11.10.24 11:20
В конце 2022 года цена лития, который используется в аккумуляторах, выросла до рекордного уровня, однако с тех пор опустилась более чем в 7 раз — до показателей до энергокризиса. В «Росатоме» рассчитывают, что металл подорожает, когда запустят крупнейшее месторождение в России — в 2029 году.
Если в декабре 2022 года цена лития на мировых биржах достигла более $79 тыс. за тонну, то в октябре этого опустилась ниже $10 тыс. Металл активно применяется в зеленой энергетике и является одним из основных элементов аккумуляторов. Поэтому ажиотажный спрос сошел на нет только после того, как его производство и предложение на рынке резко выросли.
Дальнейшее снижение цены в 2025−27 годах ожидаемо, считают в СП «Росатома» и «Норникеля» — «Полярном литии». Главный геолог совместного предприятия Валентин Кряжев заявил на презентации, передает «Интерфакс», что с 2027 года вновь ожидается дефицит, и вся продукция будет востребована. К 2035 году для обеспечения растущего мирового потребления необходимо ввести около 50 месторождений уровня Колмозерского, сказал главный геолог со ссылкой на прогнозы.
«Такое количество месторождений не будет введено. Поэтому мы рассчитываем, что наша продукция будет пользоваться спросом», — сказал Валентин Кряжев.
«Росатом» и «Норникель» создали СП для освоения крупнейшего в России месторождения лития — Колмозерского. Его запасы оценивают в 75 млн тонн — 18,9% в России. В «Полярном литии» рассчитывают, что промысел запустят в 2029 году, а в 2030 выйдут на проектную мощность в 45 тыс. тонн.
Срок защиты запасов пришлось сдвинуть на полгода из-за частых приостановок работ по требованию коренного населения для прогноза оленьих стад, добавил Валентин Кряжев. По его словам, проектирование и утверждение запасов в ГКЗ завершится к 2026 году, и в том же году начнется строительство. Капитальные затраты на месторождение ожидаются в 91 млрд рублей.
Как сообщало EADaily, во время энергокризиса весь мир испытал ценовой шок и с такими металлами, как кобальт и литий, которые активно используются в зеленой энергетике для производства аккумуляторов. Однако дефицит исчез, так как китайские компании феноменально нарастили производство и продажи.
«В то время как большинство металлов испытывают рост спроса на 2−3% в год, потребление кобальта и лития растет на 10−20%. С точки зрения спроса, критически важные металлы являются предметом зависти сырьевой промышленности. Однако предложение также расширяется с головокружительной скоростью», — писало Bloomberg.
Агентство отмечало, что китайские компании настолько нарастили производство кобальта и лития как дома, так и за границей, что на ликвидацию излишков уйдет от 18 до 24 месяцев и более.
В конце 2020 года в отчете Счетной палаты говорилось, что Россия импортирует треть стратегических видов минерального сырья и 60% дефицитных видов полезных ископаемых. По данным ведомства, в 2018—2020 годах потребности России в марганце, хроме, титане и литии полностью обеспечивались за счет импорта.
Параллельно с освоением месторождения лития компании «Росатома» планируют построить, например, «гигафабрику» накопителей энергии, в которых используется литий, в Калининградской области.
«Крупнейший по масштабу российский завод обеспечит потребности отечественных производителей электротранспорта в тяговых литий-ионных батареях, а также будет выпускать стационарные системы накопления энергии для электросетевого комплекса и промышленных предприятий. Первая в России „гигафабрика“ с проектной мощностью 4 ГВт-ч в год (общая емкость выпускаемых устройств), спроектированная по последним передовым технологиям, позволит изготавливать продукцию мирового уровня — литий-ионные аккумуляторы (ячейки), из которых затем будет производиться сборка аккумуляторных модулей», — описывает проект «Росатом».
veldinc`
11.10.24 12:23
Так все таки, литий нужен для развития своего производства АКБ (электромобилей и т.д.) или для отправки на экспорт? Если для себя, то какая разница, сколько он стоит на западных биржах?...Аббе
11.10.24 15:15
Kadyr
11.10.24 16:48
_magistr2003_
11.10.24 19:58
С учетом того, что у нас внутри страны уже выходят на выпуск электротранспорта с АКБ и проектируют новые (например тот же Атом от Росатома) , то подозреваю, что бОльшая часть продукции останется у нас самих же.Аббе
11.10.24 20:44
Аяврик
12.10.24 00:34
2 veldinc`, RU_magistr2003_
12.10.24 02:22