В Минпромторге заявили о продолжении доработки самолета "Байкал"

14.05.25 19:45

Наука, техника, образование

Работа над созданием легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 "Байкал" с отечественным двигателем продолжается с учетом ранее полученных замечаний, сообщила пресс-служба Минпромторга РФ.

В министерстве напомнили, что 9 апреля 2025 года был заключен государственный контракт с АО "УЗГА" (исполнитель проекта) на выполнение опытно-конструкторских работ по созданию регионального самолёта с отечественной силовой установкой.

"В рамках государственного контракта будут изготовлены новые и доработаны существующие опытные образцы двигателя ВК-800СМ, воздушного винта АВ-901 и самолета ЛМС-901 (Байкал), проведены сертификационные работы, подготовлена документация с целью получения сертификатов типа, а также одобрений главного изменения по расширению области их применения", - заявили в Минпромторге.

Ранее в среду вице-премьер - полпред президента в ДФО Юрий Трутнев сообщил о прекращении работы над проектом самолета "Байкал". "У нас велась работа по разработке малого самолета "Байкал", она на сегодняшний день зашла в тупик, то есть самолета "Байкал" у нас не ожидается. Сейчас выходить из ситуации придется ремоторизацией самолетов Ан-2", - сказал он в ходе заседания комитетов в Госдуме РФ в среду.

В Минпромторге напомнили, что в ходе предварительных испытаний самолета "Байкал" был получен ряд замечаний от летчиков-испытателей, выполнявших полеты по программе.

"Результаты изучения специалистами ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н. Е. Жуковского" отчетных материалов летных испытаний и летных оценок показывают достаточную устойчивость и управляемость самолета ЛМС-901 на большинстве режимов полета. Некоторые особенности поведения самолета на взлетно-посадочных режимах полета успешно устраняются путем доработки конструкции шасси, хвостового оперения и проводки управления в продольном канале", - говорится в сообщении.

Для валидации достижения требуемого результата выполнено 20 полетов на втором опытном образце, доработанном с учетом полученных замечаний. Эффективность выполненных доработок подтверждена.

"Успешные результаты указанной выше работы позволили принять решение о необходимости продолжения ОКР, в рамках которой будет проведена модификация самолета ЛМС-901 путем оснащения его маршевой силовой установкой с двигателем ВК-800СМ и воздушным винтом АВ-901 российского производства", - сообщили в Минпромторге.

Девятиместный "Байкал" создается для региональных воздушных линий и призван заменить "кукурузник" Ан-2. Тендер Минпромторга на разработку "Байкала" в 2019 году выиграла структура "Уральского завода гражданской авиации" (УЗГА) - ООО "Байкал Инжиниринг". Первые три опытных образца самолета были оснащены двигателями General Electric H80-100 и винтами Hartzell Propeller (оба производителя - из США). В 2022 году иностранные партнеры вышли из проекта. Необходимость доработки лайнера с учётом импортозамещения привела к значительному сдвигу в сроках реализации проекта, объяснял Минпромторг.

Весной этого года министерство объявило конкурс на выполнение ОКР по доработке девятиместного регионального самолета "Байкал". Работы должны быть завершены до 17 декабря 2027 года. Их максимальная стоимость оценена в 10,4 млрд руб.

Первые поставки "Байкалов" ожидаются в конце 2026 года, заявлял в марте глава Минпромторга Антон Алиханов. Стартовый заказчик - авиакомпания "Аврора", с которой подписано соглашение на 95 таких самолетов. Согласно Комплексной программе развития авиаотрасли, всего к 2030 году планируется произвести 139 таких машин.

Источник: Интерфакс

Редактор: Ксения


14.05.25 19:45

Трутнев пообещал вывести разработку самолета "Байкал" из тупика

Вице-премьер — полпред президента в ДФО Юрий Трутнев пообещал вывести работу над созданием малого самолета "Байкал" из тупика.

"Во-первых, надо разбираться, кто этой работой занимался, и призвать к ответственности. Во-вторых, мне все равно совершенно не нравится идея отказаться от разработки нового самолета и летать на тех самолетах, которые летали 60-80 лет назад", — отметил он.

По словам вице-премьера, ситуация с производством "Байкала" зашла в тупик и выходить из нее придется ремоторизацией самолетов Ан-2. Малая авиация в России практически рухнула, признал он.

Девятиместный самолет "Байкал" предназначался для местных воздушных линий и должен был заменить "кукурузник" Ан-2. Самолет разработала компания "Байкал-Инжиниринг" по контракту с Минпромторгом, производить его планируется на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА).

Трутнев добавил, что планирует собрать конструкторов и узнать их предложения по доработке самолета.

"В принципе, я встречался с рядом специалистов и задавал им простой вопрос: "В целом можно?" Они говорят: "Можно". Но если можно, то давайте думать, что нам надо сделать, чтобы это "можно" осуществилось", — сказал Трутнев.

Вице-премьер уточнил, что стоимость производства самолета "Байкал" дорожала в том числе за счет авионики. Он отметил, что это сложная тема, так как авионика определяет параметры использования самолета.

При этом на производстве возникли и другие проблемы.

"Я не могу понять, как люди могли не просчитать подъемную силу крыла. Подъемная сила крыла на определенной скорости и дает расстояние, она и дает длину полосы, необходимой для взлета воздушного судна. У нас начиналось все с 600 метров, потом нам сказали <…> 1200 метров. Как 1200? У нас аэропортов таких почти нет. Какие 1200? Вот это завело историю, по сути дела, в тупик. А еще раз говорю, в тупике мы находиться не будем, будем заниматься проблемой", — заверил вице-премьер.

В Минпромторге на фоне выступления Трутнева заявили, что "Байкал", его двигатель и винты доработают с учетом замечаний от летчиков-испытателей.

В марте министерство объявило конкурс на выполнение опытно-конструкторской работы по доработке самолета. Заявка была одна — от УЗГА. Цена контракта составила 10,4 миллиарда рублей.

Источник: РИА Новости

Редактор: Ксения

 


PeterYakovlev

14.05.25 20:41

Обалдеть ! Олег Антонов создал новое КБ в Новосибирске после войны и за ТРИ года
сделал самолет, который летает до сих пор...И будет летать - после замены движков и винта..
А эффективные манагеры Минпромторга рулят никому не известным УЗГА и пилят бабло
миллиардами.На выходе пока - НОЛЬ , одни обещания и просьбы ещё бабла на тот
"Байкал " подкинуть....


Аббе

14.05.25 20:49

А ничего, что двигатель Ан-2 разрбатывался 20 лет? Мало-мало, а со средины 1920-х годов?
Разрабатывался, перерабатывался, изменялся и доводился до ума! Там меняли решительно ВСЁ. Включая и перевод его в двухрядные, но с уменьшением диаметра цилиндров и длины хода поршня.

И только в средине 1940-х годов его воткнули на лёгкий транспортник. Хотя в войну его родня трудилась на истребителях. И вот ТАМ то инарабатывали все его чудесные (на то время) характеристики.
И тут на тебе, лепим замену, не имея СВОЕГО двигателя!

Ну что, молодцы ребята. Да с 1999 то года уже можно было разработать и довести до ума свою авиатурбину и нужной мощности и нужного ресурса.
Нееее.......
Купим там, слепим тут. И как оно результаты? Взлётка на 600 метров и это замена для Ан-2? Спасибо. Остальные слова застряли в манной каше.

И вдруг, из ничего, да такие слова, насчёт захода проекта в тупик.
Когда разработкой управляют МЕНЕДЖЕРЫ - такой результат не просто не удивителен, он абсолютно закономерен.
Ремоторизация?
Счаззззз.....
Оставляем весь аппарат таким, каким он был с 1947 года и что? Без двигателя в 1200 лошадиных сил он просто НЕ ПОЛЕТИТ.
Да он и так не полетит, потому, что такого двигателя нет. Что есть из СССР то уже не 21 век.
Учитываем истребительное прошлое первоначального поршневого двигателя и понимаем, что там время реагирования оборотов и тяги былодоведено до идеала. Иначе противостоять лучшей авиации ВМВ было не реально. И вспоминаем ещё одноназначение Ан-2 в виде химизации полей. На предельно малых высотах.
Ага.
Порыв ветра и истребительный двигатель выдёргивает транспортник из неприятной ситуации "на предельно малой высоте".
Задаём себе вопрос - а как на такие дела отреагирует не поршневик, но уже авиатурбина? Какое у неё время реагирования?
Манагерыыыыыы.....
А манагерыыыы.......
Может ВАС посадить на такой самолёт да погнать на испытания на предельно малой высоте во время именно порывистого ветра? Вот всей толпой манагеров, которые и решали, как создавать свою машину без своего двигателя?
Задача то решаемая. Вплоть до дополнительных форсажных тубин на нижнем крыле. (дорого, но тоже решение)
Да только чудес не бывает. Что бы её решать нужны деньги, время и иные ресурсы в ДОСТАТКЕ.
И свобода действий с ограничением "машина должна БЫТЬ".

манагЕров много. Результатов мало.


Goratio

14.05.25 21:52

Главное доход, ну и перекладывание подписанных бумажек - работа делается, типа.

Dmitriy427

14.05.25 23:17

Эту разработку нельзя было отдавать в "Рога и Копыта" "Байкал Инжиниринг". Головы в УЗГА полетят однозначно, да и в Минпромторге, вполне возможно.

Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям