04.09.24 16:36
Подробный анализ того, как это происходит, на примере украинских и американских спецслужб провели российские эксперты в новом выпуске альманаха "Невидимое измерение". Это первое в России открытое периодическое издание, посвященное деятельности разведывательных служб разных стран мира, а также их сильным и слабым сторонам. Несмотря на то что СБУ и ГУР находятся в зависимом и подотчетном положении от своих хозяев из Лэнгли и Пентагона, очень часто они проводят свою независимую "игру" по отношению к России. Причем если американцы и сотрудники разведок других западных стран придерживаются негласного кодекса "шпионской чести" и стараются вербовать и беречь ценных агентов, то украинцы, наоборот, идут по пути массовой вербовки одноразовых людей-дронов, которые нужны для выполнения одного-двух заданий.
Как напоминают авторы "Невидимого измерения", ЦРУ еще с советских времен сделало ставку на "инициативников" из числа лиц, недовольных существующим в нашей стране политическим строем или желающих улучшить свое материальное положение. В условиях существовавшего в СССР жесткого контрразведывательного режима фирменным стилем разведки США в агентурной работе с советскими гражданами стало широкое использование различных технических каналов связи. На тот период основными формами передачи в ЦРУ сообщений с предложением о сотрудничестве были либо телефонные, либо письменные контакты.
Использование канала для письменных сообщений было более безопасным. Для этого автомобили с дипломатическими номерами США парковались с приопущенными стеклами, чтобы потенциальные контактеры могли их использовать в качестве импровизированного "почтового ящика". Хотя при таком виде связи тоже случались накладки. Так, один из самых результативных "инициативников" ЦРУ, специалист в области авиации и радиолокации Адольф Толкачев пять раз оставлял сообщения о своей готовности к сотрудничеству. Но оперативники ЦРУ, опасаясь провокации КГБ, не выходили с ним на контакт. В XXI веке подходы американской разведки к вербовке качественно изменились. Так, в мае 2022 года креативные сотрудники ЦРУ создали специальный Telegram-канал, где разместили ссылку на первый видеоролик под названием "Как установить безопасный виртуальный контакт с ЦРУ". В этом видео рассказывается о семье абстрактных российских госслужащих, имеющих допуск к информации, содержащей государственную тайну.
По сюжету ролика эта семья принимает "непростое решение" о сотрудничестве с ЦРУ и выходит на контакт с американской разведкой, используя анонимный браузер Tor. Еще два аналогичных видео были опубликованы в этом и прошлом году. Их основной посыл – разъяснить гражданам России, что секретное сотрудничество с ЦРУ – это вовсе не предательство своей страны, а "достойная и уважаемая борьба" за гипотетическую правду. Если об активности ЦРУ в деле вербовки российских граждан через соцсети стало известно относительно недавно, то украинские спецслужбы занимаются подобным уже длительное время. А так как интересы США и Украины сегодня во многом совпадают, то украинцы, несомненно, регулярно обмениваются с "коллегами" полученной информацией и опытом.
Как правило, в качестве потенциального контингента на вербовку украинские спецслужбы рассматривают тех, кто в соцсетях имеет откровенно проукраинские и оппозиционные взгляды. В качестве поощрения им обещают небольшое вознаграждение или помощь в переезде на Украину. После виртуального знакомства в развитие контакта предлагают за небольшую плату совершить то или иное довольно безобидное деяние. По мере развития отношений задачи становятся все серьезнее, сложнее и преступнее. Именно так, постепенно, жительницу Санкт-Петербурга Дарью Трепову (внесена в список террористов) вовлекали в организацию убийства блогера и военкора Владлена Татарского.
Наиболее уязвимая категория в плане вербовки – это подростки. Им дают относительно несложные задания вроде поджога военкомата или релейных шкафов на железной дороге. В итоге после того, как "расходный материал" совершает для своих заказчиков то, что от него требуется, его тут же бросают на произвол судьбы.
Впрочем, есть и более продвинутые примеры, когда СБУ и ГУР пытаются завербовать для терактов или угонов самолетов российских военных. Правда, делается это, как правило, довольно топорно: путем шантажа и угроз, но в то же время с обещанием "золотых гор". Так, в июле ФСБ пресекла операцию украинских спецслужб по угону дальнего стратегического бомбардировщика Ту-22М3 ВКС России. При этом, как сообщили обозревателю "РГ" в Центре общественных связей ФСБ России, была вскрыта причастность спецслужб стран НАТО к ее подготовке.
"Написал как-то в Telegram неизвестный – ни морали, ни этики. Сразу начал с угроз в адрес моих родственников. Говорит: дай мне данные по самолетам – бортовые номера, техническое состояние, график регламента", – рассказал российский пилот на кадрах оперативного видео ФСБ на фоне своего бомбардировщика. По его словам, собеседник не скрывал, что он из украинских спецслужб, и представился как Павло. Для подтверждения серьезности своих намерений Павло начал угрожать жене и дочке военного.
"Добрый ранок, где ты пропадаешь? Или ты отказываешься от предложения? ...Начну передавать приветы через девочек. Думаешь, так будет лучше?" – угрожает он в мессенджере. По словам летчика, перед "угоном" самолета его семья, по планам вербовщиков, должна была выехать в Турцию, потом зачем-то в Молдавию, а дальше – на Украину, хотя изначально речь шла о Западной Европе. В итоге в час Х в результате "гениальной" операции Киева на украинский аэродром "Озерное" вместо угнанного ракетоносца прилетели российские ракеты.