Мишустин рассказал о мерах поддержки угольной отрасли

30.05.25 22:49

В России

Российские власти разработали меры поддержки для угольной отрасли, чтобы помочь перспективным организациям, которые испытывают временные трудности на фоне неблагоприятной ценовой конъюнктуры, заявил глава правительства Михаил Мишустин.

"В последние годы перед отраслью появились новые серьезные вызовы… Для выравнивания ситуации разработан целый ряд мероприятий. Надо помочь перспективным организациям, которые испытывают временные трудности", – сказал он в ходе совещания, посвященного ситуации в угольной отрасли.

Мишустин подчеркнул, что за первые четыре месяца текущего года экспортные цены на уголь упали почти на четверть.

Он отметил ряд уже принятых мер по поддержке угольной отрасли. Так, было заключено соглашение между РЖД и Кемеровской областью о гарантированном вывозе значительных объемов угля в восточном направлении, также увеличена доля использования инновационного подвижного состава, снижены ставки операторов вагонов на перевалку в портах.

Кроме того, была введена сквозная технология перевозок, которая позволила почти вполовину сократить время доставки от Кузбасса до портов юга, что значительно уменьшает транспортные издержки компаний, отметил Мишустин. Развивается и соответствующая инфраструктура: началась эксплуатация Тихоокеанской железной дороги, ведется строительство портов "Эльга" и "Лавна", создаются центры угледобычи на востоке РФ, добавил глава правительства.

По данным Росстата, доля убыточных угольных предприятий в январе-феврале текущего года выросла до 57,6% против 45,9% за аналогичный период годом ранее. Доля компаний, получивших убыток до налогообложения, в 2024 году выросла до 53,3% против 31,5% годом ранее.

Правительство РФ рассчитывает, что меры поддержки угольной отрасли в России, разработанные по итогам поездки федеральных чиновников в Кемерово, позволят сбалансировать ситуацию, отметил Мишустин.

"Они (министр финансов Антон Силуанов, министр энергетики Сергей Цивилёв, глава РЖД Олег Белозёров - ред.) посетили Кемеровскую область, обсудили с руководством и сотрудниками угольных предприятий самые актуальные задачи, представили мне целый ряд предложений. Сейчас мы всё это подробно обсудим, доложим президенту, рассчитывая, что это нам позволит принять все необходимые решения для сбалансирования этой ситуации", – заявил он.

Совещание по ситуации в угольной отрасли Мишустин анонсировал на встрече с главой РЖД на минувшей неделе.

Источник: РИА Новости

Редактор: Ксения


Аббе

31.05.25 00:22

Это поддержка организационная. Изменить расценки, пробить организационные барьеры.
По сути то надо думать про спасение отрасли ужеинженерными решениями. Вывели якутский уголь на берег Охотского моря - решение. Хотя и для ранее полностью изолированного района угледобычи. Подрывая позиции всех остальных, не имеющих такой возможности.
Какие ЕЩЁ варанты?
Уже надоевшая тема создания сквозного судоходства по Енисею? Вот та самая, по упрощенной, облегченной версии Среднеенисейской ГЭС? Только-только накрыть пороги фарватером в 10 метров. И шлюзы для речных судов на 5000-10 000 тонн груза.
Признать факт недостатка востребованности электроэнергии в регионе да подумать про электролиз воды, переработку части угля на чистейшее жидкое топливо желаемых параметров. Хоть по октановому числу, хоть по цетановому.
Вопрос только в том, что сразу надо выбирать для этого угли, где есть что то важное помимо собственно углерода. Что то редкоземельное, может уран или что то иное, важное.
Тут же понять, как транспортировать выработанный кислород крупным потребителям. Каким то сталеварам или иным промышленным химикам. Трубопроводы?
Перевозка сжиженного кислорода по ЖД цистернами/термосами?
Чем сложнее и грандиознее решение, тем оно менее вероятно в реализации.

В целом надо понять, а кому надобен уголь в таких количествах? Китаю? Ну да, они уже закопались на много-много сотен метров. Но, каким манером конкурировать с ЮАР и с Австралией? Океанский транспорт всё равно дешевле, чем перевозка по ЖД.
География - страшная штука. Пленных не берёт и не даст снизить расходы на перевозку тонны угля к потребителям.
Финансово-налогово-экономические решения ограничены по своей сущности.
Нужны какие то инженерные решения. И да, они куда как неочевидны.
Получается, что не факт, далеко не факт, что вообще существует какое то решение, позволяющее сохранить объём добычи угля. И даже не факт, что получится сохранить все, именно что ВСЕ существующие предприятия по его добыче. А может даже и не все регионы угледобычи получится сохранить.
Сам по себе уголь есть, но вот с полатёжеспособным спросом и приемлемыми для доставки к платёжеспособному клиенту транспортными возможностями - намного хуже.


Леонид Ильич Брежнев дорогой.

31.05.25 02:32

Горячая просьба Мьянмы о восстановлении энергетики в обмен конечно только вольфрам и трудовые ресурсы, угольная пыль в воде, эрзац мазут хорошо горит на ТЭС в Кузбассе. тоже по энергетике Судана.

Аббе

31.05.25 08:43

> Леонид Ильич Брежнев дорогой.
Горячая просьба Мьянмы о восстановлении энергетики в обмен конечно только вольфрам и трудовые ресурсы, угольная пыль в воде, эрзац мазут хорошо горит на ТЭС в Кузбассе. тоже по энергетике Судана.
Аккуратное подтягивание угольной энергетики к более высоким параметрам пара - дело сложное, ресурсоёмкое. Но, плановая замена оборудования на стареющих энергоблоках ТЭЦ в России может снизить расход угля на киловатт*час. И это "не увеличит потребность в угле".
Извините, но это тоже часть проблемы.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям