сложности, вызванные последствиями распространения нового коронавируса могут привести к сокращению ВВП 
 в 2020 году от 4-6% до 10-15% в зависимости от продолжительности  ограничительных мер и ситуации на рынке углеводородов, при этом "вторых  1990-х" в стране не будет, говорится в исследовании Boston Consulting  Group (BCG) "Не пересидеть пандемию, а выиграть в кризис", которое есть в  распоряжении РИА Новости.
Согласно  прогнозу, из-за падения цен на нефть и сокращения добычи, Россия  недополучит примерно 3-5% ВВП, разделенные 50 на 50 между компаниями и  бюджетом. Приостановка инвестиций в основной капитал на период действия  ограничений и их сокращение до конца года сократят ВВП еще на примерно  на 2-2,5%. Дефицит бюджета, ожидают в BCG, может достигнуть 1,5-2,5%  ВВП, в основном из-за сокращения нефтяных доходов, он может быть покрыт  средствами Фонда национального благосостояния.
"Кризис  может привести к сокращению ВВП России от 4-6% до 10-15% в зависимости  от продолжительности ограничительных мер и ситуации на рынке  углеводородов", - говорится в исследовании. В зависимости от ситуации  вокруг COVID-19, BCG выделяет три основных сценария.  Отскок или тяни-толкай
Первый  сценарий - "Отскок", который предполагает снижение ВВП на 4-6%. В этом  сценарии происходит временная приостановка деятельности сферы услуг и  непродовольственной розницы в результате локдауна, который продлится, в  среднем, 2 месяца в каждом регионе. "После окончания самоизоляции бизнес  достаточно быстро восстановится и вернётся к росту. Основным  индикатором сценария является рост безработицы в результате сокращений и  закрытия МСБ", - отмечают эксперты.
Второй  сценарий, наиболее вероятный, "Тяни-толкай", в нем экономика теряет  7-10%: короткий локдаун оказывается неэффективным, и начинаются  постоянные повторные всплески заболеваемости вплоть до появления  вакцины, не ранее конца 2020 года.
"В  результате экономика переходит в режим "контролируемого риска", то есть  она открывается и закрывается в зависимости от уровня заболеваемости..  Длительный локдаун ведёт к дальнейшему сокращению сферы услуг и ритейла,  падению спроса на недвижимость и сокращению производства и оптовой  торговли", - прогнозируют в BCG. Основным индикатором начала сценария  является волна банкротств МСБ.
Вторые 90-е
Третий,  наиболее жесткий сценарий носит название "Критический спад" – на 10-15%  ВВП. В нем вирусный кризис затягивается, используются более жесткие и  длительные карантинные меры. "В результате приостанавливается  промышленное производство и строительство, что ведёт к снижению спроса  на ресурсы, в первую очередь, углеводороды и сталь. Начинается  масштабный кризис ликвидности по всей экономике, создающий чрезмерную  нагрузку на банковскую систему", - говорится в прогнозе.
"Пандемия  быстро не отступит. Экономическая активность будет идти вслед за  эпидемиологической ситуацией, мы должны учиться жить и работать в режиме  "Тяни-толкай", с медленным включением и вероятностью местных выключений  в следующие год-полтора. Все это время бизнесу нужно не только  готовиться, но и жить в новой нормальности, принимая новые правила игры в  работе с партнерами и клиентами", - комментирует управляющий директор и  партнер BCG Сергей Перапечка.
При  этом авторы исследования не видят места для более жесткого варианта с  условным названием "Вторые 90-е": для этого нет предпосылок структурного  характера в экономике и финансовом секторе. "Также отличие данного  кризиса от прошлых в мировом масштабе – он не связан с критическим  разрушением физического или человеческого капитала и пока прогнозируется  в относительно небольших потерях для ВВП, если он не перейдет в  структурный кризис при отсутствии достаточной господдержки", - полагают в  BCG.