Какие «сюрпризы» приготовили противнику серийные Су-75 Checkmate?

17.11.23 01:40

Армия, ВПК, спецслужбы

Накануне открытия международного авиасалона Dubai Airshow-2023 представители ГК «Ростех» анонсировали готовность корпорации к сборке первых опытных прототипов лёгких многоцелевых истребителей 5-го поколения Су-75 Checkmate. О скором запуске производства перспективных машин и о появлении первого лётного прототипа уже в 2025 году заявил и глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.

Известно, что для сборки планируется задействовать новейшую производственную линию авиазавода им. Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре, который уже специализируется на крупносерийном производстве истребителей поколения «4++» Су-35С, а также машин 5-го поколения Су-57. Какими же тактико-техническими и оперативно-тактическими преимуществами будут обладать перспективные однодвигательные истребители, которые должны занять в Воздушно-космических силах нишу, аналогичную американским истребителям 5-го поколения F-35A?

Первой и главной особенностью станет возможность исполнения истребителя не только в классических одноместной и двухместной модификациях, но и в беспилотной, что позволит причислить машину к поколению «5+». В данном случае управление бортовой РЛС на базе активной ФАР, двигателем, оптико-электронной системой, системой предупреждения об облучении, а также системами РЭБ и вооружением будет возложено либо на высокопроизводительный бортовой компьютер, либо на пилота ведущего истребителя 5-го поколения Су-57. В этом случае для управления будут использоваться высокозащищённые радиоканалы асинхронных линий обмена данными, включая телекодовые подканалы. Одним из упрощённых вариантов подобных каналов является небезызвестный телекодовый канал обмена тактической информацией К-ДлИ, применяемый терминалами обмена данными многофункциональных истребителей Су-35С.

При этом экипажи Су-57 смогут использовать бортовые радары, оптико-электронные модули и другие сенсоры Су-75 Checkmate для ведения удалённого воздушного боя, радиолокационной, оптической и радиотехнической разведки. Сами же Су-57 смогут управлять действиями Су-75, не входя в радиус поражения зенитных ракет и ракет класса «воздух-воздух противника».

Что же касается бортовых радиолокационных комплексов, то речь может идти о перспективной разработке «Фазатрон-НИИР» — высокоэнергетическом бортовом АФАР-радаре «Жук-АМЭ». Полотно активной ФАР данного изделия построено на базе приёмо-передающих модулей с СВЧ-транзисторами, размещёнными на жаропрочных подложках, изготовленных методом низкотемпературной совместно обжигаемой керамики (LTCC). Данные СВЧ-транзстора обладают более высокотемпературными, а значит и высокоэнергетическими режимами функционирования, аналогичными таковым у нитрид-галлиевых СВЧ-транзисторов, применяемых в американских и западноевропейских АФАР-радарах AN/APG-81/85 и AN/APG-79. Их устанавливают на многоцелевых истребителях 5-го поколения F-35A/B/С, а также палубных многофункциональных истребителях F/A-18E/F Super Hornet.

Благодаря повышенному энергетическому потенциалу бортовые РЛС «Жук-АМЭ» способны обнаруживать цели с эффективной отражающей поверхностью 3 кв. м на удалении до 260 км и захватывать на удалении 175 км, в то время как объекты ЭПР 0,1 кв. м могут быть обнаружены на удалении 100 км и захвачены на точное автосопровождение на дистанции 80 км. При этом благодаря высокой помехозащищённости (обусловленной формированием провалов диаграммы направленности в секторе излучения средств РЭБ противника) даже в сложной помеховой обстановке дальность обнаружения целей у данных РЛС будет снижаться не более чем на 10−20% (в зависимости от количества платформ-постановщиков радиоэлектронных помех и мощности их излучения).

Бортовые РЛС «Жук-АМЭ» способны функционировать в режимах синтезированной апертуры (SAR) и обращённой синтезированной апертуры (ISAR), обеспечивающих классификацию наземных радиоконтрастных целей на любых типах ландшафта и рельефа местности, а также в режиме сопровождения движущихся наземных объектов (GMTI), что превращает Су-75 великолепные воздушные платформы тактической радиолокационной разведки.

Целевая канальность данных РЛС достигает 8 одновременно перехватываемых целей. Су-75 также будет оснащён мультиспектральным квантовым оптико-электронным комплексом КОЭПС-75 от АО «Производственное объединение „Уральский оптико-механический завод“ им. Э.С. Яламова». В инфракрасном диапазоне волн модуль КОЭПС-75 способен пеленговать бесфорсажную теплоконтрастную цель типа F-16C на удалении до 100 км в заднюю полусферу и 55 — 60 в переднюю. Цели с форсажными режимами работы двигателей обнаруживаются на удалении 250 — 200 км в заднюю и 150 — 110 км в переднюю полусферы, но без определения дальности (лишь с определением угловых пространственных координат и выдачей ЦУ ракетам Р-77−1 и «Изделие 180»).

По предварительной информации, машина будет располагать пятью основными внутрефюзеляжными узлами подвески, размещёнными в трёх отсеках вооружения. Тем не менее, технически реализуемо размещение управляемых ракет воздушного боя и на дополнительных четырех подкрыльевых узлах подвески, либо в малосигнатурных подвесных «стелс"-контейнерах вооружения на двух корневых узлах подвески.

Основой боекомплекта Су-75 в конфигурации «воздух — воздух» (завоевание господства в воздухе, патрулирование и дальний перехват) станут УРВБ Р-74М (РВВ-МД), Р-77−1 (РВВ-СД), а также перспективные дальнобойные ракеты воздушного боя «Изделие-180» с дальностью эффективного перехвата средневысотных целей при пуске на эшелонах 10000 — 13500 м порядка 40, 110 и 180 км соответственно. При средневысотном пуске этих же ракет по низковысотным целям дальность будет снижаться до 17, 50 и 85 км в связи с более высоким аэродинамическим сопротивлением. Под радиопрозрачными образующими носков крыла Су-75 будут размещены интерферометрические ФАР-модули радиотехнической разведки, либо АФАР-полотна РЛС L-диапазона.

Широкое применение композиционных и радиопоглощающих материалов, а также наклонных стабилизаторов и угловатого воздухозаборника обеспечит Су-75 малую эффективную отражающую поверхность не более 0,2 кв. м.

Силовая установка Checkmate может быть представлена двигателем АЛ-41Ф1С тягой 14,5 тонн, или новейшим двигателем «Изделие 30» с тягой 18 тонн, что обеспечит истребителю высочайшую тяговооружённость до 1,25 кгс/кг, маневренность и скорость до 2400 км/ч при потолке до 17000 м. Также маневренности способствует большая площадь крыла более 45 кв. м с развитыми элементами механизации, что обеспечивает снижение удельной нагрузки на крыло и увеличение угловых скоростей разворота в плоскости тангажа, и наличие системы всеракурсного отклонения вектора тяги двигателей АЛ-31Ф1 или «Изделие 30».

Евгений Даманцев

Источник: EurAsia Daily

Редактор: Ксения


Jorjio

17.11.23 09:32

Машина - огонь.

svt9

17.11.23 16:33

О характере "сюрпризов" должен знать лишь покупатель.

Alanv

17.11.23 18:19

> svt9
О характере "сюрпризов" должен знать лишь покупатель.
При конкурентной продаже на рынке "сюрпризы" нетайны, а наоборот, широко рекламируются. Всеми.


Leo Leon

17.11.23 19:00

Как бы хотелось, чтобы эти машины, Су-57, Су-70, Су-75, уже бы серийно выпускались и стояли бы на вооружении в строевых полках! Но увы запуск серийного производства дело весьма долгое. Первые эскадрильи Су-57, так же как и в свое время первые Су-35, остаются на Дальнем Востоке, поближе к заводу производителю, для оперативной доработки выявленных дефектов.

Alanv

17.11.23 19:22

А зачем "уже"? Пока превосходство в воздухе у нас вполне обеспечивает вовсю налаженное поколение 4++.

Ирвин Шаг

17.11.23 23:34

Читается как хорошие стихи.
Как Пушкин написал.


Leo Leon

18.11.23 14:55

> Alanv
А зачем "уже"? Пока превосходство в воздухе у нас вполне обеспечивает вовсю налаженное поколение 4++.
Вот именно "пока". А когда это "пока" кончится опять, как с БПЛА, будем судорожно искать возможности противостоять самолетам поколения 5, коих в США уже выпущено тысяча штук.
У моего шефа в далекие шестидесятые годы была любимая поговорка - "Плохо быть бедным!", я по молодости тогда особо в смысл не вдавался.


vktik

18.11.23 20:10

"будем судорожно искать возможности противостоять самолетам поколения 5, коих в США уже выпущено тысяча штук."

Странный какой-то всплеск сознания. Против Ф-15, Ф-22, Ф-14, Ф-18, разных Саабов и Еврофайтеров давно найдено противодействие.
Из этих 1000 выпущенных, как Вы сказали, самолётов, сколько боеспособных? Будут ли они все направлены против России?
Разве Россия не освоила привентивный удар по угрожающим скоплениям войск?

"У моего шефа в далекие шестидесятые годы была любимая поговорка - "Плохо быть бедным!", я по молодости тогда особо в смысл не вдавался."

Жаль, что по молодости ни у кого для Вас не нашлось другой любимой поговорки "Плохо быть бедным, но ещё хуже быть глупым".
Может быть сейчас бы пришло время вдаваться в смысл сказанного в молодости.


Alanv

19.11.23 03:13

> Leo Leon
> Alanv
А зачем "уже"? Пока превосходство в воздухе у нас вполне обеспечивает вовсю налаженное поколение 4++.
Вот именно "пока". А когда это "пока" кончится опять, как с БПЛА, будем судорожно искать возможности противостоять самолетам поколения 5, коих в США уже выпущено тысяча штук.
У моего шефа в далекие шестидесятые годы была любимая поговорка - "Плохо быть бедным!", я по молодости тогда особо в смысл не вдавался.
Ну с БПЛА много кто из "больших" промахнулись, они долго считались "для бедных". А вот самолёты 5-го поколения ("прорыва в глубину"), по факту отличающиеся от 4++ лишь предельной стелссовостью, не совсем совместимы с задачами ВС РФ, при этом очень дороги.



Leo Leon

19.11.23 14:55

2
vktik
"Странный какой-то всплеск сознания. Против Ф-15, Ф-22, Ф-14, Ф-18, разных Саабов и Еврофайтеров давно найдено противодействие."

Тогда зачем нам тратится на Су-57 и Су-75? Всё готово, ура и да здравствует! А нападать мы не на кого не собираемся, не так ли?

""Плохо быть бедным, но ещё хуже быть глупым"."

Это многим не плохо бы понять.

2 Alanv
"А вот самолёты 5-го поколения ("прорыва в глубину"), по факту отличающиеся от 4++ лишь предельной стелссовостью, не совсем совместимы с задачами ВС РФ, при этом очень дороги."

Я про то и писал недавно - гонка дорогостоящего вооружения, которая плохо сказалась на Советском Союзе.


vktik

19.11.23 16:58

>>>Leo Leon

"Тогда зачем нам тратится на Су-57 и Су-75? Всё готово, ура и да здравствует! А нападать мы не на кого не собираемся, не так ли?"

Нападать нет, но если придётся отвечать, то появится необходимость снова не только до Берлина доходить. На Су-35 и Су-34 будем долго их оборону вскрывать,
а вот Су-57 в паре с Су-75 сделают это значительно быстрее, что очень положительным образом скажется на моральном состоянии наших войск.

"Я про то и писал недавно - гонка дорогостоящего вооружения, которая плохо сказалась на Советском Союзе."

Вы действительно думаете, что если бы не было дорогостоящей гонки вооружения, то СССР бы выжил? Задним умом мы все здесь сильны, а Вы попробуйте поставить себя на место руководителей страны, которые прекрасно понимают, что выиграет в борьбе за существование тот, кто технологически сильней. Ведь США поставили перед собой задачу подчинить СССР с помощью технологий, тем более таких, о которых только из фантастических романов можно было узнать. Если бы мы не развивали свои технологии для ответного удара, то Россию бы уже давно разбомбили. Почему вы считаете, что создание атомной бомбы со средствами доставки стоит меньше, чем создание "Бурана"? Думаю Вы рассуждаете уже навязанными и сложившимися мировозренческими шаблонами. СССР развалился не из-за дорогостоящей гонки вооружений, а из-за целого комплекса вражеского противодействия, включающих в себя как экономические инструменты, так и политические с "изящным" обманом.
В сети много различного анализа, почему развалился СССР. Попробуйте осознать и удержать в сознании все аспекты этого грустного факта.


Leo Leon

20.11.23 11:26

"СССР развалился не из-за дорогостоящей гонки вооружений, а из-за целого комплекса вражеского противодействия, включающих в себя как экономические инструменты, так и политические с "изящным" обманом."

Понятно, что гонка вооружений была тоько одной из состовляющих предшествующих развалу. "Партнеры" навалились на нас всей массой - обман, шантаж, подкуп и мы не смогли всему этому достойно противостоять. Но и вложенные в оборону огромные средства уберечь Союз от развала не смогли. А значит были потрачены напрасно. Доводилось в советские времена работать на объектах МО (я строитель, электромонтажник, был ...) и знал, что, к примеру, 7 метров прокладываемого нами кабеля стоил как моя месячная зарплата. Или одна муфта на нем... А кабеля этого только на одном объекте проложили несколько сот километров. И это только кабель одного наименования. Про сложнейшее наземное оборудование и само оружие и упоминать нет нужды. Через 15 лет всё порезали и продали металлоломом в Китай.


vktik

20.11.23 12:36

"Через 15 лет всё порезали и продали металлоломом в Китай."

Да, всё это печально. Весь исторический процесс наполнен этими издержками, потому что идёт вечное
противостояние человеческого мировоззрения и античеловеческого. При этом, что интересно,
античеловеческое мировоззрение возведено в концепцию и даже напечатано милионными тиражами.
И не только напечатано, но и выдолблено в камне. А вот человеческое мировоззрение постоянно дискредитируется
под видом ложных научных теорий. Каждый выбирает сам, в силу своего понимания, на чью сторону становиться.


novl2000

20.11.23 14:56

> Leo Leon
"СССР развалился не из-за дорогостоящей гонки вооружений, а из-за целого комплекса вражеского противодействия, включающих в себя как экономические инструменты, так и политические с "изящным" обманом."

Понятно, что гонка вооружений была тоько одной из состовляющих предшествующих развалу. "Партнеры" навалились на нас всей массой - обман, шантаж, подкуп и мы не смогли всему этому достойно противостоять. Но и вложенные в оборону огромные средства уберечь Союз от развала не смогли. А значит были потрачены напрасно. Доводилось в советские времена работать на объектах МО (я строитель, электромонтажник, был ...) и знал, что, к примеру, 7 метров прокладываемого нами кабеля стоил как моя месячная зарплата. Или одна муфта на нем... А кабеля этого только на одном объекте проложили несколько сот километров. И это только кабель одного наименования. Про сложнейшее наземное оборудование и само оружие и упоминать нет нужды. Через 15 лет всё порезали и продали металлоломом в Китай.
В СССР в оборонке было все печально. Ничему вторая мировая не научила.
За каким то хреном тратили огромные средства на вундервафли, наплодили 3 ОБТ, с разными двигателями, компоновкой.
Связью - не озаботились. СССР тратил на это все колосальные деньги, с очень небольшим выхлопом.
А как началась "перестройка" радостно порезал те виды, которые как раз получились нормальными.
***
СССР не смог сойти с "военных рельсов", бюджет драли между собой преимущественно военные ведомства.
Брежневкий днепропетровский клан, и т.д. Продолжали весь ВВП загонять в вооружения. Очень надо сказать привлекательная бизнесс-модель, проверить то никак.

Итог все видят, где СССР?


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям