19.09.24 06:28
Россия и Беларусь создают совместный самолет. Первый опытный борт должен подняться в воздух в 2026-2027 годах. По традиции новым легким пассажирским самолетам дают имена крупных озер: уже есть "Ладога" и "Байкал". Новый союзный проект "Освей" назвали в честь второго по площади озера в Беларуси.После введения экономических санкций, затронувших и производство самолетов, казалось, отрасль не взлетит. Приземлить наше авиастроение у западных "доброжелателей" не вышло, хотя технические трудности есть. Преодолевают их Россия и Беларусь вместе, объединяя технологический потенциал.
В августе, как уже сообщал "СОЮЗ", на Минском заводе гражданской авиации № 407 открылся инновационный комплекс по покраске воздушных судов и их техобслуживанию. В новом ангаре отремонтировали российский самолет Ту-214. Лайнер прошел полный цикл техобслуживания с нанесением нового лакокрасочного покрытия, произведенного в Беларуси.
Теперь предприятие развивает сотрудничество с Казанским авиазаводом - филиалом ПАО "Туполев" по производству комплектующих для Ту-214. Модернизация этого самолета - одно из направлений ускоренного перехода на отечественные воздушные суда, независимые от импортных комплектующих, сообщали ранее в российском Минпромторге.
Второе направление - создание новых воздушных судов. В этом случае Минский завод гражданской авиации № 407 наращивает промышленную кооперацию с авиапредприятиями Ульяновска. Заключен контракт с филиалом АО "АэроКомпозит" на изготовление комплектующих для пассажирского авиалайнера МС-21. К 2030 году планируется выпускать до 70 лайнеров в год.
Но ключевая цель белорусско-российского сотрудничества в авиасфере - организовать совместное производство еще одного нового самолета, уже для местных авиалиний. Идея обсуждается не один год. О создании совместного самолета в апреле этого года договорились в Москве премьер-министры наших стран Роман Головченко и Михаил Мишустин. Позже было заключено соответствующее межправительственное соглашение.
"Освей" на горизонтеПервые образцы самолета должны появиться в 2026-2027 годах.
О новом проекте рассказал на расширенном заседании Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания Беларуси заместитель председателя Государственного военно-промышленного комитета Вячеслав Россолай:
- Начальная стадия проектирования уже идет с участием 558-го Авиаремонтного завода. Соответственно, все силы конструкторского бюро нашего авиационного предприятия направлены сейчас на вхождение в разработку данного самолета во взаимодействии с российской стороной - с предприятием УЗГА, где на сегодняшний день находятся наши конструкторы, работают над конструкторской документацией и технологическим проектом.
По словам Вячеслава Россолая, с учетом определенного опыта и наличия достаточно серьезной технологической и конструкторской базы было принято серьезное решение идти дальше - стать в перечень стран-авиастроителей. Для Беларуси сегодня одна из целей - получение дополнительных компетенций, наработок и возможности самостоятельного конструирования авиационной техники.
Легкий многоцелевой самолет "Освей" будет сочетать высокую производительность и экономичность при перевозке пассажиров и грузов на малые и средние расстояния. Кроме регулярных местных рейсов самолет, по мнению конструкторов, сможет выполнять широкий спектр авиационных задач, в том числе в отдаленных и труднодоступных районах.
Приборы, которые получит машина, позволят не сбиться с пути даже в сложных метеорологических условиях. В качестве силового агрегата планируется установка турбовинтового двигателя ВК-800, бортового оборудования, разработанного АО "Концерн Радиоэлектронные технологии".
- В наших странах активно идет работа по импортозамещению. Регионы воспринимают санкции и сворачивание отдельных зарубежных производств как шанс наладить собственные мощности и создать новые кооперационные связи. Ратификацией соглашения по разработке самолета "Освей" мы даем старт появлению союзной авиастроительной отрасли, - говорит заместитель председателя Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Руслан Косыгин.
Он добавляет, что для расширения технологических возможностей производства и увеличения объемов изготовления деталей и сборочных единиц для других производителей авиационной техники на 558-м Авиационном ремонтном заводе в Барановичах планируется строительство дополнительных производственных площадей.
Андрей Величко, авиаэксперт, руководитель портала "Авиация России":
- "Освей" - самолет такого класса, которого у нас сейчас в разработке в России нет. Он должен прийти на смену известному самолету Ан-2. Единственный завод, который мог бы с нашей стороны заняться этим проектом, - это Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), так как другие конструкторские бюро завязаны на гособоронзаказ.
С белорусской стороны был выбран достаточно хороший 558-й Авиационный ремонтный завод в г. Барановичи, где начали сейчас модернизацию и расширение производства. Беларусь из всех наших постсоветских республик по большому счету осталась одна, где сохранилась авиационная промышленность. В итоге этот проект выглядит достаточно перспективным.
Вероятно, основную часть проектирования на себя возьмет УЗГА. За Беларусью, скорее всего, будет проработка отдельных узлов, а также изготовление комплектующих.
Сейчас наши проекты в авиастроении сдерживает отсутствие двигателя. Разработка двигателя ВК-800 ведется, он необходим как воздух. Как только будет получен сертификат, малые самолеты запустят в производство.
Что касается модернизации Ту-214, то в этом случае нужно заместить часть бортового оборудования. Но это не проблема. Основная задача - развернуть производство, расширить производственные площадки на Казанском авиазаводе. Когда это будет сделано, возможно, уже в следующем году начнут наращивать выпуск таких самолетов. Затем может подниматься вопрос и о расширении производства в Беларуси.
Леонид Ильич Брежнев дорогой.
19.09.24 06:58
Наши одномоторные с ВК 800 как то опасновасто. Палубные ДРЛО самое то на авианесущий Кузнецова.Вова
19.09.24 10:47
Зная Лукашенко, можно предсказать, что Освей, в отличии от Байкалов и Ладог, полетит. Интересно, а вот госденьги, затраченные на разработку российских озёр, эти разработчики вернут? Хотя бы в виде машин, квартир и криптовалюты?USSR2
19.09.24 14:52
Я каждый раз вздрагиваю, когда слышу про все эти Ладоги, Байкалы, Рысачки и Як-152... Поубивалбы паразитов... Ну у Путина и терпение 🤷♂️Аббе
19.09.24 18:21
argus98
19.09.24 19:26