Политолог Бовт - о том, что стоит за "тарифной дубиной" Дональда Трампа

13.07.25 06:17

США: опыт строительства империи

Дональд Трамп размахивает "тарифной дубиной" направо и налево, заставляя льстецов из его окружения поддакивать его решительности и гениальности, а остальных – пытаться предсказать последствия и, главное, отыскать в этих решениях хотя бы какую-то единую логику.

Последним громким решением президента США стало объявление о введении 50-процентной пошлины на импорт меди в США и 50-процентной пошлины на товары из Бразилии – с 1 августа. При этом доля импорта в потреблении меди в США составляет 45%, она нужна в строительстве (почти половина объема), электронике, много где еще. Пафос решения, разумеется, в том, чтобы сделать медную промышленность США "снова великой". Однако на США приходится лишь 5% мирового производства меди, и за последнее десятилетие оно сократилось на 20%. Строительство новых рудников может занять до 20 лет. Прежние решения о повышенных пошлинах (в годы первого президентства Трампа) на сталь и алюминий не привели к увеличению производства этих двух металлов. В 2024 году объем производства сталелитейной промышленности США был на 1% ниже, чем в 2017 году до введения Трампом первого пакета пошлин, алюминиевая промышленность произвела почти на 10% меньше. Тем не менее, Трамп решил пройтись по граблям во второй раз, и тут: в июне пошлины на сталь тоже были повышены с 25% до 50% (доля импорта – 14%), на алюминий – с 10% до 50% (доля импорта почти 47%).

В случае с Бразилией экономической логики в решении Трампа просто нет. Ведь основным аргументом повышения пошлин ранее был объявлен дефицит США в торговле с теми или иными странами. Но Бразилия является одним из немногих примеров, когда в двусторонней торговле Америка имеет профицит (может, Трамп не в курсе?). Бразилия занимает 15-е место в списке торговых партнеров США.

В прошлом году взаимный товарооборот составил 92 млрд долларов, при положительном сальдо у США – 7,4 млрд долларов. Тарифы против Бразилии стали не экономическим, а политическим оружием в руках Трампа. Там недавно прошел саммит БРИКС, который вызывает раздражение Вашингтона (глава Белого дома обещал ввести 10-процентные "дополнительные" пошлины за поддержку БРИКС). А еще в письме президенту Луису Инасиу Луле да Силве Трамп изволил гневаться по поводу суда над правоконсервативным экс-президентом Жаиром Болсонару (он считается другом президента США). Также он раскритиковал весь политический курс нынешнего президента, в том числе "цензуру в отношении американских социальных сетей". Как говорится, где пошлины, а где соцсети?

В начале нынешнего правления Трамп ввел повышенные тарифы в отношении большинства стран, но потом отложил на 90 дней. Фондовые рынки тогда показали такие "качели", что возникли подозрения в инсайдерской торговле окружения президента. Белый дом обещал заключить за 9 дней чуть ли не 90 новых, более выгодных Америке торговых соглашений, а на этот срок ввел временные 10-процентные пошлины для большинства стран. Однако за три месяца удалось заключить полноценные сделки только с Великобританией и Вьетнамом, с Китаем подписано нечто невразумительное (определив пошлины на китайскую продукцию в 55%). С Индией (товарооборот – 131 млрд долл., профицит в пользу Индии – 41 млрд) соглашение несколько раз объявляли "почти готовым", но оно так и не появилось.

90 дней истекли 9 июля, но Трамп снова ожидаемо "сдал назад", продлив действие 10-процентных пошлин до 1 августа. Однако в отношении 14 стран он торжественно объявил введение повышенных тарифов – от 25% до 40%. Правда, эффект для пополнения американской казны тут будет небольшой: совокупная доля всех этих 14 стран в американском импорте составляет менее 14%, включая Японию и Южную Корею (4,2 и 3,5 процента, соответственно), а в экспорте примерно 10%. Доля 10 стран – вообще менее процента. При этом средневзвешенная таможенная пошлина для них уже и так раньше была 28,36%, а стала 27,75%. То есть по факту снизилась по сравнению с тарифами, объявленными 2 апреля. Это трудно назвать целостной торговой стратегией. Скорее игрой на публику. На днях "письма счастья" о повышенных тарифах были отправлены еще семи торговым партнерам, которые в прошлом году экспортировали в США товаров всего на 15 млрд долларов. Это Алжир, Филиппины, Шри-Ланка, Ирак, Ливия, Бруней и Молдова.

Министр финансов Скотт Бессент, подыгрывая начальнику, называет такую политику эффективной. По его словам, Вашингтон уже получил около 100 миллиардов долларов дохода от пошлин, а до конца года может получить 300 млрд. В последние годы США ежегодно получали лишь примерно 80 млрд долл. от пошлин на импорт. Однако то, что хорошо для казны, не всегда хорошо для экономики.

Если учесть уже объявленные с 1 августа пошлины, то в среднем они увеличатся с 2,5% в прошлом году до 17%. Это при том, что потребительский рынок в США выглядит слабо, а экономика будет расти вдвое медленнее, чем в последний год президентства Байдена. По подсчетам Goldman Sachs Research, на потребителей - через повышение цен – импортеры переложат до 70% затрат на повышенные тарифы. Прогнозируется снижение рентабельности корпораций, входящих в индекс S&P 500. Если ситуация в экономике осложнится, то на промежуточных выборах в 2026 году республиканцев ждет потеря большинства в обеих палатах Конгресса. А Трамп уже объявил 35-процентные пошлины на канадский импорт (товарооборот – 762 млрд долл., импорт в США – 412 млрд) и 200-процентные пошлины на медикаменты (большой привет системам медстрахования). Против ЕС с 1 августа пошлины составят 30% (товарооборот – 975 млрд долл., экспорт из ЕС в США – 550 млрд долл.), как и против Мексики (товарооборот – 840 млрд долл., экспорт в США – 506 млрд).

Трамп считает своим кумиром президента Уильяма Мак-Кинли (был убит в 1901 году после переизбрания на второй срок). Его имя носит закон о тарифах 1890 года (тогда республиканец был конгрессменом от Огайо), повысивший их до примерно 50%. В том же году на фоне экономической паники республиканцы с треском проиграли промежуточные выборы. В 1894 году был принят уже новый закон, несколько снизивший тарифы. А в своей последней в жизни речи МакКинли вообще поставил под сомнение политику протекционизма.

Источник: Российская Газета

Редактор: Ксения


vova-55

13.07.25 07:33

Заголовок - пустоцвет.
Статистика в статье есть.
Размеры, история и изменения при введени пошлин тоже имеются.
Но нет акцента на том, "что стоит за тарифной дубиной",
ни анализа, ни логики по этому поводу.
Размазано по статье нечто на эту тему то тут, то там, из разряда довно муссируемых беспомощных шаблонов.

Изменен: 13.07.25 07:38 / vova-55


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям