Проект “Морской старт”, судя по всему, тихо съест ржавчина

28.06.20 19:07

Наука, техника, образование

Проект “Морской старт”, по всей видимости, все же станет историей. Как говорится в материалах экспертов “Росатома”, без государственной поддержки не выйдет на самоокупаемость даже при оптимистичном сценарии.

Департамент управления инвестиционной деятельностью и управление поддержки новых бизнесов госкорпорации, рассматривая перспективы покупки комплекса, составили пять сценариев возобновления работы комплекса.

Три из них не предусматривают господдержки: “пессимистичный” вариант подразумевает один пуск с “Морского старта” в два года, “базовый” – один пуск в год, “оптимистичный” – шесть стартов в год. Все три варианта убыточны для госкорпорации. “Проект не окупается”, – подписано под этими сценариями, оказавшимися в распоряжении РИА Новости.

Выход на окупаемость возможен только в двух сценариях, которые предусматривают разный уровень господдержки. 11,8 млрд рублей (или 13% от необходимых инвестиций для возобновление работы комплекса) и 72 млрд рублей (или 79% необходимых инвестиций).

Напомним, ранее “Роскосмос” поручив своим подразделениям оценить затраты на ремонт плавучего космодрома и создание новой ракеты “Союз-7”. “Роскосмос” намерен провести экономическое обоснование возобновления работы “Морского старта”. Однако анализ ситуации демонстрирует малую перспективность повторного введения в эксплуатацию этого пускового комплекса.

В “Росатоме” подсчитали, что восстановление работоспособности “Морского старта” окажется очень затратным. “Объем инвестиций — 91 млрд рублей в прогнозируемых ценах с учетом инфляции или 83,8 млрд рублей в ценах 2020 года”, — говорится в материалах экспертов госкорпорации.

В материалах, составленных по предоставленным “Роскосмосом” данным, не указывается, на какие цели требуются инвестиции. Однако известно, что у проекта “Морской старт” нет ракеты и нет достаточной береговой инфраструктуры для сборки и испытаний ракет и космических аппаратов.

“Морской старт” находится в прискорбном состоянии

С пусковой платформы Odyssey и командного судна в США сняли все иностранное оборудование. Речь идет об информационно-связном оборудовании компании Boeing и пусковом оборудовании украинского производства для ракеты “Зенит” от “Южмаша”.

При этом объем инвестиций в 94-91 млрд рублей превышают примерно в восемь раз стоимость самого комплекса. В 2016 году группа S7 при покупке “Морского старта” заплатила за него 150-160 млн долларов, или около 10-11 млрд рублей по текущему курсу.

Напомним, проект “Морской старт” создан в 1995 году для эксплуатации ракетно-космического комплекса морского базирования. В 2016 году S7 Group объявила о подписании контракта с группой компаний Sea Launch (дочернее предприятие РКК “Энергия”). Он предусматривал покупку имущественного комплекса проекта “Морской старт”.

В марте 2020 года комплекс, получив предварительное одобрение со стороны госдепа США, был перевезен в Россию. А в конце апреля председатель совета директоров S7 Group Вячеслав Филев сообщил в интервью газете “Коммерсантъ”, что проект “Морской старт” заморожен до лучших времен. А в “Росатоме”, в свою очередь, указали на высокую конкуренцию на рынке пусковых услуг, созданную компанией SpaceX Илона Маска.

Источник: ТЭКНОБЛОГ

Редактор: Ксения


nikolhaas

28.06.20 19:26

"проект “Морской старт” заморожен до лучших времен. А в “Росатоме”, в свою очередь, указали на высокую конкуренцию на рынке пусковых услуг, созданную компанией SpaceX Илона Маска
."

Лучше утопили бы и бросили мечтать. Или переделали в плавающую АЭС, типа "Ломоносов". Хоть какая-то польза.

В высокой конкуренции на рынке американских услуг неожиданно победила американская компания. Никто этого не ждал? Может пора создавать высокую конкуренцию на российском рынке, чтобы такие услуги были востребованы дома?


R2D2

28.06.20 19:42

> nikolhaas
Лучше утопили бы и бросили мечтать. Или переделали в плавающую АЭС, типа "Ломоносов". Хоть какая-то польза.
ну какая плавучая АЭС? из б/у нефтеплатформы
проект в изначальном варианте должен был приносить прибыль при 8 пусках в год, но это явно завышенные требования, при 6 пусках он выходил на самоокупаемость
проект угробил Боинг, т.к. отсутствие заказов привело проект к убыткам, Боинг добавил и похоронил проект, в т.ч. кинув своих коллег, т.к. в 90-х еще верили "западным партнерам"


WalterPPK

28.06.20 19:54

"Росатом" или "Роскосмос"? Из статьи непонятно.
А если по теме...
Есть такое понятие - потолок потребления. Оно же - насыщение рынка. "Морской старт" это очень интерестный проект из двадцатого века. Такой же, как Space Shuttle.


Dmitriy427

28.06.20 20:04

Росатом провёл аудит проекта, с целью определения возможности приобретения и реанимации. Оказалось - проще и дешевле построить новый, под конкретную РН. Роскосмосу, вообще, и РКК "Энергия", в частности, он давно стал не интересен. Иначе - не спихивали бы его частнику, по дешевке. ИМХО.

Аббе

28.06.20 22:15

> Dmitriy427
Росатом провёл аудит проекта, с целью определения возможности приобретения и реанимации. Оказалось - проще и дешевле построить новый, под конкретную РН. Роскосмосу, вообще, и РКК "Энергия", в частности, он давно стал не интересен. Иначе - не спихивали бы его частнику, по дешевке. ИМХО.
Тогда - за каким кипарисом влезла в эту тему S7? Они что? Сами калькуляцию составить не захотели? Или их применили в качестве "прокладки"?
Но, кто тогда "заказчик прокладки"? И кто оплатит убытки "в целом"?


svt9

28.06.20 23:12

> Аббе
Тогда - за каким кипарисом влезла в эту тему S7?
Возможно, у Владислава Филева с супругой (до её кончины), была "юношеская мечта": - "Цветение яблок на Марсе"!

Изменен: 28.06.20 23:13 / svt9


Henry

28.06.20 23:17

Вячеслав Филёв - яркий пример (ярче не бывает) современных "эффективных менеджеров". Купить не профильный актив - Морской старт, к тому же связаный технологически с Боингом и Южмашем это нужно быть очень ... наивным. А то, что в его окружении, в его команде не нашлось сил объяснить всю бесперспективность данного проекта - вообще "пробивает дно" в его способности управлять.

Аббе

29.06.20 00:43

> Henry
Вячеслав Филёв - яркий пример (ярче не бывает) современных "эффективных менеджеров". Купить не профильный актив - Морской старт, к тому же связаный технологически с Боингом и Южмашем это нужно быть очень ... наивным. А то, что в его окружении, в его команде не нашлось сил объяснить всю бесперспективность данного проекта - вообще "пробивает дно" в его способности управлять.
Печально. И сам проект пролетел и у S7 теперь проблемы.
Как там в сказочке то? Бери коня, не бери уздечку? Она оказалась отравленная!
Жуткий опыт лета-осени 1941 года. "Отступлению нас не учили". Между тем это может оказаться самым сложным видом боевых действий.
Наступление на "Морской Старт" оказалось провальным с самого начала. Куда теперь девать эту железяку - непонятно. Чем заменять комплектацию от Боинга и Южмаша - непонятно. И главное - где сегодня взять те самые 8-12 запусков в год?
"Мужики, я медведя поймал.
Ну так веди его сюда.
Он это... Не идёт.
Ну само тогда сюда иди.
Знаете, а эта сволочь меня НЕ ПУСКАЕТ!".



Мороз

29.06.20 01:32

Когда уже прекратится практика вытаскивать частные компании из опы за государственный счет... Бизнес должен быть отделен от государства, как и религия. Тогда будет толк.



no-i-am

29.06.20 01:58

> nikolhaas
Лучше утопили бы и бросили мечтать. Или переделали в плавающую АЭС, типа "Ломоносов". Хоть какая-то польза.

Под камуфляжем убыточного и бесполезного хлама вполне успешно можно прятать не детскую пусковую установку, непонятно только в этом случае, зачем из Калифорнии в Россию погнали. А так очень даже неплохая штука у вражьих берегов и переделывать особо не надо.


ВргКв

29.06.20 09:16

Советская болезнь конкуренций КБ. Сейчай наблюдается такая же дурка от Российских Роскосмоса и Росатома. называется как из выгодного проекта, сделать невыгодный.

ВргКв

29.06.20 10:14

Очередной пример "успешности" работы Рогозина.

Alanv

29.06.20 11:57

> ВргКв
Очередной пример "успешности" работы Рогозина.
Вы Рагозина с Филёвым не попутали часом?


Alanv

29.06.20 11:58

> Мороз
Когда уже прекратится практика вытаскивать частные компании из опы за государственный счет... Бизнес должен быть отделен от государства, как и религия. Тогда будет толк.

Не понял. Тут как раз - не вытаскивают... Хотя те, естественно, предложились получить госденьги...
Вообще-то тут нельзя В ПРИНЦИПЕ ставить резкие границы. Нужно умелое сочетание того и другого.
Да, Маск тащит своего Фалькона за деньги своих коммерческих заказчиков или больше за государственные (военные и НАСА) заказы (читай - государственный счёт)? А F-35 кто оплачивает, не налогоплательщики рази?

Изменен: 29.06.20 12:02 / Alanv


ВргКв

30.06.20 18:59


Если анализировать кому выгоден провал проекта "Морской старт" то можно прийти к неутешительным выводам. Так, Американский рынок остается закрытом для этого проекта, в связи с простым недопущением Российских компаний. Так хотят.
ЕС не имеет центра по принятию такого решения. Остается Китай, который кровно заинтересован к недопущению на этот рынок компании, способной дешевле чем Китай, запускать космические аппараты.
Так Вячеславу Филёву, было достаточно оставить этот проект в США , чтобы он просто развалился от ржавчины. Но нет, человек сделал огромный поступок, попытку развития Российской космической программы. Которую завалили лоббисты Китай в Российских правительственных кругах.


т-кк

30.06.20 21:24

`
Отремонтировать платформу, отбуксировать на Кунашир, в Южно-Сахалинске наладить производство сверхлёгких ракет, запускать корейские спутники и японских космонавтов в америку.
Станет нашим самым южным космодромом: южнее Байконура, значительно южнее Восточного, про нижегородский можно вовсе забыть.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям