Затратен, переоценён и уязвим: «чёрная дыра» ВВС США

05.08.25 13:13

США: опыт строительства империи

За маркетинговой кампанией, которую американская оборонная корпорация Lockheed Martin развернула для своего многоцелевого истребителя пятого поколения F-35 Lightning II, скрывается программа, обременённая астрономическими затратами, постоянными техническими недостатками и компромиссами в плане эффективности.

Эти проблемы делают F-35 переоценённым и слишком дорогим для того, что он может реально предложить. К такому выводу в конце прошлой недели пришёл старший редактор по национальной безопасности издания The National Interest Брэндон Дж. Вайхерт.

Именно поэтому заявления о том, что F-35 и F-22, который считается гораздо более совершенным из этих двух самолётов (разработан консорциумом компаний Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics), будут использоваться в любой потенциальной войне против Китая вокруг отколовшегося от него Тайваня, вызывают у руководства КНР скорее усмешки, чем страх. Они знают, что F-35 сильно переоценён, отмечает автор публикации.

Программа производства истребителя Joint Strike Fighter (JSF) — самая амбициозная из числа реализуемых до сих пор Министерством обороны США в области вооружений. В то же время, F-35 страдает от растущих расходов и задержек, что привело к тому, что некоторые западные эксперты называют «ошеломляющей» стоимостью, превышающей 2 триллиона долларов, уже потраченных на указанную программу к сегодняшнему дню.

JSF была инициирована в начале 2000-х годов и направлена на замену стареющего парка американских боевых самолетов четвертого поколения единой многоцелевой платформой. Первые оценки предполагали общую стоимость программы примерно в $200 млрд. Реальность же оказалась гораздо суровее.

Два года назад Счётная палата США (Government Accountability Office, GAO), надзорный орган федерального правительства, сообщила, что к 2023-му программа будет стоить почти $1,7 трлн за весь её срок выполнения, включая закупки, эксплуатацию и техническое обслуживание F-35. Более поздние анализы выдвигают эту цифру далеко за пределы отметки в $2 трлн, учитывая текущие задержки при нескончаемых работах по модернизации истребителя.

По данным Пентагона, в марте 2024 года F-35 достиг «важной вехи» — выхода на полномасштабное производство, что обычно означает достижение приемлемого уровня производительности и надёжности для ускорения сборки новых самолётов. Фактически производство истребителя несколько лет как идёт полным ходом. В то же время, американская армия, эксплуатирующая F-35 (ВВС, ВМС и Корпус морской пехоты США), планируют сократить его использование.

Минобороны США ранее запустило модернизацию стоимостью $16,5 млрд, которая, как ожидается, обеспечит F-35 новыми возможностями за счёт обновления как аппаратного, так и программного обеспечения. К ним относятся усовершенствования радаров, вооружения и технологий предотвращения столкновений самолётов. Некоторые из этих возможностей зависят от технологических обновлений, которые планировалось внедрить ещё в июле 2023 года. Однако их реализация задерживается из-за проблем со стабильностью работы программного обеспечения.

Примерно в то же время (в мае 2023 г.) программа по F-35 находилась на ранней стадии планирования модернизации двигателя и системы терморегулирования истребителей. Данные усилия необходимы для обеспечения боевой машины дополнительной мощностью и предотвращения перегрева таких систем, как радар. Однако по мере развития этих проектов выявились проблемы, связанные с тем, что американские военные не полностью определили требования к мощности и охлаждению, которые потребуются двигателю и связанным с ним системам для обеспечения будущих возможностей истребителя. Кроме того, Пентагон не оценил стоимость и некоторые технические риски, связанные с новыми двигателями. И это лишь два примера задержек с модернизацией, которые привели к внушительному увеличению стоимости F-35.

В результате прогнозируемые расходы на содержание истребителей продолжают неуклонно расти (с $1,1 трлн в 2018 году до $1,58 трлн долларов спустя 5 лет, рост на 44%). При этом растущие затраты отчасти обусловлены продлением срока службы самолётов с 2077 года (в 2018-м) до 2088 года (в 2023-м).

F-35 служит примером того, как «необузданные амбиции, бюрократическая инертность и корпоративные интересы могут превратиться в финансовую дыру, отвлекая ресурсы от более практичных оборонных решений», отмечает Вайхерт.

Разработанный как амбициозный проект с маркетинговой вывеской «One-size-fits-all» («Подойдёт всем»), который должен был дать Соединённым Штатам и избранной группе их военных союзников и партнёров преимущество перед конкурентами, самолёт во многом не оправдал своих больших надежд.

Попытка создать одну воздушную платформу для трёх видов боевого применения — с вариантами для вертикального взлёта, эксплуатации на авианосцах и обычного использования — неизбежно привела не только к колоссальному росту затрат, но и проблемам с безопасностью. В отчёте GAO за 2023 год подробно описывалось, как с 2018 года в рамках программы JSF произошло как минимум 12 аварий с F-35, что усугубило и без того серьёзные проблемы с надёжностью боевой машины. Последний по времени случай потери самого дорогого в мире истребителя в небоевых условиях — крушение 31 июля F-35 ВМС США в центральной части Калифорнии, недалеко от авиабазы Лемур.

Перерасходы не только обременили бюджет США, но и повлияли на международных партнёров, о чём свидетельствует недавний отчёт генерального аудитора Канады о колоссальном перерасходе в $8 млрд на предстоящую закупку этой страной F-35 (канадцы ранее разместили заказ на приобретение 88 «тридцатьпятых»). К сегодняшнему дню появились серьёзные предположения, что Оттава может вовсе отказаться от F-35 в пользу боевого самолёта 4/5-го поколения европейского производства. Тем более с учётом нарастающих торговых противоречий между двумя экономиками Северной Америки после затеянной президентом Дональдом Трампом «тарифной войны».

«Конечно, по крайней мере часть вины за этот разворот можно с полным основанием возложить на президента Трампа, после его провокационных призывов присоединить Канаду к Соединённым Штатам. Но истинный виновник — раздутый американский оборонно-промышленный сектор, который регулярно обкрадывает своих клиентов, не обращая внимания на их политические взгляды и национальное происхождение», — констатирует Вайхерт.

В преддверии выпуска F-35 компания Lockheed Martin обещала, что самолёт станет «вершиной военной авиации» благодаря своей «адаптивности». На практике это означало необходимость значительных компромиссов между модификациями, что сводило на нет его предполагаемое превосходство в воздухе и возможности атаки наземных целей.

Например, критики давно высмеивают F-35 за его небольшие крылья, оптимизированные для хранения в тесном ангаре американского атомного авианосца, но негативно влияющие на скорость и манёвренность машины. В условиях имитации воздушных боёв F-35 показал себя хуже, чем считающиеся устаревшими самолёты ВВС США, например такие, как F-16. Ему даже не хватает манёвренности специализированных истребителей, таких как более совершенный F-22 Raptor пятого поколения.

В отчёте GAO за 2024 год указывалось, что парк самолётов F-35 на вооружении США достигал уровня боеготовности лишь в 30% случаев. Основные расходы на F-35 связаны с его повседневной эксплуатацией. Расходы на поддержание боеготовности истребителя стремительно растут, и в том же 2024 году GAO подчеркнула, что они продолжают увеличиваться, несмотря на сокращение планового использования боевой машины из-за проблем с её обслуживанием.

Стоимость лётного часа F-35 составляет больше $40 тыс. более чем вдвое превышая соответствующий показатель «альтернативных» истребителей, таких как французский Dassault Rafale. Это привело к тому, что показатели боеготовности самолёта оставались ниже целевых параметров в течение шести лет подряд, что вынудило американских военных перерасходовать средства на эксплуатацию и техническое обслуживание почти на семь процентов за последние финансовые годы.

Ко всему прочему такая «навороченная» в технологическом плане боевая машина представляется весьма уязвимой для самых обыкновенных средств поражения. Во время посещения базы ВВС США на западном побережье страны, где размещено значительное количество F-35, Вайхерту сообщили, что снайпер, наблюдающий за базой с дальнобойной винтовкой 50-го калибра, может вывести из строя F-35, находящиеся на взлётной полосе, ещё до того, как они поднимутся в воздух, «несколькими меткими выстрелами». Получается, самолёт стоимостью около $200 млн и выше (в зависимости от модификации) на земле практически беззащитен при эффективной работе одного снайпера…

После 12-дневной войны между Израилем и Ираном в июне текущего года военное командование еврейского государства утверждало, что их истребители F-35I Adir господствовали в иранском небе. В результате они разместили крупный заказ у Lockheed Martin, фактически вдохнув новую жизнь в стабильную производственную линию этой корпорации. Однако в конечном счёте лишь немногие западные аналитики осмеливаются глубже разобраться в заявлениях израильских ВВС относительно F-35I. А именно: для чего они на самом деле использовались?

Судя по всему, израильтяне больше полагались на довоенные диверсии против критически важных объектов на иранской территории, удары беспилотников, в том числе предположительно с территории соседнего Ирану Азербайджана, а также дистанционное оружие, применяемое с относительно безопасных расстояний в соседнем Ираке. Именно то дистанционное оружие, которое легко можно было бы применить с более дешёвых самолётов четвёртого поколения.

Переоценённость F-35 становится ещё более очевидной в сравнении с его европейскими аналогами 4/5-го поколения. Так, шведский Saab JAS 39E Gripen предлагает передовую авионику и низкие затраты на обслуживание (всего $ 4700 за лётный час). Специализированные же истребители, такие как F-22, превосходят F-35 в доминировании в воздухе, а беспилотники представляют собой более дешёвое будущее для ведения боевых действий.

F-35 далеко не так революционен, как заявляют его сторонники. С ростом стоимости программы JSF до $2 трлн и более, регулярно обнаруживаемыми дефектами и преследующими истребитель крушениями он истощает финансовые ресурсы США и создаёт серьёзные пробелы в и без того уязвимой системе национальной обороны страны. Вместо того, чтобы тратить баснословные средства на переоценённый и неэффективный истребитель пятого поколения, следует направить их на более новые, более дешёвые беспилотные системы. По мере роста глобальной напряжённости, «наследие F-35 должно послужить предостережением: амбиции без ответственности ведут к финансовому безумию, а не к мировому господству», заключает Вайхерт.

Напомним, миллиардер Илон Маск, ранее считавшийся одним из ключевых советников Дональда Трампа в сфере высоких технологий и непродолжительное время занимавшийся вопросами сокращения государственных расходов США в созданном под эти цели Департаменте эффективности правительства (DOGE), в ноябре прошлого года раскритиковал программу F-35, назвав этот самолёт устаревшим в эпоху беспилотников. Экспрессивный сторонник Трампа в свойственной ему манере опубликовал тогда в соцсети X видео с китайскими дронами, подписав свой пост следующим образом: «Тем временем некоторые идиоты всё ещё строят пилотируемые истребители, такие как F-35».

Вячеслав Михайлов

Источник: EurAsia Daily

Редактор: Ксения


Аббе

06.08.25 06:33

В средине 1900-х годов дредноуты были чудо-оружием. Потом гонка линкоров до 1945года. С доказанным реальностью финалом - линкоры суть боевые корабли вполне себе уязвимые. Японский суперлинкор так и остался высшим к тому примером.
Фы-22 провозглашён в качестве высшей точки пятого поколения истребителей США? Но, он же остановлен в производстве, как преисполненный недостатков.
От каких причин в США решили, что смогут создать младшую версию Фы-22, но пригодную для столь разнородных задач?
В почти одинаковом размере и форме, но малозаметный ударный самолёт, самолёт укороченного взлёта и самолёт вертикального взлёта и посадки. И всё это сверхзвуковое. Перегрузили машину задачами, теперьне знают, что с этим делать.
Простите, но 40 000 долларов за один полётный час должны чем то оправдываться. И тут простенькие самолёты с ценником в 4700 долларов за час выглядят как то более соответствующими задачам реальной войны.
И да, беспилотники важны количеством. Даже если они ценой в один полётный час Фы-35. Просто потому, что их делать проще. И можно лепить сотнями. Не мучаясь подготовкой сверхпилотов для сверхсамолётов.
По сути дела, единственное применение Фы-35, где они оправданы - начало ядерной войны с малозаметным проникновением к шахтам ядерных ракет России. Или Китая.
Попытка же повесить на них задачу единого самолёта ещё и в неядерной войне, да ещё и для всех выглядит, скорее, решением задачи уничтожения самолётостроения в странах НАТО для всех этих задач.
Истребление авиастроения вассалов.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям