11.02.26 04:27
Как и в случае с нашей нефтью Urals, которая до 2022 года поставлялась почти исключительно в Европу, так и для российского СПГ после эмбарго ЕС удлинятся маршруты доставки товара из-за переориентации экспорта на Азию. И, скорее всего, импортеры станут выбивать дополнительные скидки, пользуясь сужением рынков сбыта. Ситуация осложняется тем, что СПГ в нашей стране почти весь — экспортный товар, его применение на внутреннем рынке совсем невелико.
С 25 апреля вступит в силу запрет на поставки СПГ из России в ЕС по краткосрочным контрактам. По долгосрочным можно будет работать до конца года. После этого под основное давление попадут наши проекты по сжижению газа, находящиеся в европейской части РФ. В первую очередь, завод "Ямал СПГ", который активно торгует с ЕС и не находится в санкционных списках. В январе из-за обвала поставок СПГ из США этот завод весь произведенный сжиженный газ отправил в Европу. В 2025 году с Ямала в Европу было экспортировано около 14,5 млн тонн СПГ. Номинальная мощность завода 17,4 млн тонн, но производство периодически превышает этот показатель.
Впрочем, как пояснил в беседе с "РГ" замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, в результате эмбарго ЕС будут и дисконт, и дополнительные издержки. Но оценить их сейчас трудно, так как все будет сильно зависеть от ценовой конъюнктуры, геополитической ситуации и погодных условий на Северном морском пути (СМП).
Дело в том, что доставлять грузы с "Ямала СПГ" в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) возможно не только в обход всей Европы через Суэцкий канал. Есть восточный сектор СМП, проблема в том, что там намного более жесткие погодные условия. Как правило, навигация в восточном секторе открывается в июне и заканчивается в ноябре. Проход возможен лишь судам самого высокого ледового класса. В зимнее время она даже для них возможна лишь с ледокольной проводкой, что, конечно, делает транспортировку дороже. У нас пока недостаточное количество танкеров-газовозов такого класса (Arc7), чтобы обеспечить бесперебойные поставки по этому маршруту. Поэтому полгода придется делать поставки через Суэцкий канал, а это увеличит время доставки в два раза и больше.
По оценке Гривача, физическая транспортировка газа в Азию через Суэц может стоить лишние 100 долл. за тыс. кубометров конечного продукта, что может сделать операцию неэффективной при снижении цен на рынке.
По мнению начальника аналитического отдела инвесткомпании "Риком-Траст", к.э.н. Олега Абелева, дисконт на наш арктический СПГ будет определяться не санкциями, а удлинившейся логистикой, безальтернативностью для России азиатского рынка и необходимостью быстро находить новых покупателей.
По словам Абелева, для подсанкционных проектов дисконт на азиатском рынке уже есть, он просто будет усиливаться. Возможны и проблемы со сбытом. Не из-за отсутствия спроса в Азии, а из-за невозможности быстро перенаправить все объемы нашего СПГ на восток. Чтобы втиснуться на азиатский рынок, Россия будет просто вынуждена продавать со скидкой.
По мнению аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, дисконты будут зависеть от санкционного давления на стоимость транспортировки и на самих покупателей, так же происходило на нефтяном рынке. Чем выше риски для трейдера, банка или конечного потребителя, тем выше требуемая скидка. При этом прямых проблем со сбытом для "Ямал СПГ" в базовом сценарии не ожидается. Газ будет находить покупателя, но ценой станут рост скрытых уступок и удлинение цепочек поставок. При этом основной риск будет даже не в физическом спросе, а в том, насколько быстро будет усложняться и дорожать инфраструктура обхода ограничений, уверен эксперт.
Сказанное, впрочем, не касается нашего трубного экспорта газа. Поставки газопроводами в Европу обвалились еще в 2022 году из-за внешних факторов — подрыва "Северных потоков" и прекращения транзита через Украину, а не по прихоти европейских чиновников. Полный запрет таких поставок с сентября 2027 года едва ли окажет сильное воздействие на наш экспорт трубного газа в Центральную Азию или даже Китай по действующим маршрутам. Понятно, что с новыми проектами могут возникать сложности. К примеру, Китай в переговорах по строительству нового газопровода из России "Сила Сибири-2" пытается договориться о минимальной цене, но здесь все больше зависит от общей конъюнктуры рынка и наших возможностей найти альтернативных покупателей, а не от санкций.
veldinc`
11.02.26 12:45
"безальтернативностью для России азиатского рынка..."