В России верят в подорожание лития: крупнейший промысел страны запустят в 2029-м

11.10.24 11:20

В России

В конце 2022 года цена лития, который используется в аккумуляторах, выросла до рекордного уровня, однако с тех пор опустилась более чем в 7 раз — до показателей до энергокризиса. В «Росатоме» рассчитывают, что металл подорожает, когда запустят крупнейшее месторождение в России — в 2029 году.

Если в декабре 2022 года цена лития на мировых биржах достигла более $79 тыс. за тонну, то в октябре этого опустилась ниже $10 тыс. Металл активно применяется в зеленой энергетике и является одним из основных элементов аккумуляторов. Поэтому ажиотажный спрос сошел на нет только после того, как его производство и предложение на рынке резко выросли.

Дальнейшее снижение цены в 2025−27 годах ожидаемо, считают в СП «Росатома» и «Норникеля» — «Полярном литии». Главный геолог совместного предприятия Валентин Кряжев заявил на презентации, передает «Интерфакс», что с 2027 года вновь ожидается дефицит, и вся продукция будет востребована. К 2035 году для обеспечения растущего мирового потребления необходимо ввести около 50 месторождений уровня Колмозерского, сказал главный геолог со ссылкой на прогнозы.

«Такое количество месторождений не будет введено. Поэтому мы рассчитываем, что наша продукция будет пользоваться спросом», — сказал Валентин Кряжев.

«Росатом» и «Норникель» создали СП для освоения крупнейшего в России месторождения лития — Колмозерского. Его запасы оценивают в 75 млн тонн — 18,9% в России. В «Полярном литии» рассчитывают, что промысел запустят в 2029 году, а в 2030 выйдут на проектную мощность в 45 тыс. тонн.

Срок защиты запасов пришлось сдвинуть на полгода из-за частых приостановок работ по требованию коренного населения для прогноза оленьих стад, добавил Валентин Кряжев. По его словам, проектирование и утверждение запасов в ГКЗ завершится к 2026 году, и в том же году начнется строительство. Капитальные затраты на месторождение ожидаются в 91 млрд рублей.

Как сообщало EADaily, во время энергокризиса весь мир испытал ценовой шок и с такими металлами, как кобальт и литий, которые активно используются в зеленой энергетике для производства аккумуляторов. Однако дефицит исчез, так как китайские компании феноменально нарастили производство и продажи.

«В то время как большинство металлов испытывают рост спроса на 2−3% в год, потребление кобальта и лития растет на 10−20%. С точки зрения спроса, критически важные металлы являются предметом зависти сырьевой промышленности. Однако предложение также расширяется с головокружительной скоростью», — писало Bloomberg.

Агентство отмечало, что китайские компании настолько нарастили производство кобальта и лития как дома, так и за границей, что на ликвидацию излишков уйдет от 18 до 24 месяцев и более.

В конце 2020 года в отчете Счетной палаты говорилось, что Россия импортирует треть стратегических видов минерального сырья и 60% дефицитных видов полезных ископаемых. По данным ведомства, в 2018—2020 годах потребности России в марганце, хроме, титане и литии полностью обеспечивались за счет импорта.

Параллельно с освоением месторождения лития компании «Росатома» планируют построить, например, «гигафабрику» накопителей энергии, в которых используется литий, в Калининградской области.

«Крупнейший по масштабу российский завод обеспечит потребности отечественных производителей электротранспорта в тяговых литий-ионных батареях, а также будет выпускать стационарные системы накопления энергии для электросетевого комплекса и промышленных предприятий. Первая в России „гигафабрика“ с проектной мощностью 4 ГВт-ч в год (общая емкость выпускаемых устройств), спроектированная по последним передовым технологиям, позволит изготавливать продукцию мирового уровня — литий-ионные аккумуляторы (ячейки), из которых затем будет производиться сборка аккумуляторных модулей», — описывает проект «Росатом».

Источник: EurAsia Daily

Редактор: Ксения


veldinc`

11.10.24 12:23

Так все таки, литий нужен для развития своего производства АКБ (электромобилей и т.д.) или для отправки на экспорт? Если для себя, то какая разница, сколько он стоит на западных биржах?...

Аббе

11.10.24 15:15

Новосибирск.
Часто вижу троллейбусы с опущенными на крышу "рогами". Видимо в этом есть какие то резоны даже на участках, где эти самые троллеи ЕСТЬ.
Средства индивидуальной мобильности от моноколеса и электросамоката и до электромотороллера так же часто мелькают и на улицах и во дворах.
Только и исключительно полноценная обкатка технологии во всех климатических зонах даст нам материалы для понимания - что хорошо и что недостаточно хорошо.


Kadyr

11.10.24 16:48

==Срок защиты запасов пришлось сдвинуть на полгода из-за частых приостановок работ по требованию коренного населения для прогноза оленьих стад, добавил Валентин Кряжев.==

Только наверное не прогноза, а прогона оленьих стад


_magistr2003_

11.10.24 19:58

С учетом того, что у нас внутри страны уже выходят на выпуск электротранспорта с АКБ и проектируют новые (например тот же Атом от Росатома) , то подозреваю, что бОльшая часть продукции останется у нас самих же.

Аббе

11.10.24 20:44

> _magistr2003_
С учетом того, что у нас внутри страны уже выходят на выпуск электротранспорта с АКБ и проектируют новые (например тот же Атом от Росатома) , то подозреваю, что бОльшая часть продукции останется у нас самих же.
Алюминий-литий-скандиевые сплавы близки к теоретически достижимым техническим пределам прочности и снижения плотности сплавов для авиастроения.
Когда от дюралюминия с плотностью в 2,8 грамма на кубический сантиметр удаётся перейти к плотности в 2,2 грама на кубический сантиметр, да ещё и с возможностью уйти от сборки на заклёпках к СВАРКЕ - получается подойти к теоретическим пределам снижения массы "самолёта на основе металлических сплавов".
А это ведёт к экономии топлива.
Плюс ещё в том, что для самолётов на основе металлов за почти век их применения накопилось очень много технологий ремонта и поддержания готовности к эксплуатации.

Это не значит, что углепластики - что то плохое.
Скорее иначе.
Углепластики - они ДРУГИЕ.
И не всегда они имеют цену, хорошую для замены металла.
По крайней мере "так" звучал один из тезисов обвинения против самолёта ТВС-2М.
Дескать и так то дорогой самолёт получился, да ещё и неудобный в ремонте. Повредили законцовку крыла, но менять нужно крыло целиком.
Свариваемые металлические элементы конструкции в этом смысле куда более привычны и ремонтопригодны.

В любом случае - пробовать этот вариант - не помешает никоим образом.


Аяврик

12.10.24 00:34

2 veldinc`, RU

-- Если для себя, то какая разница, сколько он стоит на западных биржах?...

Вам, как, очевидно, человеку оооочень далёкому от экономики и хозяйствующей деятельности, могу ответитить на уровне компетенции современных школьников старших классов: "разница" очень существенная, ибо если там, у них, у китайцев с афроафриканцами, например, стоимость на "литий" - в соответствие с текущими котировками на "западных биржах", в два, скажем, раза ДЕШЕВЛЕ, чем себестоимость нашего, отечественного, "православного" - то продолжать тупо "лить" свой, вместо того, чтоб закупать импортный - будет "планово-убыточным" вредительством.

Ферштейн?

Мировые цены имеют огромное значение для "хозрасчётной" (она же "рыночная") экономики - и если там у них перепроизводство и демпинг чего-то у нас тоже добываемого (и при этом дико загрязняющего окружающую среду, кстати), то естественно и ответственно будет этим пользоваться - и затариваться "литием" и подобными ему "полимерами" там....

Для потребностей собственного потребления (производства "батареек" по конкурентноспособным на выходе ценам)

.....

Впрочем, стоит ли этим забивать себе голову - не по своей зарплате и сфере деятельности / области полученного образования)?

Пусть каждый своим делом занимается с толком - отвечая за свои персональные результаты деятельности - тогда, глядишь, и все вместе успешнее будем ..... в "геометрической" пропорции.....

;-)





_magistr2003_

12.10.24 02:22

> Аяврик

Мировые цены имеют огромное значение для "хозрасчётной" (она же "рыночная") экономики - и если там у них перепроизводство и демпинг чего-то у нас тоже добываемого (и при этом дико загрязняющего окружающую среду, кстати), то естественно и ответственно будет этим пользоваться - и затариваться "литием" и подобными ему "полимерами" там....

Для потребностей собственного потребления (производства "батареек" по конкурентноспособным на выходе ценам)

Такой подход имеет место, но, есть нюанс. Санкции прекрасно показали, чего стоит свободный рыночек и биржевое ценообразование.
И кстати, пример Китая, которые имеет доминирующее значение при производстве редкоземов, тоже показателен. Сегодня друг, завтра нет - и привет ограничение поставок.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям