Cavorite X7 — первый в мире гибридный самолет с раздвижными крыльями

28.06.25 20:23

Наука, техника, образование

Канадская компания Horizon Aircraft продемонстрировала гибридный летательный аппарат Cavorite X7. Машина сочетает преимущества вертолета и самолета, открывая новые возможности для городской авиации. Cavorite X7 оснащен передовой системой из 10 роторов в основных крыльях и 4 в передних перьях.

При вертикальном взлете крылья раскрываются, активируя электрические роторы. В горизонтальном полете крылья закрываются, а газотурбинный двигатель приводит в движение задний толкающий винт, одновременно подзаряжая батареи электролета. Новинка предлагает дальность полета до 800 километров при скорости 460 км/ч и грузоподъемности 680 килограммов. Разработчики заявляют о возможности посадки на площадки размером 15×11,6 метра. «Мы создали обычный самолет, который просто умеет взлетать и садиться вертикально», — поясняет CEO компании Брэндон Робинсон, ранее служивший пилотом F-18.

Cavorite X7 заметно выделяется на фоне других eVTOL, обеспечивая большую дальность, чем конкуренты, и возможность полетов в любых погодных условиях. Кроме того, в нем заложена высокая степень резервирования систем, что делает его более безопасным. А низкий уровень шума допускает его эксплуатацию даже в городских условиях. Компания уже работает над сертификацией аппарата, подчеркивая, что это обычный самолет с дополнительными VTOL-возможностями. В будущем, с развитием аккумуляторных технологий, X7 может стать полностью электрическим.

Комментарий Аббе

Мультикоптер и он же - самолёт
В полёте это турбовинтовой самолёт с толкающим винтом и схема "утка" с серьёзным передним оперением. Может взлетать и садиться, как обычный самолёт.
Но.
В крыле и в переднем оперении особенность. Они имеют раздвижные части. Предполагаю, что и передняя и задняя часть внешней обшивки сдвигается соответственно вперёд и назад. Силовая ферма внутри. И на неё то и держатся какие то выдвижные кронштейны и приводы.
Важно то, что в этой ферме крыла и переднего оперения смонтированы вентиляторы. В случае вертикального взлёта или посадки - внешние части крыла и оперения раздвигаются и вентиляторы поднимают аппарат в воздух. Работает турбовинтовой двигатель и (я полагаю) электротрансмиссия.Тяга во время взлёта нулевая.
Потом винт изменяемого шага начинает разгонять  аппарат. Как работает крыло в таком   виде даже и предполагать не берусь.
Разогнались? Внешняя обшивка крыла сдвигается и вентиляторы выключаются. Далее полёт именно, как просто самолёт немного необычной конфигурации.
Дальность до 800 километров. Скорость (предполагаю, что крейсерская) 460 км/час. Полезнай нагрузка 680 килограмм.
Как минимум - очень любопытный аппарат. Вероятно с широким применением углепластиков. Как он летает и насколько экономически эффективен - узнать можно только после изготолвения такого же и реального применения.
ЕСЛИ не врут, то взлёт и посадка на площадке 11,6*15 метров.
Городской самолёт для работы с крыш недешёвых деловых центров. Самолёт скорой помощи. Самолёт для базирования на относительно малых кораблях ВМФ.
Самолёт демонстратор технологии.
Очень. 
ОЧЕНЬ интересная штука. 
Туда и обратно на одной заправке - 400 километров. И это не превышает возможностей вертолёта. Если "там" можно дозаправиться - картина меняется. Мало вертолётов имеют такую дальность. Тем более им недоступна крейсерская скорость в 460 км/час.
Статью, сиречь текст читать - мало. Критически важно увидеть фотографию этого аппарата.

Источник: Техкульт

Редактор: Аббе


artyom

29.06.25 08:35

Согласен, что важно увидеть фотографию этого аппарата. Но и без неё можно много чего сказать.
Весь комплекс узлов вертикального взлёта не используется при горизонтальном полёте - мёртвый груз. Весь комплекс узлов горизонтального полёта не используется при вертикальном взлёте - мёртвый груз. Он может иметь какие-нибудь шансы выжить только для очень узких рыночных ниш. И только при искажённом рынке перевозок. Кроме того, он не для городской среды, а для междугородных перевозок.
Всех желающих позащищать этот проект мысленно направляю изучать различия F-35A (обычный взлёт и посадка) и F-35B (короткий взлёт и вертикальная посадка). Точно такое же убогое поделие.


argus98

29.06.25 10:39

Фотки здесь -> Ссылка

Аббе

29.06.25 13:48

> artyom
Согласен, что важно увидеть фотографию этого аппарата. Но и без неё можно много чего сказать.
Весь комплекс узлов вертикального взлёта не используется при горизонтальном полёте - мёртвый груз. Весь комплекс узлов горизонтального полёта не используется при вертикальном взлёте - мёртвый груз. Он может иметь какие-нибудь шансы выжить только для очень узких рыночных ниш. И только при искажённом рынке перевозок. Кроме того, он не для городской среды, а для междугородных перевозок.
Всех желающих позащищать этот проект мысленно направляю изучать различия F-35A (обычный взлёт и посадка) и F-35B (короткий взлёт и вертикальная посадка). Точно такое же убогое поделие.
Новосибирск. Лето. Город готовят к отопительному сезону. Плюс то, что город во многом остался с улицами шириной от 1910 года.
Так вот. Мои 500 ватт электровелосипеда в пробках уверенно обгоняют автомобили любой степени навороченности.
При всей замечательности схемы "вертолёт с крыши в аропорт и оттуда куда угодно", слабое место пересадка. Да и вертолёт не вершина скоростей.
И здесь самолёт, готовый лететь от выхода из лифта на крыше дорогого офиса на 750-800 километров выглядит решением для регионов с высокой плотностью населения (и городов, имеющих значение).

Тот же президент Ирана, погибший в вертолёте? Кто бы помешал пилоту САМОЛЁТА подниматься вверх по узкой спирали до открытого неба? И уже оттуда лететь на (условно) 650-700 километров? Потратился на взлёт по спирали на высоту, заведомо больше высоты окружающих гор?
Самолёту ничто не мешает иметь герметичный салон. Поддали давление в салоне до стандартного в приземном слое и поднялись на безопасную высоту. Там уже хоть в Баку, хоть на любой аэродром в Иране. Да хотьна шоссе в Иране.
Пустяк ли это?
Различие в скорости между самолётом в 460 км/час и вертолётом с 230 км/час радикальное. И обогнать грозовой фронт, даже если он уже подходит к важному для заказчика месту - полагаю весьма и весьма важным.

Стоит ли это цены в малоиспользуемое оборудование вертикального взлёта и посадки?
Простите, но работа с морскими платформами нефтедобычи в том числ зависит от надёжности связи с берегом. И обогнать надвиающийся шторм или просто уйти с его дороги за счёт дальности - то, что не всегда посильно вертолёту.
Аргумент с Фу-35 вертикального взлёта вообще не выдерживает критики. В реактивного самолёта и взлёт на реактивной струе раскалённых газов. а значит и эффективность такого взлёта скверная. У вертолёта самая большая площадь, ометаемая подъёмным винтом. И ему гораздо легче висеть в воздухе, чем Фу-35. Самолёт же с "кирасой поверх силовой фермы крыла" занимает промежуточную позицию по экономности взлёта/посадки или висения в воздухе.
Если догадаются сделать раздвижными отдельные секции крыла (особенно внешние), можно получить уверенность в полёте на малых скоростях и высотах. Резкий порыв ветра мог бы опрокинуть самолёт? Но, электронные системы управления и электрическая передача мощности на "падающее крыло" даст реактивный выравнивающий момент. Самолёт "сдвинет по траектории вбок", но не сможет опрокинуть.
И это уже само по себе может оказаться любопытным решением для той же сельскохозяйственной авиации.

Повторяю, самолёт важен, прежде всего, как именно демонстратор технологии.
Бизнес самолёт для высшего руководства?
Самолёт скорой помощи. Если за 2 часа на конечной остановке, где нужно забрать пациента, смогут пригнать машину с керосином, то дальность рейса может оказаться в 750-800 километров.
ТАКОЕ сочетание дальности и скорости невозможно нидля какого иного варианта летательного аппарата.
Самолёт нормальной конструкции сядет не везде. Вертолёт не будет иметь ни такой скорости, ни такой дальности.

Самолёт МЧС, как для последствий землетрясения на Сахалине? Лягушачьими прыжками от цистерны керосина на земле до цистерны и окончательный рывок на Сахалин с подбором посадочной площадки с воздуха.
Простите, но 12*15 метров можно найти почти всегда. Спитак, Турция, Сахалин и много чего ещё.
Ну и ВМФ, само собой.


Kotofeich

29.06.25 20:29

судя по фото - типичный пример решения проблемы "в лоб". Нам нужен вертикальный полёт? Ставим кучу движков с горизонтальными пропеллерами. Нам нужен горизонтальный полёт? ставим движки с вертикальными пропеллерами. Соответственно на обоих режимах мы должны ташить мёртвый вес. Это мягко говоря не выгодно да и надежности не прибавляет - все эти движки надо обслуживать, время от времени менять и т.д. В общем, "душеразирающее зрелище".

Но наверное этому можно найти применение, например:

1. продать Пентагону - у него целый триллион в год, надо же куда то деньги девать. Всегда можно обосновать какими-то особенными миссиями. Они вон и B-2 купили аж почти 30 штук.

2. Получить гранты и инвестиции под предлогом демонстрации новых технологий или для песпективного рынка супер-богатых, особенно для всяких олигархов - им все равно бабло некуда девать


Аббе

29.06.25 22:46

> Kotofeich
судя по фото - типичный пример решения проблемы "в лоб". Нам нужен вертикальный полёт? Ставим кучу движков с горизонтальными пропеллерами. Нам нужен горизонтальный полёт? ставим движки с вертикальными пропеллерами. Соответственно на обоих режимах мы должны ташить мёртвый вес. Это мягко говоря не выгодно да и надежности не прибавляет - все эти движки надо обслуживать, время от времени менять и т.д.
Это не заблуждение, это оплата за комбинацию удобств. С площадки размером "для вертолёта" взлететь вертикально и лететь, уже в режиме самолёта. Выехать из большого и плотно забитого автомобилями города в сторону аэропорта - занятие для тех, у кого нервы крепкие.
Долететь до аэропорта на вертолёте? Расход времени на передвижение вертолёта, на пересадку.
Но вот "почти вертолёт" по взлётно-посадочным характеристикам взлетел из аэропорта, сел на крышу дорогого бизнесцентра и полетел по делам заказчика.
Выигрыш времени ввиду скорости прибытия аппарата, выигрыш в том, что не надо возвращаться в аэропорт, не надо пересаживаться.
Мало-мало, а только всё это не минуты, а может десятки минут.
Если это действительно дорогой бизнес-центр, то и о хранилище топлива на крыше подумают. Придетел аппарат, пока заказчик поднимаетс яна лифте аппарат уже дозаправили.
А это всё и есть самое дорогое для руководителей высшего уровня. Время, которое ничем нельзя заменить.
Если полёт на какой то объект "в полях", то там может быть свой кусок бетонного шоссе. И посадка/взлёт без вертикальности.
Если полёт в аналогичный бизнес-центр, тут уже посадка и немедленно в лифт. Потерь времени почти ноль.
За всё надо платить.
Оспрей 22 такому аппарату не конкурент. ( в смысле в нише бизнес-самолёта).

ЕСЛИ такие машины пойдут массово, то для МЧС и для Скорой помощи "для ближайших райцентров" они будут незаменимы.

Новосибирская область? Ссылка С Запада на Восток - 642 километра.
Расстояние от Новосибирска до райцентра самого западного района УстьТарки Ссылка по прямой 461 километр. Час полёта.
То есть, Новосибирская область накрывается таким самолётом скорой помощи полностью. Ставь на самолёт посадочные места под реанимационное оборудование и держи в областном аэропорту две таких машины на любой острый случай.

Есть нужда - руководство области летит куда надо.
Есть нужда - это самолёт МЧС.
Есть медицинская нужда?

Созвонились по горячей линии, подотовили самолёт к работе. За это время в облбольнице уже соберут нужное оборудование. Прилёт из ангара в Толмачёво на посадочную площадку на крыше здания Облбольницы (16 километров) едва ли более 10 минут. Поставили (закинули) в самолёт оборудование и трёх (четырёх???) специалистов.
Взлёт и полетели.
Пока полёт - развешали да закрепили оборудование, скачали информацию на пациента, получили в воздухе все нужные сведения и рекомендации.
ВСЁ.
Прилетели, забрали пациента, если надо - дозаправились. Взлёт и обратно на крышу.... В городе и рядом с городом очень разные клиники.
Кардиология Мешалкина, офтальмология "Клиника микрохирургии глаза", инфекционная, горбольница и облбольница.
Это что вспомнил за минуту.

20 минут на подготовку аппарата и 10 минут на прибытие за оборудованием и медиками. Час или час-двадцать на полёт в самые дальние края области. Десять минут на дозаправку (если нужна) и внос пациента. Час- или час-двадцать на обратный полёт.

Получается что то не более 3 часов и тридцати минут в самом скверном варианте.
А как прорываться по городу, так это я вижу по одному-два раза в неделю. Еду на вездепроходящем электровелосипеде и ... Удивляюсь.

Ну и как оно? Дорогое, но
решение срочной доставки в нужную клинику пациента с любого края области.


Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям