Безопасность превыше эффективности. Как меняется глобальная внешняя торговля

16.11.25 14:46

Экономика и Финансы

Прежняя парадигма глобальной торговли, основанная на единых правилах, безусловном доверии к доллару и западным логистическим цепочкам, ушла в прошлое. Ей на смену пришли не просто торговые споры, а системный конфликт, где экономика становится продолжением политики. Старые инструменты не работают, потому что они были созданы для управления конкуренцией внутри одной системы, а сегодня мы наблюдаем конкуренцию самих систем.

О фрагментации глобальной экономики

Ключевой риск сейчас — фрагментация мира на изолированные экономические блоки с разными стандартами и валютами. Политическая лояльность начинает преобладать над экономической выгодой, заставляя компании строить менее эффективные, но более безопасные региональные цепочки поставок. Эти изменения ведут к фундаментальному сдвигу — от однополярного мира к многополярному. Формируются независимые центры силы, и основами международных отношений становятся уже не общие ценности, а суверенные интересы и союзы, основанные на прагматизме.

Механика этого процесса выглядит следующим образом. Формируется новая дипломатия развития: влияние завоевывается через инвестиции в инфраструктуру и совместные проекты, что создает альтернативные центры притяжения. Бизнес учится работать в условиях турбулентности: корпорации вынуждены лавировать между противоречащими друг другу регуляторными режимами. Безопасность становится важнее эффективности: страны жертвуют рентабельностью ради устойчивости поставок продовольствия, энергии и технологий.

О российском экспорте

Несмотря на беспрецедентное внешнее давление, российский экспорт показал высокую устойчивость. Номинальные объемы сохраняются на неплохом уровне благодаря переориентации товарных потоков с Запада на Восток и на Юг. В развороте на Восток, страны Азии, Ближнего Востока и «глобального Юга» не просто стали новыми направлениями поставок — они превратились в стратегических партнеров. Причем это в равной мере работает в обе стороны. Мы видим, как Китай, Индия, Турция и страны Персидского залива наращивают импорт российских ресурсов, одновременно активно развивая расчеты в национальных валютах.

России это дает ряд возможностей. Во-первых, это хороший шанс закрепиться как стратегический поставщик в странах Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. Сделать это можно, предлагая партнерам долгосрочные контракты, привязанные к совместным проектам. Во-вторых, развивать транзитные коридоры. Например, «Север — Юг» и Северный морской путь. Проработка данного направления поможет нашей стране укрепить свою суверенность. В-третьих, встраиваться в азиатские цепочки добавленной стоимости, поставляя не только сырье, но и продукты его глубокой переработки.

Но проблема низкой доли сложной переработанной продукции в российском экспорте сохраняется. Если смотреть на несырьевой неэнергетический экспорт (ННЭ), то, по данным Российского экспортного центра (РЭЦ), в 2023 г. его объем составил $156 млрд, в 2024 г. — около $150 млрд, по итогам 9 месяцев 2025 г. объем несырьевого неэнергетического экспорта из России составил порядка $111,4 млрд — это почти на 6% больше по сравнению с тем же периодом 2024 г. В этом объеме промышленный экспорт составил около $85,4 млрд, экспорт продукции АПК — $26 млрд. Однако структура экспорта показывает: львиная доля ННЭ — это продукция с низкой добавленной стоимостью. Металлы и металлопродукция остаются одними из крупнейших категорий экспорта. Продукция АПК (зерно, масло, рыба) занимает устойчиво высокую долю в структуре экспорта. Лес и целлюлозно-бумажная продукция преимущественно экспортируются как полуфабрикат.

Доля высокотехнологичных товаров остается низкой. Так, по данным Аналитического центра при правительстве РФ, экспорт гражданского машиностроения и приборостроения в 2023–2024 гг. не превышает 6% несырьевого неэнергетического экспорта. Как следует из статистического бюллетеня внешней торговли Федеральной таможенной службы, химия высокой степени переработки и фармацевтика формируют менее 3% экспорта. Таким образом, на данный момент Россия остается преимущественно экспортером полуфабрикатов и сырьевой продукции, несмотря на рост доли ННЭ в абсолютных значениях.

Ключевые факторы, тормозящие развитие несырьевого экспорта: зависимость от импорта оборудования и компонентов, особенно для химии, фармацевтики и точного машиностроения, недостаточный приток инвестиций в перерабатывающие мощности, что увеличивает сроки окупаемости от 7 до 15 лет, сложность выхода на международные рынки с российским брендом, особенно в условиях санкционной среды.

Переход к экспорту продукции глубокой переработки — это не просто промышленная задача, а стратегический вектор на 5-10 лет, требующий поэтапной локализации в производстве оборудования, стимулирования долгосрочных инвестиций, формирования брендов и маркетинговой инфраструктуры на «дружественных» рынках.

О торговом потенциале

Экспортный потенциал России будет определяться несколькими трендами: дальнейшая диверсификация поставок энергоресурсов в Азию, устойчивый рост экспорта продукции агропромышленного комплекса и развитие нишевого высокотехнологичного экспорта, включая ядерные услуги, космический сектор и софт. Сохранят свою актуальность и сдерживающие факторы: ужесточение санкционного режима и логистические «узкие места», волатильность цен на сырье и замедление глобального спроса, технологический разрыв, сдерживающий переход к экспорту продукции с высокой добавленной стоимостью.

Решение задачи преодоления технологического разрыва лежит не только в плоскости мер господдержки, но и в качественном изменении человеческого капитала. Успешная работа на рынках глобального Востока требует принципиально новых компетенций: глубокого понимания культурных различий, незападных бизнес-моделей, навыков работы в условиях повышенной неопределенности и в новых валютно-финансовых системах. 

Поэтому для достижения желаемой планки в данном направлении стратегия должна быть комплексной: развитие национальной инфраструктуры, целевая поддержка несырьевого экспорта, активная торговая дипломатия в рамках БРИКС и ЕАЭС и, — что критически важно, — обучение компаний и руководителей новым правилам игры. Важно понимать, что конечный успех будет зависеть от нашей способности не просто адаптироваться к правилам формирующейся многополярной экономики, а грамотно и активно в них конкурировать.

Наталья Гусева — профессор НИУ ВШЭ, руководитель пула образовательных программ «Восточная перспектива»

Источник: ЭКСПЕРТ

Редактор: Ксения


Аббе

17.11.25 01:33

Металлы и металлопродукция никак не могут бытт причислены к неэнергетической экспорту. Алюминий суть ивёрдая форма электричества. Да и сталь от него, в этом смысле, отличается мало.
Здесь придётся думать не столько об изменении структуры экономики, сколько про изменение структуры поставок.
Назовём вещи своими именами. Россия в основном западнее Урала. И БЫЛА привязана к Европе. Привязана короткими путями ЖД и реками.
Привязана МЫШЛЕНИЕМ. Когда в Аркаиме нашли захоронение боевой колесницы, да именно такой которыми ПОТОМ пользовались греки - в Челябинске захрипели с презрением. Как так, в России, да что то РАНЬШЕ Европы?
Ага.
И колесница на колёсах предельно облегченного типа - на спицах, а не на сплошных из досок. И те самые хомуты, которые опердили римские удавки нагрудники (ошейники) на конях упряжки.
Но быдлотность, периферицность, провинциальность и рабство мышления - никуда не делись. То самое рабство "КолисУренгоя".

Вот здесь то и беда, корень полвины наших проблем.
Да. Европа ближе, в Европейской части России подавляющая часть населения?
И что? Хотим выжить и процветать - два варианта.
1) Истребить Европу. Поголовно. У варианта есть достоинства и недостатки. Обсуждать не будем, решайте сами.
2) Жить БЕЗ Европы. Уменьшить её долю в России во ВСЕХ отношениях до безопасного уровня.
А это значит, что политика, не воплощаемая в деньгах есть фальшивка.
То есть - нам нужны пути бытия в обход Европы. И из регионов, которые ранее не были любимцами публики.

1) Уговорить руководство Ирана не морочить себе мозг и купить у России десять-двадцать АЭС по 2-4 реактора в гигаватт. Опреснять воду из любых источников, гнать пресную воду по системе водоводов проекта "СуперКаддафи" и выкачивать солёную воду в океан. Высасывать из неё то, что можно применить в качестве "как бы пресной воды" и сверхконцентраты - на глубины более 500 метров.
За это - пусть платят деньгами, ресурсами и ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГОЙ. Колея 1520 до Индийского океана и до Афганистана. Базовая линия МахачКала-Энзели. Нам нужны потоки грузов/товаров 50 миллионов тонн в год.

2) Прорубать новую версию Беломоро-Балтийского канала. С выводом региона судами "река-море" в Архангельск. И размерность для прохода судов до 20000 тонн, кораблей до 10 000 тонн. Закачивать воду Онеги вверх энергией АЭС с подогревом воды сбросным теплом реакторов для продления навигации.

3) Сделать из Волги транспортную магистраль до десятков миллионов тонн мирных грузов и для прохода кораблей до 8000-10000 тонн. Не речных МРК и даже не прибрежных на 3-4 балла волнения. А именно океанской размерности.

4) Из Енисея сделать транспортную магистраль от Красноярска и даже БАЙКАЛА до Диксона. Речные суда до 20 000 тонн и корабли до 10000 тонн. Вдоль Енисея создать ЖД до Норильска и Диксона. На Тунгусках и Ангаре поставить все возможные ГЭС и найти им коммерчески выгодные применения. Начиная от электросталеварения.
Здесь вполне реально (хотя и дорого) создать транспортный коридор на десятки миллионов тонн груза в год.

ВСЁ это минуя Европу. Россия для них мясо и взбунтовавшиеся РАБЫ.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям