05.07.25 06:34
Израильская атака на Иран происходила в контексте более сложной конфигурации западных стран, цель которой — смена политического режима в стране, уничтожение коридоров «Север – Юг» и «Запад – Восток». О сложном антироссийском плане — в материале «Известий».
Разрыв с МАГАТЭМеждународное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) могло проводить инспекции на ядерных объектах Ирана, но после операции Израиля Тегеран решил временно прекратить сотрудничество, заявил президент страны Масуд Пезешкиан, издавший указ о приостановке взаимодействия между государством и МАГАТЭ.
Изначально эту инициативу 25 июня, на следующий день после завершения 12-дневной войны с Израилем, одобрил парламент страны. По словам вице-спикера парламента Хамида Реза Хаджи Бабаи, Тегеран больше не пустит на свои ядерные объекты главу МАГАТЭ Рафаэля Гросси, а также не согласится на установку камер видеонаблюдения на этих объектах.
По мнению главы комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексея Пушкова, кризис вокруг Ирана еще не завершен.
«Отныне все ядерные объекты Ирана закрыты для инспекторов МАГАТЭ. Иран подозревает руководство этой организации в том, что оно передавало Израилю секретную информацию о ядерных объектах Ирана и иранских ученых-ядерщиках. Как мы и прогнозировали, кризис выходит на новый виток», — уверен сенатор.
Далеко идущие каспийские планыЗападные страны не отказываются от своих планов усилить влияние в прикаспийских странах. Например, США рассматривают продвижение американских интересов через новые проекты трубопроводов для ослабления политического и энергетического влияния Москвы в регионе.
В конце мая глава Госдепа Марко Рубио заявил о поддержке со стороны США строительства транскаспийского газопровода. Этот проект должен связать Туркменистан с Азербайджаном для поставок туркменского газа на европейский рынок.
Вообще вопросы добычи и транспортировки углеводородных ресурсов из Каспийского региона после распада Советского Союза находились в центре внимания всех администраций Белого дома. В частности, главная цель, которую преследовали США, — не допустить, чтобы будущие потоки каспийских ресурсов шли через территорию РФ.
Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, обладающие большими запасами газа и нефти и при этом удаленные от основных рынков сбыта, всегда представляли большой интерес для Вашингтона.
США удалось добиться реализации ряда проектов. Нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан и газопровод Баку – Тбилиси – Эрзерум помогли Азербайджану выйти на турецкий рынок, а с помощью «Южного газового коридора» — и на европейский газовый рынок.
Западные страны стремились изменить расстановку сил в регионе. На этом фоне Вашингтон активно поддерживал расширение сотрудничества между Азербайджаном и Казахстаном в 90-е годы и выход казахской нефти и туркменского газа на мировой рынок через Азербайджан.
Россия и Иран выступали против строительства трубопроводов по дну Каспийского моря, однако США настойчиво продвигали эти проекты, стремясь снизить роль Москвы и Тегерана.
В условиях конфронтации между РФ и Западом прикаспийские страны оказались под экономическим и политическим давлением. Они выражают готовность поучаствовать в строительстве транскаспийских газопроводов, объясняя это необходимостью диверсификации маршрутов поставки углеводородных ресурсов на рынок, а также снижения зависимости от РФ и Китая.
Политика западных стран направлена на переформатирование энергетических потоков и сокращение геополитического влияния Москвы и Тегерана.
Имея контроль над Ираном, США и Израиль получают контроль над Каспийским регионом. Таким образом становится возможным в перспективе перекрытие кратчайших транспортных путей, включая железнодорожные, между Ближним Востоком и Китаем. Последствия могут быть непредсказуемыми, под угрозой может оказаться проект коридора «Север – Юг», в который Москва инвестирует не только политически, но и дипломатически.
Некоторые европейские страны во главе с Британией хотели бы изменения статуса Каспийского моря для изменения расклада сил на рынке мировых ресурсов. Конфликт между Израилем и Ираном может стать удобным поводом для согласования сделок без участия Тегерана.
Конвенция о правовом статусе Каспийского моря была подписана в 2018 году. Согласно документу, оно находится в общем пользовании пяти стран, включая Россию, а дно и недра делятся соседними государствами на участки по договоренности между ними на основе международного права.
Государства — участники конвенции имеют право на экономическую деятельность, судоходство и научные исследования.
Что думают экспертыДоктор политических наук, заведующий отделом Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН Владимир Аватков в беседе с «Известиями» отметил, что для многих происходящее сейчас вокруг Южного Кавказа стало неожиданностью.
— Борьба Запада против нас продолжается. И не только в рамках СВО. И пути могут быть разные: где потеснить, где санкции, где насолить, где поджечь, — пояснил эксперт.
По словам политолога, Южный Кавказ давно и упорно «отцепляют» от России.
— Французы и турки — Армению, турки с британцами — Азербайджан, ЕС и НАТО — Грузию. Методы разные, цели одни. Кажется, на этом направлении уже очевидно требуется существенная перезагрузка. Причем консолидированно — и на внешнем, и на внутреннем треке российской политики, — подытожил аналитик.
Российский политолог Дмитрий Евстафьев считает, что противостояние вокруг Ирана необходимо рассматривать гораздо шире. По мнению эксперта, происходящие в регионе события являются попыткой реализации британского сценария.
«Этим силам нужно мозаичное манипулируемое пространство, вокруг которого мог бы быть сконструирован источник силового гибридного воздействия на все центры влияния вокруг: от пугливых монархий Персидского залива до прикаспийских государств, включая Россию, но также и Казахстан. Из этой точки может реально начаться возрождение новой сетевой Британской империи», — написал специалист в своем Telegram-канале.
По его словам, это сложный сценарий.
«В нем, конечно, куча нюансов, но он реалистичен, так что Трамп, возможно, сыграл стабилизирующую роль временно, но это многое поломало», — подытожил политолог.
Политолог, специалист по теории власти Михаил Хазин придерживается схожей позиции. Он обратил особое внимание на то, что в последние дни началось резкое усиление русофобии в Азербайджане.
«Не секрет, что сегодняшняя азербайджанская элита находится под плотным контролем Великобритании. Связано это с тем, что именно в британских офшорах они хранили свои деньги с 90-х годов, как только получили доступ к экспорту азербайджанской нефти. И есть серьезные основания считать, что азербайджанские элиты деньги эти целиком не получат никогда, а те, что получат, будут исключительно в рамках проведения той политики, которая нужна Великобритании», — отмечает политолог в своем Telegram-канале.
По его мнению, Лондон на такой политике «собаку съел».
«Абсолютно очевидно, что Великобритания рвется к Каспийскому морю. На 25 июня была назначена конференция в Израиле о разделе Ирана, потому что логика была такая, что иранский Азербайджан должен потребовать автономию, а потом независимость и объединиться с Северным Азербайджаном. Новый Азербайджан, ясное дело, под контролем Лондона. И, соответственно, под это же дело приехали в Турцию Пашинян и Алиев не так давно на конференцию, на которой тоже должно было обсуждаться будущее региона, новые границы, но, как мы знаем, ничего не вышло, потому что логика разрушения Ирана не прошла», — сообщил эксперт.
Специалист особо отметил, что большую роль в этом сыграли США, «выступившие за стабильность».
Аббе
05.07.25 07:27