим партнером, потому что Вашингтон — единственный поставщик оружия на остров, и, как правило, за те же системы вооружений тайваньцы платят минимум в полтора раза больше.
— Это очень выгодный партнер, а для Трампа это важно. У Тайваня тут двойной подход. С одной стороны, он укрепляет свою обороноспособность. С другой — показывает действующей американской администрации, что настроен на сотрудничество, готов что-то давать Америке, — комментирует эксперт.
Специалист добавил, что на фоне украинского конфликта у США были трудности в выполнении своевременного ряда контрактов с Тайванем в сфере военно-технического сотрудничества.
— В какие-то периоды общая сумма невыполненных сделок в 2022 году достигала порядка $19 млрд. С тех пор ситуация улучшилась. Сейчас тайванцы поступают логично и за счет этого развивают отношения с Трампом, — полагает аналитик.
По его мнению, тесное сотрудничество между США и Тайванем традиционно плохо отразится на американо-китайских отношениях.
— Другое дело, что основной ущерб уже был нанесен, собственно, самим Трампом в первый свой президентский срок и в первые два года администрации Байдена. Кульминацией стал визит спикера палаты представителей конгресса США Нэнси Пелоси на Тайвань в августе 2022 года, — отметил эксперт.
Он добавил, что в последний год своего президентства Джозеф Байден пошел на некоторую деэскалацию и не делал каких-то новых радикальных шагов. При Трампе произошло резкое повышение уровня контактов между США и Тайванем. Так что не исключено, что лидер США возобновит практику отправлять кого-либо из своих министров на остров.
Давление на Китай станет более изощреннымДиректор ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Маслов отмечает, что при Трампе «формируется очень мощная антикитайская команда из будущих министров и советников».
«Антикитайская ограничительная политика будет в центре внимания Соединенных Штатов. А методы давления на КНР станут более жесткими и изощренными», — считает политолог.
По его мнению, у Китая есть большие рычаги воздействия на американские санкции. По словам эксперта, в первую очередь Пекин будет ограничивать взаимодействие с Вашингтоном в области высоких технологий, а также, возможно, поставки редкоземельных металлов.
Президент АНО «Центр исследований АТР», эксперт Российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств Сергей Санакоев считает, что при президентстве Трампа тайваньская карта разыгрываться не будет.
«Тайвань остается признанной частью Китая. Если местные власти не начнут официальную процедуру отделения и не будет внешнего вмешательства, Пекин каких-либо действий против Тайваня предпринимать не собирается. Китай собирается продолжать политику мирного воссоединения единого народа по обе стороны Тайваньского пролива», — подытожил эксперт.