Главная надежда ЕС в зеленых технологиях терпит фиаско: зависимость от Китая остается

20.09.24 09:32

Европа: тенденции

Шведская компания позиционировала себя европейской альтернативой азиатским производителям аккумуляторов для электромобилей и получила гигантскую поддержку Евросоюза и много заказов от компаний. Однако все пошло не по плану.

«Амбициозная компания по производству электрических аккумуляторов Northvolt выбрала небольшой шведский городок Шеллефтео. В 2020 году генеральный директор Питер Карлссон заявил, что стартап «сокращает разрыв» с азиатскими производителями аккумуляторов. Сегодня эти амбиции выглядят преувеличенными. Отмененные контракты, дефицит производства и продолжающиеся полицейские расследования замедляют работу Northvolt и вызывают вопросы о способности Швеции и остальной части континента реализовать свою «зеленую мечту», — пишут аналитики американского Центра анализа европейской политики (CEPA*).

9 сентября Northvolt объявила, что сократит рабочие места, прекратит производство катодных материалов, ключевого строительного блока аккумуляторов, и будет искать покупателя для своего инновационного бизнеса по хранению электроэнергии.

В CEPA* отметили, что аккумуляторы представляют собой ключевую «зеленую» технологию, и в настоящее время автопроизводители полагаются на азиатских производителей: китайскую CATL, японскую Panasonic, корейские LG и Samsung. По данным Международного энергетического агентства, только Китай имеет почти 85% мировых мощностей по производству аккумуляторных элементов.

«У ЕС есть стратегический, геополитический интерес в развитии отечественного производства аккумуляторов. В 2017 году Европейская комиссия запустила Европейский альянс аккумуляторов. Карлссон и Паоло Черутти, оба бывшие руководители Tesla, запустили Northvolt, а официальные лица Европейского Союза рекламировали это предприятие как новый Airbus на континенте», — продолжили аналитики центра.

Деньги потекли рекой, а власти Евросоюза смягчили правила государственной помощи, одобрив выделение 902 млн евро Northvolt на строительство гигафабрики в Германии. Следом в январе 2024 года Европейский инвестиционный банк, Nordic Invest Bank и 23 коммерческих кредитора предоставили Northolt кредит на $ 5 млрд. И в общей сложности Northvolt привлекла $ 15 млрд.

В то же время шведская компания успела набрать контрактов на $ 55 млрд. Ее клиентами стали BMW, Fluence, Scania, Volvo Cars и Volkswagen.

«Но многочисленные неудачи вызвали тревогу. Northvolt изо всех сил пыталась расширить производство, что вызвало недовольство клиентов. Northvolt планировала производить аккумуляторов 32 гигаватт-часа (ГВт-ч) к 2023 году. В настоящее время она производит 1 ГВт-ч аккумуляторов и сдвинула планы на 32 ГВт-ч на два года, до 2026 года. Генеральный директор Карлссон признает, что Northvolt был «слишком агрессивен в своих планах по расширению», — продолжили в CEPA*.

Такие сдвиги сразу вылились в то, что в июне BMW отменила заказ на сумму 2 млрд евро и сделала заказ у южнокорейской Samsung.

В CEPA* отметили, что компанию преследуют проблемы безопасности.

«Расследование показало, что с 2019 года на заводах Northvolt произошло не менее 26 серьезных аварий и два смертельных случая в результате неадекватного защитного оборудования и отказов оборудования. Полиция начала расследование, когда четверо рабочих, все здоровые, умерли вскоре после окончания смены на заводе. Из-за опасений по поводу условий труда Toyota отстранила своих техников от работы на заводе», — сообщают аналитики центра, добавляя, что еще одной проблемой стала экологическая:

«Шведское управление по охране труда и Шведское агентство по химическим веществам начали расследование в связи с предполагаемой утечкой газа. Местные власти преследуют компанию Northvolt за якобы небезопасное хранение химических веществ в своей лаборатории в Вестеросе и превышение максимально допустимых значений содержания металлов в сточных водах».

В результате Northvolt проводит сокращения, отказалась от планов по строительству завода в шведском Борленге и прекращает разработку аккумуляторов в Сан-Франциско, переводя работников в свою лабораторию в Швеции. Также отложили проекты гигафабрик в Канаде, Германии и Швеции.

«Несмотря на то, что Northvolt представляет собой европейский ответ на доминирование Китая в производстве аккумуляторов, компания полагается на китайские материалы, оборудование и опыт. В рамках объявления о сокращении рабочих мест компания заявила, что будет покупать катодные материалы у корейских и китайских поставщиков и ищет покупателей или партнеров для своего бизнеса по хранению энергии в Польше», — заключили в CEPA*.

По иронии судьбы, компания объявила о планах сокращения расходов в день, когда бывший глава европейского Центробанка и экс-премьер-министр Италии Марио Драги опубликовал план восстановления конкурентоспособности Европы и призвал к огромным госинвестициям в ключевые технологические отрасли. При этом политик и экономист призвал не пытаться обойти Китай во всем и действовать разумно.

«Рост зависимости от Китая предлагает самый дешевый вариант, чтобы ЕС добился своих климатических целей. Однако субсидирование в Китае представляет угрозу для нашей промышленности и создания достаточного количества рабочих мест в зеленой энергетике. Неспособные решить эту проблему, мы принимаем черно-белые решения. Отчет предлагает различный подход в зависимости от направлений и технологий», — сказал в Европарламенте Марио Драги.

«Есть солнечные панели, по которым иностранные производители намного впереди европейских и попытка организовать производство в Европе только задержит декарбонизацию. Даже если эти страны используют субсидирование, нам следует позволить иностранным налогоплательщикам финансировать более дешевое оборудование зеленой энергетики в Европе», — продолжил Марио Драги. По его мнению, Евросоюз должен подходить избирательно к отраслям, которые необходимо развивать у себя по стратегическим причинам.

*Организация, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ

Источник: EurAsia Daily

Редактор: Ксения


Аббе

20.09.24 17:14

Хоть кто то слышал про усилия относительно натрий-ионных аккумуляторов? Натрий-железо-фосфатных? Именно с целью создания внутригородских аккумуляторов на мегаватт*час и это минимум.
С ресурсом от 10 000 циклов и хотя бы 5 лет срока эксплуатации?
С попыткой получить относительно безопасную систему аккумуляторов для города размером с Берлин?
Если нет, тогда о чём речь?
Лития на планете вполне себе ограниченное количество. Реанимация лития из отработавших свой срок аккумуляторов? Нет. Не слышал.
Что будем делать после исчерпания этого ресурса?

Натрия на планете ....
МНОГО.
Дже если плотность энергии окажется между свинцовыми и литий-железо-фосфатными, но с хорошим ресурсом - это уже огромный шаг вперёд в плане надёжности системы в целом.
Даже если эти натрийники никогда не станут основой для приличных легковых автомобилей "чисто электрических".
Дажее если они будут всего то частью городских гибридных силовых установок с целью оптимизации работы двигателя внутреннего сгорания.

Но?

Драги тянет тему "литий и фотогальваника здесь и сейчас".

Если это и есть высший уровень мышления европейцев - это страшно. Короткое мышление может решить ультракороткие проблемы.
И создать неразрешимые бедствия в долгосрочных процессах.
И, при большой на то удаче, неразрешимый кризис можно поймать даже и в среднесрочных процессах.

Ндассс.....
Это и есть СУПЕР Марио?


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям