02.08.25 19:44
Касым-Жомарт Токаев посетил Анкару с официальным визитом. Целью поездки стало укрепление стратегического партнерства между Казахстаном и Турцией. Стороны подписали важные стратегические соглашения, охватывающие энергетику, оборону, транспорт, логистику, сельское хозяйство и культурно-гуманитарную сферу. Главная цель, по словам Эрдогана, — достичь двустороннего товарооборота в $15 млрд. В том, насколько это затрагивает интересы России в регионе, разбирались «Известия».«Я отказывался принимать отечественные или иностранные ордена и другие награды. Однако ваше сегодняшнее решение имеет особое значение. Это значимое историческое событие в летописи казахско-турецкого сотрудничества», — заявил президент Казахстана, получая из рук Реджепа Тайипа Эрдогана высшую государственную награду Турецкой Республики — орден Devlet Nişanı за вклад в развитие сотрудничества между странами.
Накануне казахский лидер совершил официальный визит в Анкару, в ходе которого встретился с представителями турецкого бизнеса и поучаствовал в пятом заседании совета стратегического сотрудничества высокого уровня Казахстана и Турции.
Самого Токаева Эрдоган встречал у трапа с красной ковровой дорожкой и почетным караулом. К такому жесту наивысшего уважения турецкий лидер прибегает крайне редко, лишь во время визитов глав особо дружественных стран.
По словам турецкого лидера, который называл казахского коллегу дорогим братом и подчеркивал стратегический характер двусторонних отношений, дальнейшие усилия будут сосредоточены на достижении двустороннего товарооборота в $15 млрд.
Эрдоган пояснил, что на встрече стороны обсудили вопросы обороны, энергетики, логистики, науки и борьбы с терроризмом, а также подписали 20 двусторонних документов. Президент Турецкой Республики особо отметил решение Астаны продлить безвизовое пребывание в Казахстане для турецких граждан до 90 дней.
От настольного тенниса до транзитного хабаЛичные отношения Эрдогана и Токаева складываются довольно хорошо: СМИ обеих стран активно обсуждали игру глав государств в настольный теннис в Анкаре и Астане. Два года назад президент Турции подарил казахскому коллеге электромобиль. В ноябре 2024 года Эрдоган заявил, что отношения между Турцией и Казахстаном приобрели стратегический характер.
Казахстан для Турции — важный союзник и экономический партнер. С представителями крупного турецкого бизнеса, который работает в Казахстане, Токаев в этот раз обсудил проекты в области медицины, логистики и переработки зерна. Турецкая компания Tiryaki Holding, собирающаяся построить завод по глубокой переработке пшеницы и гороха в Астане, подписала с казахскими властями соглашение об инвестициях на 160 млрд тенге ($295 млн).
Турецкая группа YDA Holding планирует создать в Актау мультимодальный транзитный хаб, а компания S Sistem Lojistik собирается развивать в Казахстане логистический сектор и центр в аэропорту Актобе.
Помимо этого, Казахстан играет важную роль в формировании Транскаспийского международного транспортного маршрута, известного как Срединный коридор, который соединяет КНР с Европой через Турцию и Каспийское море. Турецкие компании активно участвуют в модернизации дорожной и портовой инфраструктуры.
На фоне усиливающегося санкционного давления и недавней приостановки экспорта казахстанской нефти по Каспийскому трубопроводному консорциуму Эрдоган и Токаев обсудили вопрос энергетического сотрудничества между странами. В настоящее время Астана ищет пути диверсификации своих энергетических поставок.
Одновременно с этим стороны развивают сотрудничество в области обороны и безопасности: Казахстан проявляет заинтересованность в турецких беспилотниках. В прошлом году страны заключили соглашение с турецким производителем Baykar об открытии производственной площадки в Казахстане.
Помимо этого, Анкара предлагает Астане обучение военных специалистов, проведение совместных учений и военное образование.
Сходятся и внешнеполитические позиции стран: они призывают к мирному урегулированию украинского конфликта, осуждают действия Израиля и призывают мировое сообщество обратить внимание на гуманитарный кризис в секторе Газа.
Интересы РоссииЦентральная Азия на протяжении веков была регионом столкновения геополитических интересов России и Турции, в XX веке эти тенденции лишь усилились, причин было много: распад Российской и Османской империй, появление светской Турции, две мировые войны, образование, а потом и развал Советского Союза.
Самым серьезным ударом стал распад СССР. Только что образованные государства оказались перед сложным внешнеполитическим выбором. Пока страны определялись, в какую сторону им стоит идти, турецкие власти отчетливо осознали: появился реальный шанс расширить сферу своего влияния и получить доступ к месторождениям нефти и газа, которые были ей так необходимы. Анкара стала активно проникать в регион по трем направлениям — политическому, идеологическому и экономическому.
Турция одной из первых не только признала независимость этих государств, но и открыла там посольства. Потом активно взялась за интеграцию, создавая одну структуру тюркского сотрудничества за другой: Тюркский совет, Всемирная ассамблея тюркских народов, Агентство по тюркскому сотрудничеству и развитию (TIKA) — турецкий аналог Россотрудничества, проводились всевозможные переговоры местных властей с главами тюркских республик СНГ, а также встречи на высшем уровне.
Для того чтобы расположить к себе местное население, турки открывали телеканалы для тюркоязычных стран, последовательно создавали экономические проекты, набирало обороты и энергетическое сотрудничество.
Всё это неизбежно затрагивало интересы Москвы в регионе, но РФ до определенного времени наблюдала за происходящим.
Европейские государства и США, в свою очередь, активно поддерживали политическую модель, которую Анкара продвигала в Центральной Азии. Турция действовала довольно мягко — не через фонды, а при помощи науки, культуры и религии. Помимо турецких телеканалов на территории среднеазиатских и кавказских государств появлялись всё новые и новые образовательные учреждения.
Что думают экспертыРоссия пока остается важным игроком в регионе: страны сотрудничают в СНГ, ОДКБ, ЕАЭС и ШОС. Между государствами всё же остается довольно высокий уровень интеграции, после распада Советского Союза в странах проживают соотечественники, а также остается элита, воспитанная в СССР, которая по-прежнему влияет на политические процессы в этих странах.
Однако, как долго это продлится, неизвестно. На смену пророссийски настроенным политикам приходят молодые люди, которые уже получили образование в Турции и ориентируются исключительно на нее, пояснил в беседе с «Известиями» заведующий отделом Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН Владимир Аватков.
Политолог отметил, что в 2022 году Турция и Казахстан договорились об обмене разведывательной военной информацией. По его словам, это несет в себе угрозу как для России, так и для всей Организации Договора о коллективной безопасности.
— Турция является членом НАТО, поэтому любые полученные от Казахстана данные турецкие военные обязательно передадут Великобритании и США, за что британцы и американцы погладят по голове Анкару. Турция вышла за пределы экономики, образования и культуры и шагнула в поле безопасности, что еще более опасно с точки зрения интересов России на постсоветском Востоке, — подчеркнул эксперт.
По словам тюрколога, одновременное участие Казахстана в туркоцентричных и российских объединениях так или иначе может привести к конфликту интересов.
— Например, как в дальнейшем смогут сочетаться интеграционные начинания Евразийского экономического союза и Организации тюркских государств? — задается вопросом аналитик.
Анкара считает регион «своим естественным продолжением в этническом, лингвистическом, историческом и религиозном отношении», поэтому пытается укрепить отношения с тюркоязычными странами путем возрождения этнических, языковых и культурных связей. Помимо этого, Турция также полагается на политические и экономические контакты с государствами региона, отметил в разговоре с «Известиями» ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Надеин-Раевский.
— Между Турцией и центральноазиатскими государствами идет сотрудничество на уровне силовых ведомств, разведки, штабов, проходит обучение офицеров из всех тюркоязычных республик, включая членов ОДКБ. В первую очередь речь идет о Казахстане. Сама идея создания «армии Турана» в течение многих лет культивируется. Но пока бывшие сограждане из стран бывшего Советского Союза на эту идею не соглашаются, — пояснил эксперт.
По его словам, первым против этого выступил экс-президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
— Но и остальные лидеры тоже не горят желанием создавать такую структуру. Проблема Турции в том, что у нее нет больших финансовых возможностей. Но несмотря на это, турки стараются по возможности вливать в это деньги, они очень стараются. В первую очередь средства идут на обучение солдат, а также людей, получающих высшее образование, — подытожил тюрколог.